Сенсорно-перцептивный уровень
На сенсорно-перцептивном уровне познания или на чувственной ступени формируется первичный чувственный образ реального мира. Непременным условием его возникновения является взаимодействие органов чувств с объектами материального мира. Ощущение и восприятие создают фундамент, чувственную основу познания. На данном уровне человек накапливает сведения о предметах и явлениях, устанавливает отношения между предметами и их свойствами.
Ощущение– это психический процесс непосредственного отражения отдельных свойств предметов и явлений, непосредственно воздействующих на органы чувств. Ощущение возникает как реакция нервной системы на тот или иной раздражитель и имеет рефлекторный характер. Физиологическим механизмом ощущений является деятельность анализаторов.
Ощущения характеризуются порогами – нижним и верхним, вне пределов которых они не регистрируются субъектом. К свойствам ощущений относят качество или модальность, силу или интенсивность, продолжительность или время действия стимула на рецепторный орган и пространственность как важнейшее эволюционно-приспособительное свойство всех ведущих видов ощущений. Из феноменов ощущений необходимо выделить адаптацию или приспособление, т.е. изменение чувствительности органов чувств под влиянием раздражителя. Чувствительность повышается при воздействии слабых раздражителей (шепот, сумерки) и снижается при сильных (громкая музыка, ослепляющий свет). Кроме того, наблюдается и такое свойство ощущений как синестезия – возникновение под влиянием раздражения одного анализатора ощущения, характерного для другого анализатора (цветовое ощущение при прослушивании музыки) – переходе от одного вида ощущений в другой и получения на основе слияния ощущений единого оригинального ощущения («кричащий цвет»), что явилось предметом исследования отечественного психолога и психофизиолога С.В. Кравкова.
Классификация по модальности ощущений (специфичности органов чувств) продолжает оставаться самой распространенной: выделяются зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, осязательные, двигательные, вестибулярные, висцеральные ощущения. Синестезии относят к интермодальным ощущениям.
Известной является также классификация английского психолога и психофизиолога Ч. Шеррингтона, который выделил три группы:
1) интероцептивные (органические), отражающие состояние внутренних органов, сигнализирующие о благополучии или о неблагополучии внутренней среды организма;
2) проприоцептивные (кинестетические), благодаря которым человек получает не только информацию о положении тела в пространстве, но и возможность координировать и контролировать свои движения;
3) экстероцептивные, отражающие свойства предметов внешней среды. Ощущения этой группы можно разделить на контактные (осязательные, вкусовые) и дистантные (зрительные, слуховые). Обонятельные ощущения занимают в этом случае промежуточное положение.
Прием и переработка человеком поступившей через органы чувств информации завершается появлением образов предметов и явлений, целостный образ которых возникает в результате другого познавательного процесса – восприятия.
Восприятие – целостное отражение предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувств. Восприятие – это не сумма ощущений, а качественно новая ступень познания. Процесс восприятия можно рассматривать как результат сложной аналитико-синтетической работы, обеспечивающий анализ и обработку информации. Оно всегда связано с мышлением, памятью, вниманием и имеет аффективно-эмоциональную окраску.
Существует два плана образа восприятия: чувственный и предметный, на существование которого обращали внимание многие исследователи. Так, Э. Титченер выделял чувственную основу и воспринимаемый смысл, Г. Гельмгольц – первичные образы и образы восприятия, Дж. Гибсон – видимый мир и видимое поле, А.Н. Леонтьев – чувственную ткань и предметное содержание образа.
Выделяют восприятие пространства, времени и движения. Восприятие пространства включает в себя восприятие формы, величины, а также расстояния до предметов и между ними. Наибольшую информацию о пространстве человеку дает зрение. Пространственное зрение начинается с превращения плоскостного восприятия в глубинное. К двум воспринимаемым измерениям (в высоту и ширину) добавляется третья – в даль. В пространственном зрении на плоскости значительная роль принадлежит аккомодации (изменению кривизны хрусталика при настройке глаза на четкое восприятие близких и отдаленных объектов или их деталей) и конвергенции глаза, т.е. сближению или расхождению осей глаз, происходящих при восприятии соответственно приближающихся или удаляющихся объектов.
