Психология в системе наук. Отрасли психологии
На современном этапе развития психологии прочны и закономерны ее связи с другими науками: философией, историей, педагогикой, медициной, социологией, экономикой, биологией, химией, физикой и т.д. Эти связи, с одной стороны, представляют для психологии возможность методологически и теоретически более глубоко подходить к пониманию психики человека, ее происхождения и роли в жизни и деятельности людей. С другой стороны, психология, изучая условия и специфику протекания психических явлений и процессов, способствует естественным и общественным наукам точнее интерпретировать законы объективной действительности, конкретизировать причинную обусловленность социальных и иных явлений и процессов.
Психологическая наука с каждым годом привлекает к себе все большее внимание в обществе, вызывает интерес у людей разного возраста, социального положения, образования. Основы психологического знания необходимы каждому человеку в его повседневной жизни и деятельности. В этом проявляется тот факт, что психология призвана сыграть важную роль в обеспечении гуманистического направления в развитии общества.
Современные ученые-методологи науки говорят о том, что человечество выживет и будет дальше развиваться, если перейдет от технократического мышления к гуманистическому. Если в 60-е годы XX века как новая воспринималась парадигма учета человеческого фактора, то сейчас говорят о парадигме управления человеческим ресурсом. Парадигма управления человеческим ресурсом предполагает раскрытие возможностей и закономерностей развития субъекта как целостного существа, находящегося в непрерывном взаимодействии с миром, природой, другими людьми.
Современная психология представляет собой весьма разветвленную систему научных дисциплин, находящихся на разных ступенях формирования, связанных с различными отраслями практики.
Если принять за основание классификациипсихологические аспекты конкретной деятельности, то можно выделить психологию труда, инженерную, педагогическую, юридическую и другие отрасли психологии.
Психология труда – рассматривает психологические особенности трудовой деятельности человека, закономерности развития трудовых навыков. Инженерная психология занимается изучением закономерностей взаимодействия человека и современной техники в целях использования полученных данных в проектировании, создании, эксплуатации новых видов техники. Педагогическая психология изучает влияние процесса обучения и воспитания на формирование качеств личности, выявляет психологические закономерности обучения и воспитания, рассматривает особенности взаимоотношений между педагогом и учащимся.Юридическая психология занимается рассмотрением психологических особенностей поведения участников уголовного процесса, психологических проблем формирования личности преступника.
Если за основу классификации ветвей психологии принять аспект развития, то следует выделить ряд ее отраслей, в которых реализуется принцип развития.
Возрастная психология, изучающая онтогенез различных психических процессов и качеств личности развивающегося человека, разветвляется на детскую психологию, психологию подростка, психологию юности, психологию взрослого человека, геронтопсихологию (психологию пожилого возраста). Возрастная психология исследует особенности психологических процессов на разных ступенях онтогенеза, возрастные возможности усвоения знаний, факторы развития личности и т.д.
Психология аномального развития, или специальная психология разветвляется на патопсихологию, исследующую отклонения в процессе развития психики, ее распад при различных формах мозговой патологии, олигофренопсихологию – науку о патологии психического развития, связанную с врожденными дефектами мозга, сурдопсихологию, изучающую вопросы формирования ребенка при серьезных дефектах слуха, вплоть до полной глухоты, тифлопсихологию – психологию развития слабовидящих и незрячих.
Если классифицировать ветви психологии с точки зрения рассмотрения отношений личности и общества, то вычленяется еще один ряд разделов психологической науки, объединяемых понятием «социальная психология». Она изучает психические явления, которые возникают в процессе взаимодействия людей в различных организованных и неорганизованных общественных группах. Структуру социальной психологии в настоящее время образуют следующие три круга проблем: социально-психологические явления в больших группах (в макросреде), социально-психологические явления в так называемых малых группах (в микросреде), социальная психология личности.
Дискуссионной является парапсихология [греч. para – возле, около], под которой понимается обозначение гипотез и представлений, относящихся к психическим явлениям, объяснение которых не имеет строгого научного обоснования и к которым относят, прежде всего, так называемое экстрасенсорное восприятие, т.е. прием информации человеком, не связанной с функционированием известных науке органов чувств (телепатия, ясновидение и пр.). Исследование феноменов парапсихологии началось с конца XIX века, и хотя так и не привело к конечным выводам об их природе и механизмах, однако способствовало познанию гипноза, субсенсорного восприятия, феноменальной памяти и т.д. Большинство ученых не отрицают целесообразность их экспериментального изучения, но выступают против неаргументированных утверждений парапсихологов.
Важное место в структуре отраслей психологии принадлежит психодиагностике – системе изучения психики посредством специальных психодиагностических методов исследования (тестов, опросников, проективных методик и т.д.).
Интересными и достаточно новыми отраслями современной психологии являются экономическая психология, экологическая психология, психология рекламы, историческая психология, психология торговли и др.
В целом психология интенсивно развивается в различных направлениях. Идет процесс специализации психологического знания применительно к сферам общения и социального взаимодействия, трудовой деятельности, образования, воспитания, здоровья. Разрабатываются методы психологического воздействия с целью получения положительного для человека результата. Продолжаются, хотя и оказываются оттесненными как бы на второй план, исследования души, духовности. Понятие духовности сегодня не представляется ни мистическим, ни просто образным выражением. Оно включает в себя смысл жизни, совесть, высшие нравственные ценности и чувства, идеи, верования. Стало быть, духовность может изучаться, как и другие психические явления, с помощью психологических методов.
Вопросы и задания для самоконтроля
· Какое место занимает психология в системе наук?
· Чем, по-вашему, объясняются разнообразие и широта связей психологии с другими науками?
· Какие отрасли психологии вы знаете?
· Что служит основанием их классификаций?
· Почему парапсихология не изучается в российских вузах?
· Почему возник и востребован «дуэт» психологии и техники, психологии и экономики, в котором каждая из наук, исполняя свою «партию», по-своему обеспечивает гармонию общего «звучания».
· Кратко опишите возможные задачи отдельных групп отраслей психологии.