Психодинамическая модель конс-ия семьи
Основные положения М. Бовена: семья - это небольшая группа людей, живущих в общем доме. В то же время семья - это и эмоциональная система, в которую входят все члены семьи). Эмоциональная система семьи являет собой трансгенерационный феномен, в нее включены представители всех предшествующих поколений.
Эмоциональная система семьи, которую, образно говоря, можно назвать общим "я" семьи, ее эмоциональное, своеобразие, без сомнения, влияет на детей и формирует их личности, во множестве которых можно усмотреть два типа личности: обособленную, независимую, дифференцированную от семьи и подчиненную, зависимую, сплавленную с семьей.
С учетом понятия идеального брака можно формулировать стратегию психологического консультирования семьи. Как указывает М. Бовен, такое консультирование должно строиться на основе наблюдений эмоциональных процессов, проявляющихся в семье.
Наблюдение здесь понимается как сообщение информации психологу, искренний рассказ о себе, а целенаправленная помощь как рекомендации психолога. Осуществить на первый взгляд простую задачу наблюдения семьи в силах только достаточно профессионально подготовленный психолог. Не менее важно, чтобы он был дифференцированной личностью. Лишь такой психолог (участливый, дружелюбный, непринужденный, спокойный, социализированный, объективный, не отягощенный нерешенными эмоциональными проблемами своей генетической семьи) в состоянии оказывать влияние на эмоциональную систему консультируемой семьи и оградить себя от ее влияния. Никакие специальные методы или психологическая техник в данном случае не имеют определяющего значения.
Наблюдение, изучение семьи неотделимо от воздействия на нее, так как познавать семью и не оказывать на нее влияния невозможно. Поэтому психолог при наблюдении, изучении семьи дол жен вести себя как независимая, дифференцированная личность" т.е. остерегаться, чтобы не быть втянутым в триангуляционные процессы, сохранять доброжелательную объективность: это поможет консультируемым дифференцироваться. Вместе с тем ему не следовало бы поддаваться их эмоциональному тону, а придавать смелости самостоятельно размышлять уменьшать интенсивность эмоций. Ввиду этого нужно сохранить дистанцию с консультируемыми супругами, чему способствуют знание психологии (триангуляционных процессов и т.д.), его личность (дифференцированная, дружелюбная) и активность. Активность в этом случае является не навязыванием собственных ценностей, не поощрением чужих эмоций, не участием в их выражении, а постоянным ориентированием на факты, их обсуждение и новое, более объективное толкование.
Наличие психолога как наблюдателя, не участвующего в эмоциональной системе семьи, стабилизирует отношения супругов и побуждает дифференциацию. Признаком того, что она успешно протекает, может быть "возвращение домой", т.е. в родительскую семью, проявление устремленности на неконфликтные отношения с родителями, более интенсивное общение с ними.
По мнению М. Бовена, предлагаемые им теоретические принципы консультирования семьи подкреплены практикой и достаточно разработаны; позволяют предвидеть перспективы семьи, ее будущее; выявляют причины семейных проблем; объясняют прошлое и помогают контролировать происходящее.
Баланс обязанностей (долгов) и прав (прав вернуть себе долги) формируется через принятие и лучшее или худшее выполнение ролей, предлагаемых родительской семьей.
Характеристика модели хорошо функционирующей семьи позволяет наметить и цели контекстовой психологической помощи как то: обеспечить баланс, углубить искренность.
Хотя контекстовое семейное консультирование не является индивидуальным и стремится вовлечь всех членов семьи в процесс решений, тем не менее допускается возможность оказывать так помощь только одному члену семьи. В данном случае психолог как бы исполняет роли других членов семьи, даже из предшествующих поколений. Он руководствуется общей установкой, что семье каждый значим для каждого, а психолог не оценивает и н пытается какого-либо члена семьи представить в лучшем свете, но: побуждает каждого размышлять о перспективах других. Подобное поведение психолога может вызвать сопротивление, которое представляет собой доказательство лояльного отношения к генетической семье. В отличие от обычных психодинамических установок на психотерапию, здесь сопротивление не интерпретируется, не объясняются порождающие причины: психологом раскрывается этический смысл сопротивления (связь с унаследованными от родителей контекстами). Беспокойство также воспринимается как нормальное, характерное для психологической консультации состояние, которое должно исчезнуть без специальных усилий психолога или консультируемых.
