Тема 9. Педагогическая психология

Тестовые задания.

Задание 1. Заполните пропуски в утверждениях:

  • Сохраняет информацию в виде образа или звукового эха, удерживая ее около 2 секунд, ……………. память.
  • Память, которая создает фонетический образ и сохраняет ограниченное количество информации в течение 18 секунд, называется ………………………..
  • Если человек для запоминания механически повторяет информацию, он реализует метод ………………… повторения.
  • Если человек, повторяя информацию, проясняет для себя какие-то вопросы и связывает данную информацию с уже имеющейся в его распоряжении, он реализует механизм …………………………… повторения.
  • Формула «сарай - каравай» характерна для …………………….. памяти.
  • Формула «сарай – гараж» характерна для …………………………. памяти.
  • Память, кодирующая информацию и удерживающая ее от 20 часов и более, располагая информацию по смыслу, называется ………………..
  • Информация, которой сенсорная память не придает внимания, удаляется благодаря механизму ……………
  • Формула кратковременной памяти: …………………. + - 2 бита информации.
  • Составляющая мышления – психический образ это ……………………
  • Составляющая мышления, представляющая класс связанных объектов или событий, это …………………
  • Составляющая мышления, представляющая собой слова или символы, используемые для коммуникации, …………..

Задание 2. Дайте развернутые ответы на следующие вопросы:

  • Мы или что-то помним или не помним? Существует ли частичная память? Какие способы оценки эффективности памяти Вам известны? Как реализуются на практике узнавание, припоминание и повторное обучение?
  • Какова структура памяти? Что Вам известно о ложных воспоминаниях? Что такое восстанавливающее воспоминание?
  • Как Вы можете объяснить, что человек забывший сколько ему лет, не узнающий своих родственников, продолжает, допустим играть в карты или печатать на машинке, хотя ту часть жизни, когда он приобретал эти навыки он не помнит? Что Вам известно о расстройствах памяти? Что характерно для ретроградной и антероградной амнезии?
  • Какие наблюдения позволили ученым предположить, что долговременную память можно представить в виде процедурной и декларативной, а декларативную в виде семантической и эпизодической?
  • Чем можно объяснить, многократно описанный в литературе случай: человек, будучи выпивши, потерял бумажник и для того, чтобы вспомнить, где он находился, ему пришлось выпить вновь.
  • Какие механизмы усовершенствования памяти Вам известны?
  • Какие способы мышления, применяемые для разрешения проблем Вам известны? В чем проявляется связь мышления и интеллекта?
  • Что вам известно о креативном мышлении? Какие его стадии можно выделить? Какие тактики усиления креативности Вам известны? Расскажите о тактике «мозгового штурма».

Задание 3. Прочитайте приведенный текст один раз и попробуйте его запомнить.

Получив деньги за сданные в залог драгоценности, наш герой больше не обращал внимания на презрительный смех в свой адрес. «Ваши глаза обманывают, - говорил он – эта неисследованная планета похожа на яйцо, а не на стол». И вот теперь три крепкие сестры искали доказательств. Дни тянулись за днями, превращались в недели, и многие из тех, кто сомневался, распространяли слухи о конце. Наконец, откуда ни возьмись, появились крылатые создания, и это стало признаком успеха.

А теперь прочитайте текст еще раз, предварительно ознакомившись с его названием: «Колумб открывает Америку». Попробуйте вновь воспроизвести текст. Помогло ли Вам название? И почему?

