Прикладная социальная психология и политика
Политическая психология оформилась в самостоятельную теоретико-эмпирическую дисциплину в середине XX в., на стыке таких наук, как психология и политология. Однако основы этой дисциплины закладывались с начала века.
Одним из основателей ее является Г.Уоллес, опубликовавший в 1908 г. работу «Человеческая природа в политике», а также его ученик Г.Лаесуэл, опубликовавший в 1930 г. известную работу «Психопатология и политика». Основы политической психологии как теоретико-эмпирической науки заложили такие известные психологи, как В. Бунд, 3. Фрейд, М. Доугал, Д. Уотсон, В. Скиннер. В политической психологии нашли применение также труды К. Левина, А.Маслоу, Г. Айзенка, Э.Эриксона и др. Причем многие из них прямо занимались психологическим анализом политической жизни, а их концепции разрабатывались на политическом материале.
Развитие прикладного аспекта политической психологии обусловливалось возрастанием роли человеческого фактора, общественного мнения в политических, государственных процессах, потребностью принятия эффективных политических решений в условиях политической конкуренции и т.д.
Окончательное оформление политической психологии в самостоятельное научное направление произошло в 1978 г., когда было образовано Международное общество политической психологии (ISPP). Практически с момента основания ISPP выходит в свет ежеквартальный журнал общества «Политическая психология».
Основными обобщающими источниками по политической психологии за рубежом являются фундаментальные труды: «Политическая психология» (под ред. М.Германн), «Словарь политического поведения» (под ред. С.Лонг), «Словарь политической психологии» (под ред. Дж. Книтсон) и др.
В отечественной социальной науке проблемы политической психологии до 80-х годов рассматривались в основном в философском аспекте [8, 21]. К собственно психологическим трудам в области политической психологии можно отнести работы А. И. Юрьева, Е.Б.Шестопал, В.В.Крамника, Л.Я.Гозмана, Е. Егоровой-Гантман и др. [4, 5,18, 37, 39].
Особенно бурно как теоретические, так и прикладные аспекты политической психологии в России стали разрабатываться с начала 90-х годов. В 1990 г. в Санкт-Петербургском университете создаетсякафедра политической психологии фук. проф. А.И.Юрьев). К настоящему моменту осуществлены первые выпуски специалистовпсихологов по данному профилю. Как самостоятельную учебную дисциплину политическую психологию начали преподавать в МГУ, РАГС при Президенте РФ и других вузах России.
Бурное развитие политической психологии в 80-90-е годы в нашей стране обусловлено процессами демократизации общества, обострением политической борьбы, ростом социальной напряженности, потребностями одних политических сил удержать власть, а других - прийти к власти, опираясь в том числе и на социально-психологические закономерности в области политической борьбы и жизни.
Предмет политической психологии - поиск социально-психологических закономерностей в политической сфере общества. Исходя из этого, к основным направлениям развития теории этой отраслиотносят: психологию власти, включая мотивы и ресурсы власти, психологию политического лидерства; практику принятия политических решений; политическую социализацию; политическую культуру; социально-психологические аспекты политических изменений и т.д.
Анализ как переводной, так и отечественной литературы, опуб-ликованной в 90-е годы в наших издательствах, позволяет вычле-нить следующие конкретные направления практического изучениясоциально-психологических явлений в сфере политики:
1) психология политического лидерства, включая изучение при-роды политического лидера, влияющей на его политическое пове-дение; стиль принятия политических решений лидерами; созданиеимиджа политики; психологическое портретирование политиче-ских лидеров и т. д. [21, 23];
2) психология политических конфликтов, кризисов и их разре-шение, изучение социально-политической напряженности, поли-тической борьбы [7, 29];
3) социально-психологическая характеристика способов поли-тического воздействия, осуществление политической пропагандыи агитации, политической рекламы, формирование общественно-го мнения;
4) психология принятия политических решений, измерение ас-пектов их эффективности. Социально-психологическая экспертизапринятых решений, в том числе и с точки зрения национальнойбезопасности;
5) изучение общественного мнения по политическим вопросамс целью определения эффективности пропагандистских кампаний;изучения рейтинга и имиджа политических деятелей, степень со-циальной напряженности и прогноза в политической сфере;
6) комплексные социально-психологические проблемы органи-зации и проведения избирательных кампаний на региональном ифедеральном уровнях, включая предварительное изучение обще-ственно-политической ситуации, мониторинг общественного мне-ния, создание имиджа кандидата и воздействие его образа на изби-рателей и т.д.;
7) социально-психологические аспекты деформации в сфереполитики, политическая преступность;
8) создание аналитических служб на федеральном и региональ-ном уровнях и др.
Среди перечисленных направлений прикладной политическойпсихологии довольно слабо изучаются проблемы деформации всфере политики, включая и ее крайнюю форму - политическуюпреступность [38]. Тем не менее практический социальный пси-холог, работая в области политики, в качестве эксперта, консуль-танта не может не столкнуться с проблемой деформации институ-та власти.
Наибольшее число исследований в области прикладной поли-тической психологии в настоящее время проводятся по таким на-правлениям, как психология политического лидерства (психоло-гическое портретирование, разработка имиджа политических дея-телей, кандидатов на политический «Олимп»); изучение общест-венного мнения по политическим вопросам с целью определениярейтинга политических партий, лидеров, измерение эффективно-сти пропаганды [1, 34]; социально-психологическое консультиро-вание в области принятия политических решений, экспертизы при-нятых или принимаемых решений, проведения пропагандистскихпредвыборных кампаний;
К сожалению, результаты многих прикладных исследований непубликуются, поскольку предназначены для внутреннего пользо-вания заказчиком.