Эти процессы «работают» в ограниченных пределах: 5-6 метров для аккомодации и до 450 метров для конвергенции. При оценке больших расстояний человек использует информацию о взаимном расположении объектов на сетчатке правого и левого глаз.
Восприятие времени – это отражение скорости и последовательности явлений действительности. Специального самостоятельного анализатора времени нет. Предполагается, что восприятие времени происходит через соотнесение внешних событий с внутренними биологическими циклами организма, т.е. с определенной последовательностью и ритмикой биологических обменных процессов, происходящих в организме человека. Доказаны эмоциональная детерминированность оценок времени.
Восприятие движения – это отражение во времени положения объектов или самого наблюдателя в пространстве, что обусловливается взаимодействием зрительного двигательного вестибулярного, слухового и других анализаторов. Наблюдая движение, мы прежде всего воспринимаем его форму (прямолинейное, криволинейное, дугообразное, круговое), направление (налево, направо, вверх, вниз), продолжительность, скорость и т.д.
К основным свойствам восприятия относят:
· Константность – постоянство свойств воспринимаемых объектов и ситуаций. Независимо от расстояния, освещенности и фона размеры, форма и цвет знакомых предметов воспринимаются как постоянные. Константность обеспечивает узнавание, сокращает время восприятия.
· Предметность – это способность отражать окружающий мир как воздействие конкретных его предметов, относящихся к определенному классу явлений.
· Целостность – объединение частей и элементов предмета в целостный образ, а не фрагментация их в хаотичный калейдоскоп света и тени.
· Обобщенность – отнесение каждого воспринимаемого предмета к определенному классу объектов, что выражается в понятии, представленном в сознании человека словом, ему соответствующим. Обобщенность обеспечивает правильное узнавание предмета, несмотря на его особенности (например, понимание текста независимо от шрифта и подчерка).
· Избирательность – преимущественное выделение одних предметов по сравнению с другими. То, что находится в центре внимания человека, называют предметом восприятия, а все остальное – фоном.
В процессе восприятия выделяются три основных элемента, изучаемых в психологии восприятия: субъект восприятия (его индивидуально-типологические особенности, потребностно-мотивационная сфера, установки при восприятии, эмоциональное и психофизиологическое состояние), объект восприятия (предмет, животное, человек, событие) и условия, в которых протекает взаимодействие субъекта с объектом.
Восприятие не является зеркальным отражением реальности. Оно зависит от опыта, знаний, интересов, чувств, отношения к данному объекту со стороны воспринимающего. Зависимость восприятия от общего содержания психической жизни человека называетсяапперцепцией. Как известно, восприятие ситуации, произведений искусства у разных людей отличается своеобразием. Нередко человек воспринимает ситуацию так, как ему хочется, выдавая желаемое за действительное.
Вопросы и задания для самоконтроля
· Что такое ощущение?
· Почему ощущения называют источником познания?
· Понаблюдайте за собой: какие ощущения у вас наиболее развиты?
· Какая особенность ощущений зафиксирована в следующих устойчивых выражениях речи: «горькая правда», «сладкие звуки», «ласковый ветер», «жесткий стиль», «кричащий цвет»?
· Что такое восприятие?
· Каковы виды восприятия? Охарактеризуйте их.
· Какими свойствами характеризуется восприятие?
· Как организуется процесс восприятия?
· Какие явления восприятия можно узнать в приведенных примерах:
1) Некоторые жители Полинезии, впервые увидев лошадей, стали называть их свиньями, так как слово «свинья» было в из языке наиболее подходящим для никогда невиданного животного – лошади.
