Программа «Профилактика измены»
Осознание сценария отношений и причин возникшей ситуации (измена).
Минимизация последствий измены.
Снятие эмоционального напряжения, нормализация физического и психического самочувствия.
Помощь в отреагировании негативных эмоций, возникших из-за измены.
Принятие ответственности за собственный вклад в отношения.
Принятие решения: продолжать отношения или расстаться.
В случае возможности примирения: семейная психотерапия, направленная на устранение причин измены и гармонизацию отношений.
В случае расставания: помощь в отпускании обид партнеров друг на друга.
Методы самопомощи по преодолению стресса.
Раскрытие внутренних возможностей для начала позитивных перемен.
Способ проведения: Индивидуальные встречи с клиентом и/или индивидуальная работа с парой. Необходимые условия: сессии не реже 1 раза в неделю.
СЕМЕЙНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ.
Семейной психотерапией называется особый вид психотерапии,направленный на коррекцию межличностных отношений и имеющий целью устранение эмоциональных расстройств в семье, наиболее выраженных у больного члена семьи.
В ходе семейной терапии, продолжительность которой может колебаться от нескольких недель до даже нескольких лет, выделяют ряд этапов. Её длительность обусловливается тяжестью психических расстройств у “носителя симптома”, выраженностью межличностных конфликтов в семье, мотивацией членов семьи к достижению терапевтических изменений. Вначале семейная терапия проводится с частотой 1-2 сеанса в неделю, а затем встречи происходят 1 раз в 2 недели, а далее – 1 раз в 3 недели.
Часто в семейной терапии выделяют 4 этапа (Эйдемиллер, Юстицкис):
1) семеный диагноз, диагностический этап;
2) ликвидация семейного конфликта;
3) реконструктивный;
4) поддерживающий.
Приёмы,которые наиболее часто применяются в семейной психотерапии:
1) Эффективное использование молчания;
2) Умение слушать;
3) Обучение с помощью вопросов;
4) Повторение;
5) Суммирование, резюмирование;
6) Уточнение (прояснение) и отражение аффекта;
7) Конфронтация, то есть предъявление супружеской паре неосознаваемых или амбивалентных установок, отношений или стереотипов поведения с целью их осознания и проработки;
8) Проигрывание ролей;
9) Создание “живых скульптур”;
10) Анализ видеозаписи.
2. Семейная психоаналитическая терапияЦелью психоаналитической семейной терапии является изменение личности участников психотерапии таким образом, чтобы они были в состоянии взаимодействовать как целостные здоровые личности на базе нынешней реальности, а не на базе неосознаваемых отношений прошлого.Стратегическая семейная психотерапияЭтот метод семейной терапии также называется “проблеморешающая”,“короткая”, так как он ориентирован на решение проблем. Наиболее известные фигуры этого направления – ДжейХейли, Карл Уитекер, КлуМаданесСемейная поведенческая терапия как свой основной принцип видитподкрепление поведения последствием, из чего следует, что паттерн поведения сопротивляется изменениям во всех случаях, кроме тех, когда возникнут более благоприятные последствия.Наиболее популярны следующие техники работы:формирование (shaping) – достижение желаемого поведения небольшимипорциями через последовательное подкрепление;жетонная система – использует деньги или очки в качестве вознаграждениядетей за успешное поведение;контрактная система – включает в себя соглашение с родителями обизменении их поведения синхронно с изменением поведения ребёнка;обмен изменениями за вознаграждение;прерывание (timeout) – наказание в виде изоляции.Семейная системная психотерапияКрупнейшие представители этого направления – МараСельвини-Палаццоли, КлуМаданес, Сальвадор Минухин и др. В настоящее время системное направление считается одним из наиболее широко представленных, перспективных,экономически целесообразных и терапевтически эффективных направлений семейной терапии. Значительное влияние на развитие этого направления оказали положения общей теории систем Ильи Пригожина.В системной семейной психотерапии семья рассматривается как целостная система, которая стремится к сохранению и эволюции сложившихся связей. На всём протяжении своего существования семьи проходят через закономерные кризисы развития (вступление в брак, отделение от родительских семей, беременность, рождение ребёнка, поступление ребёнка в дошкольные/школьные учреждения, окончание им школы и выбор своего жизненного пути, разрыв с родителями, уход родителей на пенсию и т.д.) Именно на этих отрезках своего существования семьи оказываются неспособными разрешать новые проблемы прежними способами и поэтому встают перед необходимостью усложнять свои приспособительные реакции. Основные шаги семейной системной психотерапии выглядят следующим образом:1. Объединение психотерапевта с семьёй, присоединение его к предъявляемой семьей структуре ролей.2. Формулирование психотерапевтического запроса.3. Реконструкция семейных отношений.4. Завершение психотерапии и отсоединение.49. Игровая семейная психотерапия (Никольская)– сочетание техник игровой психотерапии и различных подходов к работе с семьями, в которых имеются дети с поведенческими или эмоц нарушениями.
Без игровых методов сеансы семейной психотерапии, на которых присутствуют дети, превращаются, с точки зрения Г.Л. Лэндрет, в простую беседу психотерапевта со взрослыми. При этом дети либо пассивно скучают, либо капризничают, либо бесцельно слоняются по комнате. Семейные психотерапевты начинают сознавать необходимость использования на своих приемах игрушек, проявляют интерес к игровым методикам.
В рамках семейной психотерапии возможно проведение сеансов со всей семьей или несколькими ее членами, а также в группе, состоящей из родителей и детей разных семей. Возможна игровая психотерапия семьи, не имеющей детей, или, наоборот, имеющей взрослых детей. Игровые методики, применяемые в работе с детьми, успешно используются и в работе со взрослыми
Использование игр в процессе семейной психотерапии имеет следующие преимущества:
1. Простота и естественность присоединения к семье психотерапевта во время игровой деятельности.
