Тема 2. Межличностные отношения в школьном коллективе
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ.. 1
Тема 1. Транзактный анализ. 1
Тема 2. Межличностные отношения в школьном коллективе. 2
Тема 3. Психология межгрупповых отношений.. 2
Тема 4. Проявления императивного, манипулятивного и диалогического общения в педагогической практике 3
ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ... 3
ТЕМА: Зависимость эффективности деятельности малой группы от уровня развития группы.. 4
Методики изучения внутригрупповых отношений. 4
Методика1. Внешнегрупповая референтометрия. 4
ТЕМА: Социально-психологическая характеристика личности в группе. 5
Методика 1. Оценочные стереотипы восприятия и понимания людьми друг друга. 5
Методика 2. Восприятие индивидом группы.. 7
ТЕМА: Динамические процессы в малой группе. 10
Методика 1. Типы поведения в конфликтной ситуации по К.Томасу. 10
ТЕСТ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ УРОВНЯ УСВОЕНИЯ ЗНАНИЙ ПО КУРСУ «Социальная психология» 15
На самостоятельную работу студентов отводится 50% от часов ГОС ВПО отводимых на изучение учебного курса. Самостоятельная работа студентов является внеаудиторной работой по изучаемому курсу. Она включает как подготовку к практическим (семинарским, лабораторным) занятиям, так и изучение 10% содержания курса, не вошедшего в аудиторную работу. Далее мы предлагаем примерный перечень заданий по самостоятельной работе студента, не вошедший в рассмотрение в аудиторной работе, но усвоение которого требуется ГОС ВПО.
В данном перечне предлагаются контрольные вопросы по изучаемой теме, работа с которыми может проходить по одному из видов внеаудиторной работы
Тема 1. Транзактный анализ
Контрольные вопросы:
1. Что называют уровнями общения?
2. Что понимают под формами общения? В чем заключаются особенности ритуала? Какие особенности имеет времяпрепровождение? Чем отличается игра?
3. Что представляют собой игры транзактного анализа?
Терминологический тезаурус:транзактный анализ, транзакция, позиция, позиция Родителя, позиция Взрослого, позиция Ребенка.
Дополнительная литература:
1. Берн Э. Люди, которые играют в игры. Игры, в которые играют люди. Л., 1992.
2. ДжеймсМ., Джонгвард Д. Рожденные выигрывать. М., 1990.
3. А.Н. Ивашов, Е.А. Заика. Методика исследования коммуникативных установок личности // Вопросы психологии. 1991., №5.
4. Д. Карнеги. Как завоевывать друзей. М., 1990.
5. Социальная психология / Под ред. А.В.Петровского. М., 1987.
Тема 2. Межличностные отношения в школьном коллективе
Контрольные вопросы:
1. В чем заключаются особенности статусной организации группы в детском и школьном возрасте?
2. Как исследуется статусная структура класса?
3. От чего зависит величина статуса школьника?
4. Как можно воздействовать на статусную структуру класса?
Терминологический тезаурус: статус, социальная роль.
Дополнительная литература:
1. Коломинский Я.Л. Психология детского коллектива. Минск, 1984.
2. Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания школьников. М., 1984.
3. Дубовская Е М., Кричевский Р.Л. Психология малой группы М., 1991.
4. Мясищев В.Н. Психология отношений Москва-Воронеж, 1995.
5. Немов P.C. Социально-психологический анализ эффективной деятельности коллектива М., 1984.
Тема 3. Психология межгрупповых отношений
Контрольные вопросы:
1. К каким выводам пришел М.Шериф в 1954 г., проведя эксперименты?
2. В чем суть экспериментов Тэшфела? Как проявились когнитивный и эмоциональный аспекты?
3. Какова структура межгрупповой перцепции?
4. Что понимают под целостностью и унифицированностью?
5. Какие динамические характеристики межгрупповой перцепции выделяют в социальной психологии?
6. Как связаны точность межгрупповой перцепции с характером взаимодействия? О чем свидетельствуют эксперименты Агеева? Что означает понятие «феномен межгруппового взаимодействия»?
