Мазохизм - стремление к подчинению, моральное унижение.
Социализация в виде садизма осуществляется путем постановки других людей в зависимое от себя положение и приобретения над ними неограниченной власти, эксплуатации, запугивания других.
Деструкция - один из способов социализации, заключающийся в избавлении человека от чувства собственного бессилия посредством разрушения окружающего мира. Как считал Э.Фромм, разрушение мира для человека - последняя, отчаянная попытка в их противоборстве.
Конформизм (от лат. conformis - подобный) в его крайнем выражении означает отказ от собственного «Я», превращение человека в робота, подмену подлинной личности псевдоличностью.
В результате жесткой социализации в условиях тоталитарного общества формируется «одномерный» («массовый») человек («человек организации»), «извне ориентированная личность» («автоматически ориентированная личность», «автоматически конформная личность»). Автором данной концепции является Г. Маркузе. Одномерному человеку свойственны: некритическое отношение к действительности, к поведенческим и пропагандистским стерео-типам, отсутствие индивидуальности, подверженность манипуляциям, консерватизм, искаженное видение мира (сугубо потребительская ориентация, унификация «Я»).
Личность усваивает социальный опыт посредством определенных механизмов. По мнению французского социолога Г.Тарда, механизм социализации включает в себя: 1) имитацию, подражание; 2) идентификацию; 3) руководство [13]. Однако этот механизм гораздо богаче и разнообразнее. Социализация личности осуществляется в процессе различных видов общения (массового, группового, межличностного, делового, неформального), под влиянием средств массовой информации, культуры [9]. Особую роль в структуре механизма социализации выполняет конформизм, характерные свойства которого подробно изучались С.Ашем, К. Осгудом и Ф.Крачфильфом, а из отечественных социальных психологов - И. С. Коном, А. П. Сопиковым, учениками А. В. Петровского и др.
Необходимо иметь в виду, что социализация не пассивный процесс, а активный, где важную роль играют установки, обусловливающие избирательность личности как объекта социализации. Поэтому традиционную структуру механизма социализации следует дополнить с помощью теории социального обмена. В процессе обменных сделок, определения выгоды складываются вектор, направленность социализации личности и в конечном счете ее самоопределение.
Содержание социализации зависит и от такого важного параметра, как социальные институты, экономические, общественные, в том числе семья, детские дошкольные учреждения, школы, неформальные группы, официальные организации и др. Эффективность социализации обусловливается их нравственным, культурным и экономическим состоянием. В споре о значимости названных институтов для социализации личности (сила влияния социальных институтов на личность зависит от их авторитетности - референтности) предпочтение обычно отдается семье. Действительно, она занимает особое место в социализации личности, ее нельзя ничем заменить. Как правило, дети, воспитывающиеся вне семьи, страдают из-за неадаптированности, нарушенных эмоциональных контактов, групповой идентичности.
Личность не может сразу с момента рождения усвоить весь социальный опыт. Социализация - процесс длительный, протяженный во времени и в пространстве, даже постоянный. При этом он имеет индивидуальный аспект и связан с определенными циклами в области физического, анатомофизиологического, сенсорного, эмоционального, познавательного и социального развития личности. Стадиальность социализации объясняется соотношением развития человека и спецификой социальной ситуации, в которойон оказывается в разные периоды жизни.
Существуют различные подходы к выделению стадий социализации. Социологический акцентирует внимание на процессах усвоения человеком репертуаров социальных ролей, ценностей и норм, культуры, завоевания положения в той или иной общности. Примером социологического подхода является точка зрения Г.М.Андреевой, которая делит социализацию на три стадии: дотрудовую, трудовую и послетрудовую. Такие стадии, конечно, выделять можно, но данный подход односторонен или, точнее, однолинеен.
Социологическому подходу противоположен психоаналитический, с позиции которого стадии социализации увязываются с проявлением биологических влечений, инстинктов и подсознательных мотивов человека.
Влияние бессознательного на процесс социализации личности трудно переоценить. Тем не менее реальным подходом к рассмотрению стадий социализации является компромиссный, который учитывает как социологические, так и психоаналитические взгляды на этот счет. Вследствие этого можно выделить первичную, маргинальную, устойчивую социализацию, а также стадию, обу-словленную необходимостью адаптации к новой ситуации, например в связи с выходом человека на пенсию и другими обстоятельствами.