2) Человек способен свободно читать текст независимо от шрифта и подчерка, которым он написан.
3) Двухгодовалый сын У. Джеймса играл целую неделю с апельсином, который впервые увидел и назвал мячиком. Мальчика кормили яйцами всмятку, которые подавались ему без скорлупы, в жидком виде. Когда ребенок впервые увидел цельное яйцо, он назвал его картошкой, так как раньше он видел и ел картофель без кожуры и знал его название.
· Запишите возникшие у вас вопросы для того, чтобы выяснить их у преподавателя либо на семинаре.
Уровень представлений
По сравнению с сенсорно-перцептивным уровнем этот уровень отличается отражением действительным в форме вторичных, обобщенных образов, возникающих в процессе припоминания или воображения. Эти образы возникают на основе прошлого опыта, поэтому они отличаются схематичностью, фрагментарностью и обобщенностью. В уровень представлений включатся память и воображение.
Память – психический процесс запоминания, сохранения, воспроизведения и забывания информации.Память лежит в основе способности человека, являясь условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков.Запоминание – процесс фиксации воспринимаемой информации.Важным условием запоминания является ее понимание и осмысление. Сохранение – процесс, направленный на долговременное удержание информации в памяти. Оно зависит от различных способов запоминания: структурирования, смысловой группировки, мнемотехники. Забывание – процесс, связанный с уменьшением возможности для человека воспроизвести информацию. Это полезный и необходимый процесс, переводящий информацию из актуальной памяти в потенциальную Забывание освобождает сознание человека от перегрузок прошлого опыта для ввода новой информации. Забыванием трудно управлять. По данным Г. Эббингауза, полученным при изучении забывания бессмысленных слогов, после 20 минут сохраняется лишь 59,2% запоминавшегося материала. Главная потеря приходится на 1-2-е сутки. Через двое суток материал сохраняется ненамного больше, чем на четверть.
Существуют различные основания для классификации видов памяти.
По происхождению различают генетическую и прижизненную память. Генетическая память сохраняет информацию об анатомическом строении и врожденном поведении. Она хранится в молекулах ДНК. Прижизненная память – это хранилище информации, которую человек получает от рождения до самой смерти.
По характеру психической активности, преобладающей в деятельности, выделяется образная, моторная, эмоциональная, вербальная (словесно-логическая).
Благодаря образной памяти человек получает и удерживает достаточно обширное и точное представление об окружающем, т.е. это память на образы представлений о предметах и явлениях действительности. Она бывает зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной, вкусовой. Если зрительная и слуховая памяти обычно хорошо развиты и играют ведущую роль в жизненной ориентировке всех нормальных людей, то осязательную, обонятельную и вкусовую память в известном смысле можно назвать профессиональными видами памяти.
Моторная память – память на движения, включая не только двигательные, но и речевые реакции человека. Эмоциональная память является памятью на пережитое человеком, его чувства, эмоции. Словесно-логическая память – память на вербализованные мысли человека. Основной особенностью данного вида является точность воспроизведения, которая достигается благодаря осмыслению и пониманию информации.
В зависимости от времени хранения информации память может быть кратковременной и долговременной. Кратковременная память перерабатывает информацию на начальном этапе ее восприятия в течение около 20 секунд. Объем кратковременной памяти 7±2 единиц. Долговременная память не ограничена по объему и времени сохранения информации. Но не всегда информация может быть вовремя извлечена. Доступность информации определяется организацией хранения. Имеется два типа хранения информации в долговременной памяти: с произвольным доступом к информации (информация непрерывно преображается) и без произвольного доступа (информация хранится в неизменном виде).
