Прикладная социальная психология в сфере экономики

Прикладная социальная психология взаимодействует с экономи-кой на трех уровнях: макроэкономическом (сопровождение но-вовведений в экономической системе, изучение и формированиеобщественного мнения); среднем (развитие организаций, маркетин-говая деятельность); личностном (консультирование и обучениепредпринимателей, менеджеров и руководителей).

Макроэкономика и прикладная социальная психология особенноэффективно взаимодействуют в условиях глобальных перемен вобщественной жизни, в условиях так называемого переходногопериода. Любые мероприятия на социальном уровне наиболееуспешно и быстро осуществляются только в том случае, когда ха-рактер этих мероприятий соответствует системе национальныхнорм и ценностей, социальных стереотипов и мифов. Изучение спе-цифических особенностей восприятия обществом экономическихвнедрений, построение социальных прогнозов, проведение соци-ально-психологических экспертиз и выдача рекомендаций власт-ным структурам позволяют быстро провести изменения. Сегодняв нашей стране основной проблемой является отсутствие широкихдостоверных национальных исследований в области экономиче-ской психологии, в то время как зарубежный опыт используется

без учета российской специфики.

Для прикладной социальной психологии представляет интерестакая проблема макроэкономики, как построение гармоничнойсистемы экономических отношений в виде рынка определенного

типа.

Условно можно выделить два базисных типа общественно-экономических отношений: «восточный» и «западный». Для тако-го разделения подходит критерий выраженности в обществеидеала коллективности-индивидуальности. И если коллектив-ность в любых делах желательна в «восточном» обществе, то в«западном» идеалом служит образ сильного и успешного индиви-дуалиста.

«Восточная», в частности японская, экономика в большой сте-пени ориентирована на общественное, групповое сознание, на до-стижение совместного благополучия. Работник японской фирмысклонен настолько тесно отождествлять себя с предприятием, чтона вопрос о занятии (профессии, должности) называет фирму, вкоторой он работает [12]. «Западная» экономическая система ра-ботает в соответствии с идеалом индивидуального продвижения и

успеха в жизни.

Основные различия двух типов рыночных отношений представ-лены в сравнительной таблице.

«Восточный» тип «Западный» тип

рыночных отношений рыночных отношений

1. Преимущество кровного родства, 1. Преобладание демократическихI четкая иерархия ______________отношений («все равны»)

2. Совместное принятие решений 2. Единоличное принятие решений

3. Важность общественной поддерж- 3. Принцип «Выживает сильнейший»

| ки или осуждения______________________________________________

4. Слабое, но «распространенное» в 4. Сильное государство, на равных

| экономике государство____________участвующее в экономической жизни

5. Индивидуальное благополучие 5. Общественное благополучие дости-достигается через общественное бла- гается через частный интересгосостояние

6. Конкуренция на основе сотрудни- 6. Жесткая конкуренция

I чества_____________________________________________________

7. Маркетинг: «Пусть говорят про- 7. Маркетинг: «Пусть говорят това-

I давцы»_______________________| ры»__________________________

Эти два противоположных типа экономической системы обра-зуют континуум, в поле которого располагаются (условно) ры-ночные системы различных стран.

Примерами успешных экономических систем, представляющихпротивоположные полюса этого континуума, являются японскаяи американская экономические модели.

Интересна история формирования японского стиля управле-ния, который в значительной степени повлиял на эффективностьнациональной экономики. Он синтезировал традиционные куль-турные ценности и передовые западные технологии управления.

После Второй мировой войны Япония оказалась в режиме аме-риканской оккупации. Предприятия были разрушены, старые до-военные управленческие кадры подверглись «чистке». На их местопришли молодые администраторы, которые попытались не толь-ко творчески применить предвоенный опыт к новым условиям, нои воспринять новые идеи. Американские методы, которые внача-ле внедрялись без учета национальной психологии, оказались не-удачными. Вместе с тем они способствовали формированию осо-бого стиля мышления.

В результате проведенных реформ японская система управлениявобрала в себя особенности национальной и американской моде-лей. В частности, она включает в себя элементы, не свойственные

американскому подходу к управлению экономикой: пожизненныйнайм работников и процесс коллективного принятия решений.

