Структура и предмет прикладной социальной психологии
Прикладная социальная психология - составная часть социальной психологии. В свою очередь, она выступает в двух аспектах как социальная практика и как теория. Наконец, она представлен виде учебных подразделений, дисциплин и пособий.
Разумеется, такое членение условно. Однако оно позволяет представить прикладную социальную психологию в развернутом виде. Социальной практикой занимаются практические социальные психоиоги или социальные работники. Кстати, довольно часто их деятельность носит совместный характер. Нередко академические работники (преподаватели вузов и научные сотрудники) также занимаются социальной практикой наряду с выполнением своих обязанностей н вузе или в научно-исследовательском институте, лаборатории. Практический аспект прикладной социальной психологии вкладывается из следующих направлений:
- социально-психологическая диагностика;
- социально-психологическое консультирование;
- социально-психологическое воздействие или применение социильнопсихологических технологий, оказание социально-психологической помощи.
В повседневной деятельности практических социальных психологов указанные направления выступают слитно, нераздельно.
Перечень услуг, предлагаемых социальной психологией, чрезвычайно разнообразен.
Практический социальный психолог имеет дело с социально-психологическими явлениями на разных уровнях и в разных условиях:
- на макроуровне (массовые движения, партии, страты, социальные институты и отношения);
- на среднем (социальные организации);
- на микроуровне (малые группы);
-на личностном (социально-психологические характеристики субъекта);
- в отдельных сферах (государство, экономика, общество);
- в нормальных, осложненных, экстремальных условиях.Отечественная прикладная психология начиналась с конкретных социально-психологических исследований, т. е. с изучения общественного мнения, малых групп, стратификации. Не случайно поэтому поначалу прикладная социальная психология сводилась, по существу, к диагностике. Об этом говорят труды Г.М.Андреевой, Е.С.Кузьмина, В. А.Ядова (Лекции по методике конкретных социальных исследований / Под ред. Г. М. Андреевой. - М., 1972; Методы социальной психологии / Под ред. Е.С.Кузьмина, В.Е.Семенова. - Л., 1977; Ядов В. А. Социологическое исследование: мето-дология, программа, методы. - М., 1987). Высоко оценивая историческое значение этих работ, в то же время следует отметить, что они служили руководством в основном для проведения фундаментальных социально-психологических исследований, а не для организации профессиональной деятельности практических социальных психологов, чья работа по многим параметрам отличается от деятельности академических научных сотрудников.
Цель социально-психологической диагностики, осуществляемой практическими социальными психологами, состоит в постановке диагноза, т.е. изучении различных характеристик больших социальных групп, организаций и личности. При этом они пользуется готовыми знаниями о предмете и объекте изучения и стандартными методиками.
Что касается отечественного социально-психологического консультирования, то его развитие связано с промышленно-кадровым аудитом и семейным консультированием. В настоящее время интенсивно происходит становление организационного консультирования в рамках соответствующих центров.
Наиболее бурно развивающееся направление прикладной социальной психологии - социально-психологическое воздействие. Причины этого явления предельно ясны. Именно в оказании психологической помощи, в изменении тех или иных параметров личности заключается в конечном счете смысл деятельности практического социального психолога. Отсюда интерес к социальнопсихологическим технологиям, методикам проведения тренингов, формированию имиджа, разрешению конфликтов, созданию социальной организации.
Тем не менее именно в этой области прикладной социальной психологии, несмотря на внешнее благополучие, наблюдается кризис. Прежде всего он проявляется в использовании психологами не только научно апробированных в мировой практике психотехнологий, но и сомнительных элементов оккультной науки. Наиболее одиозным и вместе с тем показательным примером в этом отношении является книга Г. В. Щекина «Визуальная психодиагностика: иочнание людей по их внешности и поведению» (Киев, 1995). В данной работе наряду с нетривиальными методиками описываются приемы, основанные на откровенной мистике, не имеющие ничегощего с наукой. И это далеко не единственный случай.
Сложившаяся кризисная ситуация в области применения социально-психологических технологий связана со следующими обстоятельствами:
1) с низким уровнем компетентности практических социальных психологов, их непрофессионализмом, а порой и невежеством;
2) ангажированностью «прикладников»;
3) несоблюдением профессиональной этики;
4) отсутствием в деятельности практикующих психологов четкой правовой регламентации, опыта и научной обоснованности, а iакже лицензирования со стороны экспертных советов;
5) слабой научной и методической обеспеченностью и организацией работы.