Различают также оперативную и промежуточную виды памяти. Оперативная память обеспечивает текущую деятельность благодаря сохранению информации, поступающей как из кратковременной, так и долговременной памяти. Промежуточная (буферная) память – промежуточная инстанция между кратковременной и долговременной памятью. Здесь информация сохраняется до возможности ее перевода в долговременную память. Очищение буферной памяти и категоризация информации, накопленной за день, происходит во время сна. По окончании сна промежуточная память опять готова к приему новой информации. У человека, который спит менее трех часов в сутки, промежуточная память не успевает очищаться, в результате нарушается выполнение мыслительных операций, снижается внимание, кратковременная память, появляются ошибки в речи и действиях.
В зависимости от мнемической цели(цели – запомнить) память делится на произвольную и непроизвольную. В произвольной памяти главная роль отводится функции запоминания. Этот процесс является управляемым, произвольным. Непроизвольная память связана с непреднамеренным запоминанием.
Для эффективности работы памяти используются различные приемы запоминания. Смысловая группировка связана с разбивкой материала по смысловому содержанию. Структурирование предполагает конфигурационную или ритмическую организацию материала для запоминания. Запоминаемая информация имеет тенденцию группироваться в фигуры или накладываться на определенный ритм (рифму).
Воображение – это психический процесс, состоящий в создании представлений или идей новых образов, на основе уже имеющихся. Оно является своего рода преобразованием действительности и может привести как к ее искажению, так и более глубокому познанию. Различают активное и пассивное воображение. Первое проявляется в непроизвольной трансформации образов, второе заключается в преобразовании образов в соответствии с поставленными субъектом целями. Воображение связано с творческим мышлением.
Образы воображения – это образы виртуальной реальности. Они различаются по своим функциям и психологическому статусу. Это могут быть мечты (образы желаемого будущего), грезы, которые характеризуются беспочвенностью замыслов и надежд, оторванностью от реальности, они могут ослаблять энергию порывов личности, делая ее пассивным мечтателем. Фантазия является синонимом воображения. Фантазией называют также продукты воображения.
Ценность воображения в том, что оно позволяет принять решение, найти выход в проблемной ситуации даже при отсутствии нужной информации, которая необходима для мышления. Оно позволяет «перепрыгнуть» через какие-то этапы мышления и все-таки представить конечный результат.
Выделяют непроизвольное (пассивное) и произвольное (активное), виды воображения. Непроизвольное воображение – это создание новых образов без каких-либо внешних побудителей. Оно заключается в возникновении новых представлений без определенного намерения со стороны человека, при низком уровне осознанности (во сне, дремотном состоянии). Произвольное воображение – это активное создание новых образов с помощью волевых усилий. Оно может быть воссоздающим (репродуктивным) и творческим (продуктивным). Психологическая характеристика каждого из названных видов была обстоятельно описана отечественным психологом А.Ф.Лазурским. Ученый придавал большое значение репродуктивному воображению, т.к. оно позволяет человеку мыслить не сухими схемами, а конкретными образами. Творческое воображение предполагает создание нового, оригинального образа или идеи. Результаты творческого воображения могут быть реализованы в оригинальных и ценных продуктах деятельности.
Существуют определенные приемы воображения: агглютинация, гиперболизация и другие. Агглютинация заключается в соединении несочетаемых элементов объектов (кентавр, русалка). Гиперболизация – это преувеличение или преуменьшение свойств предмета, изменение соотношения его частей. Типизация – выделение существенного повторяющегося. Акцентирование – усиление, подчеркивание отдельных признаков, сторон объекта (карикатуры).
Вопросы и задания для самоконтроля
· В чем состоит специфика образов памяти по сравнению с образами восприятия?
· Какое значение имеет память в жизни человека?
· Что представляют собой психические процессы памяти и сколько их?
· Какие имеются основания для классификации типов и видов памяти?
· Какие виды памяти у вас наиболее эффективны?
· Объясните следующие факты: 1) Студент на экзамене говорит преподавателю, что он «знал, но забыл» материал билета. Возможно ли такое? 2) Благодарность забывчивей всего (Шиллер).
