Тема 7. Мотивационно-потребностная сфера личности, ее направленность
- Знать сущность потребностей, их виды, иерархию и механизмы удовлетворения;
- знать сущность мотивации, виды мотивов, их связь с эмоциями;
- знать сущность и основные компоненты направленности личности, ее виды;
- уметь классифицировать мотивы, выделять иерархию мотивов;
- уметь анализировать мотивационно-потребностную сферу личности и использовать эти знания в целях создания и поддержания мотивации деятельности;
- уметь характеризовать направленность личности;
- уметь выявлять влияние мотивов на успешность деятельности, ее развитие и изменение.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
прохождения дисциплины на дневной форме обучения
Номер раздела, темы | Наименование раздела, темы | Лекционные занятия | Семинарские и практические занятия | УСРС (лекции) | УСРС (семинарские) |
Развитие представлений о предмете психологии | |||||
1.1 | Донаучные представления о предмете психологии | ||||
1.2 | Место психологии в системе наук о человеке | ||||
1.3 | Объект и предмет общей психологии, ее принципы, задачи и методы | ||||
1.4 | Система психологии. Отрасли психологии | ||||
Основные теории и концепции психологии | |||||
2.1 | Бихевиоральное (поведенческое) направление | ||||
2.2 | Когнитивное, социально-когнитивное направление | ||||
2.3 | Диспозициональное направление | ||||
2.4 | Психодинамическое направление: психоанализ и эго-направления | ||||
2.5 | Гуманистическое и феноменологическое направление | ||||
2.6 | Гештальт-психология | ||||
2.7 | Социально-психологические теории и теории жизненного пространства личности | ||||
2.8 | Отечественные концепции личности | ||||
2.9 | Жизненный путь личности и ее психологическое здоровье | ||||
Итого к зачету в 1 семестре:102 ч. | 50 | 36 | 8 | 8 | |
Эволюция психики | |||||
3.1 | Естественно-научные основы психологии | ||||
3.2 | Основные этапы развития психики животных. Формы поведения животных | ||||
3.3 | Сознание и самосознание. Понятие бессознательного | ||||
Психология деятельности | |||||
4.1 | Понятие и структура деятельности | ||||
4.2 | Виды и развитие человеческой деятельности | ||||
Психические процессы, состояния и свойства личности | |||||
5.1 | Ощущения | ||||
5.2 | Восприятие | ||||
5.3 | Память | ||||
5.4 | Представления | ||||
5.5 | Мышление | ||||
5.6 | Речь | ||||
5.7 | Воображение | ||||
5.8 | Внимание | ||||
Итого за 1 семестр:190 ч. экзамен | |||||
5.9 | Эмоции и чувства | ||||
5.10 | Воля | ||||
5.11 | Психические состояния | ||||
Психология индивидуальности | |||||
6.1 | Темперамент | ||||
6.2 | Характер | ||||
6.3 | Способности | ||||
Мотивационно-потребностная сфера личности, ее направленность | |||||
7.1 | Потребности | ||||
7.2 | Мотивация | ||||
7.3 | Направленность | ||||
Итого за 2 семестр: 82 ч. экзамен | |||||
Количество часов на отдельные виды занятий | |||||
Общее количество часов |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
прохождения дисциплины на заочной форме обучения
Номер раздела, темы | Наименование раздела, темы | Лекционные занятия | Семинарские и практические занятия | Самостоятельная работа |
Развитие представлений о предмете психологии | ||||
1.1 | Донаучные представления о предмете психологии | |||
1.2 | Место психологии в системе наук о человеке | |||
1.3 | Объект и предмет общей психологии, ее принципы, задачи и методы | |||
1.4 | Система психологии. Отрасли психологии | |||
Основные теории и концепции психологии | ||||
2.1 | Бихевиоральное (поведенческое) направление | |||
2.2 | Когнитивное, социально-когнитивное направление | |||
2.3 | Диспозициональное направление | |||
2.4 | Психодинамическое направление: психоанализ и эго-направления | |||
2.5 | Гуманистическое и феноменологическое направление | |||
2.6 | Гештальт-психология | |||
