Экстремальная прикладная социальная психология
Многие сферы жизнедеятельности в силу внутренних и внеш-них опасностей и угроз иногда становятся экстремальными. В на-стоящее время в России практически все сферы находятся в экс-тремальном состоянии. Поэтому есть все основания говорить непросто о действиях практических социальных психологов в экстре-мальных ситуациях, а о необходимости создания экстремальнойприкладной социальной психологии как самостоятельной отрасли.
Экстремальные ситуации требуют спецификации социально-психологической диагностики, психотехники воздействия и про-ведения консультирования, т. е. всех основных направлений про-фессиональной деятельности практических психологов.
Диагностика социально-психологических явлений в экстремаль-ных ситуациях имеет свою специфику.
В этих условиях из-за цейтнота нельзя создать программу диаг-ностики. Действия практического психолога определяются пла-ном на случай чрезвычайных обстоятельств. Методы и методикив этих условиях вообще не применимы, за исключением видео-съемки, анализа социальной симптоматики, ретроспективного под-хода и т.д. Иногда сами экстремальные ситуации выполняют диаг-ностирующую роль. В этих условиях личность «обнажается». Надотолько все это зафиксировать.
В экстремальных ситуациях работают не психотерапия и тре-нинги, а методы специальных операций контрпропагандистскогохарактера. Именно они применяются во время боевых действий, вборьбе с преступностью. Допускается здесь и «шоковая терапия».
Большое значение в экстремальных ситуациях имеют и специ-альная психологическая помощь, и реабилитационная работа, исоциальная помощь беженцам из «горячих точек» в целях их адап-тации, участникам боевых действий, получившим тот или инойсиндром, а также "специальные меры по поддержанию морально-психологического духа населения и специальных подразделений вусловиях боевых действий, террористических актов, а также в при-фронтовой полосе.
Все зависит от целей социально-психологического воздействия вэкстремальных ситуациях: в одном случае надо поддержать человека,помочь; в другом - присечь, например, слухи, панику; в третьем -провести переговоры; в четвертом - развенчать, шокировать против-ника; в пятом - оказать содействие в адаптации к новой культуре.
Как известно, экстремальные ситуации возникают в силу раз-личных причин.
По источнику происхождения выделяют следующие экстремаль-ные ситуации:
1) природные (лесные пожары, наводнения, землетрясения, сели,ураганы, снежные заносы, цунами, засуха, экологические бедствия);
2) техногенные (аварии, катастрофы);
3) эпидемиологические (эпидемии, вспышки инфекционных за-болеваний);
4) социальные (терроризм, захват заложников, социальные кон-фликты (забастовки), гражданское неповиновение, гражданскаявойна).
Данные экстремальные ситуации могут накладываться друг наДРУга и проявляться в различных формах социальной напряжен-ности.
Можно выделить следующие формы проявления социальнойнапряженности и типы реагирования на ее возникновение:
1) определенные социально-демографические процессы (рож-даемость, смертность, продолжительность жизни);
2) криминальные последствия;
3) психологические настроения, а именно: тревога, массовоенедовольство или депрессия, паника, агрессия или надежда на чудо;
4) недоверие к власти, ее представителям;
5) поведенческий аспект, связанный с протестом.
Можно также выделить три уровня развития социальной на-пряженности: низкий - практически не влияющий на общественнуюстабильность и безопасность; средний - заметно влияющий нажизнедеятельность общества; высокий - дезорганизующий функ-ционирование социальных институтов и общностей. Опасностьпредъявляет особые требования к личности практического психо-лога, его профессиональной деятельности и готовности.
Чтобы действовать грамотно в экстремальных ситуациях, прак-тический социальный психолог должен быть адаптирован к ним,обладать стрессоустойчивостью и социально-психологической ком-петентностью [30].
В экстремальных ситуациях, возникающих в силу действия при-родных, техногенных и эпидемиологических факторов, практиче-ским социальным психологам приходится сталкиваться с такимиявлениями, как паника, слухи, посттравматический синдром.
Паника - реакция массового страха. В своем развитии она про-ходит несколько стадий. Практический социальный психолог обя-зан в случае необходимости дать рекомендации по ее пресечению.