· Можно ли говорить, что у ученика плохая память, если он испытывает трудности при запоминании материала?
· Какие рекомендации для успешного запоминания текста выступления вы можете предложить?
· Зачем человеку нужно воображение?
· Каковы основные процессы воображения вам известны? Как можно их охарактеризовать?
· Всегда ли справедлива поговорка «мечтать не вредно»?
Речемыслительный уровень
Мышление – это психический процесс обобщенного и опосредованного отражения окружающей действительности в существенных связях и отношениях. Возникая как процесс, включенный в жизнедеятельность человека, оно развивается как самостоятельная мыслительная деятельность, имеющая свои мотивы, цели, средства и способы. Продукты этой деятельности входят в интегральное образование, называемое «образом мира» человека.
Мыслительная деятельность – это сложная форма целенаправленной активности человека, развертывающаяся как последовательная смена ее стадий или фаз. Эта деятельность возникает при наличии проблемной ситуации, которая представляет собой рассогласование между известным и неизвестным. Она возникает, когда человек сталкивается с тем, что выходит за рамки его знаний и опыта. Первой стадией мыслительной деятельности является осознание человеком проблемной ситуации, в результате чего формулируется задача. Задача – это цель, данная в определенных условиях. За постановкой задачи следует стадия выдвижения гипотез (предполагаемых путей ее решения). Третьей стадией является процесс решения задачи, связанной с проверкой гипотез. На заключительной стадии осуществляется проверка решения задачи. Эффективность мыслительной деятельности зависит от множества факторов. Решающая роль отводится мотивационному фактору. Мыслительная деятельность, как любая другая, всегда полимотивирована, однако ее эффективность определяется доминированием познавательных мотивов. Являясь смыслообразующими, они придают мыслительной деятельности дополнительное побуждение и делают ее продуктивной и творческой.
В процессе мышления явно выступает взаимосвязь мышления и речи. Мыслительный процесс представляет собою непрерывный процесс актуализации знаний. Процесс мышления С.Л. Рубинштейн трактует как движение знания о нем: внутри мыслительной деятельности человека непрерывно функционируют научные знания, которые являются продуктом общественно-исторического развития.
Мышление – многомерный процесс, осуществляемый как на осознаваемом, так и неосознаваемом уровнях психики. Специфически человеческой характеристикой мышления является его связь с речью и языком. Язык выступает одним из важнейших средств мышления. Благодаря языку мышление человека становится абстрактным и отвлеченным, потому что язык человека не только называет предметы и явления, но и обозначает их, выполняя функцию обобщения.
Помимо языковой формы, мышление может быть внеязыковым, т.е. оперировать целостными фигурами, образами. Своеобразие человеческого мышления возникает на основании взаимодействия выше названных форм: языковой и внеязыковой. Мышление человека всегда продуктивно, оно представляет собой процесс «искания и открытия существенно нового» (А.В. Брушлинский). В процессе мышления человек открывает новое, если не для человечества, то для себя.
Существует множество классификаций мышления. Традиционно выделяют три основных вида мышления: наглядно-действенное, связанное с манипулированием предметами (действенная форма мышления); наглядно-образное, предполагающее использование представление (образная форма мышления); словесно-логическое, связанное с оперированием абстракций (абстрактная форма мышления).
Противопоставляют логическое и интуитивное виды мышления. Логическое мышление характеризуется осознанностью, произвольностью, последовательностью, непротиворечивостью. Основными характеристиками интуитивного мышления являются слабая осознанность, свернутость, быстрота протекания и отсутствие четко выраженных этапов.
В процессе своего развития мышление человека проходит две основные стадии: допонятийного и понятийного мышления. Допонятийное мышление – это конкретное, нечувствительное к противоречиям, характеризующееся несформированностью основных логических операций. Понятийному мышлению свойственны полнота понимания, индуктивно-дедуктивный характер и сформированность логических операций (анализ, синтез, обобщение и другие).