Определенную лепту в кризисную ситуацию, сложившуюся в области прикладной социальной психологии, вносят так называемые общественные практические социальные психологи, которые получают социально-психологическую подготовку на ускоренных курсах. Деятельность общественных психологов основана на житейской психологии, обыденных представлениях, на так называем ых имплицитных теориях личности и т. д.
Преодолению кризиса, точнее, некомпетентности в деятельности практических социальных психологов в значительной мере способствует следующее:
- открытие в Москве первого Института практических социальных психологов, а также факультетов по подготовке социальных работников в вузах ряда городов России (ведущим учебным введением в данном случае является Московский социальный университет);
-создание наряду с государственными сети независимых неправительственных центров по оргконсультированию, изучению общественного мнения, конфликтологии, различных ассоциаций практических социальных психологов;
- принятие этического кодекса психолога;
-разработка Положения о психологической службе в ряде ведомств, в частности системе образования, здравоохранения, МВД и т. п.;
- издание методической литературы;
- принятие Положения об экспертных советах по лицензированию деятельности практических психологов.
Однако главным фактором преодоления кризиса является разработка теоретических основ прикладной социальной психологии, о чем подробно пойдет речь в следующем параграфе.
С точки зрения статуса практические социальные психологи различаются между собой в зависимости от места работы: в составе психологической службы государственных органов (службы семьи, центров занятости, социальной защиты, образования, ОВД, МО, здравоохранения), в коммерческих структурах, в частных предприятиях или в независимых неправительственных центрах (прикладные центры конфликтологии, изучения общественного мнения, консалтинговые фирмы и т.д.).
В зависимости от этого складывается и структура отношений, в рамках которых практическому социальному психологу приходится выполнять свои функциональные обязанности. Это могут быть вертикальные, строго субординационные отношения (начальник- психолог); договорные (заказчик-психолог); горизонтальные, если речь идет о психологической лаборатории, группе, временно творческом коллективе.
Как правило, в отличие от академических работников (преподавателей, научных сотрудников), специализирующихся на исследовании одной проблемы, практические социальные психологи выполняют разные роли, выступая и как диагностисты, и как консультанты, и как психотехнологи. Встречаются, конечно, специалисты, которые занимаются только изучением общественного мнения или урегулированием конфликтов, или формированием имиджа. Но чаще в основе деятельности «прикладников» лежит не строгая специализация, а смешение различных научных школ и ориентации.
На Западе сложилась иная практика, связанная с функциональной определенностью и строгой научной ориентацией социального психолога.
Согласно мнению западных специалистов, прикладные социальные (социально-психологические) исследования (ПСИ) - это приложение социально-психологического знания и исследовательских приемов к получению эмпирически обоснованной информации о социальных проблемах.
Условно принято различать, по крайней мере, три разновидности прикладного социального исследования: описательное, аналитическое, оценочное.
Описательное исследование - самый простой и доступный тип изучения реальности. Его предназначение - получить эмпирическую информацию о социальных проблемах.
Задача аналитического исследования - построение эмпирической модели социального явления.
Оценочные исследования - это совокупность моделей и приемов, позволяющих оценить конечный результат (эффект) целенаправленного вмешательства в социальные процессы. Примером может служить внедренческая программа улучшения стиля руководства в социальной организации.
В зарубежной прикладной социальной психологии принято различать два подхода - инженерный и клинический. Инженерный, или социоинженерный, подход относится к сфере деятельности частных консультативных центров. Обычный круг вопросов, которыми занимаются подобные фирмы, сводится к изучению удовлетворенности трудом, условий труда, мотивации и стимулирования труда, организации и режима работы, деятельности менеджментов, особенно супервайзеров. Поэтому деятельность социоинженера еще называют организационно-управленческим консультированием.
Социоинженер, или консультант, использует стандартные методы опроса, эксперимента, наблюдения и т.д. Собрав и обобщив первичные данные, он использует обычную статистику и количественный анализ переменных, а подготавливая научный отчет, включает в него наряду с описанием указанных процедур блок практических рекомендаций. Результаты своего исследования он, как правило, обсуждает совместно с менеджерами и, если надо, с профсоюзами. Свои рекомендации инженер-консультант формулирует в терминах заказчика или клиента.