Терминологический тезаурус:целостность, унифицированность, межгрупповая перцепция, перцептивная защита, расизм, социальная дискриминация, фаворитизм внутригрупповой.
Дополнительная литература:
1. Агеев B.C. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. М., 1990.
2. Агеев В.С. Психология межгрупповых отношений. М., 1983.
3. Стефаненко Т.Г. Социальные стереотипы и межэтнические отношения // Общение и оптимизация совместной деятельности. М., 1987.
4. Левкович В.П., Андрущак И.Б., Этноцентризм как социально-психологичесий феномен //Психол. журн. 1995. Т. 16, № 2. С. 70-81.
5. Леонтьев А.А. Психология общения М., 1998.
ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ
Анкета
1. Лучшими партнерами в группе я считаю тех, кто
а) знает больше, чем я.
б) все вопросы стремится решить сообща.
в) не отвлекает внимание преподавателя.
2. Лучшими преподавателями являются те, которые
а) имеют индивидуальный подход.
б) создают условия для помощи со стороны других.
в) создают в коллективе атмосферу, в которой никто не боится высказаться.
3. Я рад, когда мои друзья:
а) знают больше, чем я, и могут мне помочь.
б) умеют самостоятельно, не мешая другим, добиваться успехов.
в) помогают другим, когда представится случай.
4. Больше всего мне не нравится, когда в группе:
а) некому помогать.
б) мне мешают при выполнении задачи.
в) остальные слабее подготовлены, чем я.
5. Мне кажется, что я способен на максимальное, когда:
а) я могу получить помощь и поддержку со стороны других.
б) мои усилия вознаграждены.
в) есть возможность проявить инициативу, полезную для всех.
6. Мне нравятся коллективы, в которых
а) каждый заинтересован в улучшении результатов всех.
б) каждый занят своим делом и не мешает другим.
в) каждый человек может использовать других для решения своих задач.
7. Учащиеся оценивают как самых плохих таких преподавателей, которые:
а) создают дух соперничества между учениками.
б) не уделяют им достаточного внимания.
в) не создают условия для того, чтобы группа помогла им.
8. Больше всего удовлетворения в жизни дает:
а) возможность работы, когда тебе никто не мешает.
б) возможность получения новой информации от других людей.
в) возможность сделать полезное другим людям.
9. Основная цель школы должна заключаться:
а) в воспитании людей с развитым чувством долга перед другими.
б) в подготовке приспособленных к самостоятельной жизни людей.
в) в подготовке людей, умеющих извлекать пользу от общения в другими людьми.
10. Если перед группой стоит какая-то проблема, то я:
а) предпочитаю, чтобы другие решили эту проблему.
б) предпочитаю работать самостоятельно, не полагаясь на других.
в) стремлюсь внести свой вклад в общее решение проблемы.
11. Лучше всего бы я учился, если бы преподаватель
а) имел ко мне индивидуальный подход.
б) создавал условия для получения мной помощи со стороны других.
в) поощрял инициативу учащихся, направленную на достижение общего успеха.
12. Нет ничего хуже того случая, когда:
а) ты не в состоянии самостоятельно добиться успеха.
б) чувствуешь себя ненужным в группе.
в) тебе не помогают окружающие.
13. Больше всего я ценю:
а) личный успех, в котором есть доля заслуги моих друзей.
б) общий успех, в котором есть и моя заслуга.
в) успех, достигнутый ценой собственных усилий.
14. Я хотел бы:
а) работать в коллективе, в котором применяются основные приемы и методы совместной работы.
б) работать индивидуально с преподавателем.
в) работать с ведущими в данной области людьми.
Обработка результатов
На основании ответов испытуемых с помощью «ключа» производится подсчет баллов по каждому типу восприятия индивидом группы. Каждому выбранному ответу приписывается один балл. Баллы, выбранные испытуемыми по всем 14-ти пунктам анкеты, суммируются для каждого типа восприятия отдельно. При этом общая сумма баллов по всем трем типам восприятия для каждого испытуемого должна быть равна 14.