Под творческим мышлением понимается процесс, приводящий к созданию оригинального продукта. Для его характеристики важна не только результативная сторона, но и процессуальная. Процесс творческого мышления сопровождается психическими новообразованиями: мотивами, целями, смыслами. Творческое мышление противопоставляется нетворческому, которое состоит в применении готовых знаний, навыков, алгоритмов. Творческое мышление отличается оригинальностью, легкостью (возможностью одновременно разрабатывать множество идей и гипотез), точностью (видением наиболее важного и существенного для достижения поставленных целей), гибкостью (умением переходить из одного плана анализа в другой).
Людям творческим, по мнению Дж.Гилфорда, свойственно дивергентное мышление. Автор указал на принципиальное различие между двумя типами мысленных операций: конвергенцией и дивергенцией. Конвергентное мышление актуализируется в том случае, когда человеку, решающему задачу, надо на основе множества условий найти единственно верное решение.
Дивергентное мышление определяется как "тип мышления, идущего в различных направлениях". Это мышление допускает варьирование путей решения проблемы, приводит к неожиданным выводам и результатам.
Мышление каждого человека представляет собой уникальное сочетание его видовых свойств, особенностей, обусловленных личностью, требованиями деятельности. Это находит отражение в стиле мышления. Под стилем мышления понимается система индивидуальных приемов, навыков, стратегий, особенностей мыслительной деятельности. Выделяют пять основных стилей мышления:
· Синтетический. Характеризуется способностью к комбинированию теорий, идей, стремлением к экспериментированию, склонностью к парадоксам и противоречиям.
· Аналитический. Основными признаками являются предрасположенность к систематическому анализу, внимание к деталям, скрупулезность, последовательная проверка гипотез.
· Идеалистический. Предполагает интерес к целому, формирование стратегических целей, восприимчивость к чужим идеям, умение их использовать.
· Прагматический. Это мышление, ориентированное на получение скорейшего результата, формирование тактических целей, чувствительность к конъюнктуре.
· Реалистический. Стиль мышления проявляется в упрощении проблемы, апеллирование к знаниям и опыту других людей, максимальном использовании информации об интересующем предмете.
Стиль мышления формируется с раннего детства, зачастую не осознается. В чистом виде стиль мышления встречается довольно редко. Его главной функцией является обеспечение эффективности деятельности и взаимодействия с людьми.
Дж.Гилфорда, где автор указал на принципиальное различие между двумя типами мысленных операций: конвергенцией и дивергенцией. Конвергентное мышление актуализируется в том случае, когда человеку, решающему задачу, надо на основе множества условий найти единственно верное решение.
Дивергентное мышление определяется как "тип мышления, идущего в различных направлениях". Это мышление допускает варьирование путей решения проблемы, приводит к неожиданным выводам и результатам.
Речь понимается как психический процесс передачи информации посредством языка. В психологии и лингвистике различают речь и язык. Ф.де Соссюра считал речь явлением психологическим, связанным с ситуацией общения, а язык относил к социальным явлениям, подлежащим изучению со стороны лингвистики.
Язык выступает как объективная, исторически сложившаяся система кодов, которой пользуется человек в процессе жизнедеятельности. Речь, являясь важнейшим средством мышления и общения, реализует следующие функции: коммуникативную, индикативную, сигнификативную (обозначение, называние предмета), мыслительную и др.
Существует множество классификаций речи. В зависимости от степени сложности выделяют эхолалическую (содержащую повторение), назывную и коммуникативную. Эти виды речи последовательно сменяют друг друга в процессе ее развития у человека.
Различают внутреннюю и внешнюю речь. Внутренняя речь или речь «про себя» выполняет сложную функцию подготовки внешнего речевого высказывания. Она является механизмом превращения субъективных смыслов в систему внешних значений. Для внутренней речи характерны свернутость, сокращенность, идиоматичность.