2.7 | Социально-психологические теории и теории жизненного пространства личности | |||
2.8 | Отечественные концепции личности | |||
2.9 | Жизненный путь личности и ее психологическое здоровье | |||
Эволюция психики | ||||
3.1 | Естественно-научные основы психологии | |||
3.2 | Основные этапы развития психики животных. Формы поведения животных | |||
3.3 | Сознание и самосознание. Понятие бессознательного | |||
Психология деятельности | ||||
4.1 | Понятие и структура деятельности | |||
4.2 | Виды и развитие человеческой деятельности | |||
Психические процессы, состояния и свойства личности | ||||
5.1 | Ощущения | |||
5.2 | Восприятие | |||
5.3 | Память | |||
5.4 | Представления | |||
5.5 | Мышление | |||
5.6 | Речь | |||
5.7 | Воображение | |||
5.8 | Внимание | |||
Итого за 1 семестр установочной сессии: 190 ч. Экзамен (зимняя сессия) (Раздел 2. На зачет во 2 семестре) | ||||
5.9 | Эмоции и чувства | |||
5.10 | Воля | |||
5.11 | Психические состояния | |||
Психология индивидуальности | ||||
6.1 | Темперамент | |||
6.2 | Характер | |||
6.3 | Способности | |||
Начитка в 1 семестре | 12 | 6 | 44 | |
Мотивационно-потребностная сфера личности, ее направленность | ||||
7.1 | Потребности | |||
7.2 | Мотивация | |||
7.3 | Направленность | |||
Начитка во2 семестре | 6 | 4 | 10 | |
Итого за 2 семестр: 82 ч. Зачет (Раздел 2.) | ||||
Экзамен – 3 семестр | ||||
Количество часов на отдельные виды занятий | ||||
Общее количество часов |
План семинарских (практических) занятий
Семинарское 1. Тема: Место психологии в системе наук о человеке (2 ч.)
Вопросы:
1. Цели, задачи, содержание методики преподавания психологии.
2. Место методики преподавания в системе психологических и педагогических наук.
3. Современные научные подходы к преподаванию психологии.
4. История преподавания психологии в школе.
Задание 1. Составить структурно-логическую схему к каждому вопросу.
Задание 2. Выписать 2-3 цитаты по теме семинарского занятия.
Литература
1. Бархаев, Б.П. Педагогическая психология / Б.П. Бархаев. – Спб.: Питер, 2007. – 448 с.
Семинарское 2. Тема: Объект и предмет общей психологии, ее принципы, задачи и методы (2 ч.)
Вопросы:
1. Проблемы методики преподавания психологии.
2. Современная учебно-методическая литература по формированию психологической культуры школьников.
3. Общие дидактические и специфические принципы преподавания психологии
4. Методология психологического знания.
Задание 1. Составить структурно-логические схемы к 1, 3-4 вопросу.
Задание 2. Подготовить 3-4 аннотации на учебно-методическую литературу по 2-му вопросу семинарского занятия.
Литература
2. Бархаев, Б.П. Педагогическая психология / Б.П. Бархаев. – Спб.: Питер, 2007. – 448 с.
Семинарское 3, 4, 5. Тема: Система психологии. Отрасли психологии (6 ч.)
Вопросы:
1. Психология в системе гуманитарного знания.
2. Понятие психологической культуры личности.
3. Компоненты психологической культуры личности.
4.Возрастные особенности развития психологической культуры. Доконцептуальный и концептуальный уровни психологической культуры личности.
Задание 1. Составить структурно-логические схемы к 1 и 3 вопросу.
Задание 2. Подготовить 1-2 аннотации на учебно-методическую литературу по 4-му вопросу семинарского занятия.
Литература
3. Бархаев, Б.П. Педагогическая психология / Б.П. Бархаев. – Спб.: Питер, 2007. – 448 с.
Семинарское 6. Тема: Бихевиоральное (поведенческое) направление (2 ч.)
Вопросы:
1. Соотношение понятий «психологическое образование», «психологическое обучение», «психическое и личностное развитие».
2. Особенности формирования основных психологических понятий, развитие психологических умений и навыков.
3. Учебная ситуация как единица образовательного процесса.
4. Проблема качества психологического образования.
Задание 1. Составить структурно-логические схемы к 1 и 2 вопросам.
Задание 2. Подготовить вопросы к дискуссии по 3 и 4 вопросам семинарского занятия.