39. Фазы и уровни консультативного процесса семьи,(в конце ->)признаки его успешности.
Процесс консультирования включает когнитивный и эмоциональный аспекты. В ходе консультирования не только выясняются проблемы клиента или семьи в целом и находятся какие-то пути их решения на рациональном уровне. Консультация - это прежде всего общение, установление эмоциональных контактов психолога с семьей. Определенная динамика этих контактов создает условия для самораскрытия с помощью эмоционально-рациональных фактор внутренних ресурсов личности.
Процесс консультирования можно разделить на пять фаз:
I фаза - установление контакта с клиентом. Итог: определение границ взаимодействия с ним.
II фаза - определение проблемы клиента, проблемы (боли) семьи. Итог: согласие клиента и психолога в понимании проблемы.
III фаза - рабочая. Итог: новое понимание клиентом проблемы для этой фазы характерна следующая динамика: структурирование раппорта, создание невроза клиента в контролируемых условиях, перенос и сопротивление клиента, выход клиента из трансфера (переноса) и приобретение им суверенитета.
IV фаза - принятие решения и действия. Итог: эффективное поведение клиента в естественной ситуации.
V фаза - обратная связь. Итоги: удовлетворение клиента, процессом и результатами консультирования.
I фаза - установление контакта с клиентом. Итог: определение границ взаимодействия с ним. Осуществляется в первичной консультативной беседе. На этой фазе устанавливаются дистанция общения, его составляющие. Психолог еще до беседы наблюдает за контактом родителей с ребенком; определяет тип их поведения в коммуникации с ним; особенности реакции детей и родителей в диаде; характер вербальных и невербальных контактов; способы регулирования и оценки поведения ребенка.
В первичной беседе определяется характер отношения родителей к психологу (деловое, рентное, игровое) и устанавливаются границы взаимодействия психолога с семьей.
Опытный психолог уже при первой встрече в ходе общения может получить информацию об истории развития ребенка, воспитательном потенциале семьи, типе семейного воспитания, педагогическом кредо родителей. Эта фаза демонстрирует клиенту возможности психолога (которые не следует преувеличивать), в тех процедурах, которые будут совершаться, дает установку на серьезную, продолжительную работу самой семьи.
II фаза - определение проблемы клиента, проблемы (боли) семьи. Итог: согласие клиента и психолога в понимании проблемы. На этом этапе клиент сам определяет проблему на языке трудностей, психолог проясняет ее, обозначив как реальную проблему. Клиент и консультант, обсуждая альтернативные гипотезы, приходят к единому мнению, и клиент принимает проблему. Можно представить клиенту право формулировать не от своего лица, а относительно «третьих лиц». Важно на этом этапе прийти к согласию в понимании проблемы-дилеммы; в противном случае приходится снова начинать весь консультативный процесс.
Неопытный консультант на этой фазе торопится навязать свой вариант интерпретации проблемы, слишком быстро обнажает ее в глазах клиента, часто перебивает его, увлекается морализированием, переступает границы дозволенного в вопросах. Этим он нарушает возникшую хрупкую эмоциональную связь, вызывает у родителей чувство вины и усиливает их душевную боль.
Характер беседы (управляемое стандартизированное интервью, неуправляемое интервью - эмпатическое слушание) определяется целями консультирования, индивидуальными особенностями клиента и принятым психологом теоретическим подходом (гуманистическая психология, гештальтпсихология, бихевиоризм).
III фаза - рабочая. Итог: новое понимание клиентом проблемы для этой фазы характерна следующая динамика: структурирование раппорта, создание невроза клиента в контролируемых условиях, перенос и сопротивление клиента, выход клиента из трансфера (переноса) и приобретение им суверенитета. Наглядно динамику этой фазы можно изобразить следующим образом:
- признаки переноса, указывающие на успех консультативного процесса, проявляются в поведении клиента: оказывает знаки внимания психолoгy, меняет внешность, просит чаще встречаться расширяет базу общения, характеризует психолога как знающего специалиста и близкого человека;
- признаки контрперсноса (перенос консультанта): думает о клиенте после консультации, обсуждает случаи с коллегами, делится впечатлениями об успехе, сердится и беспокоится, забывает имя клиента, не хочет идти на прием, использует случаи в качестве хрестоматийного примера.
