Тема 2. основы психологии личности
2.1. Сущностные характеристики личности (по данным отечественных психологов)
Человек – существо, воплощающее высшую степень развития жизни, субъект общественно-исторической деятельности. Человек является системой, в которой физическое и психическое, генетически обусловленное и пожизненно сформированное, природное и социальное образуют нерасторжимое единство.
Концепция системного подхода является одной из ведущих в современной науке. Одна из областей человеческого знания, где системный подход органически обусловлен и интенсивно развивается – это область человекознания. Именно здесь возможен синтез знаний, лежащих как бы в разных плоскостях, но неизменно пересекающих плоскость психологии. В результате компоненты психологического знания оказываются включенными в исследования самых различных гуманитарных и естественных наук, а в психологии открываются новые перспективы в исследовании психического. Данные проблемы рассматривались выдающимся психологом Борисом Герасимовичем Ананьевым (1907 – 1972)в его труде «Человек как предмет познания».
«Человек разумный» ( Homo sapiens ) – филогенетически сложившийся вид – понимается как некая целостность, обусловленная единством биологического и социального. Биологическая составляющая – индивид – это совокупность природных, генетически обусловленных свойств, развивающихся в онтогенезе. Социальная составляющая – личность – это носитель свойств, определяющих социальную природу человека. Общим для всех людей является то, что каждый человек проходит в определенном социуме свой жизненный путь в единстве процессов онтогенеза и социализации. Социализация – процесс усвоения человеком, системы бытовых и мировоззренческих представлений, правил поведения, характерных для данного общества.
Личность – понятие многомерное, как предмет познания интересует не только психологов, но и представителей других наук, изучающих человека.
В философииличность выступает как совокупность всех общественных отношений. Проблема личности в философии – это, прежде всего, вопрос о том, какое место человек занимает в обществе.
В социологии личности – это устойчивая система социально значимых черт, характеризующих человека. Социологию интересуют не индивидуальные особенности человека, а та социальная система, в которую он включен, и те социальные роли, которые он выполняет.
В психологии личность изучается разными отраслями психологической науки, это обусловлено многоплановостью проявлений личности, что в свою очередь требует разноуровневого психологического анализа. Ценность такого многоуровневого психологического изучения личности состоит в том, что все уровни её изучения способствуют раскрытию диалектики общего и единичного в психическом складе личности. Важнейшая теоретическая задача такого хода состоит, по мнению Б.Ф. Ломова, во вскрытии объективных оснований интегральных психических свойств, которые характеризуют человека как индивида, как личность, как субъекта деятельности и как индивидуальность.
В психологии имеется множество трактовок понятия «личность». Ряд ученых использует этот термин как синоним слову «человек», т.е. говорят о личности в широком смысле этого слова. В узком смысле под личностью понимается специальное психическое образование, системное качество индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении. Человека как личность характеризует система обусловленных жизнью в обществе отношений, субъектом которых он является.
В психологическом словаре зафиксировано два определения: «Личность – это
1) человек как субъект социальных отношений и сознательной деятельности; 2) определяемое включённостью в социальные связи системное качество индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении.
В отечественной психологии необходимость разграничения понятий «индивид» и «личность» признается во всех общепсихологических направлениях, каких бы разных интерпретаций этих понятий их представители ни придерживались. Без разделения этих понятий невозможно подойти к системной детерминации развития личности в обществе.
Индивид – это:
1) Человек как единичное природное существо, представитель вида Homo Sapiens, продукт филогенетического и онтогенетического развития;
2) Человек как отдельный представитель человеческого рода, как социальное существо, выходящее за рамки природной (биологической) ограниченности, использующее орудия, знаки и через них овладевающее собственным поведением и психическими процессами.
Появление человеческого индивида опосредовано его эволюцией. Начало индивида – долгий и многофазный процесс эмбриогенеза, начало личности – процесс социализации. В основе созревания индивида лежат, главным образом, приспособительные процессы, в то время как развитие личности не может быть понято из приспособительных форм поведения. Индивидом рождаются, личностью становятся.
Б.Г. Ананьев выделяет два основных класса индивидных свойств: возрастно-половые и индивидуально-типические.