Литература
4. Бархаев, Б.П. Педагогическая психология / Б.П. Бархаев. – Спб.: Питер, 2007. – 448 с.
Семинарское 7. Тема: Когнитивное, социально-когнитивное направление (2 ч.)
Вопросы:
1. Психологическое содержание занятий в детском саду.
2. Формы и содержание занятий по психологии для младших школьников.
3. Основные методы психологического образования на доконцептуальном уровне: беседа, элементы лекционного объяснения, диагностические игры, проективные методы, метод творческого самовыражения, анализ фактов поведения детей, психологический тренинг, игровое моделирование психологических ситуаций.
Задание 1. Составить структурно-логические схемы к 1 и 2 вопросам.
Задание 2. Подготовить примеры методов психологического образования на доконцептуальном уровне.
Литература
5. Бархаев, Б.П. Педагогическая психология / Б.П. Бархаев. – Спб.: Питер, 2007. – 448 с.
Семинарское 8. Тема: Диспозициональное направление (2 ч.)
1. Вопросы:
2. Основные направления, формы и средства психологического образования в современной высшей и средней школе и дошкольных учреждениях.
3. Анализ современных учебных программ по психологии для школьников.
4. Психологическое образование за рубежом.
5. Проблемы и перспективы развития школьной психологии за рубежом.
Задание 1. Проанализировать учебную программу по психологии для школьников.
Задание 2. Подготовить сообщение по 3 вопросу.
Литература
6. Бархаев, Б.П. Педагогическая психология / Б.П. Бархаев. – Спб.: Питер, 2007. – 448 с.
Семинарское 9, 10, 11. Тема: Психодинамическое направление: психоанализ и эго-направления (6 ч.)
Вопросы:
1. Общие и специфические принципы построения содержания курсов психологии в средней, специальной средней (профессиональной) и высшей школе.
2. Содержания психологических дисциплин в курсе профессионального педагогического образования.
3. Особенности обучения взрослых: психолого-педагогические аспекты.
4. Понятие «психологическая образованность» личности.
Задание 1. Проанализировать учебную программу по психологии в специальной средней (профессиональной) и высшей школе.
Задание 2. Подготовить вопросы беседы по 3 и 4 вопросам.
Литература
7. Бархаев, Б.П. Педагогическая психология / Б.П. Бархаев. – Спб.: Питер, 2007. – 448 с.
Семинарское 12. Тема: Гуманистическое и феноменологическое направление (2 ч.)
Вопросы:
1. Традиционные и нетрадиционные формы обучения.
2. Урок как основная форма организации учебного процесса.
3. Деятельностно-рефлексивные формы психологического обучения.
4. Методические сценарии учебных ситуаций.
Задание 1. Составить структурно-логическую схему к 1-му вопросу.
Задание 2. Подготовить сценарий учебной ситуации в преподавании психологии.
Литература
8. Бархаев, Б.П. Педагогическая психология / Б.П. Бархаев. – Спб.: Питер, 2007. – 448 с.
Семинарское 13. Тема: Гештальт-психология (2 ч.)
Вопросы:
1. Требования к структуре, композиции, содержанию лекции.
2. Виды лекций: академические, эвристические, научно-популярные. популярные.
3. Литературно-художественное моделирование.
4. Объективные и субъективные условия эффективности чтения лекций. Психологический анализ учебной лекции.
Задание 1. Подготовить пример литературно-художественного моделирования для эвристической лекции.
Задание 2. Провести психологический анализ учебной лекции.
Литература
9. Бархаев, Б.П. Педагогическая психология / Б.П. Бархаев. – Спб.: Питер, 2007. – 448 с.
Семинарское 14. Тема: Социально-психологические теории и теории жизненного пространства личности (2 ч.)
Вопросы:
1. Виды семинарских занятий.
2. Практические занятия по психологии и их виды.
3. Психологический анализ практических работ по психологии.
4. Интерактивное обучение.
Задание 1. Провести психологический анализ учебной практической работы по психологии.
Задание 2. Привести примеры методов интерактивного обучения.
Литература
10. Бархаев, Б.П. Педагогическая психология / Б.П. Бархаев. – Спб.: Питер, 2007. – 448 с.
Семинарское 15 - 16. Тема: Отечественные концепции личности (4 ч.)
Вопросы:
1. Виды лабораторных занятий.
