Психологическое консультирование супругов по вопросам воспитания и развития ребенка
Основной задачей психолога является: диагностировать родительские качества и стили воспитания в семье; организовать совместную с родителями работу по внедрению методов сотрудничества семьи и детского сада; искать оптимальные пути и разрабатывать модель взаимодействия с семьей.
Примеры программ консультирования:
1. Монтессори- уникальный метод воспитания и развития детей. Он основывается на разумном соотношении между свободой и четкой структурой, специально предназначенной для маленького ребенка. Метод вовлекает детей в интересную для них деятельность, предоставляет тщательно разработанные дидактические материалы, которые соответствуют естественным потребностям ребенка. Метод формирует также сознательное послушание, тренирует волю, высокое чувство ответственности, трудолюбие и стремление к самосовершенствованию, развивает интуицию и социальную адаптированность.Основной девиз метода звучит так: "Помоги мне сделать это самому!"
2. Игры детей способствуют не только физическому и психическому развитию ребенка, игры являются одним из наиболее важных средств воспитания детей.
Первые годы жизни малыша — самый важный период его развития, в это время происходит формирование его умственных способностей, его нравственного и эстетического восприятия окружающего мира.
3. Возраст правил. В "Знамениях времени" автор Джон Дрешер указывает, что дети проходят через три возрастные ступени. Первая - это возраст правил (от года до 7 лет).
В течение этого времени ребенок должен знать, что от него ожидают. Если оставить ребенка без определенных, четких правил, он становится неуправляемым. Он несчастлив, неуверен в себе, у него развивается чувство, что его не любят. Позднее, он начнет брыкаться - порой, в самой раздражительной форме - чтобы узнать, где пролегают границы и рамки поведения.
Контролировать ребенка с раннего возраста или потерять контроль навсегда. Если родители будут контролировать поступки ребенка с ранних лет, то со временем они могут ослабить контроль, так как у ребенка выработается система самоконтроля. Если ребенку не ставить никакие ограничения в детстве, он не только будет неуправляемым, но и станет сопротивляться любым попыткам контролирования. Прямые приказы хороши на первых порах развития. Пусть вам придется говорить ребенку "нет" несколько раз, но применяйте дисциплину последовательно и с любовью.
Возраст ограничений. Вторая возрастная ступень - ограничительная и включает возраст от 8 до 12 лет. Это период, когда по словам Джона Балгай "все, что родители преподносят детям в виде хороших наставлений, будучи одновременно плохим примером для них, подобно попыткам одной рукой строить, а другой ломать". В эти годы пример намного важнее для ребенка. Правила важны, но ваш личный пример играет сильную мотивирующую роль.
Это период, который можно назвать "смотри и делай", или как говаривала моя мать: "Сынок, твои дети будут делать выводы, исходя из твоих поступков, а не из твоих слов". Проведенный несколько лет назад опрос показал, что более половины из тех, кто стал проповедником, решили избрать для себя этот путь в возрасте 11 лет. Сейчас, более чем когда-либо, родитель не может позволить себе делать то, что он не хочет видеть в своем ребенке. Постоянный пример, подтверждающий на деле принципы, всегда высоко ценится. Поэтому важно, чтобы человек, занимающийся воспитанием детей, был хорошим образцом для подражания.
Возраст вдохновения. Следующая ступень - это возраст подражания, который охватывает детей в возрасте от 13 лет и старше. В подростковом возрасте ребенка привлекают великие идеи. У него должны быть герои. Если ему не показать героев, он найдет их сам; если не помочь ему проникнуться уважением и желанием походить на положительных героев, он будет подражать плохим. В это время в личности ребенка закладывается основа уверенности в себе и его характер, если у подростка есть какая-то цель. Ему нужны программы-минимум и программы-максимум. Правила и ограничения по прежнему важны. К этому времени у подростка должны выработаться принципы самоконтроля, потому что родители не могут все время находиться с ним.
Каждый из родителей видит в детях свое продолжение, реализацию определенных установок или идеалов. И очень трудно отступает от них.
Конфликтная ситуация между родителями – различные подходы к воспитанию детей.
Первая задача родителей – найти общее решение, убедить друг друга. Если придется идти на компромисс, то обязательно, чтобы основные требования сторон были удовлетворены. Когда один родитель принимает решение, он обязательно должен помнить о позиции второго.
Вторая задача - сделать так, чтобы ребенок не видел противоречий в позициях родителей, т.е. обсуждать эти вопросы лучше без него.
Дети быстро “схватывают” сказанное и довольно легко маневрируют между родителями, добиваясь сиюминутных выгод (обычно в сторону лени, плохой учебы, непослушания и т.д.).
Родители, принимая решение, должны на первое место ставить не собственные взгляды, а то, что будет более полезным для ребенка.
В общении у взрослых и детей вырабатываются принципы общения:
1) Принятие ребенка, т.е. ребенок принимается таким, какой он есть.
2) Эмпатия (сопереживание) – взрослый смотрит глазами ребенка на проблемы, принимает его позицию.
3) Конгруэнтность. Предполагает адекватное отношение со стороны взрослого человека к происходящему.
Родители могут любить ребенка не за что-то, несмотря на то, что он некрасив, не умен, на него жалуются соседи. Ребенок принимается таким, какой он есть. (Безусловная любовь)