Успех экономических нововведений определяется степеньюих соответствия национальной психологии, ментальное™. По-этому необходима квалифицированная социально-психологиче-ская экспертиза проводимых реформ с учетом российской менталь-ное™.

часть 4:

Наряду с деятельностью по оказанию помощи властным струк-турам, связанной с повышением их социально-психологическойкомпетентности, практический социальный психолог имеет боль-шие возможности в работе с населением, перед которым стоит за-дача адаптироваться к происходящим изменениям. Просвещениелюдей через средства массовой информации, популярную литера-туру относительно способов и методов приспособления к новымусловиям является важным фактором социальной психогигиены,снятия социальной напряженности [6].

Для экономической психологии большое значение имеет про-блема человеческих ресурсов, рынка труда. Негативное влияниена данную проблему оказывает массовая безработица.

В связи с этим необходима разработка масштабных социаль-ных программ, направленных на поддержку безработных не толькочерез материальное субсидирование, но и с помощью социально-психологических методов (в том числе участие в учебных группахпо освоению навыков общения, психологической реабилитации иадаптации к быстро меняющимся условиям жизни, профориента-ция населения, освоение новых профессий и т.д.).

С точки зрения экономической психологии представляет инте-рес анализ рыночных отношений и деятельности экономическихинститутов, причем как в норме, так и в условиях деформации.

Что касается работы практического социального психолога насреднем экономическом уровне, то в качестве важной можно выде-лить проблему нововведений в организациях, поскольку именноспособность гибко ориентироваться на рынке обеспечивает эко-номический успех. Не каждая организация может пойти на внут-ренние изменения даже ради преуспевания. Иногда требуется спе-циальный комплекс предварительных воздействий и психологиче-ской работы с персоналом, чтобы подготовить организацию к но-вовведениям. Существует классификация, выделяющая два основ-ных типа организаций: механистический и органический [11].Свойства организации, основанной на механистической системеуправления, следующие:

1) организация основана на формальном разделении труда;

2) общие цели разлагаются на частные подзадачи, выполнениекоторых не зависит от решения общих задач;

3) организация строится по иерархическому принципу, преоб-ладают вертикальные потоки информации;

4) деятельность работников регламентируется формализован-ными правилами;

5) контроль и наиболее важная информация концентрируютсяближе к вершине организационной иерархии.

Такой тип организации долгое время считался наиболее эффек-тивным, однако со временем стало ясно, что механистическая мо-дель не подходит для решения задач обновления.

Для целей активизации человеческого фактора пригодна иная,во многом противоположная модель - органическая:

1) в организации происходят постоянное перераспределение икорректировка целей, индивидуальных задач и сфер ответствен-ности;

2) преобладают горизонтальные коммуникации и неформаль-ные связи;

3) делается ставка на инициативу исполнителей;

4) главное - развитие персональных качеств работников, их по-тенциала.

Прикладная социальная психология на настоящем этапе спо-собна успешно участвовать в решении проблем нововведений ворганизации через консультирование, обучение персонала, про-светительскую деятельность.

Одной из задач экономической психологии является формиро-вание управленческой компетентности руководителей организа-ции, в частности умений по разрешению социальных конфликтов,профилактике и предотвращению забастовок, принятию решенийв условиях рынка, планированию стратегического развития орга-низации и маркетинга, управлению корпорациями, предприятия-ми и персоналом.

Другая важная сфера взаимодействия прикладной социальной

психологии и экономики - маркетинг. Потребность в нем всебольше ощущается в России, которая уже пережила время дефи-цита. На рынке развивается конкуренция между импортными иотечественными товарами, между качественными и очень качест-венными продуктами, между разнообразными изделиями и услу-гами разных предприятий.

Сегодня нужно заботиться не только о снижении цен, но и о по-вышении качества, об улучшении хотя бы некоторых свойств про-дукции. Причем надо заранее знать, какие именно свойства волнуютпотребителя в первую очередь. Для этого и нужен маркетинг [36].

Выделяется два основных подхода к производству товаров: про-изводить принципиально новую продукцию и создавать новыйрынок спроса и производить тот товар, который покупают потре-бители. В первом случае важно делать акцент на информационнуюподготовку потенциальных потребителей, просвещение и пропа-ганду тех товаров или услуг, которые вы собираетесь предложить.Во втором случае большое значение имеют активное изучениерынка сбыта, существующего положения на этом рынке, анализ ипрогнозирование потребностей населения.