2. Организация и проведение лабораторных занятий по психологии.
3. Структура и содержание современных лабораторных практикумов по психологии.
4. Особенности выполнения лабораторных работ с использованием современных компьютерных технологий.
5. Оформление лабораторных работ.
Задание 1. Проанализировать структуру и содержание современного лабораторного практикума по психологии.
Задание 2. Провести психологический анализ учебного лабораторного занятия.
Литература
11. Бархаев, Б.П. Педагогическая психология / Б.П. Бархаев. – Спб.: Питер, 2007. – 448 с.
Семинарское 17 - 18. Тема: Жизненный путь личности и ее психологическое здоровье(4 ч.)
Вопросы:
1. Виды самостоятельной работы.
2. Особенности работы учащихся с учебниками и учебными пособиями.
3. Особенности изучения научных работ: монографий, научных статей, сборников научных работ и тезисов.
4. Работа с научной информацией в системе «Интернет». Систематизация информации.
5. Использование научной информации в профессиональном развитии и научно-исследовательской работе.
Задание 1. Подготовить выступление об опыте работы с научной информацией в системе «Интернет».
Задание 2. Предложить форму систематизации информации.
Литература
12. Бархаев, Б.П. Педагогическая психология / Б.П. Бархаев. – Спб.: Питер, 2007. – 448 с.
Семинарское 19. Тема: Естественно-научные основы психологии (2 ч.)
Вопросы:
1. Научно-исследовательская работа и ее виды.
2. Методика написания рефератов и курсовых работ.
3. Методика проведения научного дипломного исследования.
4. Особенности написание научных докладов, тезисов и статей.
Задание 1. Провести анализ реферата или курсовой работы.
Задание 2. Подготовить тезисы к студенческой научно-практической конференции.
Литература
13. Бархаев, Б.П. Педагогическая психология / Б.П. Бархаев. – Спб.: Питер, 2007. – 448 с.
Семинарское 20. Тема: Основные этапы развития психики животных. Формы поведения животных (2 ч.)
Вопросы:
1. Использование психологических форм, методов и техник воспитания в деятельности преподавателя психологии.
2. Межличностное взаимодействие в учебной группе.
3. Организационные формы воспитательной работы.
4. Психологический анализ воспитательного мероприятия.
Задание 1. Подготовить сценарий олимпиады по психологии.
Задание 2. Провести психологический анализ воспитательного мероприятия.
Литература
14. Бархаев, Б.П. Педагогическая психология / Б.П. Бархаев. – Спб.: Питер, 2007. – 448 с.
Семинарское 21 - 22. Тема: Сознание и самосознание. Понятие бессознательного(4 ч.)
Вопросы:
1. Формы контроля усвоения знаний, умений и навыков по психологии.
2. Обучение приемам самоконтроля и саморегуляции.
3. Контрольные работы по психологии и их виды, требования к контрольным работам.
4. Создание и использование критериально-ориентированных тестов для контроля знаний.
Задание 1. Подготовить задания для самоконтроля по одной теме психологической дисциплины.
Задание 2. Провести психологический анализ какого-либо блока тестов учебных достижений по психологии.
Литература
15. Бархаев, Б.П. Педагогическая психология / Б.П. Бархаев. – Спб.: Питер, 2007. – 448 с.
Семинарское 23 - 24. Тема: Понятие и структура деятельности(4 ч.)
Вопросы:
1. Закономерности формирования педагогического мастерства.
2. Проектирование в психологическом образовании.
3. Экспертиза проектов в психологическом образовании.
4.Технология разработки учебного курса.
Задание. Разработать мини-проект по психологическому образованию.
Литература
Суворов, Г. А. Психология деятельности / ГА Суворов. - М.: ПЕР СЭ, 2003-356 с.
Шадриков, В.Д. Психологический анализ деятельности. Системо-генетический подход / В.Д.Шадриков. -Ярославль: ЯГУ, 1979. - 295 с.
Семинарское 25 - 26. Тема: Виды и развитие человеческой деятельности(4 ч.)
Вопросы:
1. Закономерности формирования педагогического мастерства.
16. Проектирование в психологическом образовании.
17. Экспертиза проектов в психологическом образовании.
18.Технология разработки учебного курса.