Задание 4. Прокомментируйте следующие суждения:

  • Самый лучший свидетель - это ребенок до двенадцати лет, если рядом нет его родителей.
  • Иногда в печати, чаще в художественной литературе мы сталкиваемся с феноменом ложных воспоминаний, когда человек в деталях и красках описывает, то чего в действительности с ним не происходило.
  • Опознавая человека по фотографии, т.е. когда из нескольких предложенных фотографий нужно выбрать изображение виденного ранее, правильный ответ дают только 30%. И в то же время, для составления фоторобота успешнее техника выбора из имеющихся элементов лиц, нежели рисование со слов свидетеля.
  • Если вас попросят написать новые слова из пройденного в прошлом году курса, они, скорее всего, легко уместятся в несколько строк, из чего можно сделать вывод, что Вы почти ничего не помните. Но если вам предложат тест, содержащий различные варианты ответов на вопросы по этому курсу, выяснится, что Вы помните гораздо больше, чем могло бы показаться.
  • В четырехлетнем возрасте мальчику на ночь каждый день в течение нескольких месяцев читали отрывок из книги на греческом языке, которого он не понимал. Затем в десятилетнем возрасте ребенка попросили найти в книге этот отрывок. Он не смог этого сделать. Но когда ему предложили выучить наизусть ряд отрывков, включая и тот, который он слышал в детстве, на заучивание «знакомого» отрывка у него ушло на 25% меньше времени чем на «незнакомые» отрывки.
  • Французский психолог Альфред Бине, в отличие от своей жены не был религиозен, но, чтобы не обижать ее, всегда присоединялся к ней за вечерней молитвой. Однако, повторяя за женой слова молитвы на протяжении многих лет, он их все же не запомнил и самостоятельно не мог их воспроизвести.


Задание 5. Проанализируйте приведенные отрывки. Со всеми ли высказываниями Вы можете согласиться? О каких характеристиках мышления идет речь в следующих отрывках? Как Вы считаете, не роднят ли они мышление с воображением?

    1. Чтобы умно доказывать что-либо, одного ума недостаточно. (Ф. Честерфилд)
    2. В науке, как и в повседневной жизни, умственные операции не совершаются по правилам логики, а доказательству всегда предшествует представление некоторой истины, созерцание какого-нибудь процесса или причины явления, вы не приходите к заключительному выводу из предпосылок, а наоборот, этот вывод им предшествует, предпосылки же его только впоследствии разыскиваются как доказательство. (Ю. Либих)
    3. Если построить дом, не считаясь с законами механики и других наук, - он рухнет. Так и научное доказательство: если его построить, не считаясь с законами и правилами формальной логики, оно тоже рухнет. (С. Поварин)
    4. В мысленном эксперименте процессы развертываются как бы независимо от конкретной формы взаимодействия объекта исследования с теми окружающими условиями, которые не интересуют исследователя. Это возможно потому, что все действия производятся не над реальными объектами, а над мысленными, воображаемыми образами. Мысленно можно расчленить объект на отдельные элементы, а затем, учитывая действующие в данной предметной области причинные законы, синтезировать его различные элементы в одно целое или же рассматривать их вне привычного контекста, в новых комбинациях и связях. (А. Славин)

Задание 6. Попробуйте описать, как происходит мыслительный процесс, если:

      • Вам необходимо ответить на вопрос, есть ли у лягушки губы и хвост.
      • у Вас в ящике есть черные и белые носки, смешанные в пропорции 4 к 5, сколько носков Вам придется вытащить, чтобы убедиться, что у Вас есть пара одного цвета?
      • у Вас есть песочные часы, рассчитанные на 7 и на 11 минут, какой самый простой способ засечь 15 минут?
      • Вам необходимо посадить четыре маленьких дерева, так чтобы каждое из них находилось на одинаковом расстоянии друг от друга?

Задание 7. Прокомментируйте приведенные отрывки.

