Тема 2. Основы психологии личности
2.1. Сущностные характеристики личности (по данным отечественных
психологов)…………………………………………………………………………..................39
Вопросы и задания для самоконтроля ……………………………………………………….44
2.2. Эмоционально-волевая сфера личности……………………………………..… ………..45
Вопросы и задания для самоконтроля ………………………………………………………. 46
2.3.Психологическая структура личности……………………………………….……………47
Вопросы и задания для самоконтроля ………………………………………………………..52
2.4. Теории личности……………………………………………………………….................. 56
Вопросы и задания для самоконтроля ………………………………………………………..63
Контрольная работа по теме 2………………………………………………………................63
Тема 3. Психические познавательные процессы
3.1. Сенсорно-перцептивный уровень………………………………………………...............65
Вопросы и задания для самоконтроля ………………………………………………………..68
3.2. Уровень представлений……………………………………………………….…………..69
Вопросы и задания для самоконтроля ………………………………………………………..71
3.3. Речемыслительный уровень …………………………………………….………….72
Вопросы и задания для самоконтроля ………………………………………………………..75
3.4. Внимание…………………………………………………………………….……………..77
Вопросы и задания для самоконтроля …………………………………………….. ……….. 78
3.5. Интеллект………………………………………………………………………..................78
Вопросы и задания для самоконтроля ………………………………………………………..80
Контрольная работа по теме 3………………………………………………….................. 81
Тема 4. Личность в группе
4.1. Психология малых групп и внутригруппового взаимодействия…………..… ………82
Вопросы и задания для самоконтроля ……………………………………………………….86
4.2. Общение как социально-психологическое явление……………………………………87
Вопросы и задания для самоконтроля ……………………………………………………….93
Контрольная работа по теме 4……………………………………………………………….95
Тема 5. Личность в конфликтном взаимодействии
5.1. Общая характеристика конфликта в психологии……………………………………….97
Вопросы и задания для самоконтроля ……………………………………………………….99
5.2.Особенностиконфликтноговзаимодействия……………………………………………100
Вопросы и задания для самоконтроля ………………………………………………………104
5.3. Межличностные конфликты и их преодоление…………………………………………………………………………………....104
Вопросы и задания для самоконтроля …………………………… ………………………...107
Контрольная работа по теме 5………………………………………….. …………………...108
Вопросы к зачету……………………………………………………….. ………………….110
Библиографический список ………………………………………… . …………………. 111
ВВЕДЕНИЕ
Психологическая подготовка для студентов экономических и технических направлений не является основной, профильной, а подчиняется целям профессионального образования студентов. Если рассматривать Федеральные государственные образовательные стандарты по этим направлениям, указанные в них общекультурные и профессиональные компетенции, то можно сделать вывод о том, что психологическая подготовка – часть общей подготовки будущих экономистов и инженеров.
Именно психология интегрирует все знания о человеке, поэтому учебная дисциплина «Психология» рассматривается в данном пособии как составляющая профессионального образования, общекультурной подготовки и личностного развития.
Любая работа, в технической, экономической или гуманитарной сфере практически всегда происходит в контакте с людьми: человек осуществляет профессиональную деятельность совместно с коллегами, под чьим-то руководством, либо руководя другими. Кроме того, любой из нас является еще и членом семьи, другом, соседом… И каждый - индивидуальность со своими личностными качествами, типом мышления, исповедующий свои ценности, ставящий перед собой цели и ориентирующийся на те или иные отношения с другими людьми, на самостоятельно определяемые перспективы, требующий чего-то от себя и тем самым предъявляя себя людям своими поступками, словами, внешностью. Исходя из этого к целям и задачам курса по психологии можно отнести следующее: становление психологической культуры у студентов, удовлетворение у них потребности в самопознании, в осознании собственной системы ценностей, подхода к преодолению жизненных противоречий, помощь в позитивного отношения к себе, к другим людям.
Очевидно, что психологическая подготовка студентов будет иметь различие в зависимости от направления их будущей профессиональной деятельности. Так, менеджеру необходимы знания психологии управления, инженеру – инженерной психологии. Однако основы построения и реализации специального психологического образования будут общими.
Данное пособие направлено на развитие психологической культуры будущих профессионалов, а именно на формирование у них: 1) системы научных знаний о психологии как области науки и практики, о психике и ее проявлениях, развитие когнитивных способностей, расширение кругозора, в т.ч. и для профессиональной ориентации; 2) психологической компетентности – использование психологических знаний в решении жизненных проблем; 3) понимания личностно значимых и личностно ценных убеждений, позиций, стремлений, отношений, взаимоотношений с окружающим миром – миром природы, вещей, идей, людей; 4) на развитие рефлексии – отслеживание целей, процесса, результатов своей деятельности, осознания себя как изменяющейся личности, субъекта деятельности и социальных отношений