Задание. Разработать мини-проект по психологическому образованию.
Литература
19. Бархаев, Б.П. Педагогическая психология / Б.П. Бархаев. – Спб.: Питер, 2007. – 448 с.
Семинарское 27. Тема: Ощущения(2 ч.)
Вопросы:
5. Закономерности формирования педагогического мастерства.
6. Проектирование в психологическом образовании.
7. Экспертиза проектов в психологическом образовании.
8.Технология разработки учебного курса.
Задание. Разработать мини-проект по психологическому образованию.
Литература
12. Познавательные процессы: ощущения, восприятие / Под ред. А.В. Запорожца [и др.] - М.: Педагогика, 1982. - 336с.
Семинарское 28. Тема: Восприятие(2 ч.)
Вопросы:
9. Закономерности формирования педагогического мастерства.
10. Проектирование в психологическом образовании.
11. Экспертиза проектов в психологическом образовании.
12.Технология разработки учебного курса.
Задание. Разработать мини-проект по психологическому образованию.
Литература
198. Клике, Ф. Проблемы психофизики восприятия пространства / Ф. Клике, Пер. с нем.; Под ред. Б.Ф. Ломова. - М.: Прогресс, 1965. - 464 с.
Семинарское 29. Тема: Память(2 ч.)
Вопросы:
13. Закономерности формирования педагогического мастерства.
14. Проектирование в психологическом образовании.
15. Экспертиза проектов в психологическом образовании.
16.Технология разработки учебного курса.
Задание. Разработать мини-проект по психологическому образованию.
Литература
20. Бархаев, Б.П. Педагогическая психология / Б.П. Бархаев. – Спб.: Питер, 2007. – 448 с.
Семинарское 30. Тема: Представления(2 ч.)
Вопросы:
17. Закономерности формирования педагогического мастерства.
18. Проектирование в психологическом образовании.
19. Экспертиза проектов в психологическом образовании.
20.Технология разработки учебного курса.
Задание. Разработать мини-проект по психологическому образованию.
Литература
21. Бархаев, Б.П. Педагогическая психология / Б.П. Бархаев. – Спб.: Питер, 2007. – 448 с.
Семинарское 31. Тема: Мышление(2 ч.)
Вопросы:
21. Закономерности формирования педагогического мастерства.
22. Проектирование в психологическом образовании.
23. Экспертиза проектов в психологическом образовании.
24.Технология разработки учебного курса.
Задание. Разработать мини-проект по психологическому образованию.
Литература
22. Бархаев, Б.П. Педагогическая психология / Б.П. Бархаев. – Спб.: Питер, 2007. – 448 с.
Семинарское 32. Тема: Речь(2 ч.)
Вопросы:
25. Закономерности формирования педагогического мастерства.
26. Проектирование в психологическом образовании.
27. Экспертиза проектов в психологическом образовании.
28.Технология разработки учебного курса.
Задание. Разработать мини-проект по психологическому образованию.
Литература
23. Бархаев, Б.П. Педагогическая психология / Б.П. Бархаев. – Спб.: Питер, 2007. – 448 с.
Семинарское 33. Тема: Воображение(2 ч.)
Вопросы:
29. Закономерности формирования педагогического мастерства.
30. Проектирование в психологическом образовании.
31. Экспертиза проектов в психологическом образовании.
32.Технология разработки учебного курса.
Задание. Разработать мини-проект по психологическому образованию.
Литература
24. Бархаев, Б.П. Педагогическая психология / Б.П. Бархаев. – Спб.: Питер, 2007. – 448 с.
Семинарское 34 - 35. Тема: Внимание(4 ч.)
Вопросы:
33. Закономерности формирования педагогического мастерства.
34. Проектирование в психологическом образовании.
35. Экспертиза проектов в психологическом образовании.
36.Технология разработки учебного курса.
Задание. Разработать мини-проект по психологическому образованию.
Литература
Хрестоматия по вниманию: учебное пособие / под ред. А. Н. Леонтьева, А. А. Пузырея, В. Я. Романова. - М.: Изд-во МГУ, 1976. - 295 с.
Семинарское 36 - 37. Тема: Эмоции и чувства(4 ч.)
Вопросы:
37. Закономерности формирования педагогического мастерства.
38. Проектирование в психологическом образовании.
