Общая характеристика конфликта в психологии
Изучение конфликта и конфликтного взаимодействия является одной из самых молодых отраслей научного психологического знания, развившейся на стыке многих его отраслей и, прежде всего, в рамках социальной психологии. Благодаря исследованиям М. Шерифа, Д. Рапопорта, Л. Томпсона, К. Томаса, Д. Скотта и других исследователей психология конфликтавыделяется как относительно самостоятельное направление. Их исследования в области психологии конфликта способствовали развитию конфликтологической практики.
Конфликт – это такое отношение между субъектами социального взаимодействия, которое характеризуется их противоборством на основе противоположно направленных мотивов (потребностей, интересов, целей, идеалов, убеждений) или суждений (мнений, взглядов, оценок и т. п.).
Для уяснения сути конфликта важно выделить его основные признаки и сформулировать необходимые и достаточные условия его возникновения. Традиционно выделяется два таких признака. Во-первых, конфликт всегда возникает на основе противоречий - противоположно направленных мотивов или суждений. Такие мотивы и суждения являются необходимым условием возникновения конфликта. Во-вторых, конфликт – это всегда противоборство субъектов социального взаимодействия, которое характеризуется нанесением взаимного ущерба (морального, материального, физического, психологического и т. п.).
Одной из причин возникновения конфликтов является социальное влияние. Оно имеет место в том случае, если в результате взаимодействия повторный ответ человека на некую проблему более сближается с ответом другого человека, чем с собственным первоначальным ответом, т.е. поведение одного человека становится подобно поведению других людей.
Для исследования причин и процесса конфликтного взаимодействиявыделяютосновные структурные элементы конфликта. Стороны конфликта – это субъекты социального взаимодействия, находящиеся в состоянии конфликта или же явно или неявно поддерживающие конфликтующих. Предмет конфликта – это то, из-за чего возникает конфликт. Образ конфликтной ситуации – это отображение предмета конфликта в сознании субъектов конфликтного взаимодействия. Мотивы конфликта – это внутренние побудительные силы, подталкивающие субъектов социального взаимодействия к конфликту (мотивы выступают в форме потребностей, интересов, целей, идеалов, убеждений). Позиции конфликтующих сторон – это то, о чем они заявляют друг другу в ходе конфликта или в переговорном процессе.
Основными составляющими конфликта являются: субъекты конфликта (участники конфликтного взаимодействия), объект конфликта (то, что вызывает противодействие у участников конфликта), инцидент, причины конфликта (почему происходит столкновение интересов); методы регулирования конфликта и диагностики конфликта.
Немаловажное значение в изучении конфликтов играет понятие конфликтная ситуация. Принято считать конфликтной ситуацией такую совокупность обстоятельств, которая содержит предпосылки конфликта. Таким образом, принято различать конфликтную ситуацию и конфликт как самостоятельные стадии общего процесса.
Конфликт=Конфликтная ситуация+Инцидент
Конфликтная ситуация - это накопившиеся противоречия, связанные с деятельностью субъектов социального взаимодействия и создающие почву для реального противоборства между ними.
Достаточно часто в основе конфликтной ситуации лежат объективные противоречия, но иногда бывает достаточно какой-либо мелочи: неудачно сказанного слова, мнения, т.е. инцидента — и конфликт может начаться. В конфликтной ситуации уже проявляются возможные участники будущего конфликта — субъекты или оппоненты, а также предмет спора или объект конфликта.
Различают следующие виды конфликта:
· Внутриличностные конфликты, которые представляют собой противоречия, возникающие между несовместимыми или трудно совместимыми интересами, потребностями, ролями и т.д. человека, например, конфликт между желанием и чувством долга или между необходимостью совмещения служебных и семейных обязанностей;
· Межличностные конфликты – это ситуации, возникающие между людьми из-за противоречий в их целях, интересах, представлениях, способах поведения и т.д.
· Межгрупповые конфликты возникают, когда участниками ситуации являются группы с разными целями, интересами и т.д. Любой конфликт сохраняет свои основные признаки: наличие противоречия; восприятие его как значимой, требующей разрешения проблемы; активность, направленная на преодоление противоречия.
Различаются также антагонистические(непримиримые) и агонистические (примиримые) конфликты. Упущенные возможности разрешения агонистического конфликта переводят его в разряд хронического и даже антагонистического. Поиск же возможного решения конфликтов приводит к взаимоприемлемому их разрешению.
Конфликты могут быть мнимыми (имитированными) и реальными. Участники реальных конфликтов являются носителями акцентуированного сознания, в котором возникшие противоречия отражаются в эмоционально конфликтной форме. Возможное при этом «сужение сознания» подавляет в индивидах чувство здравого смысла, ведет к неадекватной оценке возможных последствий конфликта.
Конфликтное поведение может проявляться в скрытой или открытой формах. Показателями скрытого конфликта являются некоторые особенности поведения человека: демонстративное молчание; резкий жест или взгляд, говорящий о несогласии; бойкот взаимодействия в какой-либо сфере; подчеркнутая холодность в отношениях. Открытый конфликт проявляется в поведении партнеров чаще через открытый разговор в подчеркнуто корректной форме; взаимные словесные оскорбления; демонстративные действия (хлопание дверью, битье посуды, стучание кулаком по столу), оскорбление физическими действиями и т.д.
В настоящее время выделяют следующие функции конфликта: 1) позитивные: разрядка напряженности между конфликтующими сторонами, получение новой информации об оппоненте, сплочение коллектива организации при противоборстве с внешним врагом, стимулирование к изменениям и развитию; снятие синдрома покорности у подчиненных; диагностика возможностей оппонентов; 2) негативные: большие эмоциональные, материальные затраты на участие в конфликте, увольнение сотрудников, снижение дисциплины, ухудшение социально - психологического климата в коллективе, представление о побежденных группах, как о врагах, чрезмерное увлечение процессом конфликтного взаимодействия в ущерб работе, уменьшение степени сотрудничества между частью сотрудников после завершения конфликта, сложное восстановление деловых отношений — «шлейф конфликта».
Вопросы и задания для самоконтроля
· Что такое конфликт, каковы его признаки?
· Охарактеризуйте основные структурные элементы.
· Каковы виды конфликтов вам известны? Дайте им характеристику.
· Решите задачу:
В вашем коллективе есть несколько сотрудников, которые совершают немотивированные действия. Вы видите их постоянно вместе, при этом вам кажется, что вы знаете, кто у них неформальный лидер. Вам нужно объяснить им, что их действия неблаготворно влияют на работу и атмосферу в коллективе. Пожаловаться руководству вы не можете, т.к это будет выглядеть «доносом» на коллег. Что вы предпримете для изменения конфликтной ситуации и улучшения работы в коллективе представив себя на месте: данного сотрудника, неформального лидера, одного из сотрудников, нарушающих общую трудовую атмосферу, и одного из сотрудников работающих в данном коллективе?
· Запишите возникшие у вас вопросы для того, чтобы выяснить их у преподавателя либо на семинаре.