Ключ для обработки анкеты
Тип восприятия индивидом группы | ||
индивидуалистическое | коллективистическое | прагматическое |
1 В 2 А 3 Б 4 Б 5 Б 6 Б 7 Б 8 А 9 Б 10 Б 11 А 12 А 13 В 14 Б | 1 Б 2 В 3 В 4 А 5 В 6 А 7 А 8 В 9 А 10 В 11 В 12 Б 13 Б 14А | 1 А 2 Б 3 А 4 В 5 А 6 В 7 В 8 Б 9 В 10 А 11 Б 12 В 13 А 14В |
Три типа восприятия
1. Индивид воспринимает группу как помеху своей деятельности или относится к ней нейтрально. Группа не представляет собой самостоятельной ценности для индивида. Это проявляется в уклонении от совместных форм деятельности, в предпочтении индивидуальной работы, в ограничении контактов. Этот тип восприятия индивидом группы можно назвать «индивидуалистическим».
2. Индивид воспринимает группу как самостоятельную ценность. На первый план для индивида выступают проблемы группы и отдельных ее членов, наблюдается заинтересованность как в успехах каждого члена группы, так и группы в целом, стремление внести свой вклад в групповую деятельность. Имеет место потребность в коллективных формах работы. Этот тип восприятия индивидом своей работы может быть назван «коллективистическим».
3. Индивид воспринимает группу как средство, способствующее достижению тех или иных индивидуальных целей. При этом группа воспринимается и оценивается с точки зрения ее «полезности» для индивида. Отдается предпочтение более компетентным членам группы, способным оказать помощь, взять на себя решение сложной проблемы или послужить источником необходимой информации. Данный тип восприятия индивидом группы можно назвать «прагматическим».
Опросник
1.
А. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.
Б. Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба не согласны.
2.
А. Я стараюсь найти компромиссное решение.
Б. Я пытаюсь уладить дело с учетом интересов другого и моих собственных.
3.
А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
Б. Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.
4.
А. Я стараюсь найти компромиссное решение.
Б. Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.
5.
А. Улаживая спорную ситуацию, я все время стараюсь найти поддержку у другого.
Б. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности,
6.
А. Я пытаюсь избежать возникновения неприятностей для себя.
Б. Я стараюсь добиться своего.
7.
А. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.
Б. Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться другого.
8.
А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
Б. Я первым делом стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.
9.
А. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.
Б. Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.
10.
А. Я твердо стремлюсь достичь своего.
Б. Я пытаюсь найти компромиссное решение.
11.
А. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.
Б. Я стараюсь успокоить другого и. главным образом сохранить наши отношения.
12.
А. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.
Б. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.
13.
А. Я предлагаю среднюю позицию.
Б. Я настаиваю, чтобы было сделано по-моему.
14.
А. Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах.
Б. Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.
15.
А. Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.
Б. Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряженности.
16.
А. Я стараюсь не задеть чувств другого.
Б. Я пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.
17.
А. Обычно я настойчиво стараюсь добиться своего.
Б. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.
18.
А. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.
Б. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.
19.
А. Первым делом я стараюсь ясно определить то, и чем состоят все затронутые интересы и спорные, вопросы.
Б. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.
20.
А. Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия.
Б. Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих.
21.
А. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.
Б. Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.
22.
А. Я пытаюсь найти позицию, которая находится посредине между моей позицией и точкой зрения другого человека.
Б. Я отстаиваю свои желания.
23.
А. Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.
Б. Иногда я представляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.
24.
А. Если позиция другого кажется ему очень важной, я постараюсь пойти навстречу его желаниям.
Б. Я стараюсь убедить другого прийти к компромиссу.
А. Я пытаюсь доказать другому логику и преимущества моих взглядов.
Б. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.
26.
А. Я предлагаю среднюю позицию,
Б. Я почти всегда озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.
27.
А. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.
Б. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.
28.