  • Три пути ведут к знанию: путь размышления – это самый благородный, путь подражания – это путь самый легкий, и путь опыта – это путь самый горький. (Конфуций)
  • Умственный труд едва ли не самый тяжкий труд для человека. Мечтать легко и приятно, но думать трудно. (К.Д. Ушинский)
  • Сущностью наших усилий понять мир является то, что мы стремимся с одной стороны, охватить великое и сложное множество сторон человеческого опыта, а с другой выразить его в простых и лаконичных формулах. Убеждение, что эти две цели совместимы, может быть в силу примитивности нашего научного знания – лишь делом веры. Не обладай я такой верой, я не мог бы иметь непоколебимого убеждения в самостоятельной ценности знания. (А. Энштейн)
  • Для реконструкции модели мира ученые используют приемы известные со времен Бэкона как «путь пчелы» и «путь паука». Первый из них предполагает кропотливый сбор и систематизацию накопленных наукой крупиц знания. Второму противопоказан скрупулезный анализ прошлого наследия; здесь отсутствует слишком сильная привязка к идеям предшественников, так как она может быть препятствием для выдвижения новых научных идей, подчас «безумных с точки зрения традиционных концепций. (Р.М. Грановская)

Задание 8. Прокомментируйте следующие афоризмы. Какие известные сейчас закономерности и механизмы они иллюстрируют?

  • Нет ничего более живучего, чем воспоминания (Гарсиа Лорка)
  • Запоминать умеет тот, кто умеет быть внимательным. (Самюэл Джонсон)
  • Метод – мать памяти (Томас Фуллер)
  • Забвение – непременное условие памяти (Жарри)
  • Кого редко видят, того скоро забывают. (Джон Хейвуд)
  • То, что трогает сердце, запечатлевается в памяти. (Вольтер)
  • Мы забываем по необходимости, а не по своему желанию. (Мэтью Арнольд)

Педагогика

Тема 1. Основные понятия педагогики. История педагогических учений.

Тестовые задания.

Задание 1. Сравните понятия по предложенному образцу

а) 1- педагогика, 2- обучение; б) 1 – обучение, 2 – воспитание; в) 1 – обучение, 2 – навыки;

г) 1 – образование, 2 – развитие; д) 1 – воспитание, 2 – поведение;

Задание 2. Заполните пропуски в утверждениях:

· Деятельность тех, кто обучает - ……………, деятельность тех, кто учится - ………

· Наука о специально организованной деятельности, направленной на формирование человека - …………….

· Целенаправленное, заранее запроектированное общение - …………

· Практические действия, которые обучаемый может совершить на основе полученных знаний и которые, в свою очередь, могут в дальнейшем способствовать получению новых знаний - ………………

· Умения, доведенные до автоматизма, т.е. производимые без особого контроля со стороны сознания - ……………

· Процесс обучения имеет две функции ………………….. и ………………….

· Образование обеспечивает, в конечном счете, определенный уровень …………….. познавательных способностей человека, его подготовку к тому или иному виду ……………..

· Формирование личности или отдельных ее качеств в соответствии с тем идеалом, который задает общество - ……………

· Реализация целей образования и воспитания называется ……………………

· Характер организованного взаимодействия преподавателя и обучающегося - …………….

· Методы обучения делят на ……………… и ………………………

· Метод обучения, при котором преподаватель различными средствами предъявляет обучающимся информацию о предмете, а они всеми органами чувств воспринимают ее, осознают и запоминают - ……………………..

· Метод обучения, предполагающий воспроизведение обучающимися полученных знаний - …………………….

· Метод обучения, при котором педагог ставит задачу и сам раскрывает противоречивый путь ее решения - …………………

· Метод обучения, предполагающий постепенное привлечение обучающихся к самостоятельному решению научных задач, путем самостоятельного выполнения отдельных шагов решения научных задач - ………………….

· Метод обучения, базирующийся на конструировании исследовательских задач, самостоятельно решаемых обучающимися, с последующим контролем преподавателя - ………………

· Задача ……………… состоит в том, чтобы описывать и объяснять процесс обучения и условия его реализации, разрабатывать более совершенную организацию процесса обучения, новые обучающие системы, новые технологии обучения.

· В качестве представителей античной педагогической школы можно выделить: ……………, ……………. и ………………..