Если инженер оперирует лишь той информацией, которую ему дают результаты опроса, то клиницист предпочитает независимые суждения, мало обращая внимания на то, что ему диктует или что хотел бы видеть заказчик. Он, как и инженер, проводит диагностику, но не принимает ценности клиента как нечто данное, что обязательно повлияло бы на результаты исследования. Клиницист работает с людьми, не учитывая их должностного статуса, в отличие от инженера, который действует, как правило, по заказу высшего эшелона власти и редко консультирует рядовых работников в организации.
В зарубежной литературе нет устоявшихся критериев специалистов в области клинического и инженерного подходов. Одни авторы безоговорочно относят их к сфере прикладной социальной психологии, другие - к социологии. Во втором случае инженеров называют engeneering sociologists, клиницистов - clinical sociologists. И хотя термин «клиника» чаще других используют медики и психиатры, первым социологом-клиницистом многие считают Эмиля Дюркгейма. Еще одно различие, и весьма немаловажное, двух подходов обнаруживается в том, что инженер оперирует скорее очевидным и сравнивает реальное положение дел с некоторым эталоном (например, сопоставляет эффективное и неэффективное управление), а клиницист интересуется глубоко скрытой сущностью явлений, вскрывает латентные переменные и выясняет отклонения (патологию) реальных процессов. Он подходит к любому клиенту максимально серьезно и индивидуально. Неторопливое углубленное интервью с человеком помогает клиницисту при интерпретации данных избегать стереотипов здравого смысла, сомнительных выводов.
Социоинженер обеспокоен другим: результаты его исследования должны быть доступны и понятны клиенту (администрации). Его внимание сосредоточено на проблемах выборки, конструирования вопросника, техники интервью. Клиницист чаще оперирует терапевтическими процедурами и непрямыми методами исследования, стремясь просветить или научить клиента снимать психологическое сопротивление организационным нововведениям.
Таким образом, социоинженеры применяют количественные истатистические методы, клиницисты - качественные, нестатистические [2].
Среди отечественных практических социальных психологов такой специализации нет. Они выступают на практике как универсалы. Впрочем, пока рано говорить не только о специализации, но даже об использовании социальных психологов по прямому назначению.
О прикладной социальной психологии в образовательном процессе можно говорить в разных плоскостях, таких, как: -об учебном подразделении (вуз, кафедра);
- учебной дисциплине;
- учебном пособии, учебнике и пр.
В России вузы и кафедры по прикладной социальной психологии возникли сравнительно недавно. Исключение составляет психологический факультет Санкт-Петербургского университета, где баланс между теоретической и прикладной социальной психологией соблюдался всегда.
Что касается США, то там прикладная социальная психология занимает давние и вместе с тем прочные позиции в системе образовательных учреждений, и прежде всего на психологических факультетах.
Прикладная отечественная социальная психология получила статус самостоятельной учебной дисциплины сравнительно недавно. Тем не менее уже опубликовано большое количество литературы, так или иначе связанной с проблемами развития отечественной прикладной социальной психологии.
Если раньше в социально-психологической литературе отражались в основном вопросы диагностики, организации исследований, то теперь ситуация радикально изменилась. Появились более емкие многосторонние работы. Активно развиваются и теоретико-прикладные отрасли социальной психологии [1, 9, 10].
Прикладная социальная психология не может функционировать без разработанной частной теории. Впрочем, многие начинающие практические психологи считают, что без теории вполне можно обойтись. И, как ни странно, обходятся. Главное, по их мнению, раздобыть психодиагностические методики и научиться психотерапевтическим приемами. К чему все это приводит – нетрудно чогадаться.
В 1995 г. авторским коллективом данного пособия была предпринята попытка создать теоретический «коридор» функционирования прикладной социальной психологии, иначе говоря, прак(оологии [4]. Был сделан шаг в сторону конструирования как общей (принципов и феноменологии), так и частной теории диагностирования, консультирования и психотехники воздействия, т.е. ииституализации прикладной социальной психологии.
Становление прикладной отечественной социальной психологии (диагностики, консультирования и психотехники воздействия) твисит от учета таких социально-психологической теорий, как позитивизм, понимающая психология, теория организаций, экоиогическая психология и т.д. Конечно, прикладная социальная психология нетождественна частной теории. Они, как известно, различаются и единицей анализа, и языком изложений, и логикой познания.