39. Экспертиза проектов в психологическом образовании.
40.Технология разработки учебного курса.
Задание. Разработать мини-проект по психологическому образованию.
Литература
25. Бархаев, Б.П. Педагогическая психология / Б.П. Бархаев. – Спб.: Питер, 2007. – 448 с.
Семинарское 38. Тема: Воля(2 ч.)
Вопросы:
41. Закономерности формирования педагогического мастерства.
42. Проектирование в психологическом образовании.
43. Экспертиза проектов в психологическом образовании.
44.Технология разработки учебного курса.
Задание. Разработать мини-проект по психологическому образованию.
Литература
26. Бархаев, Б.П. Педагогическая психология / Б.П. Бархаев. – Спб.: Питер, 2007. – 448 с.
Семинарское 39 - 40. Тема: Психические состояния(4 ч.)
Вопросы:
45. Закономерности формирования педагогического мастерства.
46. Проектирование в психологическом образовании.
47. Экспертиза проектов в психологическом образовании.
48.Технология разработки учебного курса.
Задание. Разработать мини-проект по психологическому образованию.
Литература
27. Бархаев, Б.П. Педагогическая психология / Б.П. Бархаев. – Спб.: Питер, 2007. – 448 с.
Семинарское 41 - 42. Тема: Темперамент(4 ч.)
Вопросы:
49. Закономерности формирования педагогического мастерства.
50. Проектирование в психологическом образовании.
51. Экспертиза проектов в психологическом образовании.
52.Технология разработки учебного курса.
Задание. Разработать мини-проект по психологическому образованию.
Литература
Стреляу, Я. Роль темперамента в психическом развитии / Я. Стреляу; пер. с польского; общ. ред. И.В.Равич-Щербо. - М. Прогресс, 1982. - 231 с.
Семинарское 43 - 44. Тема: Характер(4 ч.)
Вопросы:
53. Закономерности формирования педагогического мастерства.
54. Проектирование в психологическом образовании.
55. Экспертиза проектов в психологическом образовании.
56.Технология разработки учебного курса.
Задание. Разработать мини-проект по психологическому образованию.
Литература
28. Бархаев, Б.П. Педагогическая психология / Б.П. Бархаев. – Спб.: Питер, 2007. – 448 с.
Семинарское 45 - 46. Тема: Способности(4 ч.)
Вопросы:
57. Закономерности формирования педагогического мастерства.
58. Проектирование в психологическом образовании.
59. Экспертиза проектов в психологическом образовании.
60.Технология разработки учебного курса.
Задание. Разработать мини-проект по психологическому образованию.
Литература
29. Бархаев, Б.П. Педагогическая психология / Б.П. Бархаев. – Спб.: Питер, 2007. – 448 с.
Семинарское 47. Тема: Потребности(2 ч.)
Вопросы:
61. Закономерности формирования педагогического мастерства.
62. Проектирование в психологическом образовании.
63. Экспертиза проектов в психологическом образовании.
64.Технология разработки учебного курса.
Задание. Разработать мини-проект по психологическому образованию.
Литература
30. Бархаев, Б.П. Педагогическая психология / Б.П. Бархаев. – Спб.: Питер, 2007. – 448 с.
Семинарское 48. Тема: Мотивация(2 ч.)
Вопросы:
65. Закономерности формирования педагогического мастерства.
66. Проектирование в психологическом образовании.
67. Экспертиза проектов в психологическом образовании.
68.Технология разработки учебного курса.
Задание. Разработать мини-проект по психологическому образованию.
Литература
31. Бархаев, Б.П. Педагогическая психология / Б.П. Бархаев. – Спб.: Питер, 2007. – 448 с.
Семинарское 49. Тема: Направленность(2 ч.)
Вопросы:
69. Закономерности формирования педагогического мастерства.
70. Проектирование в психологическом образовании.
71. Экспертиза проектов в психологическом образовании.
72.Технология разработки учебного курса.
Задание. Разработать мини-проект по психологическому образованию.
Литература
32. Бархаев, Б.П. Педагогическая психология / Б.П. Бархаев. – Спб.: Питер, 2007. – 448 с.
УСРС 1. Донаучные представления о предмете психологии (2 ч. лекция)
Задание: в диадах подготовить информационный проект по одному из вопросов (до 5 минут); кратко изложить представления мыслителей античности о предмете психологии.