За рубежом проводится множество маркетинговых исследова-ний различного масштаба, начиная с изучения реального и потен-циального спроса на определенный товар в небольшом городке изакачивая общенациональными исследованиями ценностей и об-раза жизни населения [36].

Целью маркетингового исследования является понимание по-требностей, особенностей восприятия, мировоззрения клиентоворганизации, ее конкурентов, дилеров и других значимых для фир-мы людей [17]. Больница хочет знать, положительно ли настроенык ней люди, живущие в зоне ее обслуживания; политическая орга-низация желает установить, что думают избиратели о ее канди-датах.

Кроме проведения маркетинговых исследований в системумаркетинговой деятельности входят такие мероприятия, как сег-ментирование рынка, выбор целевых сегментов и позициониро-вание товара, анализ факторов макро- и микросреды организа-ции, изучение и прогнозирование моделей покупательского пове-дения, реклама и пропаганда товара, разработка эффективнойкоммуникации и многое другое [17]. Участие специалиста по при-кладной социальной психологии в этих мероприятиях позволяетпровести их более квалифицированно и успешно.

В целях повышения производительности все большее значениеприобретают методы расширения участия работников на всехуровнях организации. Один из таких методов, привнесенный вэкономическую западную культуру из Японии, - кружки качества.В середине 50-х годов в Японии началась интеграция наук о пове-дении в обществе с понятиями контроля качества. Если говоритькоротко, кружки качества осуществляют выявление проблемы, сбори анализ данных, выработку решений, оценку достоинств решений,представление рекомендаций и реализацию решений [27]. Наибо-лее существенной особенностью кружков качества является то, чтоони позволяют вовлечь более широкий круг работников в процессрешения проблем. Для этого необходимо обучение руководителейгрупп или кружков и организаторов-специалистов по групповойдеятельности и методу кружков качества, которые обеспечиваютразработку и совершенствование программ.

Группы собираются в определенное время с определенной пе-риодичностью, определяют актуальную для повышения произво-дительности проблему и приступают к ее разработке. На опреде-ленном этапе к решению проблемы подключаются руководящиеработники и оценивают результаты деятельности кружка. Опытпоказывает, что большинство предложений к моменту представ-ления их руководителям отработаны настолько тщательно, чтопринимаются 80-90% проектов.

Специалист в области прикладной социальной психологии уча-cfByeT в организации работы кружков качества, проводя так на-

зываемые методические консультации. Различают три основныеформы таких консультаций:

1) консультант работает с группой в тесном контакте, сообщаетей результаты анализа методов работы группы и тонко подводит еек необходимости искать более эффективные методы. Обычно такиеконсультации описывают в виде конкретных ситуаций, с трудомподдающихся обобщению;

2) образование бригад направлено на долгосрочные изменениясоциального климата в группе и формирование более адекватныхмежличностных отношений;

3) целенаправленные консультации, когда участники подклю-чаются к тщательно разработанной стратегии с целью эффектив-ного решения проблем. Консультант воздействует на состав иразмер группы, тщательно структурирует проблему, стоящую пе-ред группой [27].

Для российской реальности кружки качества - дело перспективы.Небольшие мобильные группы людей на разных уровнях организа-ции, работая по этому методу, способны находить нетривиальныерешения сложных проблем развития организации, анализироватьпокупательский спрос. Еще одним преимуществом кружков качестваявляются вовлечение сотрудников в процесс управления, активиза-ция и помощь рядовых работников в процессе внедрения изменений.

Причинами неудач ряда программ кружков качества являютсяследующие:

а) отсутствие понимания, одобрения и постоянной поддержкисо стороны высшего руководства;

б) нарушение добровольного характера кружков путем угова-ривания или принуждения людей вступать в них;

в) ориентация на использование людей, а не на их становлениеи развитие как личностей;

г) акцент на индивидуальное, а не на коллективное усилие.