А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
Б. Улаживая ситуацию, я обычно стараюсь найти поддержку у другого.
29.
А. Я предлагаю среднюю позицию.
Б. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий
30.
А. Я стараюсь не задеть чувств другого.
Б. Я всегда занимаю такую позицию в спорном вопросе, чтобы мы совместно с другим заинтересованным человеком могли добиться успеха.
Количество баллов, набранных индивидом по каждой шкале, дает представление о выраженности у него тенденции к проявлению соответствующих форм поведения в конфликтных ситуациях.
Ключ
1. Соперничество – 3А, 6Б, 8А, 9Б, 10А, 13Б, 14Б, 16Б, 17А, 22Б, 25А, 28А.
2. Сотрудничество – 2Б, 5А, 8Б, 11А, 14А, 19А, 20А, 21Б, 23А, 26Б, 28Б, 30Б.
3. Компромисс – 2А, 4А, 7Б, 10Б, 13А, 18Б, 20Б, 22А, 24Б, 26А, 29А.
4. Избегание – 1А, 5Б, 6А, 7А, 9А, 12Б, 15Б, 17Б, 19Б, 23Б, 27А, 29Б.
5. Приспособление – 1Б, 3Б, 4Б, 11Б, 12А, 15А, 16А, 18А, 21А, 24А, 25Б, 27Б, 30А.
Тест возможно использовать в групповом варианте, как в сочетании с другими тестами, так и отдельно. Затраты времени — не более 15— 20 мин.
ИНСТРУКЦИЯ ИСПЫТУЕМОМУ
Тест состоит из 32 заданий. На выполнение теста отводится 90 минут. Работа выполняется индивидуально, без использования дополнительных источников. Ответы вписываются в предоставленные бланки ответов. Ответы должны быть однозначно читаемы (исправления не допускаются). Задание рекомендуется выполнять по порядку, не пропуская ни одного. Если задание не удается выполнить сразу, перейдите к следующему. Если останется время, вернитесь к пропущенным заданиям.
Вопросы задания могут иметь несколько форм.
А) Закрытые вопросы предполагают только один правильный ответ, который заносится в виде крестика под буквой, соответствующей правильному ответу;
Б) в открытых формах заданий необходимо вставить пропущенное слово, либо завершить предложение;
В) в вопросах на соотнесение необходимо установить связь понятия (буквенное обозначение в левой колонки) с его особенностями, признаками, характеристиками (цифровое обозначение в правой колонке), например: А-1, Б-4 и т.д. В некоторых задания на одно понятие может приходиться несколько признаков, например: А-2, 5, Б –1, 3,4;
Г) в вопросах на определение последовательности составляется буквенный ряд. В бланк ответов заносится цифра, которая указывает место данного буквенного обозначения в составленном ряду.
1. Дайте определение
Социальной психология – это … .
2. Выберите правильный ответ.
Предметом изучения социальной психологии является…
А. массовидные явления психики
Б. личность в группе
В. психологические характеристики группы
Г. массовидные явления психики и личность в группе.
3. Выберите правильный ответ.
Контент–анализ можно применять только в случае, если исследуемый материал обладает следующими характеристиками…
А. большой объем исследуемого материала и однопорядковость подсчитываемых смысловых единиц.
Б. большой объем текста.
В. возможность компьютерной обработки.
Г. соответствие целям и задачам исследования.
4. Установите соответствие между классификацией методов и их характеристиками выражающими их детали, признаки, особенности:
А. Основные Б. Вспомогательные В. Воздействия | 1. тесты 2. социометрия 3.социально-психологический тренинг 4. наблюдение 5.опрос |
Выберите правильный ответ.
Человек развивается как личность благодаря такой функции общения как:
А. стилистическая.
Б. прагматическая.
В. внутриличностная.
Г. формирующая.
6. Закончите предложение:
Психологическое препятствие на пути адекватной передачи информации между партнерами по общению является … .