Вопросы:
1. Гилозоизм: натурфилософы Фалес, Анаксимен, Гераклит и идея развития как закон.
2. Атомисты: Эпикур, Лукреций, Демокрит и идея причинности (детерминизм).
3. Анаксагор и идея организации.
4. Сократ, сущность сократической беседы.
5. Платон – создатель философии идеализма.
6. Аристотель, трактат о душе.
7. Стоики: Зенон, Хрисипп, Зенон из Тарса, Диоген из Селевкии, Сенека, Эпиктет.
8. Гиппократ, Гален, Филон.
9. Плотин – последователь Платона.
10. Августин (Блаженный) и Фома Аквинский.
Литература
Введение в психологию / Под ред. А.В.Петровского. - М.: «Академия», 1996. - 496 с.
Ждан, А.Н. История психологии: от античности к современности: учебник / А.Н.Ждан. - 3-е изд. - М.: Педагогическое общество России, 2000. - 336 с.
Общая психология: учебник для педагогических институтов / Под ред. А.В.Петровского. - М.: Просвещение, 1986. - 463 с.
Шульц, Д. История современной психологии / Д.Шульц, С. Шульц. - СПб.: Питер, 2002. - 384 с.
Дополнительная
Петровский, А.В. История и теория психологии / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. – Т.1. – 416 с.
Покровская, С.Е. История античной психологии: учебно-методич. пособие в 4 ч. – Ч.1. Античная психология / С.Е. Покровская. – Минск: БГПУ, 2006. – 118 с.
Философский словарь / под ред. М.М. Розенталя. – М.: Политиздат, 1975. – 495 с.
УСРС 2. Донаучные представления о предмете психологии (2 ч. семинарское)
Задание: в диадах сменного состава подготовить информационный проект по одному из вопросов (до 5 минут); кратко изложить представления мыслителей эпохи возрождения и нового времени о предмете психологии.
Вопросы:
1. Эмпиризм: Хуан Уарте, Вильям Оккам, Дунс Скотт, Френсис Бэкон.
2. Механицизм: Перейра, Уильям Гарвей, Рене Декарт - рефлекс и интроспективная концепция сознания.
3. Барух (Бенедикт) Спиноза: свобода воли; Готфрид Вильгельм Лейбниц: открытие бессознательного.
4. Эмпиризм: Христиан Вольф, Томас Гоббс и Джон Локк. Иммануил Кант: целостность психического образа и организация сознания.
5. Ассоцианизм: Дэвид Гартли, Джордж Беркли, (солипсизм), Дэвид Юм (агностицизм), Томас Браун, Джеймс Милль и Джон Стюарт Милль.
6. Сенсуалисты: Этьен Бонно де Кондильяк, Жюльен Оффре де Ламетри, Клод Гельвеций, Поль Гольбах, Дени Дидро, Пьер Кабанис.
7. Френология Франца Йозефа Галя, Иоганн Фридрих Гербарт: статика и динамика представлений, Герман Эббингауз.
8. Психофизика: Эрнст Вебер, Густав Теодор Фехнер, Пьер Бугер, Франц Корнелиус Дондерс.
9. Герман Людвиг Фердинанд Гельмгольц, Эдуард Фридрих Пфлюгер, Вильгельм Вундт, Франц Брентано.
10. Френсис Гальтон, Чарльз Дарвин, Герберт Спенсер, Уильям Штерн, Анри Бине, Теодор Симон.
Литература
Введение в психологию / Под ред. А.В.Петровского. - М.: «Академия», 1996. - 496 с.
Ждан, А.Н. История психологии: от античности к современности: учебник / А.Н.Ждан. - 3-е изд. - М.: Педагогическое общество России, 2000. - 336 с.
Общая психология: учебник для педагогических институтов / Под ред. А.В.Петровского. - М.: Просвещение, 1986. - 463 с.
Шульц, Д. История современной психологии / Д.Шульц, С. Шульц. - СПб.: Питер, 2002. - 384 с.
Дополнительная
Вебер, А. Большой толковый психологический словарь / А. Вебер. – М.: Вече, 2000. – Т.1. – 592 с. – Т. 2. – 560 с.
Петровский, А.В. История и теория психологии / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. – Т.1. – 416 с.