Особые проблемы в процессе нововведений возникают на боль-ших государственных предприятиях, которые отличаются консер-вативностью в сфере управления и производства. Кроме того,

плановое хозяйство изначально предусматривало возникновениеименно механистических организаций, которые в условиях быст-рого изменения экономики с трудом адаптируются к ним.

Что касается акционерных обществ, то корпоративное управле-ние организацией требует специальных умений. Совместная работав группе предполагает определенную квалификацию ее участниковв сфере групповой деятельности и в области привлечения рядовыхакционеров к управлению. Социальный психолог-практик высту-пает в этом случае как обучающий и руководящий консультант.

На личностном уровне экономической системы на первый планвыступают проблемы предпринимателя, менеджера и руководите-ля как субъектов деятельности.

Предпринимательство - новое явление в жизни общества, кото-рое характеризуется прогрессивностью, рискованностью, созида-тельностью действий. В литературе приводятся интересные дан-ные, различающие характеристики менеджера (т. е. традиционногоуправленца), свободного предпринимателя (т. е. человека, не ско-ванного организационными рамками) и корпоративного предпри-нимателя (человека, реализующего свой потенциал в организаци-онном контексте) [19].

Характеристики традиционных менеджеров, свободныхи корпоративных предпринимателей (по Р.Хизричу)

Основные мотивы

Традиционные менеджеры (ТМ): продвижение по службе, стрем-ление к власти, престижной должности, большому штату сотруд-ников.

Свободные предприниматели (СП): стремление к независимости,поиск возможности для проявления творчества, деньги.

Корпоративные предприниматели (КП): сочетание мотивов ТМи СП.

Степень риска

ТМ: ведут себя осторожно.СП: рискуют умеренно.КП: рискуют умеренно.

Отношение к ошибкам и неудачам

ТМ: стараются избегать ошибок и неожиданностей.СП: пытаются преодолевать ошибки и неудачи.КП: стараются скрывать рискованные проекты, пока они невыполнены.

Отношения с другими людьми

ТМ: соблюдение иерархии в качестве основы установления от-ношений.

СП: деловые контакты, заключение сделок как основа отно-шений.

КП: деловые контакты в рамках организационной иерархии.

Кроме основного побудителя в виде денег предпринимательхарактеризуется выраженной потребностью в достижении - стрем-лении к конкуренции, личной ответственности за решение проблеми достижение целей посредством собственных усилий. Известна ра-бота Д.Маклелланда в области мотивационного тренинга, прово-димого им в слаборазвитых странах. Эти курсы дали значитель-ный эффект в повышении предпринимательской активности мел-

ких и средних коммерсантов и были включены в арсенал рабочих

средств одной из служб ООН, занимающейся вопросами промыш-ленного развития.

Еще одно отличие предпринимателя от других субъектов эко-номической деятельности - больший внутренний локус контроля.

Сами предприниматели оценивают как значительную проблемуэффективного общения с людьми, в том числе публичного высту-пления. Кроме того, стрессогенность и напряженность деятельно-сти часто приводят предпринимателей в семейные консультации,в психотерапевтические и учебные группы.

Несколько иной вид имеет социально-психологическая работас менеджерами и руководителями. Для последних характерна дея-тельность по выработке глобальной стратегии развития предпри-ятия, что делает актуальной проблему развития творческогомышления и способностей по-новому воспринимать традицион-ные вещи. Решение подобных проблем возможно также в специ-ально организованных учебных тренинговых группах под руко-водством психолога-практика.

§ 3. Прикладная социальная психология в образовании

Знания механизмов взаимодействия человека с обществом, за-кономерностей формирования его в различных группах являются

средством психолого-педагогического воздействия на ребенка,родителя, микро- и макроколлективы.

Сегодня среди важнейших проблем нашего общества социаль-ная обездоленность детей, подростков и старшеклассников (в томчисле учащихся средних специальных учебных заведений и ПТУ)является наиболее трагичной по своим последствиям.

Известно, что состояние физического и психического здоровьяподростков и старшеклассников ухудшается чуть ли не ежегодно,а среди подростков, совершивших насильственные преступления,50-60% имеют выраженные психические отклонения. Особую про-блему представляет трудоустройство подростков, обучающихсяво вспомогательных школах-интернатах.