2. Возможность активного включения в процесс семейной психотерапии детей, не способных еще достаточно четко вербализовать свои эмоции и идеи.
3. Снижение тревоги, рост степени доверия и откровенности в процессе удачно проводимых игр.
4. Активизация вербальной экспрессии в процессе игр.
5. Проявление в игровой деятельности семейных тайн.
6. Выявление в играх неосознанных или скрываемых, не предъявляемых семьей проблем, которые члены семьи не готовы обсуждать.
7. Возможность наблюдать членов семьи в процессе взаимодействия, а не только во время вербального общения.
8. Возможность демонстрации членами семьи отношений друг к другу в символической форме.
9. Сравнительно быстрое достижение понимания членами семьи чувств друг друга и мотивов поступков.
10. Повышение эффективности семейной психотерапии и сокращение длительности курса лечения
Сеансы проводятся в кабинете психолога, который должен быть оснащен следующими оборудованием:
1. Люди: фигурки мужчин и женщин примерно одного размера (желательно, чтобы у некоторых из них были атрибуты, указывающие на их профессию), а также дикари, монстры, гномы, пупсики.
2. Животные: домашние, дикие, морские, доисторические.
3. Растения: деревья, кусты, трава, овощи, фрукты.
4. Здания: жилые дома, замки, вокзалы, учреждения, гаражи, магазины и т. п. (или строительный материал, из которого их можно построить).
5. Сооружения: ограды, ворота, мосты и пр.
6. Камешки, стеклышки, ракушки, палочки, косточки.
7. Ящички, коробочки, бусинки, кристаллы, цепочки.
8. Тряпочки, полоски цветной бумаги, кусочки фольги, полиэтиленовой пленки.
9. Наборы пластилина, веревочек, ниток, проволочек, скрепок, кнопок.
Игра с песком
применяется водонепроницаемый деревянный ящик размером 50х70х9 сантиметров. Дно и внутренние стенки ящика окрашиваются в голубой цвет, символизирующий подземные воды и небо над линией горизонта. Ящик наполовину или чуть меньше засыпается промытым речным песком. Песок - замечательный строительный материал, только нужно, чтобы у пациентов была возможность смачивать его водой по мере необходимости. Свой "мир" они создают на песке и из песка, используя игровой материал, разделив предварительно территорию ящика.
Игровая песочная терапия используется как диагностич инструмент, первоначально ребенку предлагается просто поиграть, игра длится 15-20 минут.После спонтанной творческой игры психолог вместе с участниками психот-и обсуждает законченную композицию.Психотерапевтич. сессии-10\15 раз.
Таким образом, с помощью организации игровой деятельности, в которой участвуют члены семьи, можно изменить семейную систему. Использование игрового метода на всех стадиях процесса семейной психотерапии целесообразно, может повысить ее эффективность.
50 Арттерапия – метод лечения посредством художественного творчества (по А. Копытину). Привлекательность этого метода состоит для современного человека в том, что арттерапия в основном использует невербальные способы самовыражения и общения.
В процессе творчества активно задействуется правое полушарие мозга. Современная же цивилизация задействует в основном вербальную систему общения и левое «логическое» полушарие. Нормальное, гармоничное развитие человека предполагает равноценное развитие обоих полушарий и нормальное межполушарное взаимодействие. Более того, некоторые виды активности человека требуют как раз работы правого полушария – творчество, интуиция, культурное образование, устройство семьи, воспитание детей и, конечно, романтизм в любовных отношениях.
Искусство и творчество являются следствием процессов переработки информации при взаимодействии с окружающим миром. Причем личность будет развиваться гармонично, если эти процессы, в целом, несут конструктивный, характер.
Наиболее часто к методу арттерапии прибегают в реабилитации людей с особенностями развития и в работе с детьми.
Артерапия предлагает человеку выразить свои эмоции, чувства с помощью лепки, рисования, конструирования из природных материалов. Переживая образы, человек обретает свою цельность, неповторимость и индивидуальность
помогает решить задачи:
1.представлять материал для интерпритации и диагнозтического заключения, содержание и стиль выполнения работ дают психотерапевту инфу о клиенте
2.помогают облегчить клиенту процесс понимания и осознания своих эмоц. Реакций
3.дают соц приемлемый выход эмоциям гнева, страха
4.предоставляют возможность работать с мыслями и чувствами, кот кажутся непреодолимыми
5.позволяют наладить отношения м-у психологом и клиентом, м-у клиентами в группе.
Таким образом, достигаются цели:
- выражение эмоций и чувств, связанных с переживаниями своих проблем, самого себя;
- активный поиск новых форм взаимодействия с миром;
- подтверждение своей индивидуальности, неповторимости и значимости;
и, как следствие трех предыдущих
– повышение адаптивности в постоянно меняющемся мире (гибкости).
Эти цели арттерапевт преследует, работая как со взрослыми так и с детьми. Ребенок еще не может точно сформулировать то, что его тревожит. Он может выражать свои страхи простыми предложениями.
Арттерапия, - это наиболее мягкий метод работы, контакта с трудными проблемами. Ребенок может не говорить, или не может признать свои проблемы своими, но при этом лепить, двигаться и выражать себя через движения телом. Также занятия арттерапией могут снимать психическое напряжение.
В арттерапии используются индивидуальные и групповые формы работы. Особенно яркий эффект дает работа в группе. Например, предлагается создание индивидуальных работ в группе, а также создание общей работы. Каждый участник вкладывает в эту работу что-то свое. Многие работы сделанные из бумаги, композиции из природного материала и другое пациенты уносят с собой домой, показывают своим родственникам и знакомым, стремятся обучить их тому, что научились сами.