Покровская, С.Е. История античной психологии: учебно-методич. пособие в 4 ч. – Ч.1. Античная психология / С.Е. Покровская. – Минск: БГПУ, 2006. – 118 с.
Философский словарь / под ред. М.М. Розенталя. – М.: Политиздат, 1975. – 495 с.
УСРС 3. Бихевиоральное (поведенческое) направление (2 ч. семинарское)
Задание 1: письменно ответить на вопросы.
Задание 2: составить словарь терминов бихевиоризма.
Вопросы:
1. Отличительные особенности теорий И.П. Павлова, Э. Торндайка и Дж. Уотсона.
2. Сравнительная характеристика теорий К. Халла и Э. Толмена.
Литература:
Годфруа, Ж. Что такое психология: В 2-х т / Ж.Годфруа. - Изд. 2-е, стереотип. - М.: «Мир». - 1999. - Т.1. - 196 с. - Т.2. - 376 с.
Мадди, С. Теории личности: сравнительный анализ / С. Мадди. - СПб.: Изд-во «Речь», 2002. - 539с.
Павлов, И.П. Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности (поведения) животных - условные рефлексы./ И.П. Павлов; Под ред. Л.А. Орбели. - М.-Л.: АН СССР, 1949. - Т.З. - 607 с.
Сеченов, И.М. Элементы мысли / И.М.Сеченов. - СПб.: Питер, 2001.-416с.
Теории личности в западно-европейской и американской психологии: Хрестоматия по психологии личности / Ред. - сост. Д.Я.Райгородский. - Самара: Издат. дом «БАХРАХ», 1996. - 480 с.
Уотсон, Д. Психология как наука о поведении: учебник для педагогических вузов / Д. Уотсон ; под ред. и вступ. ст. В. П. Протопопова; пер. с англ. - Одесса: Госиздат Украины, 1962. - 398 с.
Фрейджер, Р. Личность: теории, эксперименты, упражнения / Р. Фрейджер, Д. Фейдимен. – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. – 864 с.
Холл, К.С. Теории личности./ К.С.Холл, Г.Линдсей; Пер. с. англ. И.Б. Гриншпун. - М.: ЗАО, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. - 592 с.
Хьелл, Л. Теории личности / Л. Хьелл, Д. Зиглер. - СПб.: Питер-Пресс, 2001. - 606с.
УСРС 4. Когнитивное, социально-когнитивное направление (2 ч. лекция)
Задание: в диадах сменного состава подготовить информационный проект по одному из вопросов (до 5 минут); кратко изложить представления мыслителей эпохи возрождения и нового времени о предмете психологии.
Вопросы:
1. Концепция Ж. Пиаже.
2. Идея личностного конструкта в теории Дж. Келли.
3. Основные положения социально-когнитивной теории А. Бандуры.
4. Концепции и принципы теории социального научения Дж. Роттера.
Различение ситуаций и согласованность личности в теории У. Мишела.
Литература:
Мадди, С. Теории личности: сравнительный анализ / С. Мадди. - СПб.: Изд-во «Речь», 2002. - 539с.
Пиаже, Ж. Избранные психологические труды: Психология интеллекта. Генезис числа у ребенка. Логика и психология / Ж. Пиаже, Пер.с фр. - М.: Между нар. пе д. академия, 1994. - 680 с.
Пиаже, Ж. Психология интеллекта / Ж.Пиаже. - СПб.: Питер, 2003. -192 с.
Солсо, Р.Л Когнитивная психология / Р.Л. Солсо; Пер с англ. - М.: Тивола, 1996.-600 с.
Теории личности в западно-европейской и американской психологии: Хрестоматия по психологии личности / Ред. - сост. Д.Я.Райгородский. - Самара: Издат. дом «БАХРАХ», 1996. - 480 с.
Фрейджер, Р. Личность: теории, эксперименты, упражнения / Р. Фрейджер, Д. Фейдимен. – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. – 864 с.
Холл, К.С. Теории личности./ К.С.Холл, Г.Линдсей; Пер. с. англ. И.Б. Гриншпун. - М.: ЗАО, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. - 592 с.
Хьелл, Л. Теории личности / Л. Хьелл, Д. Зиглер. - СПб.: Питер-Пресс, 2001. - 606