Масштаб и глубина кризисных явлений среди молодежи тако-вы, что общество может не получить полноценной смены поколе-ний. Поэтому усилия психологов и родителей должны быть на-правлены, с одной стороны, на оздоровление социальной жизнидетей всех возрастов, с другой - на оздоровление их внутреннегомира. Это возможно, если психологи, учителя, родители и все при-частные к обучению и воспитанию будут придерживаться следую-щих основных положений:

1) гуманизация отношений взрослых (психолога, учителя и ро-дителей в первую очередь) и детей, что предполагает:

- безоценочное позитивное принятие другого человека;

- активное эмпатическое слушание;

- конгруэнтное (т.е. адекватное, подлинное и искреннее) само-выражение в общении;

2) признание воспитания подрастающего поколения в качествеособой, можно сказать, привилегированной сферы деятельностиобщества.

Психологи, педагоги и родители должны сделать все возможное,чтобы воспитательный процесс как в школе, так и дома осуществ-лялся на основе общечеловеческих ценностей. Переход от воспи-тания к самовоспитанию должен стать естественным способомудовлетворения потенциальных возможностей подростков и стар-шеклассников в самостоятельности и самоутверждении;

3) психологи, учителя, родители в своих взаимоотношениях сдошкольником, младшим школьником, подростком и старше-классником должны помнить, что перед ними и рядом с ними Че-ловек, имеющий свой собственный мир, свое «Я», свое отношениек миру, к себе. Только при таком подходе взрослые (психолог, учи-тель, родители) могут создать ребенку условия для развития еговнутреннего «Я», «самости» или сущности;

4) различные формы обучения (начиная от традиционных икончая новыми) могут способствовать развитию ребенка только втом случае, если взрослые (психолог, учитель, родители) осозна-ют, что учебная деятельность учащегося есть общественно значи-мая, общественно оцениваемая деятельность, что через эту дея-тельность, через новую позицию школьника определяются все ос-тальные отношения его со сверстниками и взрослыми, отношениек себе и самооценка.

Особую роль в гармонизации отношений ребенка с социумом(на уровне внутрисемейных связей, взаимоотношений в коллекти-ве сверстников, с учителями и воспитателями) призван выполнятьшкольный психолог. Его деятельность осуществляется на основеследующих ведущих принципов:

-ребенок - полноценный субъект учебно-воспитательного про-цесса, распорядитель своих душевных и физических сил, любоевоздействие должно быть адекватно естественному ходу его раз-вития на конкретном возрастном и социокультурном этапе;

- создание условий для пробуждения интереса ребенка к глу-бинам своего собственного «Я», формирования рефлексивныхспособностей, развития самосознания, построения системы отно-шений к миру, людям, самому себе;

- создание условий для построения системы «очеловеченных»отношений в различных социально-педагогических средах (семья,школа, класс) и системах («родители-ребенок», «учитель-ребе-нок», «ученик-ученик», «родители-учитель», «педагог-педагог»);

- вторичность разного рода психологических, педагогических,психотерапевтических, медицинских и прочих воздействий по от-

ношению к индивидуальным особенностям ребенка, включая егожелание (нежелание) быть подвергнутым акту вмешательства по-стороннего человека в его внутренний мир.

Указанные принципы определяют смысл, цель и задачи школь-ной психологической службы, а именно - создание оптимальныхусловий для эффективного развития, воспитания и обучения детейв определенным образом организованной социально-педагогиче-ской среде (которая сама по себе может оказывать позитивное,негативное или нейтральное влияние на формирующуюся лич-ность). В зависимости от специфики такой среды психолог помо-гает ребенку или максимально полно в ней адаптироваться, вос-пользоваться ее конструктивными возможностями и преимущест-вами, или приспособиться в ней выживать с минимальными лич-ностными потерями, или даже развиваться позитивно вопреки еедеструктивным влиянием; иными словами, выбирать, конструиро-вать, реализовывать собственную жизненную стратегию.

При этом сама профессиональная деятельность школьного пси-холога может быть представлена традиционно: 1) психодиагности-ка; 2) психологическое развитие (психокоррекция); 3) консульта-ционно-просветительская работа/Однако каждое из направленийимеет свою содержательную сторону.

