Понимание личности с позиций гуманистической психологии
Позитивные силы, направленные на здоровье и рост, естественным образом присущи организму. Основатель гуманистической психологии К.Роджерс полагал, что в каждом из нас естьстремление стать компетентным и способным настолько, насколько это возможно для нас биологически.
Решающую роль в жизни и развитии человека играет его представление о самом себе, его «Я-концепция». Человек, по Роджерсу, склонен поступать в соответствии с тем, что он сам о себе думает, тем более что он не может судить о том, каков он «на самом деле». Не существует объективного образа самого себя, который может быть использован в качестве эталона. Однако есть актуальный жизненный опыт, который может противоречить сложившейся «Я-концепции». И тогда возникает, по Роджерсу, неконгруэнтность (т.е. несоответствие, противоречие) между представлением о себе и актуальным опытом. Это несоответствие может быть разрешено либо путем изменения поведения, ведущего к изменению актуального опыта, либо путем модификации представления о себе. Роджерс постулирует естественное стремление к разрешению этого внутреннего конфликта позитивным образом. Он убежден, что тенденция к здоровью усиливается благодаря межличностным отношениям, в которых один из участников свободен от неконгруэнтности, способен к самокорректировке. Принятие самости - предпосылка к более подлинному и более легкому принятию других. В то же время быть принятым другими - возможность с большей готовностью принять себя. Такой цикл самокорректировки и усиления себя - основной способ личностного роста.
А. Маслоу - один из основателей гуманистической психологии всю свою работу связывал с проблемами личностного роста и развития. Он внес значительный теоретический и практический вклад в создание альтернативы бихевиоризму и психоанализу, фактически отрицавших творчество, любовь, альтруизм и другие великие ценности человечества. Он считал, что психоанализ 3. Фрейда представляет нам больную часть психики, которую надо дополнить ее здоровой частью. Центральным понятием для гуманистической психологии является самоактуализация. i
А. Маслоу начал с изучения выдающихся людей, которые казались ему наиболее душевно здоровыми и творческими. В этот список попали Авраам Линкольн, Томас Джеферсон, Альберт Эйнштейн, Франклин Рузвельт, Альберт Швейцер и др.
А. Маслоу называет следующие характеристики самоактуализирующейся личности:
1. Более эффективное восприятие реальности и более комфортное отношение к ней.
2. Принятие себя, других, природы.
3. Спонтанность, простота, естественность.
4. Центрированность на задаче (в отличие от центрированности на себе).
5. Некоторая отъединенность и потребность в уединении.
6. Автономия, независимость от культуры и среды.
7. Постоянная свежесть оценки.
8. Межличностность и опыт высших состояний.
9. Чувство сопричастности, единение с другими.
10. Более глубокие межличностные отношения.
11. Демократическая структура характера.
12. Различение средств и целей, добра и зла.
13. Философское невраждебное чувство юмора.
14. Самоактуализирующееся творчество.
А. Маслоу отмечал, что самоактуализирующиеся личности отнюдь не совершенны, они тоже могут испытывать досаду, раздражение, быть вздорными, эгоцентричными, злыми или переживать депрессию. Самоактуализация - это не уход от проблем, а движение от проблем кажущихся и простых к проблемам реальным и слОЖНЫМ.
А. Маслоу описывает восемь путей самоактуализации индивида:
1. Полное и беззаветное переживание жизненной ситуации с повышенным сознаванием и интересом.
2. Стремление к личностному росту в каждом жизненном выборе, даже если это связано с риском, прежде всего с риском оказаться в неизвестном.
3. Становиться реальным, существовать фактически, а не только в потенциале.
4. Честность и принятие ответственности за свои действия. Отпеты на возникающие вопросы надо искать внутри себя.
5. Развитие способности «лучшего жизненного выбора», умение верить своим суждениям и интуиции, действовать в соответВИИ С НИМИ.
6. Развитие своих потенциальных возможностей.
7. Стремление к «пику переживания», когда мы полнее сознаем мири себя, думаем, действуем и чувствуем ясно и точно.
8. Обнаружение своих «защит» и работа по отказу от них.
Другой кардинальной идеей А. Маслоу была концепция иерархии фундаментальных потребностей, которые развиваются от низших к высшим. Это физиологические потребности (пища, вода, сон и т. п.), потребность безопасности, потребность в любви и принадлежности, потребность в уважении, потребность в самоактуализации.