7. Установите соответствие между основными структурными компонентами общения и выражающими их деталями, признаками, особенностями:
А. Б. В. | Коммуникация Интеракция Социальная перцепция | 1. 2. 3. 4. 5. | Взаимодействие Восприятие Информация Репрезентация Депривация |
8. Закончите предложение:
Перечислите типы (стратегии) взаимодействия по К.Томасу … .
Выберите правильный ответ.
Противоречие, возникшее в процессе взаимодействия в сочетании с негативными эмоциональными переживаниями является:
А. саботаж.
Б. конфликт.
В. бойкот.
10. Вставьте пропущенное слово:
Постижение эмоционального состояния, проникновение, вчувствование в состояние другого человека – это … .
Выберите правильный ответ.
Осознание субъектами – лицом или общностью – того, как они в действительности воспринимаются и оцениваются другими индивидами или общностями называется
А. аттракция.
Б. импритинг.
В. интроспекция.
Г. рефлексия
Выберите правильный ответ.
Распространение в условиях дефицита информации о человеке общего оценочного впечатления о нем на восприятие его поступков и личностных качеств называется:
А. установка.
Б. эффект бумеранга.
В. эффект ореола.
Г. эффект первичности.
13. Установите соответствие между основными знаковыми системами и деталями, признаками, особенностями их выражающими:
А. Б. В. | Оптико-кинетическая система Паралингвистическая система Экстролингвистическая система | 1. 2. 3. 4. 5. | тембр голоса пауза поза жест кашель |
Выберите правильный ответ.
Обобщенная, упрощенная, сокращенная система представлений о социальных объектах называется
А. предубеждение.
Б. установка.
В. стереотип.
Г. образ мира.
Выберите правильный ответ.
Какой из аргументов к личности коммуникатора, на ваш взгляд, более убедительный и почему?
А. Это говорила моя тетя.
Б. Я узнал это от нашего начальника.
В. Да каждый умный человек так говорит.
Г. Передавала «Свобода».
Д. Было по 1 программе.
16. Закончите предложение:
Процесс социализации по Г.М.Андреевой происходит в таких трёх сферах как … .
Выберите правильный ответ.
Социальная группа, в которой индивид усваивает социальное влияние и воспроизводит систему социальных связей называется
А. группа членства.
Б. реальная группа.
В. институт социализации
Г. референтная группа.
18. Закончите предложение:
Процесс социализации в отечественной психологии состоит из таких стадий как … .
19. Закончите предложение:
Социально – психологическая установка возникает при наличии таких характеристик как … .
Выберите правильный ответ.
А.Смит в 1942 г. выделил трехкомпонентную структуру аттитюда:
Б. когнитивный, аффективный, оценочный.
В. оценочно-волевой, эмоциональный, когнитивный.
Г. аффективный, эмоциональный, поведенческий.
Д. когнитивный, аффективный, поведенческий.
Выберите правильный ответ.
Кому принадлежит классификация групп (укажите фамилию ученого), когда большие группы подразделяются на устойчивые и стихийные; малые группы – на становящиеся и развитые:
А. Парыгин Б.Д.
Б. Андреева Г.М.
В. Петровский А.В.
Г. Шорохова Е.В.
22. Вставьте пропущенное слово:
Социальная группа, на нормы, ценности и оценки которой ориентируется индивид в своем поведении и самооценке, называется … .
Выберите правильный ответ.
Феномен конформности экспериментально был изучен ученым по фамилии:
А. Хейман.
Б. Аш.
В. Мейо.
Г. Ньюком.
Выберите правильный ответ.
Податливость человека давлению группы и принятие им группового мнения, которого он первоначально не разделял, проявляющееся в изменении его поведения и установок, называется
А. конформность.
Б. интериоризация.
В. подражание.
Г. самоопределение личности в группе.
25. Соотнесите виды групп:
А. Б. В. | Большая группа Малая группа Стихийная группа | 1. 2. 3. 4. 5. | Толпа Нация Неформальная Публика Государство |
26. Закончите предложение:
К.Левин выделил такие стили лидерства как … .
Выберите правильный ответ.