Внешняя речь может быть письменной и устной, каждая имеет свою специфику. Устная речь разделяется на монологическую и диалогическую. Монологическая речь характеризуется последовательностью, логичностью, тематичностью, относительной смысловой законченностью, синтаксической усложненностью. Существенными особенностями диалога являются спонтанность (незапланированность), частая смена тем, свернутость, т.к. много понимается по жестам, мимике, контексту, ситуации.
Речь является феноменом индивидуального сознания человека. С ее помощью человек может выразить свой внутренний мир, чтобы быть понятым другими людьми. Содержание речи отражает текущую направленность сознания. Именно речь переводит психические феномены в продукт, т.е. в мысль, выраженную посредством средств того или иного языка.
В отечественной психологии принято рассматривать речь как речевую деятельность, структура которой включает в себя фазы ориентировки, планирования, реализации и контроля.
Речь обслуживает процесс общения людей – коммуникацию. В связи с этим в исследованиях речи сформировался коммуникативный подход, в русле которого текст начал рассматриваться не изолированно, а в рамках того взаимодействия, в котором он возник, т.е. как продукт и компонент процесса общения. Текст как продукт совместной деятельности собеседников получил название дискурса. Дискурс зависит от ситуации, целей собеседников, специфики восприятия ими друг друга.
Вопросы и задания для самоконтроля
· Что такое мышление?
· Как развивается мышление в онтогенезе?
· В чем проявляется эгоцентризм мышления?
· Что общего и в чем различия между мышлением и воображением?
· Прокомментируйте пословицу: Пустая голова не думает,
· Почему наиболее существенными особенностями мышления считаются его продуктивный характер и тесная связь с речью?
· Дайте определение речи. Как соотносятся между собой речь и язык?
· Что заключено в понятии «языковая личность»?
· Познакомьтесь с описанием технократического мышления, данным В.П. Зинченко и Е.Б. Моргуновым. Выделите по приведенным отрывкам его существенные характеристики и прокомментируйте их. Можно ли считать технократическое мышление наиболее распространенным и почему?
Что же такое технократическое мышление? Оно не является неотъемлемой чертой представителей науки вообще и технического знания в частности. Оно может быть свойственно и политическому деятелю, и представителю искусства, и гуманитарию. Технократическое мышление – это мировоззрение, существенными чертами которого являются примат средства над целью, цели над смыслом и общечеловеческими интересами, смысла над бытием и реальностями современного мира, техники (в том числе и психотехники) над человеком и его ценностями. Технократическое мышление – это рассудок, которому чужды Разум и Мудрость. Для технократического мышления не существует категорий нравственности, совести, человеческого переживания и достоинства…
Существенной особенностью технократического мышления является взгляд на человека как на обучаемый программируемый компонент системы, как на объект самых разнообразных манипуляций, а не как на личность, для которой характерна не только самодеятельность, но и свобода по отношению к возможному пространству деятельностей. Технократическое мышление весьма неплохо программирует присущий ему субъективизм, за которыми в свою очередь лежат определенные социальные интересы. Связь «программирования» поведения и деятельности личности с ее бездуховностью превосходно показал Ф. Искандер в небольшом эссе, посвященном пушкинскому «Моцарту и Сальери»: «Корысть Сальери заставила его убить собственную душу, потому что она мешала этой корысти. В маленькой драме Пушкин провел колоссальную кривую от возникновения идеологии бездуховности до ее практического завершения. Отказ от собственной души приводит человека к автономии от совести, автономия от совести превращает человека в автомат, автоматизированный человек выполняет всегда заложенную в него программу, а заложенная в него программа всегда преступна.
Почему всегда? Потому что преступная корысть убивала душу человека для самоосуществления, а не для какой-либо другой цели. Неприступная цель не нуждалась бы в убийстве души». Как это ни парадоксально, но здесь Сальери выступил как яркий представитель технократического мышления (ср. «Звуки умертвив, музыку я разъял, как труп»).
