Методы коррекция наиболее распространенных семейных нарушений.
Выделяют следующие типы методик:
1. Указания –это высказывания психотерапевта о необходимости
определенных действвий при этом конкретно и прямо указывается на
то, что нужно сделать, чтобы добиться выздоровления, решения
проблемы, разрешения конфликта в той или иной семье. Указания
делятся на прямые и парадоксальные. В случае парадоксальной дерективы истинная её цель противоположна провозглашаемой. Психотерапевт требует поступить определенным образом, рассчитывая, что члены их семей поступят как раз наоборот.
2. Изучение семьи. Внимание, уделяемое семье в целом и отдельным ее участникам , в процессе изучения может оказывать позитивное воздействие.
3. Воздействие примером. В ходе семейной психотерапии неожиданно
возникает значительное число разнообразных проблем, ситуаций,
положений. Члены семьи семьи реагируют на них, комментируют, ищут
выход из ситуации. При этом “выплывают” проблемные для них аспекты
взаимоотношений. Психотерапевт же обязан выхватить из потока событий
эти моменты, обратить на них внимание членов семьи и показать, как
можно их решить.
4. Семейная дискуссия. В этом случае речь идет об обсуждении членами
семьи широкого круга проблем, касающихся их жизни, а также способов
решения различных семейных вопросов. Дискуссия преследует
многочисленные цели:
4.1) коррекция неправленных представлений о различных аспектах
семейных взаимоотношений. В ходе дискуссии пациенты начинают сомневаться
в правильности и незыблемости своих убеждений, которые раньше
представлялись им единственно возможным ии очевидными;
4.2) обучение членов семьи методам дискуссии. Приведем некоторые
правила ведения дискуссии:
а) “цель дискуссии не доказать свою правоту, а совместно найти
истину”;
б) “дискуссия – не соревнование и не способ выявления того, кто
умней”;
в) “цель дискуссии – не прийти к соглашению, а найти истину”;
г) “прежде, чем возражать, подумай, в чем все-таки прав тот, кому
готовишься возразить, попробуй развить то, в чем прав другой”;
4.3) обучение членов семьи объективности. При этом не малую роль
играет коррекция семейных взаимоотношений, препятствующих формированию
адекватного представления членов семьи по тому или инлму вопросу.
При коррекции особое значение приобретает интерес членов семьи к
семейной дискуссии.
Особенно важно при управлении семейной дискуссией искусство
психотерапевта. J. Peres предложил основные приемы, используемые
терапевтом для ведения этой процедуры:
- молчание;
- обучение с помощью опросов;
- повторение (резюмирование);
- обобщение;
- наблюдение за эмоциональным состоянием членов семьи и т.д.
5. Обусловленное обобщение. Сюда относяться методические приемы, заключающиеся в том , что в обычные семейные отношения вводится новый элемент. Цель такого введения – дать возможность членам семьи осуществить коррекцию нарушений в данном отношении. Один из приемов – обмен записками. Для улучшения коммуникации и взаимной эмпатии между супругами используется цветовая сигнализация. Каждый цвет обозначает определенные чувства. Один из супругов обращается к партнету с различными вопросами, а тот – предъявляет тот цвет, который соответствует чувству, испытываемому в данной ситуации.
- Нередко в качестве нового элемента вводятся новые правила. Такова, разработанная G.Bach и модифицированная S.Kratochvil, техника “честной борьбы” или “конструктивного спора”. Техника включает набор правил поведения, которые вступают в силу, когда супруги испытывают потребность в агрессии:
а) спор может проводить только после предварительного обучения и согласия обеих сторон; выяснять отношения следует как можно быстрее после возникновения конфликтной ситуации;
б) начинающий спор должен ясно представлять цель, к которой стремится;
в) все стороны должны быть активными в споре;
г) спор должен касаться только предмета спора, не переходить на личности;
д) применение аргументов, болезненных для одного из участников спора (указание на психические болезни, физические уродства, сексуальные неудачи и т.п.) запрещено.
Всеми этими правилами члены семьи должны овладеть на специальных занятиях и затем включать в свои повседневные отношения.
6. Формирование умения и навыки. Особенность методик данной группы в том , что перед пациентами становится определенная задача, ему сообщается об умении или навыке, которые он должен сформировать.
Сообщается так же критерий, с помощью которого он может судить, в какой мере ему это удалось.
7. Проигрывание семейных ролей. Эти методики включают проигрывание
ролей в различного рода играх, символизирующихсемейные отношения
(например игра в «звериную семью», в которой участвуют папа-кот и
мама-кошка), «обмен ролями» (игры, в которых родители и дети
меняются местами или супруги между собой), «живые скульптуры» (члены
семьи изображают различные аспекты своих взаимоотношений).