Посттравматический синдром возникает как в период экстре-мальных ситуаций, так и после их окончания. Например, послеземлетрясения в Армении 86% обследованных, переживших зем-летрясение, первые 5-10 дней находились в состоянии заторможен-ности, с трудом осмысливали происходящее; 36% из тех, кто по-терял близких родственников, потеряли память на события пер-вых нескольких дней после землетрясения.
Психологические реакции на экстремальные ситуации различ-ны. Выделяют несколько типов стрессовых реакций, от дистрессо-вых состояний и даже психологических расстройств до состояния
мобилизованности.
Психологическую помощь пострадавшим в экстремальных си-туациях в первую очередь должны уметь оказывать психологи, ра-ботающие в МЧС, МО, МВД РФ, здравоохранении. Главными прин-ципами оказания помощи являются: безотлагательность, приближен-ность к месту событий, ожидаемость восстановления нормальногосостояния, единство и простота психологического воздействия.
Безотлагательность означает, что помощь пострадавшему долж-на быть оказана как можно быстрее: чем больше времени пройдет
со времени травматизации, тем выше вероятность возникновенияхронических расстройств (алкоголизм, наркотические средства).
Смысл принципа приближенности состоит в оказании помощибез смены обстоятельств и социального окружения, минимизацииотрицательных последствий «госпитализма».
Ожидаемостъ: с лицом, перенесшим стрессовую ситуацию,следует обращаться не как с пациентом, а как с нормальным чело-веком. Необходимо поддержать уверенность в скором возвраще-нии нормального состояния.
Единство психологического воздействия подразумевает, чтоего источником должно выступать либо одно лицо, либо унифи-цированная процедура обращения.
Психологическое воздействие направлено на то, чтобы отвестипострадавшего от источника травматизации, обеспечить безопас-ное окружение и возможность быть выслушанным.
Для снятия посттравматического стресса проводятся психоло-го-реабилитационные курсы, т.е. оказывается социальная и пси-хологическая помощь. Эти меры могут включать в себя психо-диагностику, консультирование, психотерапию, дибрифинги.
Дибрифинг - метод работы с групповой психической травмой(Дж. Митчелл). Цель дибрифинга заключается в сведении к мини-муму последствий патогенного источника на группу путем орга-низованного обсуждения происшедшего события.
При этом используют и групповые методики, и санаторно-курортное лечение, и восстановление в специальных центрах [16].Такая помощь должна оказываться не только пострадавшему, нои его семье, близким родственникам и т.д.
В последнее время наиболее часто возникают экстремальныеситуации, являющиеся социальными по своему происхождению.Имеются в виду терроризм, в том числе политический, захват за-ложников, забастовки, гражданские формы протеста и неповино-вения, межнациональные конфликты, массовые беспорядки, очагигражданской войны.
Важную роль в урегулировании социальных конфликтов, осво-бождении заложников могут сыграть практические социальныепсихологи. При этом неоценимое значение имеет их социально-психологическая компетентность. Последняя позволяет грамотнопроводить переговоры; правильно составить обращение к толпе;использовать специальные мероприятия контрпропагандистскогохарактера в условиях боевых действий, информационной борьбы,психологического противоборства.
Переговоры имеют различные цели: урегулирование трудовыхконфликтов, освобождение заложников и т.д.
В настоящее время издана обширная литература об этапах, тех-нике проведения переговоров (Н.В.Гришина, М.М.Лебедева и др.),в частности, практика проведения переговоров подробно освеще-
на в книге «Основы социально-психологической теории» под ред.А. А. Бодалева, А. Н.Сухова (Рязань, 1995.-С. 100, 109,236-240).
Весьма непростую задачу представляет собой обращение к толпе ипсихологическое воздействие на участников массовых беспорядков.
Психологическое воздействие в целях предотвращения и пре-сечения массовых эксцессов распадается на несколько этапов.
На первой стадии воздействие направлено на предотвращениеперерастания социальной напряженности в эксцессе; сдерживаниеэкстремальной ситуации посредством обращений к гражданам, ве-дения с ними переговоров, организации специальных мероприятий.