Прикладники из числа социальных психологов оперируют целостными понятиями, изъясняются на обыденном языке и исследования проводят, казалось бы, с нарушением научных канонов: свернуто,, зачастую без программы, опираясь на опыт, визуальную психодиагностику. Тем не менее имплицитно в основе их профессиональной деятельности лежит именно социально-психологическая теория.
На сегодняшний день сложились непростые, нередко противоречивые отношения между социально-психологической теорией иприкладной социальной психологией, связанные, как правило, с игнорированием первой. Вне учета этой связи невозможно понять, что и как нужно консультировать, как оказывать влияние на то или иное социально-психологическое явление. Конечно, при этом нельзя возвращаться к марксистской методологии, закостеневшим пресловутым идеологическим принципам: классовому подходу, единству сознания и деятельности и т.д. Но скомпрометировавшая себя методология не означает, что нужно вообще отказаться от теории как таковой. Теоретический уровень социально-психологического знания существенно отличается от эмпирического, прикладной социальной психологии. Решающим признаком теоретического исследования выступает его направленность на совершенствование и развитие концептуальных средств науки. Напротив, эмпирическое исследование определяется т;ак применение к лежащей вне системы понятий объективной действительности уже готовых мыслительных средств.
В социально-психологической теории следует выделить, по крайней мере, три уровня. Самый верхний составляет научная картина мира, следующий за ним - общая теория, ниже расположечастная теория. Так принято в современной методологии науки -4 и в нашей стране, и за рубежом.
Собственно, теоретическое знание ограничено построением теорий - общих и частных. Выделяют три основные познавательные функции научной теории - описание, объяснение и предсказание. '•)
Основным элементом теоретического знания является закон, утверждение о необходимых, существенных связях между явлениями, у По мнению А.И.Кравченко, элементы общей теории все до единого должны формулироваться явным образом, а элементы частной теории должны не только явно выражаться, но и записываться на языке формальной логики или математики.
В научной теории важную роль играют так называемые онтологические схемы. Это собирательное понятие обозначает достаточно широкий и неоднородный по составу класс структурообразующих элементов теории, состоящий, по крайней мере, из трех компонентов - картины мира, частнотеоретической и эмпирической схем. Под онтологической схемой в узком значении следует понимать совокупность идеальных объектов теории, ориентированных, с одной стороны, на применение математического аппарата, а с другой - на проектирование экспериментальных ситуаций.
Эмпирическая схема объекта исследования - таково более правильное название онтологической схемы в узком значении, если она используется в социально-психологической теории. По существу, она представляет собой «стратагему» практических действий, или алгоритм операций.
Эмпирическая схема объекта - исходная основа двух типов исследований в социальной психологии - эмпирического и прикладного. Здесь важно отметить следующее. Эмпирическое исследование направлено на приращение нового знания. Социально-психологическая теория (общая и частная) тоже направлена на приращение нового знания. На основании этого критерия их относят к сфере фундаментального знания. Прикладное исследование не ориентировано на приращение знания, оно преследует цели заказчика. Поэтому оно не относится к сфере фундаментального знания, которое еще называют базисной, академической наукой.
Однако непроясненными остаются логика и статус прикладного исследования. В литературе на сей счет нет единой точки зрения. Получил распространение расширительный подход, когда практически все типы социально-психологического исследования квалифицируются как конкретно-социологические, эмпирические, прикладные, конкретно-эмпирические и т.п. При этом соединяется несоединимое: эмпирическое исследование вдруг ставит своей целью получение теоретических законов, а сама теория превращается в эмпирическое описание, которое «состоит из множества взаимосвязанных утверждений». В другом случае теоретическое шание объединяется с прикладным, в результате получают - теоретико-прикладные исследования», которые не являются эмпирическими.
Общее для все точек зрения состоит в том, что прикладное испедование:
а) либо отождествляется с другими, чаще эмпирическими, исспедованиями;
б) либо понимается как упрощенный, неразвитый уровень других типов исследования;
в) либо трактуется как исследование, ориентированное на пракику, ее изменение.
В 80-е годы обнаружился отход от упрощенной трактовки прикладного исследования, появились работы, в которых оно выдеияется в качестве самостоятельного типа познания со специфической методологией, процедурой и логикой разработки практических мероприятий. Собственно говоря, прикладное исследование начинается там, где кончается исследование эмпирическое. В частности, Г. С. Батыгин рассматривает соотношение переменных понятий в прикладном исследовании, построение социальных показателей и диагностические процедуры, технологию внедрения и иогику разработки управленческих решений.
