Понятие и виды малых неформальных групп
В обширном перечне разделов современной социально-психологической науки малые группы занимают особое место. Это не только старейшая, но и наиболее интенсивно разрабатываемаяобласть социальной психологии. Вот уже десятилетия проблема групповой психологии (проблемы взаимодействия людей в рам ках небольших контактных объединений, возникших либо вследствие предписаний социальной структуры, либо на основе эмоциональных предпочтений) находится в центре внимания исследователей многих стран.
Более чем за 90-летнюю историю социальной психологии исследователи неоднократно обращались к определению понятия «малая группа», сформировав при этом огромное количество всевозможных, часто случайных, порою весьма различающихся между собой и даже противоречивых по смыслу определений. И это неудивительно: в своих попытках соответствующим образом определить малую группу авторы, как правило, шли от собственного ее понимания, диктовавшего акцентирование тех или иных сторон группового процесса.
Так, известный американский психолог М.Шоу, рассмотрев более полутора десятков определений малой группы, классифицировал их по следующим шести категориям в зависимости от того, какие аспекты групповой жизни в большей степени привлекают внимание авторов определения: 1) восприятие членами группы от-дельных партнеров и группы в целом; 2) мотивация членов группы;3) групповые цели; 4) организационные (структурные) характеристики группы; 5) взаимосвязь и 6) взаимодействие членов группы.
Наиболее краткое и вместе с тем точное определение, на наш взгляд, дано Г. М. Андреевой [1]. Еще один вопрос, который следует рассмотреть, прежде чем перейти к более детальному анализу процессов и феноменов, специфичных для малой группы, - классификации малых групп. Неописывая подробно все возможные типы малых групп, остановимся лишь на наиболее важных основаниях их классификации.
Прежде всего выделим лабораторные и естественные группы. К первым относятся группы, специально создаваемые для выполнения экспериментальных заданий в лабораторных условиях; ко вторым - группы, функционирующие в реальных жизненных ситуациях.
Это разделение не является абсолютным. Например, если в эксперименте принимает участие реально существующая группа (или ее часть), то довольно трудно отнести ее к той или иной категории. Однако деление это важно для социальной психологии, так как ставит проблему переноса тех закономерностей, которые получены в экспериментальных условиях, на жизнедеятельность реальных групп.
Другая пара: организованные (формальные, официальные) и спонтанные (неформальные, неофициальные) группы. Главное отличие этих групп состоит в том, что существование организованных групп задано внешней ситуацией, обществом, которое создает специальные структуры для решения каких-то задач, а спонтанные группы зарождаются непроизвольно, стихийно как в недрахорганизованных групп, так и вне их.
Основанием для выделения оппозиционной пары открытые закрытые группы является степень открытости группы влияниям окружающей среды, общества. Закрытость группы довольно часто используется обществом для достижения каких-либо задач, не принимая во внимание те психологические последствия, которые влечет закрытость группы для ее членов. Примеры закрытых групп армейские подразделения, полярные экспедиции, экипажи судов, находящиеся в длительном плавании. Необходимо отметить, что при определении степени закрытости группы важной характеристикой является степень свободы входа в группу и выхода из нее, иными словами, насколько легко человек может стать членом данной группы или выйти из ее состава.
По продолжительности существования выделяются стационарные и временные группы. Постоянство или временность существования группы имеет, конечно, относительный характер. Однако важной характеристикой является восприятие членами группы времени ее существования. Так, студенческая группа, образованная на несколько лет для обучения, воспринимается ее членами как постоянная. Временная характеристика имеет значение, но важнее субъективная оценка своей группы. Может быть и такая ситуация, когда разные люди оценивают свою группу по-разному.
Уместно указать еще одну часто встречающуюся в литературе классификацию: группы членства -референтные группы. Основанием для подобного деления является степень значимости группы для индивида с точки зрения его ориентации на групповые нормы и ценности, влияния группы на его установки. Если группа рассматривается только как место пребывания человека и не связана с системой его ценностей, социальных установок, то в таком случае речь идет только о группе членства. Но если группа занимает серьезное место в жизни индивида, если нормы и ценности этойгруппы человек разделяет, соотносит с ними свои взгляды, то такая группа является для него референтной. Причем возможен вариант, когда индивид не является членом своей референтной груп-пы, но или стремится стать им (если существует для этого реальная возможность), или же рассматривает такую группу в качестве идеальной для себя.
Существует и другой подход к классификации групп, основанный на учете их направленности. С точки зрения этого подхода выделяют группы с положительной, неустойчивой и отрицатель ной направленностью, а также преступные группы.
Признаки группы:
- определенный способ взаимодействия между ее членами;
- членство, чувство принадлежности к данной группе;
- адекватность, т.е. осознание себя членами группы как «Мы», а других - как «Они».
Рассмотрев подходы к определению и классификации малойгруппы, перейдем к анализу основных феноменов и процессов в малой группе.