· Запишите возникшие у вас вопросы для того, чтобы выяснить их у преподавателя либо на семинаре.
Внимание
Познавательная деятельность человека невозможна без внимания. Поэтому оно является сквозным психическим процессом, обеспечивающим избирательность отношения от сенсорно-перцептивного до речемыслительного уровня. Внимание – это психический процесс направленности и сосредоточенности психики на объектах и предметах окружающего мира и внутреннем состоянии самого человека.
Внимание характеризуется со стороны избирательности и углубленности психической активности. Основными свойствами внимания являются его объем, переключаемость, распределяемость, устойчивость. Под объемом понимается количество ясно и отчетливо отражаемых идей, впечатлений, предметов и объектов при одномоментном восприятии. Объем внимания соотносится с объемом памяти и не превышает 7-9 элементов. Переключаемость и распределяемость определяют скорость перемещения психической активности. Переключаемость характеризуется скоростью перехода внимания с одного объекта на другой, с одной деятельности на другую. Распределяемость является показателем одновременной успешной направленности внимании на различные объекты деятельности. Устойчивость является характеристикой внимания во времени. Под устойчивостью понимается сосредоточенность на предметах и объектах деятельности, имеющих для человека определенную значимость. С одной стороны, устойчивость связана с длительностью сохранения внимания, а с другой, – степенью его концентрации. Устойчивость может проявляться в колебаниях внимания, сдвигах, целенаправленной регуляции. Обратной стороной устойчивости внимания является рассеянность. Рассеянность внимания делят на подлинную (проявляется в большой отвлекаемости и слабой концентрации) и мнимую (характеризуется глубокой внутренней концентрацией при полном отвлечении от внешнего мира). Ученическую и старческую рассеянность принято относить к подлинной, профессорскую и поэтическую – к мнимой.
Существуют разные классификации видов внимания. Так, Н.Н. Ланге рассматривал внимание с биологической точки зрения и выделял ряд его видов: рефлективное (происходит механически, например, рефлекторный поворот головы к источнику звука), инстинктивное (как приспособление к наилучшему восприятию, например, инстинктивные движения: оглядывание, прислушивание и др.), волевое внимание, когда человек волевым усилием удерживает в сознании мысль, образ, пытаясь их зафиксировать.
Американский психолог Д.М. Болдуин предполагал, что между организмом и окружающей средой имеет место процесс непрерывной адаптации и взаимовлияния. Он описал текучее внимание как состояние торопливого, неадекватного наблюдения, быстрого перехода, ассимиляции («в одно ухо влетело, в другое вылетело»).
Н.Ф. Добрынин предложил классифицировать внимание со степени активности личности. Он считал, что вначале возникает непроизвольное внимание (невольное, вынужденное), затем – произвольное как вид внимания с максимальным проявлением активности, после этого возможно появление спонтанного внимания, называемого послепроизвольным.
В послепроизвольном внимании снижается волевое напряжение. По психологическим характеристикам оно похоже на непроизвольное внимание, но в отличие от него возникает по субъективным причинам вследствие интереса личности, а не привлекательности объекта. При послепроизвольном внимании результат деятельности становится личностно значимым.
Вопросы и задания для самоконтроля
· Сформулируйте определение внимания. Перечислите его основные функции.
· Чем различаются произвольное и послепроизвольное внимание?
· Какими параметрами описываются качественные характеристики (свойства) внимания?
· Каким образом формируется такое качество личности как внимательность и каковы причины невнимательности?
· Прочитайте текст. Выделите факты, которые обусловливают внимание.
Внимание – это избирательная направленность на тот или иной объект и сосредоточенность на нем, углубленность в направленную на объект познавательную деятельность. За вниманием всегда стоят интересы и потребности, установки и направленность личн