Так, первое направление включает в себя лонгитюдную диагно-стическую деятельность, осуществляемую через комплекс исследо-вательских процедур по изучению психологической готовностиребенка к школьному обучению, изучению личности младшегошкольника, подростка, старшеклассника; проведение процедуруглубленного психодиагностического обследования детей; изуче-ние «психологически неблагополучных» детей с целью диагности-ки патологических и непатологических черт личности [3].

В практике школьной диагностики хорошо зарекомендовалисебя следующие экспериментальные методики.

Для определения психологической готовности ребенка 6-8-лет-него возраста к школе:

1) ориентировочный тест^ школьной зрелости (вербальный и

невербальный варианты) Й. Йирасека;

2) исследование мотивационной готовности ребенка 6-7 лет кшколе (диагностическая беседа).

С целью изучения особенностей личности младшего школьника:

1) определение уровня развития мышления (по А. 3. Заку);

2) тест исследования личностных особенностей по Р. Кеттелу и

Р. Коану (варианты для девочек и мальчиков);

3) эмоциональный статус личности (модификация теста Люше-

ра-Дорофеевой).

С целью изучения особенностей личности подростка:

1) 16-факторный опросник Р. Кеттела;

2) краткий отборочный тест (КОТ).

С целью диагностики личностных особенностей старшекласс-ников:

1) школьный тест умственного развития (ШТУР);

2) изучение познавательных интересов в связи с задачами проф-ориентации.

Для углубленного изучения детей различных групп и отграниче-ния психической нормы и патологии:

1) определение акцентуации характера у подростков и старше-классников (тест Шмишека, методика Э. Эйдемиллера);

2) патохарактерологический диагностический опросник (ПДО);

3) диагностика состояния агрессии у подростков.

В системе работы школьного психолога диагностическая рабо-та носит постоянный характер и может выполняться по его личнойинициативе, по запросам администрации, учителей, воспитателей,родителей, по просьбе самих детей.

Второе направление деятельности психолога имеет целью созда-ние социально-психологических условий для полноценного разви-тия личности учащихся и условно делится на два больших раздела:

1. Развивающаяся деятельность, направленная на психологиче-ски благополучных детей и реализуемая или в форме специальноорганизуемого взаимодействия в системе «психолог-ребенок»(тренинговые, развивающие занятия), или в рамках естественногоучебно-воспитательного процесса (развивающие программы).

Например, после проведения в старших классах методикиШТУР, определения познавательных интересов и склонностей кразличным видам профессиональной деятельности полезно назна-чить индивидуальные и групповые собеседования по итогам тести-рования и предложить желающим юношам и девушкам принятьучастие в развивающей программе (в свободное от учебы и удобноевсем время). Эту работу можно осуществлять и в рамках учебногопроцесса, дав необходимые рекомендации, задания, упражненияучителю и ученикам [24].

В настоящее время дискуссионным является вопрос о право-мочности школьного психолога использовать методы психотера-певтического воздействия на личность ребенка и взрослого (в томчисле учителя, воспитателя). В этой связи хотелось бы подчерк-нуть два момента:

во-первых, психолог, имеющий базовое профессиональное обра-зование, может и должен применять в своей работе методы несугге-стивного воздействия (социально-психологические тренинги, разви-вающие игры и корригирующие упражнения, приемы релаксации,методы аутогенной тренировки и т.д.), но не должен пользоваться(в том числе и с позиций профессиональной этики) методами воздей-ствия на подсознательную сферу личности (гипноз, медитация и пр.);

во-вторых, школьный психолог работает с детьми, находящи-мися в границах психической нормы, и одна из его задач - увидеть

детей с предполагаемой психической патологией, дать совет об-ратиться к определенным специалистам, помочь их найти, но небраться за устранение психических нарушений патологическогохарактера.

Третье направление в деятельности психолога школы - психо-логическое консультирование и просвещение - подразделяется на

целый ряд взаимосвязанных задач.

Во-первых, психологическое просвещение детей, где главнымявляется отбор содержания образования, форм и методов обу-чения, актуализирующих саморазвитие школьников. Традици-онно такое просвещение проводится в школе в форме уроков пси-хологии, тематических классных часов, индивидуальных и груп-повых собеседований и консультаций. При этом важно не «засу-шить» психологические знания, показать богатство прикладнойпсихологии для самопознания, ее ведущую, помогающую роль вподготовке человека к решению различных жизненных вопросовличностного и профессионального уровней.