Индивидные свойства | |
Возрастно-половые | Индивидуально-типические |
а) возрастные свойства, последовательно развертывающиеся в онтогенезе; б) половой диморфизм, интенсивность которого соответствует онтогенетическим стадиям | а) конституциональные (телосложение, биохимические процессы); б) нейродинамические свойства мозга; в) особенности функциональной геометрии больших полушарий. |
Рис. 1. Классы индивидных свойств по Б.Г. Ананьеву
Взаимодействие возрастно-половых и индивидуально-типических свойств определяет динамику психофизиологических функций и структуру органических потребностей. Эти свойства Б.Г. Ананьев называет вторичными, производными эффектами основных параметров индивида. Высшая интеграция всех этих свойств представлена в темпераменте и в задатках [1].
Индивидные свойства – предпосылки развития личности. Человек рождается как существо социально-генетическое, и его индивидные особенности подготовлены к социально-историческому образу жизни. На ранних этапах онтогенеза они не предопределяют развитие личности в ходе совместной деятельности, а выступают как «безличная предпосылка» развития личности. Только включаясь в деятельность, выражающую отношение человека к миру, другим людям, самому себе, они влияют на становление личности. Связь индивидных свойств с развитием личности имеет системный характер.
Александр Григорьевич Асмолов (род. в 1949) выделяет следующие наиболее общие особенности индивидных свойств, которые характеризуют их роль в регуляции поведения и деятельности личности:
– индивидные свойства определяют диапазон возможностей выбора той или иной деятельности в границах, не имеющих социально общественного приспособительного значения;
– индивидные свойства характеризуют преимущественно формально-динамические особенности поведения личности, энергетический аспект протекания психических процессов;
– превращение индивидных свойств в «знаки» меняет их функцию в регуляции динамики поведения и развития личности;
– использование индивидных свойств как знаков, средств, с помощью которых человек овладевает и корректирует индивидные особенности, лежит в основе происхождения индивидуальных стилей в онтогенезе поведения личности и открывает большие возможности компенсации и коррекции при обучении различным профессиям.
Личностью можно назвать человека, который выделяет себя из окружающего мира, структурирует свои отношения с ним и подчиняет им свою жизнедеятельность вопреки сиюминутным влечениям и внешним стимулам. Личность как психическое образование выполняет важные функции: интеграции, связывания психической активности в нечто единое устойчивое целое, составляющее внутренний стержень человека; саморегуляции, возможности совершать поступки, строить свои отношения с другими людьми; самоопределения, благодаря чему человек управляет не только своим настоящим, но и будущим.
Под индивидуальностью понимается психологическая неповторимость человека, взятого в целом во всех его свойствах и отношениях как индивидных, так и личностных. Понятие «индивидуальность» и «личность» тесно связаны. Нельзя быть индивидуальностью, не став личностью и, наоборот, личность может существовать только в форме индивидуальности. Соотношение между индивидом, личностью и индивидуальностью отражено в известной формуле отечественной психологии: «индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают».
Несовпадение понятий «личность» и «индивидуальность» проявляется, в частности, в том, что процессы становления личности и индивидуальности существенно различаются. Становление личности – процесс социализации, принятие норм и правил, социальных функций и ролей. Становление индивидуальности – процесс самоопределения и обособления личности, ее выделенность из сообщества, оформление ее отдельности, уникальности, неповторимости. Личность – персонификация, олицетворение общественных отношений. Индивидуальность – выделенность из этих отношений. Это понятие указывает на то, что человек из множества социальных ролей, функций, отношений выделяет свое, делает это ценным содержанием подлинного «Я».
Индивидуальность не типологизируется: по существу, сколько людей, столько и индивидуальностей. Индивидуальность никогда не бывает абсолютной, т.к. она задается принятыми общественными канонами. Поиск личностью собственной индивидуальности – это шаг к избранности, элитарности, к освобождению личности. В пределах от XVIII века до XX века смена канонов личности происходила в следующем направлении: от сохранения личностью своих начальных качеств до становления рефлексивного «Я». В XX веке в центр размышлений об индивидуальности человека пробилась идея субъектности человека. Для данного подхода центральной стала не констатация у личности неких ценностей, мировоззрения, основанного на морально-этических принципах, а задача выявления того, как личность решает глобальные проблемы и задачи.
Концепция субъекта разрабатывалась С.Л. Рубинштейном, Б.Г. Ананьевым, А.В. Брушлинским, К.А. Абульхановой-Славской, В.А. Петровским и др.