Первичная стадия социализации ребенка, согласно утверждениям З.Фрейда, распадается на оральную (от рождения до 2 лет), когда мир ребенка сосредоточен вокруг рта; анальную (от 2 до 3 лет), в течение которой ребенку прививают навыки гигиены. По мнению Фрейда, данная стадия во многом определяет более позднее развитие человека; фаллическую (от 4 до 5 лет). На этой стадии удетей впервые появляется симпатия к родителям противоположного пола. Связанные с этими чувствами конфликты Фрейд назвал эдиповым комплексом (у мальчиков) и комплексом Электры(у девочек). Дети, успешно преодолевшие данную стадию, начинают идентифицировать себя с родителями.
З.Фрейд утверждал, что основные личностные характеристики формируются на этих стадиях.
В то же время нельзя абсолютизировать роль бессознательного в процессе социализации личности (патологические случаи не следует распространять на здоровых людей). Решающее значение здесь имеют процессы познания и овладевания ребенком социальными ролями в игровой деятельности, его упражнения в самоидентификации, возникающая и закрепляющаяся у него система ожиданий и характер их удовлетворения, требования к нему со стороны родителей, характер их обращения с ним.
В одной из казахских семей родились девочки-близнецы. Одна из них, появившаяся на свет на пять минут раньше, затем стала выполнять роль старшей сестры со всеми вытекающими последствиями. К ней предъявлялись жесткие требования, в том числе по уходу за младшей сестрой. «Старшая», превратившаяся в антипод «младшей», сформировалась волевым, а младшая - инфантильным человеком.
Маргинальная (промежуточная, или псевдоустойчивая) социализация - социализация подростка. Известно, что подростковый возраст является ступенью полового созревания, продолжающегося до момента становления человека взрослым. Это переходный возраст от детства к юношеству, связанный главным образом с самоутверждением личности, групповой идентичностью.
Устойчивая социализация совпадает с достижением определенного статуса и выполнением широкого спектра социальных и межличностных ролей. Эта стадия связана со стабильным положением человека в обществе или какой-либо общности. Она свидетельствует о социально-психологической адаптированности личности, ее социальной идентичности.
И, наконец, последняя стадия социализации сопряжена с утратой статуса, ряда ролей после выхода человека на пенсию. В это время он дезадаптируется и, как правило, болезненно реагирует на то положение, в котором оказался. Нередко тяжелые переживания вызываются утратой близких и смысла своего существования, необратимыми процессами старения организма, чувством одиночества и ненужности. Но такое душевное состояние во многом может компенсироваться любовью к внукам, которая придает человеку жизненные силы, создает ощущение полезности и повторения жизни.
Социализацию можно рассматривать как типичный и единичный процессы. Типичность определяется социальными условиями и зависит от классовых, расовых, этнических и культурных различий. Социализация как типичный процесс означает похожесть еепротекания для представителей типичных социальных или возрастных групп, имеющих одинаковые религию, культуру, социальное положение. Социализация, например, безработных типична для них и отличается от социализации преуспевающих бизнесменов. То же самое можно сказать о бродягах, хронически больных, инвалидах. Совершенно по-особому, но все равно типично проходит социализация эмигрантов. Она связана с вынужденной необходимостью адаптироваться к чужой языковой среде, культуре. Своеобразна социализация национальных меньшинств.
Социализация как единичный процесс возникает благодаря особенностям, свойственным данной личности (способностям, внешним данным, степени конформности, коммуникабельности, индивидуальному уровню идентичности), т.е. стремлению к развитию своих способностей, осознанию своего жизненного пути как уникального и т. д.
Человек может внешне демонстрировать свою социализированность, в связи с чем встает вопрос о внешних и внутренних критериях этого процесса. Критериями социализированной личности являются: содержание сформированных установок, стереотипов, ценностей, картин мира; адаптированность личности, ее нормотипическое поведение, образ жизни; социальная идентичность (групповая и общечеловеческая).
Главным критерием социализированности личности выступает не степень ее приспособленчества, конформизма, а степень ее независимости, уверенности, самостоятельности, раскрепощенности, инициативности, незакомплексованности. Основная цель социализации личности не в ее унификации, превращении в послушный «винтик», а в удовлетворении «потребности в самореализации» (А. Маслоу) и в развитии способности для успешного осуществления этой цели. В противном случае процесс социализации лишается гуманистического смысла и становится инструментом психологического насилия, направленного не на личностный рост и не на достижение единственной в своем роде индивидуальности, а наунификацию, стратификацию, нивелировку «Я».