В словаре по прикладной социологии данный тип исследования специфицируется по своей цели (использование знания законов, обнаруженных в фундаментальном исследовании, в конкретных социальных условиях), но не по характеру (оно остается эмпирическим). В последние годы прикладное исследование связывается с функциями заводских (промышленных) или практикующих социальных психологов.
Таким образом, в отечественной литературе произошла качественная переоценка логики, структуры и целей прикладного исследования. Из побочного метода познания, растворенного в другихвидах исследования, оно становится самостоятельным и непохожим па них диалогом теории с практикой. Г. М.Андреева считает, что та сфера профессиональной деятельности должна включать в себя:
а) собственный язык и терминологию;
б) специфический вид гипотез, которые формируются не на основе теории, а в результате практических соображений, и представляют «веер» альтернативных вариантов;
в) детально проработанную систему практических рекомендаций планов, сроков и этапов внедрения;
г) свои методы и организацию исследования;
д) особую систему этических норм, профессиональную подготовку ученых, пакет заказов и принципы оплаты труда (хоздоговор, творческое содружество и т.д.);
е) четкую систему оценки практической эффективности результатов внедрения психолог должен быть в курсе современных теоретических дискуссий чтобы грамотно представлять предмет своей деятельности, обладать современными знаниями о содержании социально-психоло- гических явлений и пользоваться как диагностической, так и другой методикой.
В течение трех последних десятилетий теоретики и практики социальной психологии были заняты поиском адекватной модели и эффективных исследовательских методов социально-психологического знания. Тенденция к критической ревизии теоретических и методологических основ дисциплины наметилась на рубеже 60- 70-х годов, когда американские социальные психологи, а вслед за ними и их европейские коллеги заговорили о кризисе экспериментальной социальной психологии. Констатация внутреннего неблагополучия дисциплины выглядела в те годы достаточно неожиданной. Дело в том, что стремительное развитие социально-психологических исследований после Второй мировой войны, прежде всего в США, создавало впечатление весьма успешного и результативного развития данной науки. Как заметил один из первых критиков дисциплины американский психолог У. Мак Гайер, «в то время... казалось, что социальная психология переживает "золотой век". Она была престижной и продуктивной областью науки, где огромное число... ученых проводили свои исследования с той верой и энергией, которые можно наблюдать у тех, кто хорошо знает, куда идет» [3].
К концу 60-х годов ясное представление путей и задач сменилось повсеместным разочарованием в результатах, сомнением в целях и неуверенностью в истинности социально-психологического знания.
Проблема неадекватности теоретического арсенала экспериментальной социальной психологии ее предмету - поведению людей в реальном социальном мире - стала отправной точкой драматического процесса обретения социальной психологией своей идентичности. Эта проблема остается сквозной темой теоретических дискуссий на протяжении 70-80-х годов. Впервые она отчетливо прозвучала в одном из писем редактора пятитомного издания по экспериментальной социальной психологии американца Л. Берковича. «Мне кажется, - признавался он одному из коллег в 1970 г., - что социальная психология находится сегодня в стадии кризиса - в том смысле, который имел в виду Кун в своей работе "Структура научных революций"». Очень многие, во всяком случае в 70-е годы, видели лишь временную ситуацию «методологического дискомфорта», которая требовала совершенствования способов контролируемого лабораторного эксперимента, более широкой практики полевых исследований, эксперимента в естественных условиях, наблюдения и т.п. При этом обсуждение «проблемы метода» протекало в рамках прежней, неопозитивистской модели социальной психологии как «объективной» науки, ориентированной на идеал строгого физического знания. Отказ или даже сомнение в эффективности экспериментальных методов воспринимались как вызов научному статусу социальной психологии.
В соответствии с общей неопозитивистской ориентацией послевоенной психологии предмет социально-психологического знания мыслился исключительно как объект, подлежащий каузальному объяснению путем экспериментального сбора данных и их обобщения. Процесс изучения социально-психологических явлений трактовался как лишенный каких-либо субъективных и ценностных значений. Таким образом, модель социально-психологической науки, доминировавшая в 60-70-е годы, полностью укладывалась в позитивистскую схему построения научного знания с непременными операциями верификации. Однако именно в этот период начались активные поиски альтернативных позитивизму теоретических принципов построения науки о психологическом измерении социального поведения.