· Античной педагогической школой, являющейся своеобразным оппонентом школы досуга, можно считать ……….

· В Средние века мысли о необходимости соединения образования и воспитания с производительным трудом, о гуманном отношении к детям и об отказе от религиозного в пользу светского воспитания выдвигали: ……………..

· «Никакого насилия над человеком в процессе обучения» - эта фраза была девизом педагогической системы чешского педагога, жившего в 15 веке - ……………………

· Родоначальником идеи «свободного воспитания можно считать французского мыслителя ………………….

· Основоположником дидактики начального образования можно считать немецкого мыслителя, жившего на рубеже 18-19 веков………………….

· Немецкий мыслитель и педагог-практик ……………….. считал основными принципами образования природосообразность, культуросообразность и самодеятельность.

· В России использовал и творчески развил идею «свободного воспитания» писатель и педагог-практик …………………….

· Российский ученый, педагог ……………………… впервые определенно заявил, что если педагогика рассматривает человека как предмет воспитания, сначала она должна изучить его. Он также мечтал о том времени, когда учитель будет не только педагогом, но и психологом.

Задание 3. Дайте развернутые ответы на следующие вопросы:

    1. Как Вы представляете себе педагогику?
    2. Где Вам видится область применения педагогических знаний?
    3. Возможно ли познание без обучения и обучение без познания?

Задание 4. Прокомментируйте отрывки:

  • «Быть достойным человеком – значит обладать добродетелями… Добродетель есть некая середина между противоположными страстями. … Избыток и недостаток присущи порочности, а обладание серединой – добродетели. … добродетель есть сознательно избираемый склад души, состоящий в обладании серединой по отношению к нам, причем определенной таким суждением, каким определит ее рассудительный человек. … недаром человек, желающий быть уважаемым за свой нрав, должен соблюдать середину во всяком движении чувств. Оттого и трудно быть достойным человеком, ведь в любом деле трудно держаться середины.» Аристотель.
  • «… Я убежден, что какие-то первые семена истин, которые присущи человеческим умам от природы и которые мы в себе заглушаем, ежедневно читая и слыша о стольких различных заблуждениях, обладали в той безыскусной и незатейливой древности такою силой, что благодаря тому самому свету ума, при посредстве которого люди видели, что следует предпочитать добродетель удовольствию, а честное – полезному, даже если они и не знали, почему это обстояло именно так, они также познали истинные идеи философии и математики, хотя и не могли еще овладеть в совершенстве самими науками.» Рене Декарт.
  • «Указать путь, каким мы приходим ко всякому знанию, достаточно для доказательства того, что оно не врождено. Некоторые считают установленным взгляд, будто в разуме есть некоторые врожденные принципы, некоторые первичные понятия, так сказать запечатленные в сознании знаки, которые душа получает при самом начале своего бытия и приносит с собою на свет. Чтобы убедить непредубежденного читателя в ложности этого предположения, достаточно лишь показать, как люди исключительно при помощи своих природных способностей, без всякого содействия со стороны врожденных запечатлений, могут достигнуть всего своего знания и прийти к достоверности без таких первоначальных понятий или принципов. Ибо, я думаю все согласятся охотно, что дерзко преджполагать врожденными идеи цветов в существе, которому Бог дол зрение.» Джон Локк.
  • «Нравственность твоя должна быть не только не запятнанной, но, как у жены Цезаря, вне подозрений. Малейшее пятнышко или изъян на ней ведут к погибели. Ничто так не унижат и не чернит, ибо, допустив их ты возбуждаешь к себе не только отвращение, но и презрение. Есть, однако, на свете негодяи на столько растленные, что стараются подорвать все представления о добре и зле; Они утверждают, что эти представления различны, в разных местах и целиком зависят от укоренившихся в иных странах обычаев и привычек; Бывают, правда, если только это вообще возможно, и еще более безответственные подлецы; я говорю о тех, кто с притворным рвением проповедует и распространяет нелепые и нечестивые взгляды, а сам ни в какой степени их не разделяет. Это треклятые лицемеры. Старайся всячески избегать подобного рода людей, ибо общение с ними бросает на человека тень и легко может опозорить всякого. Но, коль скоро ты ненароком можешь очутиться в такой компании, ни в коем случае не показывай им, - даже когда ты охвачен порывом учтивости или добродушия или разгорячен веселой пирушкой, - что ты хотя бы снисходишь к этим постыдным взглядам, не говоря уже о том, что одобряешь их или им рукоплещешь. Вместе с тем не оспаривай их и не заводи серьезных разговоров по поводу столь низких вещей; Достаточно того, что ты скажешь этим апостолам, что убежден в несерьезности того, что они говорят, что мнение твое о них гораздо лучше того, которое они себе создают, и что ты уверен, что сами они никогда не станут исполнять то, что сейчас проповедуют. Вместе с тем запомни этих людей и до конца жизни их избегай. Самое драгоценное для тебя - это твое доброе имя, и чистоту его ты должен беречь, как зеницу ока. Стоит людям только заподозрить тебя в несправедливости, злонамеренности, вероломстве, лжи и т.п., как никакие таланты и никакие знания не помогут тебе добиться их благоволения, уважения или дружбы.» Ф. Честерфилд
  • «Человек, обученный основательно, есть дерево, имеющее свой собственный корень, питающее себя собственным соком, и поэтому постоянно растущее, приносящее плоды. … Если из наших знаний исключить то, что менее необходимо, то у нас было бы в распоряжении по меньшей мере вдвое больше времени и мы затрачивали бы вдвое меньше труда. … Все нужно преподавать основательно, кратко и убедительно. Все, что находится во взаимной связи, должно преподаваться в такой же связи. Все должно вестись в неразрывной последовательности, так, чтобы все сегодняшнее закрепляло вчерашнее и пролагало дорогу для завтрашнего.» Я.А. Коменский.
  • « Будьте осмотрительны, чтобы слово не стало кнутом, который, прикасаясь к нежному телу, обжигает, оставляя на всю жизнь грубые рубцы. Слово щадит и оберегает душу подростка только тогда, когда оно правдивое и идет от души воспитателя, когда в нем нет фальши, предубежденности, желания «распечь», «пробрать». … Характерной особенностью душевного равновесия является спокойная обстановка целенаправленного труда ровные товарищеские взаимоотношения, отсутствие раздражительности. Без душевного равновесия невозможно нормально работать; Там, где нарушается это равновесие, жизнь коллектива превращается в ад.» В.А Сухомлинский.
  • «Следует передать ученику не только те или иные познания, но и развить в нем желание и способность самостоятельно, без учителя приобретать новые познания… Воспитание должно действовать не на одно увеличение запаса знаний, но и на убеждения человека. … Предметом воспитания является человек, и если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его во всех отношениях. … Дитя требует деятельности беспрестанно и утомляется не деятельностью, а однообразием и односторонностью. Чем моложе возраст, тем больше требует он разнообразия деятельности. » К.Д. Ушинский.
  • «Преимущества, или привилегии, доставляемые высшим образованием, конечно, зовут к себе многих, и никакому сомнению не подлежит, что многие из жаждущих – не образования, а привилегий им доставляемых, - не в силах вынести на своих плечах ни того, что нужно для достижения этого высшего образования, ни тех общественных обязанностей, которые оно налагает на лиц, его получивших… Высшие учебные заведения должны быть доступны для всех подготовленных к восприятию тех специальностей, для которых они назначаются… Широта доступа в высшие учебные заведения, по моему крайнему разумению, вполне необходима, потому что по отношению к основной цели высших учебных заведений вполне приложимо изречение «много званых, но мало избранных» и более всего приложимо понятие о том, что между избранными будут лишь немногие.» Д.И. Менделеев.

Наши рекомендации