Кем был разработан социометрический метод (укажите фамилию ученого)?
А. Леонгард.
Б. Морено.
В. Кеттелл.
Г. Годфруа.
Выберите правильный ответ.
В процессе убеждения идет воздействие на человека через такую сферу как:
А. эмоции.
Б. интеллект.
В. воля.
Г. характер.
Выберите правильный ответ.
Выделите сферы применения прикладной социальной психологии
А. политическая.
Б. экономическая.
В. образования.
Г. когнитивная.
Выберите правильный ответ.
Ведущий социально-психологического тренинга выполняет следующие функции:
А. катализатор
Б. эксперт
В. образец поведения.
Г. посредник
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ.. 1
Тема 1. Транзактный анализ. 1
Тема 2. Межличностные отношения в школьном коллективе. 2
Тема 3. Психология межгрупповых отношений.. 2
Тема 4. Проявления императивного, манипулятивного и диалогического общения в педагогической практике 3
ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ... 3
ТЕМА: Зависимость эффективности деятельности малой группы от уровня развития группы.. 4
Методики изучения внутригрупповых отношений. 4
Методика1. Внешнегрупповая референтометрия. 4
ТЕМА: Социально-психологическая характеристика личности в группе. 5
Методика 1. Оценочные стереотипы восприятия и понимания людьми друг друга. 5
Методика 2. Восприятие индивидом группы.. 7
ТЕМА: Динамические процессы в малой группе. 10
Методика 1. Типы поведения в конфликтной ситуации по К.Томасу. 10
ТЕСТ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ УРОВНЯ УСВОЕНИЯ ЗНАНИЙ ПО КУРСУ «Социальная психология» 15
На самостоятельную работу студентов отводится 50% от часов ГОС ВПО отводимых на изучение учебного курса. Самостоятельная работа студентов является внеаудиторной работой по изучаемому курсу. Она включает как подготовку к практическим (семинарским, лабораторным) занятиям, так и изучение 10% содержания курса, не вошедшего в аудиторную работу. Далее мы предлагаем примерный перечень заданий по самостоятельной работе студента, не вошедший в рассмотрение в аудиторной работе, но усвоение которого требуется ГОС ВПО.
В данном перечне предлагаются контрольные вопросы по изучаемой теме, работа с которыми может проходить по одному из видов внеаудиторной работы
Тема 1. Транзактный анализ
Контрольные вопросы:
1. Что называют уровнями общения?
2. Что понимают под формами общения? В чем заключаются особенности ритуала? Какие особенности имеет времяпрепровождение? Чем отличается игра?
3. Что представляют собой игры транзактного анализа?
Терминологический тезаурус:транзактный анализ, транзакция, позиция, позиция Родителя, позиция Взрослого, позиция Ребенка.
Дополнительная литература:
1. Берн Э. Люди, которые играют в игры. Игры, в которые играют люди. Л., 1992.
2. ДжеймсМ., Джонгвард Д. Рожденные выигрывать. М., 1990.
3. А.Н. Ивашов, Е.А. Заика. Методика исследования коммуникативных установок личности // Вопросы психологии. 1991., №5.
4. Д. Карнеги. Как завоевывать друзей. М., 1990.
5. Социальная психология / Под ред. А.В.Петровского. М., 1987.
Тема 2. Межличностные отношения в школьном коллективе
Контрольные вопросы:
1. В чем заключаются особенности статусной организации группы в детском и школьном возрасте?
2. Как исследуется статусная структура класса?
3. От чего зависит величина статуса школьника?
4. Как можно воздействовать на статусную структуру класса?
Терминологический тезаурус: статус, социальная роль.
Дополнительная литература:
1. Коломинский Я.Л. Психология детского коллектива. Минск, 1984.
2. Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания школьников. М., 1984.
3. Дубовская Е М., Кричевский Р.Л. Психология малой группы М., 1991.
4. Мясищев В.Н. Психология отношений Москва-Воронеж, 1995.
5. Немов P.C. Социально-психологический анализ эффективной деятельности коллектива М., 1984.