Тема 6. Психология индивидуальности
Темперамент
Понятие темперамента. Теории темперамента: гуморальная (Гиппократ, Гален), конституциональная (на основе соматотипа) Э.Кречмера, У.Шелдона. Физиологическая основа темперамента. Темперамент и основные свойства нервной системы (И.П.Павлов). Критерии определения свойств темперамента (общие признаки свойств): динамичность, устойчивость, онтогенетическая «первичность», предельность или максимальность, соотношение темперамента и продуктивности, уровень наследуемости. Темп реакций, пластичность и ригидность, лабильность, экстравертированность и интроверти-рованность (Г.Айзенк). Современные исследования темперамента (Я. Стре-ляу, В.М.Русалов).
Типы темпераментов, их характеристика. Проявление основных свойств темперамента: применительно к познавательным процессам, предметной деятельности и общению человека.
Темперамент и личность. Понятие индивидуального стиля деятельности. Темперамент и свойства личности: впечатлительность и эмоциональность, импульсивность и тревожность. Отношения, поступки, культура поведения. Темперамент и воля. Темперамент и характер. Темперамент и способности.
Характер
Понятие характера. Понимание характера Ф.Лабрюйером, И.Кантом, Т.Рибо, П.Ф.Лесгафтом, А.Ф.Лазурским. Значение характера. Физиологические основы характера. Выразительные признаки характера. Структура характера. Характер как совокупность устойчивых черт личности. Группы черт характера: моральные, волевые, эмоциональные. Основные свойства характера: нравственная воспитанность, полнота, цельность, определенность, сила, твердость, уравновешенность.
Теория отношений В.Н.Мясищева. Общие основания для построения типологии: отношение к людям и обществу; к самому себе; к труду; к вещам; морально-волевые качества.
Система акцентуаций по К.Леонгарду, А.Е.Личко и Э.Г.Эйдемиллеру. Социальные типы характера Э.Фромма. Невротические типы характера К.Хорни. Гармоничный и дисгармоничный характер.
Место характера в общей структуре личности. Характер и воля. Взаимосвязь характера и темперамента. Характер и мотивация поведения. Индивидуальное и типическое в характере.
Механизм формирования и коррекции характера. Подражание, установка. Влияние среды и воспитания на особенности характера. Формирование характера у детей. Возрастные особенности становления черт характера человека. Самовоспитание характера.
Способности
Понятие способностей, их природа. Качественная характеристика способностей. Структура способностей. Понятие задатков. Задатки, способности и индивидуальные различия. Способности и наследственность.
Виды способностей: общие и специальные, теоретические и практические, учебные и творческие. Взаимосвязь и взаимная компенсация разных способностей. Уровни развития способностей. Понятие одаренности. Талант, его происхождение. Талант и мастерство. Феномен гениальности.
Склонности и способности. Способности и интересы. Соотношение понятий: способности, знания, навыки, умения. Условия и предпосылки для развития задатков и формирования способностей личность. Условия раннего проявления способностей. Факторы, благоприятствующие ускоренному развитию способностей. Способности и успешность деятельности. Способности и индивидуальный стиль деятельности. Психологические требования к деятельности, формирующей способности.
Тема 7. Мотивационно-потребностная сфера личности, ее направленность
Потребности
Понятие «потребности». Классификация потребностей и их виды: витальные и социальные. Потребности как источник активности личности. Иерархическая пирамида потребностей по А.Маслоу: физиологические; потребности в безопасности; привязанностях, любви, принадлежности к группе; одобрении, уважении; самореализации. Познавательные и эстетические потребности.
Трансформация потребностей. Механизм удовлетворения потребностей: стадия напряжения, стадия оценки, стадия насыщения. Реализация потребностей: конкретизация, ментализация, социализация.
Мотивация
Мотивация как психическое образование, побуждающее человека к деятельности. Мотивы - синтез внутренних и внешних причин, побуждающих и направляющих поступки, поведение и деятельность человека.. Мотив и мотивация. Мотив - интегративное выражение побудительных сил человека в конкретном, актуальном действии (осознанный, неосознанный) реализуемая часть латентной мотивации. Функции мотивации: приспособительная, побудительная, активизирующая, стимулирующая, направляющая, регулирующая. Эволюционные линии развития мотивации через: 1) развитие витальных, социальных, идеальных потребностей; 2) эмоционально-оценочное отражение; 3) субъективную систему отношений; 4) предметно-практическую деятельность; 5) систему ценностных ориентации; 6) образ жизни; 7) социальное взаимодействие; 8) культуру и искусство. Индивидуальные линии развития мотивации через: 1) биогенетику рефлексов, инстинктов и паттернов поведения; 2) подражание; 3) воспитание и обучение; 4) игры, общение, познание, труд; 5) семью и другие первичные общности.
Концепции мотивации. Понятие валентности. Критерии валентности. Отрицательная валентность. Основные проблемы психологии мотивации. Когни-
тивный диссонанс. Агрессия. Просоциальное поведение. Асоциальное повед-ние. Мотивация и успешность деятельности. Развитие и изменение мотивов. Иерархия мотивов. Взаимодействие мотивов. Полимотивированность.
Направленность
Направленность - ядро личности. Компоненты направленности. Влечение - эмоциональное проявление потребностей и начальный момент мотиваци-онного процесса. Неосознанность влечений. Эмоциональная напряженность влечений. Внутренняя детерминированность влечений и внешняя направленность их разрядки. Желания - осознанные влечения к реализации потребностей. Рационализация потребностей в желаниях. Соотнесение желаний с возможностями их реализации. Интересы как форма проявления познавательных потребностей человека. Интересы как категория социальных потребностей. Интересы как характеристика общественных отношений. Склонности - направленность человека на определенную деятельность. Склонности и стремления к целям. Эмоциональный и волевой компоненты в реализации склонностей и стремлений. Намерения - сознательное стремление к завершению поставленных задач, целей (актуализация потребностей в организованной деятельности). Намерение как целеполагание. Установки - состояние психологической готовности человека реагировать определенным образом на внешние воздействия. Психологические и социальные установки. Установки и опережающее отражение (антиципация). Убеждения - представления, идеи, позиции человека, определяющие его понимание действительности, выражающие его отношения к ней. Мировоззрение - система взглядов на мир и место человека в нем. Картина мира и смысл жизни как интегративные установки личности. Обыденное, религиозное и научное мировоззрение. Рациональное и иррациональное понимание мира и сущности человека. Виды направленности.