Психологическое консультирование супругов в ситуации ожидания и рождения ребенка.
Существует ряд серьезных проблем, с которыми сталкивается семья в этот трудный период, в разрешении которых требуется компетентная психол-ая помощь.
Задачи психол-ой помощи семье:
1.Воспитание родительской ответственности.
2.Формирование социально-психол-их навыков оказания поддержки в семье, регулирования отношений семьи с социумом.
3.Повышение психолого-педагогической компетентности.
4.Ознакомление с информацией о внутриутробном развитии ребенка и псих-ом значении процесса родов для ребенка, матери и отца.
5.Приобретение знаний по вопросам развития и обучения ребенка раннего возраста, воспитании, в том числе половом воспитании.
6.Приобретение навыков саморегуляции, т.е. овладение различными техниками произвольного регулирования функциональнго состояния организма и душевного состояния личности.
7.Диагностика готовности к материнству и родам может проводиться в группе или при индивидуальной встрече на основании специальных тестов, рисунков, исследования отношения к изменениям, происходящим в период беременности, показателям глубины расслабления.
Направленность психологической помощи (психологическая помощь может быть обращена к различным уровням (структурам) индивидуума):
Личностный уровень: работа с ценностями, мотивацией, смысловыми образованиями, установками.
Эмоциональный уровень: поощрение открытого выражения чувств вербальными и невербальными средствами, обучение эмпатийному слушанию.
Когнитивный уровень: передача знаний.
Операциональный уровень: формирование навыков и умений (поведения в родах, ухода за ребенком).
Психофизический уровень: обучение регуляции функциональных и психических состояний средствами аутогенной тренировки, арттерапии, телесноориентированной терапии.
Методы воздействия:
Личностный: Групповая, семейная и индивидуальная психотерапия, аутотренинг, арттерапия, ролевые игры
Эмоциональный: Арттерапия, ролевые игры, телесноориентирванная терапия, групповая психотерапия
Когнитивный: Лекции, семинары
Операциональный: Отработка навыков
Психофизический: Аутотренинг, арттерапия, телесноориентированная терапия
Методы психологической работы с будущими родителями:
1.Тематические беседы.
2.Аутогенная тренировка.
3.Телесноориентированная терапия.
4.Арттерапия (рисование, игра на музыкальных инструментах, пение, танец)
5.Ролевые игры.
Цель – способствовать созданию в семье наиболее благоприятных условий для раскрытия эмоционального, интеллектуального и социального потенциала ребенка с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей, предупреждение нарушений психического развития и девиантного поведения ребенка. Работа психолога имеет свои специфические задачи и осуществляется специфическими психологическими методами.
43(1 часть)Предбрачное психологическое консультирование: задачи, содержание.
Для создания успешной семьи необходимо достигнуть физической зрелости, приобрести опыт общения с представителями противоположного пола, хотя бы частично психологически и материально не зависеть от генетической семьи. Важно выбрать подходящего брачного партнера, приобрести опыт эмоционального и делового взаимодействия с ним.
При решении этих и других задач у молодых людей могут возникнуть трудности, которые «запрограммированы» возрастом, либо детерминированы моделями поведения родителей, либо определяются индивидуально-психологическими особенностями личности, ее опытом в межличностных взаимоотношениях и т.д.
Главная задача информирования, или психологического просвещения, – устранение дефицита психологических знаний, необходимых молодым людям для эффективного взаимодействия с предбрачным, а в будущем брачным партнером. Конс-ие как информирование проводится в форме лекций, бесед, семинаров, дискуссий, выставок психол-ой литературы, просмотров и обсуждений видеофильмов с точки зрения психол-го анализа поведения действующих лиц. Активно применяется такая техника психотерапии, как кинотерапия. Просветительские консультации можно использовать в школах, студенческих аудиториях, центрах молодежи. В последнее время во многих ЗАГСах организуются молодежные группы, которым психолог рассказывает о психологии женщин и мужчин, об адаптации молодых супружеских пар в первый год семейной жизни и пр.
Человек, пришедший в психол-ую консультацию по поводу выбора будущего супруга (супруги) и взаимоотношений с ним, редко имеет готовые вопросы, на которые хотел бы получить конкретные ответы. Клиент обычно ожидает, что консультант поможет ему выбрать подходящего будущего супруга, и надеется избежать разочарований и ошибок в семейной жизни. Психолог задает следующие вопросы: Какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать будущий идеальный для вас супруг? Задумывались ли вы о том, существует ли в действительности такой человек? В какой мере вашему идеалу соответствует тот человек, с которым вы собираетесь связать свою судьбу? Есть ли какие-либо психологические качества, которые вы не хотели бы видеть у своего будущего супруга (супруги)? Имеются ли признаки проявления подобных качеств личности у того человека, с которым вы планируете связать свою будущую семейную жизнь? Пытались ли вы как-то повлиять на своего будущего супруга, и если да, то что из этого получилось? Есть ли у вас какие-либо недостатки, к которым вашему будущему супругу будет трудно привыкнуть? Пытались ли вы что-то изменить в самом себе в лучшую сторону, и если пытались это сделать, то каковы результаты соответствующих попыток? Что еще, кроме уже названных вами личностных качеств, вы считаете важным для будущей супружеской жизни? Как ко всему этому относится ваш реальный избранник? Получив подробные ответы на эти вопросы, психолог обобщает их и подводит итог первой встречи, имея уже четкое представление о том, с какой проблемой столкнулся клиент.
В психол-ую консультацию могут обращаться клиенты с проблемами личностного характера: трудности в общении, неуверенность и т.д. В работе с такими проблемами можно использовать методы системной, поведенческой психотерапии, краткосрочного консультирования А. Адлера и др.
Очень часто оказывается полезным групповое психол-ое консультирование клиента (или предбрачной пары).
Преимущество групповой психотерапии, по мнению К. Рудестама, состоит в том, что реакции, возникающие и прорабатываемые в контексте групповых взаимодействий, могут помочь в решении межличностных конфликтов вне группы. В дружественной и контролируемой обстановке можно усваивать новые навыки, экспериментировать с новыми типами поведения. Присутствие равноправных партнеров, а не только одного психолога, создает ощущение комфорта. У недостаточно уверенных в себе членов группы не возникает чувства, что на них оказывают давление, они чувствуют себя спокойней, ощущая поддержку и зная, что такие же проблемы есть у других
Практическая психология и психотерапия накопили большой опыт работы с психокоррекционной группой. Это социально-психологический тренинг коммуникативных способностей, тренинг личностного роста, психодрама, гештальтгруппа, танцедвигательная терапия, группы тренинга и умений и др