Для эффективного консультирования трансфер клиента и психолога необходимы, но превышение их меры может приводить к обратному эффекту. Клиент становится зависимым от консультанта и не может обрести суверенитет. Психолог при высоком уровне контрпереноса теряет свою самоценность, а вместе с ней и профессиональные способности.
IV фаза - принятие решения и действия. Итог: эффективное поведение клиента в естественной ситуации.
На этой фазе психолог, опираясь на определенную консультативную теорию, разрабатывает план действий, стратегию своего поведения, которая подводит клиента к поиску и нахождению выхода из создавшейся ситуации. Наше оптимальное для себя решение, приняв его как собственное, обретя самостоятельность и уверенность в себе, клиент принимает решение действовать. Вместе с психологом он исследует и сортирует различные способы действий, выбрав, наконец, определенный вариант для себя. Затем он проверяет этот вариант в естественных условиях, а не в ситуации консультирования. При наличии успеха он генерализует свое решение на поведение в целом.
V фаза - обратная связь. Итоги: удовлетворение клиента, процессом и результатами консультирования.
Частично эту информацию психолог получает уже в процессе консультирования, когда наблюдает поведенческие признаки трансфера. Он может проводить катамнез и целенаправленно организует повторные эпизодические встречи, поддерживающие клиента и дающие психологу уверенность' в правильности избранной стратегии и тактики консультирования. Ориентируясь на принцип обратной связи, психолог должен реализовать следующие требования к консультативной информации: конкретность и конструктивность ее содержания; адресование конкретному лицу; констатирующий, своевременный и потребностный характер. При проведении консультаций многие психологи часто применяют магнитофоны и диктофоны, специальные стандартизированные бланки для семейного консультирования, протоколирование бесед ассистентами, использование которых позволяет глубже анализировать динамику процесса, его эффективность. Стратегией консультанта должно быть не стремление разоблачить клиента, выяснить, кто в семье прав, а кто виноват, а облегчить и снять душевную боль клиента.
Психолог может избрать разные типы поддержки клиента: влиятельный или внимательный, спрашивающий или утверждающий, ставящий анализ и стремящийся к пониманию. Влиятельный психолог, представляющий клиента слабым, будет снабжать его энергией, оптимизмом, передавать ему силу. Внимательный консультант, ведущий консультирование по типу «роджерианского интервью», внешне выглядит пассивным. Спрашивающий психолог активен, задает много вопросов. Он находится в более выгодном положении, чем утверждающий. Ставящий диагноз больше рискует, он чаще использует суггестивные методы воздействия. Психолог, стремящийся понять клиента, прежде всего ориентирован на достижение с ним согласия.
В процессе работы психологу необходимо отрабатывать специальные навыки и умения ставить открытые и закрытые вопросы; фиксировать внимание на главных мыслях клиента, его чувствах; следовать в беседе за логикой клиента; овладевать умениями перефразирования (прояснения смысла) и суммирования важнейших высказываний; выразительного молчания (внимание, акцент значимости, напряженная пауза, отрицание); совместного принятия решений. Немаловажное значение имеет развитие невербальных способов общения, демонстрирующих заинтересованность, внимание, сочувствие, доверие клиенту: глазной контакт, улыбка, поза, мимика, тембровые окраски голоса, интонация и др. Психолог должен научиться искренне выражать свои чувства и управлять ими, не допускать введения в консультативный процесс свободного светского диалога, чрезмерного самораскрытия, с одной стороны, и закрытости - с другой. Не следует жестко придерживаться первоначальной гипотезы, так как она может оказаться ложной. Надо постоянно избегать без должной мотивировки лобовых вопросов, игнорирования или дискредитации мнения собеседника, монологичности и авторитарности.
Работу психотерапевта над семейными отношениями можно разделить на три разных уровня глубины и продолжительности.
Первый уровень (Стратегический). Наиболее востребованные клиентами психологические консультации по вопросам семьи и брака. Это за одну или несколько консультаций проводится поверхностное обсуждение проблем, нацеленное на программные посылы и шаги. Подразумевается наличие у клиента (в чем уверено большинство из них) способностей к самопознанию и умение перестраиваться, и практическому воспроизведению в реальной жизни нового типа поведения в семье.
При этом обсуждаются наиболее общие цели клиента на будущее и первостепенные шаги к его достижению в настоящем.
Этот, наиболее распространенный и востребованный уровень работы, хотя и приносит часто быстрые и обнадеживающие результаты, но не может претендовать на серьезные сдвиги в семейных традициях, а, следовательно, и в судьбе каждого из супругов в отдельности. Это объясняется довольно простой причиной, а имеенно, отсутствием наыков необходимых для столь существенных перемен.
