Понятие стадий, институтов и механизмов социализации личности
Известна история семьи старообрядцев Лыковых, которые долгое время одни жили в глухой тайге. Встреча с людьми обернулась для этой семьи трагедией.
Другой пример. С 1913 г. в одном из уругвайских департаментов изолированно от влияния цивилизации проживает секта русских староверов. В деревне нет ни радио, ни телефона, ни телевизора, несмотря на то, что в находящихся рядом населенных пунктах это все есть.
В основе приведенных случаев лежит нарушение того, что в психологической литературе называют социализацией. Социализация, согласно наиболее распространенному определению, - это аккумулирование индивидом на протяжении жизни социальных ролей, норм и ценностей того общества, к которому он принадлежит.
Разработкой теории социализации личности занимались такие ученые, как Г. Тард, Т. Парсонс и др. В частности, Г. Тард в основу своей теории положил принцип подражания, а отношения «учитель-ученик» провозгласил моделью социального поведения, т.е.социализации. В работах Т. Парсонса процесс социализации объясняется несколько иначе. Он полагает, что индивид, общаясь созначимыми для него ценностями, вбирает в себя общие из них.Однако если пренебречь нюансами, то можно сделать вывод, что в основе теорий социализации лежат классическая формула бихевиоризма «S-R» и теория Л.С.Выготского об интериоризациивнешнего опыта, его культурно-историческая концепция.
В отечественной социальной психологии существует узкое и широкое толкование социализации. Такой подход к ее пониманию предложен Б. Д.Парыгиным. Социализация в узком смысле - это процесс вхождения в социальную среду, приспособления к ней, в широком - исторический процесс, филогенез.
Наряду с понятием «социализация» есть и другие, довольно близкие с ним по значению, например «воспитание» и «адаптация».
Профессор Г.М.Андреева полагает, что, по существу, между понятиями «социализация» и «воспитание» нет различий [2]. При этом под воспитанием понимается целенаправленное воздействие на личность всего общества. Однако даже и такая трактовка воспитания, по нашему мнению, не дает оснований ставить знак равенства между этими явлениями. Социализация в любом случае шире воспитания. Это во многом стихийный процесс, и не всегдаосознаваемый.
Понятия «социализация» и «адаптация» тесно связаны. Адаптация (приспособление) может рассматриваться и как составная часть социализации, и как ее механизм. Различают два вида адаптации: психофизиологическую и социально-психологическую, находящиеся во взаимосвязи. Социально-психологическая адаптация представляет собой овладение личностью роли при вхождении в новую социальную ситуацию. По своим результатам социально- психологическая адаптация бывает позитивной и негативной, а по механизму осуществления - добровольной и принудительной. Процесс социально-психологической адаптации распадается нанесколько стадий: а) ознакомление; б) ролевая ориентация; в) самоутверждение. Таким образом, социально-психологическая адаптация - это конкретный процесс социализации.
Согласно сложившейся традиции, социализация имеет следующую структуру: 1) содержание (с этой точки зрения о социализации и асоциализации говорят как о приспособлении к негативному опыту); 2) широту, т.е. число сфер, к которым смогла приспособиться личность. Выделяют также и такие характеристики социализации, как механизм, социальные институты, факторы и стадии.
При рассмотрении содержания социализации важное значение имеет определение того, что предлагается личности в качестве социального и культурного «меню», какие картины мира, установки, стереотипы, ценности формируются у индивида в процессесоциализации.
Кроме этого, большую роль играет и локус контроля (лат. lokus - место). Существует два крайних типа данного понятия, предложенного американским психологом Д.Роттером: интернальный и экстернальный. В первом случае человек убежден, что результатыего деятельности зависят от личных качеств: компетентности, целеустремленности, интеллектуальных способностей, во втором - считает, что его успехи (неудачи) обусловлены действием внешних сил - помощи или давления окружения и т.п. Локус контроля является особой личностной характеристикой, в зависимости от которой индивиды делятся на тех, кто более чувствителен к внешним воздействиям, и тех, чье поведение определяется внутреннейстратегией. В итоге человек может воспринимать социальные проблемы как нормальное явление и быть вполне адаптированным к ним, и наоборот. Поэтому оценивать содержание социализацииследует не с позиции приспособленности личности к конкретнымусловиям (в конце концов, можно к чему угодно привыкнуть), а с точки зрения мировых стандартов, цивилизации и культуры, общечеловеческого образа и стиля жизни.
Содержание социализации определяется, с одной стороны, всей совокупностью социальных влияний (политических программ и доктрин, средств массовой информации, культуры), с другой - отношением индивида ко всему этому. Причем эти отношения зависят не только от особенностей самой личности, но и от социальной ситуации, в которой она оказывается: материальных условий или, скажем, соображений, связанных с карьерой. Поэтому человек может лишь внешне демонстрировать законопослушание, лояльность к политическим и правовым институтам, зная, что в области политики существуют двойные стандарты, а за отклонение от правил игры, предписываемых норм придется «платить». Иными словами, о содержании социализации нельзя судить только повербальному поведению.
Содержание социализации личности проявляется, по мнению Т.Шибутани, в шаблонах поведения, привычках, формировании общих значений, т. е. взглядов.
Наиболее ярко содержание социализации проявляется в особенностях национальной психологии: этностереотипах, эмоциональных оценках. При экспансии определенных культур эти различия стираются, однако видеть в такой унификации только одно благо неверно. Цивилизация выигрывает от культурных различий. Человечество должно освобождаться от варварского образа жизни, приобщаться к цивилизации, но не за счет утраты национальных культур. Современная тенденция - интеграция человечества в различных отношениях. Большую роль в этом играют процесс социализации личности, расширение ее содержания через приобщение к мировым социальным институтам.
Истинный смысл цивилизации заключается в актуализации «Я», раскрытии потенциалов личности, ее возможностей, что может быть только при настоящей демократии. В тоталитарном государстве все обстоит совершенно иначе. В этих условиях, по мнению Э.Фромма, возможны и такие способы социализации, как мазохизм, садизм, деструкция, конформизм.