Спектр дискуссий 70-х годов был очень широк. Достаточно перечислить такие острые темы, как: 1) соотношение теоретического и прикладного знания; 2) социальная релевантность и репрезентативность полученных результатов; 3) возможность их практического использования; 4) вероятность социально-психологических прогнозов; 5) проблема социальной базы лабораторных экспериментов, их нравственные границы, роль субъективных установок жспериментатора и ценностных аспектов поведения субъектов жспериментальных ситуаций. Начавшиеся как «споры о методах» дебаты социальных психологов постепенно переросли в «дискуссию о парадигмах». В работах американских и западно-европейских специалистов 80-х - начала 90-х годов кризис в социальной психологии воспринимается именно как кризис парадигм, а перспективы развития дисциплины ими связываются с разработкой несциентистских познавательных моделей. Суть этого кризиса как раз и состояла в осознании чужеродности позитивистских теоретических принципов, оказавшихся слишком жесткими для того, чтобы вместить все богатство оттенков изменчивой и подвижной сферы «социальной субъективности».
Большинство западных исследователей считают апогеем кришс 70-х годов, оценивая последующее развитие дисциплины как посткризисное. С определенной долей условности можно выделить следующие этапы теоретического анализа послевоенной западной социальной психологии:
а) конец 60-х - начало 70-х годов - констатация теоретического неблагополучия дисциплины, попытки ее косметического ремонта; в этот период сохраняет свое ведущее положение американская социальная психология, вместе с тем она становится объектом критики со стороны обретающей свою силу западно-европейской науки, которая таким образом утверждает свое право на создание альтернативных моделей социально-психологического знания;
б) 70-е годы - осознание новой ситуации в социальной психологии как попытки «смены парадигмы», поиски несциентистских концептуальных рамок для описания и объяснения социально-психологических явлений; в Западной Европе возникли собственные центры социально-психологических исследований (в Женеве, Париже, Бристоле), которые не только положили конец безраздельному господству американских образцов, но и впервые за послевоенные годы составили им серьезную конкуренцию. Тем не менее «хотя теоретические идеи были новы, исследования, проводившиеся для проверки этих идей, оставались вполне традиционными; это, разумеется, были не те новые парадигмы, о которых говорили социальные психологи в годы кризиса»;
в) 80-е - начало 90-х годов - посткризисное развитие социальной психологии, активизация научных контактов между американскими и европейскими специалистами, сосуществование нескольких теоретических ориентации, ведущими из которых являются традиционный сциентизм, неопозитивизм и герменевтические установки социального конструкционизма. Осложнил состояние социально-психологической теории ее пограничный характер. Возникнув на стыке психологии и социологии, западная социальная психология на самом деле имеет «два лица» - психологическое и социологическое. И хотя среди ее отцов основателей были как знаменитые психологи (Лебон, Фрейд, Олпорт), так и классики социологической мысли (Дюркгейм, Мид, Кули, Гофман), социально-психологическая наука чаще рассматривается в русле психологического, а не социологического знания.
В 1989 г. развернулось широкое обсуждение итогов и перспектив развития западной социальной психологии, в котором приняли участие ведущие специалисты из США и Западной Европы. Как отмечали организаторы дискуссии Дж.Риджсмен и В.Штребе, кризис дисциплины, столь трагично воспринятый 15 лет назад, на самом деле стимулировал весьма плодотворные теоретические поиски. В теоретическом отношении «кризис разрешился... но весьма своеобразно - путем деления дисциплины на две социальные психологии, которые существуют бок о бок при минимальном взаимодействии». Иными словами, в посткризисный период проблема «двух психологии» получила новое звучание - как проблема сосуществования двух парадигм внутри психологически ориентированной социальной психологии. В основе «старой», позитивистской, парадигмы, число сторонников которой еще достаточно велико как в Америке, так и в Европе, лежит убеждение в принципиальной познаваемости внутренних каузальных механизмов, управляющих социальным поведением. Сторонники новой парадигмы, или социальные конструкционисты, полагают, что знание о социально-психологических явлениях неравнозначно физическому знанию и требует принципиально иной познавательной модели. С этой точки зрения научная истина нетождественна знанию о мире «как он есть», которым располагает объективный наблюдатель.
