Тема 2. Проблема обучения и развития в психологии
Тест для проверки усвоения темы:
В работе с тестом см. лит-ру: Зимняя И. А. Педагогическая психология: Учеб.- М.: Логос, 2001. с. 91-96, 56-74; Лекции по педагогической психологии
1. По поводу соотношения обучения и развития У. Джеймс, Дж. Уотсон, К. Коффка считали, что:
а) обучение и есть развитие
б) обучение — это только внешние условия созревания, развития
в) обучение и воспитание играют ведущую роль в психическом развитии ребенка
г) обучение лишь пассивно следует за психическим развитием
2. Существенное влияние в 20-х гг. на педологию оказал .... подход к психическому развитию:
а) биологизаторский в) теория «двух» факторов
б) социологизаторский г) когнитивистский
3. Психическое развитие и обучение отождествлял:
а) Ж. Пиаже в) Дж. Брунер
б) Э. Торндайк г) П. П. Блонский
4. Один из концептуальных принципов современного обучения — «Обучение не плетется в хвосте развития, а ведет его за собой» — сформулировал:
а) Л. С. Выготский в) Б. Г. Ананьев
б) Л. С. Рубинштейн г) Дж. Брунер
5. Уровень актуального развития характеризуют:
а) обученность, воспитанность, развитость
б) обучаемость, воспитуемость, развиваемость
в) самообучаемость, саморазвиваемость, самовоспитуемость
г) обученность, обучаемость
6. Способность учащегося к усвоению знаний, восприимчивость к помощи друга, активность ориентировки в новых условиях, переключаемость с одного способа работы на другой — это показатели:
а) обучаемости в) воспитуемости
б) развитости г) развиваемости
7. Откликаемость учащегося на побуждения к дальнейшему умственному развитию, исходящие извне, а также переключаемость с одного плана мышления на другой - это показатели:
а) обучаемости в) развиваемости
б) развитости г) воспитуемости
8. С одной стороны — результат предыдущего обучения и прошлого опыта, с другой - цель (конечная или промежуточная) предстоящего обучения — это:
а) обученность в)обучаемость
б)воспитанность г)воспитуемость
9. Активность ориентировки в новых условиях характеризует:
а) вид обучаемости в) этап обучаемости
б) уровень обучаемости г) форма проявления обучаемости
10. Обучаемость к способам предметной деятельности понимается как:
а) вид обучаемости в) этап обучаемости
б) уровень обучаемости г) форма проявления обучаемости
11. Учебная деятельность является ведущей деятельностью в:
а) младшем школьном возрасте в) старшем подростковом возрасте
б) младшем подростковом возрасте г) юношеском возрасте
12. Проблемы взаимосвязи в познавательной деятельности восприятия и мышления; изучал(и) в отечественной психологии:
а) С. Л; Рубинштейн, С. Н. Шабалин в) Л. В. Занков
б) А. А. Смирнов, П. И. Зинченко г) Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов
13. Вопросы взаимосвязи в познавательной деятельности памяти и мышления в отечественной психологии анализировали:
а) С. Л. Рубинштейн, С. Н. Шабалин 6) А. Н. Леонтьев, Л. В. Занков
в) Н. А. Менчинская, Е. И. Кабанова-Меллер г) Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов
14 .Особенности развития мышления и речи дошкольников и школьников в отечественной психологии исследовали:
а) С. Л. Рубинштейн, С. Н. Шабалин в) А. Р. Лурия, А. В. Запорожец
б) А. Н. Леонтьев, Л. В. Занков г) Н. А. Менчинская, Е. И. Кабанова-Меллер
15. Психолого-педагогические факторы готовности детей к школьному обучению выявлены:
а) Л. А. Венгером, Д. Б. Элькониным в) Д. Н. Богоявленским
б) Л. И. Божович г) В. В. Давыдовым
16. Психолого-педагогические критерии эффективности обучения систематизировала:
а) Н. А. Менчинская в) Н. Ф. Талызина
б) И. С. Якиманская г) Е. И. Кабанова-Меллер
17. В современной концепции обучения тезис «Научить знаниям» заменен тезисом «Научить…»
а) основными навыками
б) делать выводы в соответствии с полученными знаниями
в) получать знания
г) контролировать знания
18. Одним из принципов развивающего обучения, по Л.В. Занкову, является принцип:
а) ведущей роли практических умений
б) обучения на высоком уровне сложности
в) наглядности
г) работы над развитием отстающих учащихся
19. Правило, предписывающее последовательность элементарных действий, однозначно понимаемых и исполняемых всеми, называется:
а) фреймом в) степом
б) ни один из ответов не верен г) алгоритмом
20. Целенаправленная, последовательная передача общественно – исторического опыта в специально организованных условиях называется:
а) учением в) учебной деятельностью
б) научением г) обучением
Тема 3. Психологическая сущность и структура учебной деятельности