В настоящее время появился ряд публикаций в области при-кладной политической психологии, которые отличаются наличиемкак теоретических положений, так и практических советов полити-кам, основанных как на зарубежных (в большей степени), так и наотечественных исследованиях [1].
Отличие политико-психологических концепций психологов раз-ных времен от современной политической психологии заключает-
ся главным образом в том, что первые обычно не были ориенти-рованы на практику. Вот лишь некоторые вехи на пути ее станов-ления:
начало 40-х годов - первые социально-психологические исследо-вания поведения избирателей (исследования избирателей началисьв 30-х годах, но они носили чисто социологический характер).
1942 г. - первое практически ориентированное, проведенное позаказу правительства США, исследование личности политическо-го деятеля. Это был психологический анализ личности Гитлера,осуществленный психиатром У. Лангером (1972).
1959 г. - публикация книги «Политическая социализация»Г.Хаймена, ставшей теоретической основой одного из разделов
политической психологии.
1967 г. - исследование массовых антиправительственных высту-плений студентов в США, проведенное в национальном масштабе.
1966 г. - начало поисков психологических методов разрешения
политических конфликтов.
19.68 г. - создание первой кафедры политической психологии вИельском университете. Этот год можно условно считать годомрождения политической психологии как самостоятельной науч-ной дисциплины.
1973 г. - издание первого фундаментального труда «Руковод-ство по политической психологии» под редакцией Дж. Н. Кнутсон.
1978 г. - учреждение в США Международного общества поли-тической психологии.
1979 г. - Кэмп-Дэвидские соглашения между лидерами ЕгиптаСадамом и Израиля Бегином. В их подготовке активное участиеприняли американские психологи.
Особое место занимает изучение поведения избирателей, кото- ,рое ведется методами как социологии, так и психологии. Прин-ципиальная разница между социологическими и психологически-ми исследованиями заключается в следующем: первые можносравнить с «моментальной фотографией», которая фиксирует со-стояние мнений и настроений общества или какой-то его части наданный момент. Эта «фотография» дает ответ на вопрос: что есть?Психологические же исследования нацелены прежде всего на во-прос: почему есть то, что есть? Ясно, что невозможно сравниватьчто лучше, что хуже. Следует говорить лишь о кооперации социо-логических и психологических исследований, которая должна спо-собствовать точности как теоретических обобщений, так и прогно-стических предсказаний.
При психологическом изучении поведения избирателей основ-ная проблема сводится к выявлению мотивов, которыми они ру-ководствуются, делая свой выбор. Долгое время господствовалаупрощенная точка зрения, согласно которой избиратель «голосуеткошельком», т. е. исходит из оценки своего материального состоя-
ния ко дню выборов. Затем получило распространение мнение, чтоизбиратель руководствуется прежде всего оценкой собственныхперспектив на ближайшее будущее.
В США начиная с 60-х годов в предвыборной борьбе сталипревалировать методы так называемой «новой политики». Суть еев том, что на избирателя стали воздействовать не столько содер-жанием социально-экономических программ тех или иных пар-тий, сколько путем создания «образов» политических деятелей,привлекательных для избирателя. При этом характеристики об-раза и реальные черты личности политического деятеля чаще всегоне совпадают. Это - пример манипулирования сознанием избира-теля, который с 90-х годов стали бездумно и примитивно копиро-вать в России [28], в том числе и так называемый «черный пиар».При этом в качестве самого ходового средства применяется комп-ромат, распространяемый через прессу и ТВ. Успешно осваиваетсяи Интернет. Но самым эффективным способом вбрасывания комп-ромата некоторые специалисты считают слухи.
Помимо компромата есть много других способов манипулиро-вания сознанием избирателей.
Вместе с политикой возникла и политическая реклама. Онапредставляет собой коммуникацию с помощью СМИ и другихсредств связи с целью повлиять на установки людей в отношенииполитических субъектов или объектов.
Виды политической рекламы: 1) устная; 2) радиореклама; 3) ху-дожественный портрет и скульптура; 4) политическая карикатура;5) фотография; 6) политический плакат; 7) листовки; 8) кинорек-лама; 9) телевизионная реклама; 10) мультфильмы; 11) сувенирнаяпродукция как политическая реклама.
Кроме того, политическая реклама классифицируется:
а) по каналу восприятия ее адресатом (визуальная, аудиальная,аудиовизуальная);
б) по силе воздействия на аудиторию (жесткая, мягкая);
в) по функциям (информативная, увещевательная, сравнитель-ная, напоминающая, подкрепляющая);
г) по эффективности (примитивная реклама, «говорящая голо-ва», негативная реклама, концептуальная реклама, «правдивоекино», «личные свидетельства», «нейтральный репортер», «канди-дат в действии»);
д) тематическая классификация рекламных роликов (ролики сплатформой кандидата, ролики со слоганом кандидата);
е) по типу риторики (прославление кандидата, атака на оппо-нента, ответ на атаку) [5].
В последнее время активно развивается направление, связанноес политическим консультированием.
Политическое консультирование представляется:а) «изнутри» аппаратом политика;
б)«извне», т.е. независимыми консультантами из научных уч-реждений или консалтинговых фирм [4].