Второй уровень (Манипулятивный). Занимает от нескольких сеансов до нескольких месяцев. Сначала семейный психолог обсуждает с одним или обоими супругами перспективные этапы изменения семейных отношений, прописывает последовательность действий и ориентировочные сроки для их достижения. При том опять же предполагается большая, чем на первом этапе осведомленность клиента о возможных последствиях этих изменений и необходимости их конструктивной коррекции по ходу реализации. Для достижения первоначальных целей здесь могут использоваться обучение так любимым многими психологами манипулятивным приемам. Однако, в отсутствие постоянного контроля и коррекции со стороны семейного психолога-психотерапевта эти навыки со временем могут неблагоприятно сказаться на реализации более отдаленных, стабильных этапов. Обычно при неграмотном их использовании подобные приемы могут в отдаленной перспективе не только не помочь, но отсрочить, отменить положительные сдвиги. или даже навредить клиенту.
Третий уровень (Стабильный). Занимает от нескольких месяцев и более. Уровень долговременного сотрудничества или «семейного психотерапевта», когда специалист последовательно опекает путешествие клиента по этапам конструктивной эволюции личностных установок, в необходимую для того сторону, к большей свободе выбора в принятии самостоятельных решений и их реализации. При этом следует избегать так часто встречающегося в практике соблазнов подменить цели клиента своим иллюзорным видением исходя из того, что сам психотерапевт считает необходимым для клиента.
Признаки успешности.
Критерием оценки эффективности консультирования является реализация поставленных целей с точки зрения клиента. Однако оценка эта может меняться в зависимости от того, кто из членов семьи ее, семью, оценивает, так как его позиция в значительной мере определяет и итоговую оценку ее успешности. Поскольку каждый из членов проблемной семьи достаточно часто преследует интересы, противоречащие интересам остальных членов семьи, что, собственно говоря, и делает семью проблемной, то оценка итогов консультирования различными членами семьи часто может быть диаметрально противоположной. Разрешение указанного противоречия кроется в обращении к работе с семьей в целом как клиентом и требовании к консультанту занимать позицию защиты интересов семьи в целом, а не отдельных ее членов. Это требование может быть реализовано и при работе со всей семьей, и при работе с индивидуальным клиентом. Для консолидации и объединения усилий всех лиц, заинтересованных в благополучном разрешении трудностей, переживаемых семьей, необходимы совместное обсуждение, выработка общего решения о целях и задачах консультирования и заключение терапевтического договора в интересах всей семьи с семьей как клиентом.
Эффективность консультирования в значительной степени зависит от времени, прошедшего от момента возникновения проблемы до обращения семьи за психологической помощью, и от истории подобных обращений. Чем раньше семья обращается в консультацию, тем больше вероятность успешного разрешения ее трудностей. Важный фактор, влияющий на эффективность консультативной работы, — психологическая готовность всех членов семьи к совместной деятельности, направленной на поиск путей разрешения проблемы, готовность к саморазвитию и самоизменению.
Содержательным критерием оценки эффективности семейного консультирования является успешность разрешения проблем семьи. Так, по аналогии с параметрами оценки эффективности семейной психотерапии (В.Н. Мясищев) следует считать показателями высокой эффективности консультирования:
1) степень симптоматического улучшения;
2) степень понимания клиентом психологических механизмов порождения трудностей семейного функционирования;
3) степень реконструкции семейных отношений;
4) степень восстановления и повышения эффективности функционирования семьи.
Главный же результат, определяющий оценку эффективности консультирования в целом, состоит в росте способности клиента в дальнейшем самостоятельно разрешать возникающие проблемы.
Эффективность может быть оценена также с точки зрения различных уровней функционирования семьи.
Во-первых, на уровне долгосрочного эффекта, повышения жизнестойкости семьи, возрастания ее устойчивости к воздействию стрессогенных факторов, успешности разрешения нормативных кризисов жизненного цикла ее развития.
Во-вторых, на уровне разрешения реальных трудностей и проблем семьи и, в-третьих, на уровне оптимизации ролевой структуры, общения, сотрудничества и более полного удовлетворения потребностей как семьи в целом, так и каждого ее члена, роста сплоченности семьи и субъективной удовлетворенности браком.