Социально-психологическая диагностика
Социальных организаций
Социальная организация состоит из официальной и неофици-альной (неформальной) структуры.
Официальная организация - это система официальных отноше-ний, определенных предписаниями, инструкциями, правилами, за-
конами, распоряжениями, штатным расписанием. Она включает:1) распределение функций; 2) субординацию должностей; 3) системукоммуникаций (передача распоряжений, отчеты, консультации, со-вещания и т.п.). Все функции объединяет руководство, т.е. орга-низация процесса управления, обеспечивающая принятие решенияи его реализацию.
Неформальная организация существует по неписаным законам ипредставляет собой совокупность индивидов, малых групп и об-щение между ними.
Социально-психологической диагностике подлежит множествовопросов, связанных с функционированием социальных организа-ций, в частности:
а) оценка состояния и развития потенциала социальной орга-низации в целом;
б) оценка отдельных сотрудников и профессиональных групп.
При этом первостепенное значение имеет диагностика соци-ально-психологических характеристик таких параметров органи-зации, как:
1) профессиональный подбор кадров;
2) оценка персонала;
3) эффективность управления (менеджмента) - личность руко-водителя, стиль руководства и пр.;
4) оценка официальной коммуникации (информационных по-токов);
5) состояние организационной культуры (образ организации,нормы, ценности, правила, социально-психологический климат).
Для диагностики организации используют методику Р.Лай-керта «Профиль организационных характеристик» и «Шкалу орга-низационных парадигм» Л. Константина.
Опросник Р.Лайкерта включает 6 блоков: лидерство, мотива-цию, коммуникацию, принятие решений, цели и контроль.
Полный вариант опросника содержит 51 пункт, а короткий -18, в частности, такие вопросы, как: «Каков уровень доверитель-ности в отношениях между руководителем и подчиненными?»(блок «Лидерство»), «Насколько хорошо руководители знаютпроблемы, с которыми сталкиваются подчиненные?» (блок «Ком-муникация»),
Члены организации отвечают на вопросы блоков, делая отмет-ки на шкале, разделенной на четыре части, каждая из которых со-держит 5 градаций.
Л.Константин разработал специальный инструмент, в полномварианте включающий 25 пунктов, за каждым из которых следу-ют четыре различные фразы, позволяющие завершить его, напри-мер: «Руководство... а) определяет лидеров и возможные направ-ления развития; б) дает людям возможность делать вещи так, какони считают нужными; в) действует как катализатор группового взаимодействия и сотрудничества; г) задает контекст и цель, сводя к минимуму остальное вмешательство».
Исходным этапом профессионального отбора кадров являетсяизучение конкретных видов профессиональной деятельности ивыявление их требований к специалисту. Иначе говоря, профотборнужно начинать с анализа деятельности, цель которого - определе-ние требований, предъявляемых профессиональной деятельностью
к характеристикам человека, т. е. профессионально важным качест-вам специалиста в той или иной области. Требования оформляют-ся в виде документа - профессиограммы или психограммы.
При осуществлении профессионального отбора, как правило,учитываются следующие показатели:
- физическое развитие;
- медицинские противопоказания (соматическое состояние);
- психиатрические показатели (отклонение от психическойнормы);
- психические признаки развития личности.
При этом обследование кандидата соответствующими специа-листами проводится разрозненно: отдельно оценивается физиче-ское, соматическое состояние и т.д.
В единый документ результаты не сводятся. Такое допустимо
при «отбраковке», когда специалист профессионально не приго-ден по каким-либо показателям.
Степень профессиональной пригодности колеблется от при-годности в первую очередь до условного зачисления кандидата.Для определения этой степени необходимы комплексные данные, в том числе и прогностического характера.
При профотборе целесообразно учитывать следующие аспекты личности:
- психофизиологический (сенсорика, моторика, познаватель-ные явления, психические состояния);
- индивидуально-психологический;
- социально-психологические (коммуникативные способности и пр.);
- социально-нравственные (нормативная сторона).
Только такой подход может провести грань между профанацией и настоящим профотбором.
В целях профориентации подростков и взрослых можно применять методику Е.А.Климова «Дифференциально-диагностический опросник» (ДДО) и методику «Карта интересов» [17].
Для выявления психофизиологических, индивидуально-психологических и социально-психологических свойств и состояний личности используется чрезвычайно широкий спектр методик.
При профотборе часто используют тест Кэттела (16F-onpocник), опросник Мини-Мульт (сокращенный вариант Миннесотского многомерного личностного перечня), проективные рисуночные техники, методики по диагностике интеллекта (тест Амтхауэра, КОТ и др.), обучаемости, креативности.
Для более глубокого изучения личностных качеств кандидатов может быть использован многоуровневый личностный опросник «Адаптивность», разработанный А. Г. Маклаковым и С. В. Чермяниным.
Опросник содержит 165 вопросов и имеет следующие шкалы:
- достоверность (Д);
- адаптивные способности (АС);
- нервно-психическая устойчивость (НПУ);
- моральная нормативность (МН).
На каждое утверждение кандидат на замещение на должность должен ответить «да» или «нет» [21].
Мировая практика найма на работу строится на учете такого документа, как резюме, который включает основные факты автобиографического характера.
Необходимой составной частью кадровой политики любой организации является оценка персонала. Она подразделяется:
1) на текущую - инструмент работы руководителя с подчиненными;
2) аттестацию - инструмент управления персоналом. Текущая оценка сотрудников осуществляется через контроль за исполнительской дисциплиной.
Аттестационная комиссия анализирует и сопоставляет информацию, полученную с помощью различных методик, принимает решение о результатах аттестации персонала [9].
Эффективность управления социальной организацией зависит от личностных особенностей руководителя и стиля руководства.
Для оценки личности руководителя используется популярный тест «Какой Вы руководитель!», а стиля руководства – методика В. П. Захарова [21]. Методики по этой тематике в наиболее полном объеме представлены в сборнике «Психологические тесты» (для деловых людей) (М., 1994).
Функционирование социальной организации зависит от информационных потоков, официальной коммуникации, делового общения. Для оценки стиля работы с деловыми бумагами используется тест с аналогичным названием. Основан он на самооценке руководителем стиля работы с деловыми бумагами по 12 суждениям, объединенным в 4 группы (по 3 суждения в каждой) [29].
Диагностика организационной культуры включает в себя, в частности, изучение социально-психологического климата социальной организации. Методика по изучению социально-психологического климата позволяет выявить эмоциональный, поведенческий и когнитивный компоненты отношений в организации. В качестве существенного признака эмоционального компонента рассматривается критерий привлекательности - на уровне удовлетворенности «нравится - не нравится», «приятный - неприятный». При конст-руировании вопросов, направленных на измерение поведенческого компонента, имеется в виду критерий «желание - нежелание работать», «желание - нежелание общаться с членами организации в сфере досуга». Основным критерием когнитивного компонента избрана переменная «знание - незнание особенностей членов организации» [17].