Новый научный подход неизбежно ведет к пересмотру тематики социопсихологической работы. В рамках новой парадигмы социальное поведение интерпретируется как смыслосозидающая активность; поэтому осмыслению здесь подлежат такие явления, как структура, функции мышления и т.п. Эксперимент в данном случае рассматривается в качестве одного из возможных приемов поиска «истины» (т. е. дешифровки значений в языковой деятельности человеческого сообщества). С этих позиций изучение ментальной жизни на уровне отдельного индивида, которое составляет предмет когнитивной психологии, есть не что иное, как «приватизация социального», ибо всякая личностная ментальность всегда социальна по своему происхождению и содержанию.
Социальный конструкционизм - это не просто новая парадигма социальной психологии, противостоящая позитивистской традиции. Как подчеркивает основоположник новой парадигмы американский исследователь К.Джерджен, под социальным конструкционизмом следует понимать весьма широкое интеллектуальное движение, объединяющее психологов, социологов, антропологов, этнографов и историков культуры. Это движение стимулировало разработку «новой аналитической модели, базирующейся на альтернативной (не эмпиристской) концепции научного знания». Критическое переосмысление предмета психологии (и социальной психологии) сделало очевидным тот факт, что «изучение социальных процессов может служить общим знаменателем постижения природы самого научного знания». Так возник замысел социального познания, т. е. построения нетрадиционной теоретико-познавательной схемы, которая, как считает Джерджен, в самом скором времени сменит привычные представления о научном познании.
Истоки джердженовской модели социального познания восходят к его идее «социальной психологии как истории», которую он изложил в программной статье с аналогичным названием, опубликованной в 1973 г. Эта статья сыграла решающую роль в научной карьере Джерджена, который, будучи уже известным психологом-экспериментатором, совершенно неожиданно для своих коллег занялся критикой традиционной сциентистской модели социально-психологического знания. Статья 1973 г., которая сегодня считается «классической», стала поворотным пунктом и в споре о парадигмах, во всяком случае в США.
Джерджен утверждал, что социальная психология не может быть названа наукой в классическом понимании этой формы познавательной деятельности. Цель науки состоит в установлении универсальных законов путем обобщения данных, полученных в процессе наблюдения. Заимствованные из естествознания, эти представления были распространены и на социальную психологию, задачу которой также видят в обнаружении общих каузальных связей между |психологическими параметрами социального поведения. С пониманием принципов социальной интеракции связывают возможность прогнозирования социально-психологических процессов и управления ими. Между тем прогресс естествознания, на который все еще ориентируется социальная психология, связан с таким простым обстоятельством, как повторяющийся, стабильный характер явлений природы. «Если бы природа действительно была склонна к капризам, естественные науки были бы заменены естественной историей». Именно такая судьба ожидает социальную психологию. В отличие от мира природы социальный мир крайне подвижен и неустойчив. Принципы, управляющие социальным взаимодействием, не могут быть универсальными (а значит, и не подлежат обобщению), поскольку нестатичны и изменчивы те эмпирические факты, на которых они базируются. Знание, полученное социальным психологом, нетождественно аккумуляции научных данных в привычном представлении. Таким образом, социальной психологии не следует ориентироваться на развитие обобщенных научных принципов, ее задача - «систематическое объяснение современного положения дел».
Свою позицию Джерджен подкрепляет аргументами двоякого характера. Первая группа доводов связана с осмыслением «обратной связи», существующей между научным знанием (в том числе и психологическим) и обществом. Получив некоторое знание о своем «объекте», исследователь стремится сделать его достоянием общественности. В этом смысле популярность социально-психологического знания превзошла все ожидания. Развитие средств массовой информации, «гуманизация» образования, заинтересованность социальных политиков - все это способствует самому широкому психологическому просвещению общества. Однако оборотной стороной этого просвещения является процесс постоянного обесценивания социально-психологических теорий.
Вторая группа аргументов в поддержку идей социальной психологии как истории акцентирует культурную и историческую относительность социопсихологических теорий.
Идея социальной психологии как истории вызвала самые противоречивые отклики в научных кругах - от полного неприятия до восторженного одобрения.
Разнообразие точек зрения сторонников Джерджена имело под собой общий знаменатель - признание необходимости более широкого социального контекста для анализа социально-психологических процессов. Та же идея, но в более категорической форме как требование более социологизированного образа дисциплины, прозвучала и в отзывах представителей социологической социальной психологии тех лет. Пессимизм Джерджена, отказавшего социальной психологии в праве называться наукой, связан с двумя обстоятельствами: с отождествлением дисциплины с ее нынешней позитивистской моделью и с представлением о научной деятельно