Для понимания субъектности принципиальным является положение С.Л. Рубинштейна о двух основных способах существования человека в мире и соответствующих этим способам отношений его к жизни. Первому способу существования соответствует рассмотрение человека в системе «объект – деятельность – субъект», в которой человек предстает как субъект различных видов активности и деятельности (познания, общения, труда). Второй способ существования характерен для человека, способного выйти за пределы конкретных ситуаций и отнестись к жизни как к целому. В этом случае человек рассматривается как принадлежащий системе более высокого уровня «мир – бытие – субъект жизни».Категория субъекта стала рассматриваться в качестве системообразующего фактора целостности личности и ее жизненного пути.
Субъект – это человек на высшем уровне активности, целостными, автономности и т.д.Для субъекта окружающая действительность выступает не только как система раздражителей, но прежде всего как объект действия и познания. Личность характеризуется как субъект в той мере, в какой она использует свой интеллект, свои способности, подчиняет низшие потребности высшим, строит свою жизнь в соответствии со своими ценностями и принципами.
Человек каксубъект практической деятельности характеризуется не только его собственными свойствами, но теми техническими средствами труда, которые выступают своего рода ускорителями и преобразователями его функций. Как субъект теоретической деятельности человек в той же мере характеризуется знаниями и умениями, связанными с оперированием специфических знаковых систем. Высшей интеграцией субъектных свойств является творчество (Б.Г.Ананьев).
Следует отметить, что в психологии проблема механизмов формирования личности в отличие от этапов ее формирования и развития разработана еще далеко не достаточно. Выявлены и описаны несколько механизмов, которые Ю.Б. Гиппенрейтер относит к стихийным механизмам, на том основании, что субъект, подвергаясь их действию, в полной мере их не осознает и, уж во всяком случае, ими не управляет. Эти механизмы господствуют в детстве до подросткового возраста, хотя в дальнейшем продолжают участвовать в развитии личности вместе с сознательными формами самосозидания.
Наиболее общим является механизм сдвига мотива на цель: тот предмет (идея, цель), который длительно и стойко насыщался положительными эмоциями, превращается в самостоятельный мотив. Если общение с взрослым ребенку приносит огорчения, тем более ужас и страх, новые мотивы у ребенка не возникают, правильного воспитания личности не происходит.
Далеко не все передается ребенку в форме направленных воспитательных воздействий. Большая роль в передаче личного опыта принадлежит косвенным влияниям – через личный пример, через подражание. Соответствующий механизм получил название механизма идентификации.
Во многом сходным с механизмом идентификации, отличаясь от него большей обобщенностью и отсутствием персонализации, является механизм принятия и освоения социальных ролей. Приняв на себя социальную роль (лидера, чемпиона), ребенок осуществляет совокупность действий, которых от него ожидает социальное окружение [4, с.289-290].
Вопросы и задания для самоконтроля
· Почему личность изучается многими науками?
· Как определение личности в целом принято в отечественной психологии и отражено в психологическом словаре?
· Что включает в себя определение «индивид»?
· Какие индивидные свойства выделил Б.Г. Ананьев?
· Согласны ли вы, что индивидные свойства – лишь предпосылки развития личности? Аргументируйте свой ответ.
· Какова роль индивидных свойств в регуляции поведения и деятельности личности?
· Что включает в себя понятие «индивидуальность»?
· Что означает понятие «субъект деятельности»?
· Какие механизмы формирования личности выделяет Ю.Б. Гиппенрейтер?
· О каком механизме личностного формирования речь идет в известном стихотворении А.Н. Некрасова:
Однажды, в студеную зимнюю пору,
Я из лесу вышел; был сильный мороз.
Гляжу, поднимается медленно в гору
Лошадка, везущая хворосту воз.
И, шествуя важно, в спокойствии чинном,
Лошадку ведет под уздцы мужичок
В больших сапогах, в полушубке овчинном,
В больших рукавицах... а сам с ноготок!
— Здорово, парнище!— «Ступай себе мимо!»
— Уж больно ты грозен, как я погляжу!
Откуда дровишки?— «Из лесу, вестимо;
Отец, слышишь, рубит, а я отвожу».
(В лесу раздавался топор дровосека.)
— А что, у отца-то большая семья?
«Семья-то большая, да два человека
Всего мужиков-то: отец мой да я...»
— Так вон оно что! А как звать тебя?— «Власом».
— А кой тебе годик?— «Шестой миновал...
Ну, мертвая!» — крикнул малюточка басом,
Рванул под уздцы и быстрей зашагал.
· Запишите возникшие у вас вопросы для того, чтобы выяснить их у преподавателя либо на семинаре.