Основы психологической теории деятельности.

-Рубинштейн обосновал принцип единства сознания и деятельности. Деятельность трактовал не только как человеческая деятельность, преобразующая общество, но и как основной вид деятельности взрослого, где производным является игра и учение.

Различие м\д трудовой деятельностью и поведением понимал как поступки, которые регулируют самопознание.

Для действия нужно воображение и мышление. Действия отличаются от инстинктов наличием воли, осознанными целями. Предлагал психику изучать в деятельности, где она формируется и проявляется.

Задача Рубинштейна - описать не деятельность, а психику в деятельности.

Наиболее полно теория изложена в трудах Леонтьева «Деятельность. Сознание. Личность».

А.Н. Леонтьев ввел понятие предметной деятельности, понятие трудовой отсутствует. Термин «деятельности» использовался в значении активность и поведение.

В своей теории выделил мотивы, цели, средства и составляющие ( особенная деятельность, действие, операция), установил зависимость формирования и протекания различных психических процессов от содержания деятельности субъекта. Но четкого изложения своей концепции деятельности как предмета психологии исследования не оставил.

Потребности, мотивы действия.

Потребность- это форма активности живых организмов.

Виды потребности:

1. биологические ( потребность в пище, воде, кислороде…)

2. социальные (потребность в контактах себе подобным, в общении, во внешних впечатлениях, познавательная). Эти потребности появляются с раннего возраста: голос матери, ее прикосновения- первые раздражители, на которые появляется положительная реакция ребенка. Социальная потребность (общение) остается ведущей у человека. Первые годы и месяцы жизни это потребность в матери, которая ухаживает. Дети стремятся к общению и ходят по пятам за близкими, не оставляя их ни на минуту в покое. Затем в школьные годы потребность меняется- первоклашки толпятся у своей учительницы, добиваясь ее внимания. Далее потребность уважения в коллективе сверстников. Потребность в друге.

Потребность познавательная. Уже в первые часы жизни дети реагируют на зрительные, слуховые, звуковые воздействия.

Ребенку давали соску пустышку и соединяли ее через резиновую трубку с телевизором. Если ребенок сосал, то появлялось изображение, если переставал сосать, изображение исчезало. Ребенок был сыт (обязательное условие), но и в таком состоянии он изредка посасывал соску. Это показывает, что ребенок активно добывает информацию из внешнего мира.

Связь деятельности с потребностью поэтапная.

Первый этап –это период до встречи с предметом, который удовлетворяет потребность. Потребность здесь скрыта, человек может испытывать чувство какого-то напряжения, и не знать чем это состояние вызвано. На этом этапе происходит встреча потребности с предметом. Рождается мотив, т. е. мотив определяется как предмет потребности. Именно через мотив потребность становится понятной человеку, и поведение меняется. Если раньше оно было ненаправленным, то с появлением мотива получает свое направление. Когда встречается потребность с предметом (узнавание предмета), завершается первый этап. Такой процесс называется опредмечивания потребности и известен как «механизм импринтинга» (запечатления), пример запечатления – новорожденные утята идут за Лоренцем или за любым движущимся предметом.

Совокупность действий, вызванная одним мотивом –называется особенной деятельностью.

Мотивы бывают осознаваемые и неосознаваемые( эмоции и личностные смыслы).

До сих пор мы говорили о практической деятельности( внешней), но существует и другой вид деятельности – внутренняя деятельность. Ее функции состоят в том, что внутренние действия подготавливают внешние. Они помогают экономить человеческие усилия, давая возможность быстро выбрать нужное действие, избежать ошибок. Внутренняя деятельность как и внешняя побуждается мотивами, сопровождается эмоциями.

Литература:

Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. – Л.: ЛГУ, 1969.

Годфруа Ж. Что такое психология.: В 2 т. – Т. 1, М.: Мир, 1992.

Костюк Г. С. Принцип развития в психологии. // Методологические и теоретические проблемы психологии. /Под ред. Е. В. Шороховой. М.: Наука, 1963.

Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: МГУ, 1975.

Платонов К. К. О системе психологии. – М.: Мысль, 1972.

Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – М., 1940

Арсеньев А.С. Размышления о работе С.Л. Рубинштейна "Человек и мир". // Вопросы философии. – 1993. – №5.

Гордеева Н.Д., Зинченко В.П. Функциональная структура действия. – М.: МГУ, 1982.

Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. – М., 1975.

Леонтьев А. Н. Избранные психологические труды : В 2-х т. – Т. 1, М.: Периодика, 1983.

Леонтьев А. Н. Проблема деятельности в психологии. //Вопросы философии. – 1972. – Т.9, 12.

Леонтьев А. Н. Системный анализ в психологии. //Психологический журнал. – 1991. – № 4.

Смирнов С. Д. Общепсихологическая теория деятельности: перспективы и ограничения. //Вопросы психологии. – 1993. – № 4.

[1] Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: МГУ, 1975.

[2] Там же.

Наши рекомендации