Тема 2. Основы психологии личности

2.1. Сущностные характеристики личности (по данным отечественных

психологов)…………………………………………………………………………..................39

Вопросы и задания для самоконтроля ……………………………………………………….44

2.2. Эмоционально-волевая сфера личности……………………………………..… ………..45

Вопросы и задания для самоконтроля ………………………………………………………. 46

2.3.Психологическая структура личности……………………………………….……………47

Вопросы и задания для самоконтроля ………………………………………………………..52

2.4. Теории личности……………………………………………………………….................. 56

Вопросы и задания для самоконтроля ………………………………………………………..63

Контрольная работа по теме 2………………………………………………………................63

Тема 3. Психические познавательные процессы

3.1. Сенсорно-перцептивный уровень………………………………………………...............65

Вопросы и задания для самоконтроля ………………………………………………………..68

3.2. Уровень представлений……………………………………………………….…………..69

Вопросы и задания для самоконтроля ………………………………………………………..71

3.3. Речемыслительный уровень …………………………………………….………….72

Вопросы и задания для самоконтроля ………………………………………………………..75

3.4. Внимание…………………………………………………………………….……………..77

Вопросы и задания для самоконтроля …………………………………………….. ……….. 78

3.5. Интеллект………………………………………………………………………..................78

Вопросы и задания для самоконтроля ………………………………………………………..80

Контрольная работа по теме 3………………………………………………….................. 81

Тема 4. Личность в группе

4.1. Психология малых групп и внутригруппового взаимодействия…………..… ………82

Вопросы и задания для самоконтроля ……………………………………………………….86

4.2. Общение как социально-психологическое явление……………………………………87

Вопросы и задания для самоконтроля ……………………………………………………….93

Контрольная работа по теме 4……………………………………………………………….95

Тема 5. Личность в конфликтном взаимодействии

5.1. Общая характеристика конфликта в психологии……………………………………….97

Вопросы и задания для самоконтроля ……………………………………………………….99

5.2.Особенностиконфликтноговзаимодействия……………………………………………100

Вопросы и задания для самоконтроля ………………………………………………………104

5.3. Межличностные конфликты и их преодоление…………………………………………………………………………………....104

Вопросы и задания для самоконтроля …………………………… ………………………...107

Контрольная работа по теме 5………………………………………….. …………………...108

Вопросы к зачету……………………………………………………….. ………………….110

Библиографический список ………………………………………… . …………………. 111

ВВЕДЕНИЕ

Психологическая подготовка для студентов экономических и технических направлений не является основной, профильной, а подчиняется целям профессионального образования студентов. Если рассматривать Федеральные государственные образовательные стандарты по этим направлениям, указанные в них общекультурные и профессиональные компетенции, то можно сделать вывод о том, что психологическая подготовка – часть общей подготовки будущих экономистов и инженеров.

Именно психология интегрирует все знания о человеке, поэтому учебная дисциплина «Психология» рассматривается в данном пособии как составляющая профессионального образования, общекультурной подготовки и личностного развития.

Любая работа, в технической, экономической или гуманитарной сфере практически всегда происходит в контакте с людьми: человек осуществляет профессиональную деятельность совместно с коллегами, под чьим-то руководством, либо руководя другими. Кроме того, любой из нас является еще и членом семьи, другом, соседом… И каждый - индивидуальность со своими личностными качествами, типом мышления, исповедующий свои ценности, ставящий перед собой цели и ориентирующийся на те или иные отношения с другими людьми, на самостоятельно определяемые перспективы, требующий чего-то от себя и тем самым предъявляя себя людям своими поступками, словами, внешностью. Исходя из этого к целям и задачам курса по психологии можно отнести следующее: становление психологической культуры у студентов, удовлетворение у них потребности в самопознании, в осознании собственной системы ценностей, подхода к преодолению жизненных противоречий, помощь в позитивного отношения к себе, к другим людям.

Очевидно, что психологическая подготовка студентов будет иметь различие в зависимости от направления их будущей профессиональной деятельности. Так, менеджеру необходимы знания психологии управления, инженеру – инженерной психологии. Однако основы построения и реализации специального психологического образования будут общими.

Данное пособие направлено на развитие психологической культуры будущих профессионалов, а именно на формирование у них: 1) системы научных знаний о психологии как области науки и практики, о психике и ее проявлениях, развитие когнитивных способностей, расширение кругозора, в т.ч. и для профессиональной ориентации; 2) психологической компетентности – использование психологических знаний в решении жизненных проблем; 3) понимания личностно значимых и личностно ценных убеждений, позиций, стремлений, отношений, взаимоотношений с окружающим миром – миром природы, вещей, идей, людей; 4) на развитие рефлексии – отслеживание целей, процесса, результатов своей деятельности, осознания себя как изменяющейся личности, субъекта деятельности и социальных отношений

Наши рекомендации