Во-вторых, психологическое просвещение и социально-психо-логическое консультирование родителей по широкому спектрупроблем, касающихся как психологии конкретного ребенка, так иконфликтов межличностного взаимодействия в системах «роди-тели-ребенок», «родители-учителя», «ребенок-учитель» и пр.

Практика показывает, что проблемы деструктивного взаимо-действия детей и родителей часто связаны с «психологическойслепотой» последних, неумением чувствовать и понимать собст-венного ребенка, а тем более сопереживать и помогать ему. В та-ких случая стратегия психолога должна строиться на основе де-тального изучения специфики межличностных отношений в семье(например, с использованием ряда проективных методик типа

«Дом-дерево-человек», «Моя семья», теста «Родительское отно-шение»), привлечения родителей к созданию атмосферы психоло-гического комфорта в семье. Однако здесь важно строго соблю-дать этические принципы, грубо не вмешиваться в семейную си-туацию, учитывать пожелания всех участников конфликта.

В-третьих, консультационная и просветительская работа с учи-телями, воспитателями (классными руководителями), педагогиче-ским коллективом школы.

Такая деятельность психолога, как и работа с родителями,должна строиться, исходя из того, что ребенок есть центральнаяфигура всего учебно-воспитательного процесса, и все взрослые,окружающие его, должны обеспечить эффективное функциониро-вание процесса его целостного развития, обучения и воспитания.

Отсюда весь объем практической работы психолога со взрослымиимеет смысл лишь в контексте решения задач позитивного лично-стного развития детей, не являясь специальной исследовательскойпроблемой.

В содержании консультативно-просветительской деятельностипсихолога с педагогами можно обнаружить несколько направ-лений.

Одно из них связано с консультированием учителей по вопро-сам обучения и воспитания конкретных учащихся или ученических

групп, коллективов. Такая работа может проводиться с использо-ванием известных методик по определению статуса личности вколлективе сверстников, изучению динамики и структуры меж-личностных отношений, психологического климата в группе(«Социометрия», «Референтометрия», «Оперативная диагностикасоциально-психологической атмосферы» Ф.Фидлера и т.д.). Неменьшую роль в исследовании причин межличностных конфликтовучащихся с учителями могут сыграть методики «Оценка агрессив-ности педагога», «Способность педагога к эмпатии», «Оценка про-фессиональной направленности деятельности педагога», проек-тивный тест «Мой идеал ученика» [26].

Другое направление связано с консультированием учителей-предметников по вопросам создания и реализации психологическиадекватных программ обучения (по иностранному языку, физике,литературе и т. д.).

В этом случае практический психолог не может и не должензаменять учителя, но его рекомендации могут стать концептуаль-ной основой построения таких программ. Кроме того, он может

дать профессиональное заключение о целесообразности и эффек-тивности использования конкретной программы применительно копределенному учащемуся или контингенту учащихся.

Третье направление связано с социально-психологическим про-свещением учителей, цель которого - передача психологическихзнаний, умений и навыков, способствующих эффективному реше-нию учебно-воспитательных задач и созданию обстановки пси-хологического комфорта в детском и педагогическом коллек-тивах.

Эта деятельность школьного психолога является одной из наи-более важных и сложных, поскольку часто наталкивается на чрез-мерную загруженность учителя, нежелание менять стереотипы, ри-гидность педагогического мышления. Тем не менее, как и в случаес психологическим просвещением школьников, здесь исключены

формальный подход к отбору содержания психологического об-разования, проведение различных семинаров, дискуссий, обследо-ваний «для галочки». Психолог прежде всего должен учитыватьреальный уровень психологической грамотности педколлектива,желание или нежелание его членов получать дополнительныепрофессиональные знания, общее отношение коллег-педагогов кпсихологическому просвещению.

Лучше всего, как показывает опыт, задачи психологическогопросвещения педагогов реализуются в ходе работы тематических

методобъединений, классных и школьных собраний, педсоветов,педагогических консилиумов.

Наши рекомендации