Следует иметь в виду, что в основе большинства экстремаль-ных ситуаций лежат социальная напряженность и конфликты.Поэтому практический социальный психолог должен быть гото-вым к участию в урегулировании социальных конфликтов.
Специалисты в области конфликтов должны опираться на спе-циальную теорию.
В этом контексте особое значение приобретают прогнозирова-ние, картография социальных конфликтов, анализ их причин воз-никновения, практики разрешения.
При возникновении межнациональных конфликтов с примене-нием оружия можно спровоцировать ситуацию и привести к эска-лации конфликтов путем дезинформации, запуска слухов. Поэто-му особая ответственность ложится на средства массовой инфор-мации в условиях не только чрезвычайного положения, но и со-циальной напряженности. Здесь предельно остро встает вопрос обобъективности информации и корректности подачи материала.И здесь особая роль принадлежит практическим психологам. Ра-зумеется, речь не идет об особом режиме работы средств массовойинформации, и тем более об их ограничениях.
Экстремальная прикладная социальная психология связана нетолько с практикой, но и с общением, профессиональной подго-товкой специалистов.
Главная цель экстремальной прикладной социальной психоло-гии как учебной дисциплины должна состоять в формированиибезопасного поведения личности и групп. При этом можно с успе-хом опираться на курсы «Безопасность жизнедеятельности» и
«Безопасность человека» [2].
В то же время следует осуществлять специальную подготовкуспециалистов по действиям в экстремальных ситуациях, по фор-мированию у них стрессоустойчивости и других свойств.
Одним из экстремальных факторов в условиях социальной на-пряженности и конфликтов является проблема адаптации «бе-женцев» из «горячих точек», переселенцев, эмигрантов и вообщемежкультурного взаимодействия.
Процесс приспособления к новой культурной среде довольночасто сопровождается невротическими и психосоматическими
расстройствами, девиантными и деликвентными отношениями,
«культурным шоком», «культурной утомляемостью», «шоком пе-рехода».
Процесс адаптации к новой культуре включает три основныхэтапа. Первый характеризуется энтузиазмом и приподнятым на-строением, второй - фрустрацией, депрессией и чувством замеша-тельства, переходящим в чувство уверенности и удовлетворения(Т. Г. Стефаненко).
Степень конфликтности и продолжительности адаптации к но-вой культуре зависит от социально-психологических характери-стик переселенцев и особенностей своей и чужой культур.
С.Боккер описал четыре варианта адаптации к новой культурес учетом последствий межкультурного взаимодействия: 1) гено-цид, т.е. уничтожение противостоящей группы; 2) ассимиляция,т. е. постепенное добровольное или принудительное принятие тра-диций до полной идентификации с другой ментальностью; 3) сегре-гация, т.е. курс на раздельное развитие групп; 4) интеграция, т.е.
сохранение группами своей культурной идентичности при объе-динении в единое сообщество.
Исходя из этого, выделяются следующие типологии пересе-ленцев:
1) «перебежчики», отбрасывающие собственную культуру;
2) «шовинисты», не признающие чужой культуры;
3) «маргиналы», колеблющиеся между двумя культурами;
4) «посредники», синтезирующие обе культуры.
В настоящее время имеются различные программы, способст-вующие адаптации к новой культуре. Среди них выделяют про-свещение, ориентирование, инструктаж, тренинг и «культурныйассимилятор».
Цель просвещения - приобретение знаний о культуре, этниче-ской общности и др.
Межкультурный тренинг решает две главные задачи:
- знакомство с межкультурными различиями;
- повышение социально-психологической компетентности всфере культурных различий.
Цель «культурного ассимилятора» - научить человека видетьситуации с точки зрения членов чужой группы, понимать их кар-тины мира. Поэтому данный метод предлагают называть техникоймежкультурной сенситивности.
«Культурные ассимиляторы» состоят из описаний ситуаций (от37 до 100), в которых взаимодействуют персонажи из двух куль-тур, а также представлены четыре интерпретации поведения пер-сонажей каждой ситуации.
Проблема межкультурного взаимодействия не сводится к ак-культурации т.е. к культурным изменениям. Реально она сущест-вует в виде осложнений в межнациональных отношениях. Куль-
турные различия между этническими общностями нередко приво-дят к конфликтам. При этом межнациональные конфликты имеютне только социально-психологическую природу, но во многом объ-ясняются экономическими и политическими причинами. Поэтомуих разрешение связано с государственным устройством России,обеспечением национальной безопасности всех граждан странынезависимо от их культурной и религиозной принадлежности.
Литература
1. Абашкина Е.А., Егорова-Гантман Е.В., Косолапова Ю. и др. Политикамине рождаются: как стать и остаться эффективным политическим лидером. - М,
1993.-Т. 1,2.
2. Безопасность человека / Под ред. Л.И.Шершнева. - М., 1994.
3. Государственная служба социальной, педагогической и психологическойпомощи: Концепции и точки зрения: Сб. рабочих материалов. - М, 1996. - Ч. 1.
4. Егорова-Гантман Е„ Минтусов И. Политическое консультирование. -
М., 1999.
5. Егорова-Гантман Е„ Плешаков К Политическая реклама. - М., 1999.
6. Заславская Т.Н. Стратификация современного российского общества:Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения //Информационный бюллетень. -№1.-1996.
7. ЗымичевА.И. Психология политической борьбы. - СПб., 1993.
8. Иванов В.И. Политическая психология. - М., 1990.
9. Имидж лидера: Психологическое пособие для политиков / Под ред.Е.В.Егоровой-Гантман. - М., 1994.
10. Кабанов М.М., Лычко А.Е., Смирнов В.М. Методы психологической диа-гностики и коррекции в клинике. - М., 1983.
11. Как приспособиться к технологическим изменениям // Как добитьсяуспеха / Под ред. В.Е.Хруцкого.-М., 1992.
12. Как работают японские предприятия / Под ред. Я.Мондена, Р. Сиба-
кавы.-М., 1989.
13. Квасенко А.В., Зубарев Ю.Г. Психология больного. - Л., 1980.
14. Ковлер А.И. Избирательные технологии: российский и зарубежный
опыт.-М., 1995.
15. Ковлер А.И. Основы политического маркетинга: (Технология органи-зации избирательных кампаний). - М., 1993.
16. Котенев И.О. Психологические реакции работников милиции в чрез-вычайных обстоятельствах и постстрессовые состояния: предупреждение ипсихологическая коррекция // Психопедагогика в правоохранительных орга-нах. - 1966. -№ 1(3).
17. Котлер Ф. Основы маркетинга. - М., 1992.
18. Крамник В.В. Социально-психологический механизм политической
власти. -Л., 1991.
19. Кричевский Р.Л. Если Вы -руководитель. - М., 1996.
20. Магазаник Н.А. Искусство общения с больным. - М., 1991.И.Минделл А. Лидер как мастер единоборства (введение в психологию
демократии) / Пер. с англ. - М., 1993. - Ч. 1,2.
22. Николаев В.В. Влияние хронической болезни на психику. - М., 1987.
23. Политиками не рождаются: как стать и остаться эффективным полити-ческим лидером /Под ред. Е.В.Егоровой-Гантман. -М., 1993. -Ч. 1,2.
24. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании:Учеб. пособие. - М., 1995.
25. Рощин С.К. Западная психология как инструмент идеологии и полити-ки. - Мм 1980.
26. Сборник психодиагностических методик для психологов системы на-родного образования. - СПб., 1993.
27. Синк С Управление производительностью: планирование, измерение иоценка, контроль и повышение, - М., 1989.
28. Современная психология. - М., 1999.
29. Сухов А.Н, Институт власти как объект социально-психологическогоисследования // Материалы научно-практической конференции «Интегратив-ная антропология в решении задач здорового образа жизни». - М., 1995.
30. Сухов Л.Н, Социально-психологическая компетентность сотрудниковОВД как условие их эффективной деятельности в экстремальных условиях.Деятельность сотрудников ОВД в экстремальных условиях. - Ростов н/Д,1995.
31. Ташяыков В.А. Психология лечебного процесса. - Л., 1984.
32. Телешевский М.Э. Глазами больного. - Киев, 1985.
33. Урванцев Л.П. Психология в работе врача. - Ярославль, 1993.
34. Феофанова О.А. США: реклама и общество. - М., 1974.
35. Харды И. Врач-сестра-больной. - Будапешт, 1981.
36. Что такое современный маркетинг // Как добиться успеха / Под ред.В.Е.Хруцкого. - М, 1992.
37. Шестопал Е.Б. Очерки политической психологии. - М„ 1990.
38. Шнайдер Г. Криминология. — М., 1994.
39. Юрьев А.И. Введение в политическую психологию. - СПб., 1992.
40. Яковлева Н.В., Коновалов О.Е., Гусева О.В. О социально-психологи-ческой готовности врачей к введению бюджетно-страхов ой медицины // Здра-воохранение Российской Федерации. - 1993. - № 7.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Идея о написании отечественной прикладной социальной пси-хологии витала буквально в воздухе. Интересы практики и учеб-ного процесса требовали создания соответствующего учебного по-собия.
Необходимо было собрать воедино, в систему все то, что имелоотношение к прикладной социальной психологии, причем собратьматериалы не в виде очередного альманаха методик, т.е. в однубесформенную кучу, груду тестов, а с обоснованных в теоретиче-ском отношении позиций.
Если раньше отечественная социальная психология страдалаот монополизма, то теперь возникла другая крайность - стихия.Поэтому сегодня необходимы сравнительная социальная психо-логия, «теоретический коридор», по которому должно идти раз-витие прикладной социальной психологии. Данное учебное посо-бие представляет собой в определенной степени одну из версийотечественной прикладной социальной психологии.
Так, до конца не выдержан теоретический подход, связанный снеобходимостью учета специфики социально-психологических яв-лений. Видимо» в будущем будет создана «Прикладная социальнаяпсихология образования» и т.д. Это первое обстоятельство, вы-зывающее некоторую неудовлетворенность. Второе касается про-блемы специализации в области психодиагностики, консультиро-вания и психотехники воздействия в рамках какой-либо научнойшколы, ориентации. Упорядочение материала и профессиональ-ной деятельности с этой точки зрения крайне важно в будущем.
Кроме того, по соображениям объема пришлось, по существу,совместить две книги в одну - о прикладной социальной психоло-гии как социальной практике, учебной дисциплине и теории.
Разумеется, это не рядоположенные вещи. Задачи, стоящие пе-ред каждым из аспектов прикладной социальной психологии, со-вершенно разные.
Первая - практических социальных психологов вооружить зна-ниями о схеме изучения объектов, готовой надежной методикой ипроцедурой ее применения.
Вторая - дать знания о социально-психологической диагности-ке, консультировании и психотехнологиях и сформировать уменияпо их использованию.
Третья - научно, сервисно обслужить как практику, так и обу-чение.
Собственно, и литература должна быть соответствующей: науч-но-регламентирующей, инструктивной, учебно-методической и на-учной. Но сегодня возможно в силу различных обстоятельств лишьсовмещение указанных разновидностей литературы о прикладнойсоциальной психологии. Такой компромиссный подход позволяет
ее использовать и на практике, и в учебном процессе, и в научныхцелях. По мере накопления опыта, подготовки учебных изданий,разработки теории в области прикладной социальной психологиивозникнут условия для издания работ, отвечающих всем требова-ниям мировых стандартов.
Тем не менее в данном учебном пособии освещен круг наибо-лее важных, узловых вопросов, относящихся к компетенции при-кладной социальной психологии. Создан каркас, несущая конст-рукция данной отрасли психологии. В нем раскрыты возможно-сти изучения конкретных социально-психологических явлений, ане просто методик; установлен баланс между организационным ипсихотерапевтическим подходом. Намеченный теоретический «ко-ридор» позволяет решать практические вопросы и проблемы обуче-ния основам прикладной социальной психологии более квалифи-цированно.
Таким образом, можно сказать, что в учебном пособии дан тотдостаточный минимум, который позволяет практическим соци-альным психологам решать реальные проблемы в конкретных
сферах, а профессорско-преподавательскому составу осуществлятьих подготовку.