Уровень Особые виды деятельности (игровая, учебная, трудовая).
Не всякая активность индивида или групп может быть отнесена к категории деятельности. Обязательными характеристиками деятельности являются :
-социальная обусловленность (деятельность-это продукт общественно-исторического развития)
- целенаправленность (сознательно выбранные цели)
- плановость (все осуществляется по осмысленному плану)
- предметность (направленность на предметы материальной и духовной культуры)
- субъектность (обусловленность личностными характеристиками).
В психологии имеется понятие ведущего вида деятельности. Этот вид деятельности определяет важнейшие характеристики психики человека, относящиеся к познавательным процессам, состояниям и свойствам личности.
Виды деятельности:
1. Игра Учение труд
-Игра.
В игре деятельность как будто бесполезная и вместе с тем необходимая.
Теорию игры разрабатывали: Ф.Шиллер, Г.Спенсер, Фрейд и другие. Каждая теория как будто отражает одно из проявлений игры, и ни одна не охватывает ее сущности.
Игра – это осмысленная деятельность, объединенная одним мотивом, является выражением отношения личности к окружающей действительности.
В игре впервые формируется и проявляется потребность ребенка воздействовать на мир, это основное значение игры.
Но игра отличается от деятельности.
1. Трудясь, человек делает не только то, в чем испытывает потребность и интерес, а то, к чему принуждает его практическая необходимость.
2. Игра не зависит от того, что диктует практическая необходимость или обязанность. Врач лечит больного, потому что этого требуют его профессиональные обязанности; ребенок играет во «врача», потому что это его привлекает. Игра исходит из непосредственных побуждений, интересов и потребностей.
Сущность игры:
1. Мотивы игры заключаются в многообразных переживаниях, значимых для ребенка. Мотивы игры отражают непосредственное отношение личности к окружающей действительности. В игре отпадает возможность расхождения м\д мотивом и целью.
2. В игровой деятельности действия являются скорее выразительными, чем оперативными приемами. В игре выражается смысл действия, а не реализация цели.
3. Игра –это способ реализации потребностей и запросов ребенка в пределах его возможностей.
4. Возможность замещать смыслом игры предметы, функционирующие в неигровом практическом действии. В игре эти предметы приобретают значение, и переходят в воображаемую ситуацию.
5. Игра начинается с мыслительного преобразования реальной ситуации в воображаемую.
· игра- вид деятельности, в котором исторически закрепились типичные способы взаимодействия людей; включение ребенка в игровую деятельность обеспечивает возможность овладения общественным опытом, накопленным человечеством. Усвоение социальных ролей через ролевые игры обеспечивает возможность социализации личности. Различают игры- индивидуальные и групповые, предметные и сюжетные, ролевые.
-Учение.
Учение отличается от игры и сближается с трудом. В учении как и в труде нужно выполнять задания – готовить уроки, соблюдать дисциплину, обязанности. Общая установка в учении не игровая, а трудовая.
Цель учения – подготовка к трудовой деятельности.
Учение заключается в освоении знаний, умений, выработавшихся в результате исторического развития.
Учение и познание.
О взаимоотношении процесса учения и исторического процесса борются две точки зрения.
Первая считает, что учение должно воспроизвести ход исторического развития познания.(Учить как учили дедов). Это не правильно, потому что в ходе учения многое пересматривается и познается много нового. Если следовать такому учению, то будет механический, а не творческий подход к познанию.
Противоположная точка зрения, должен быть независимый путь учения и познания. Основная задача- давать учащемуся материал, чтобы он был доступен, доходчив, легок для усвоения. (Приверженцы педагоги). По мнению Рубинштейна, это опять порочная позиция учения и процесса познания.
По-настоящему правильным решением этого вопроса является признание единства и различия. В процессе обучения ребенок познает окружающий мир в соответствии с условиями индивидуального и возрастного развития.
Мотивы учения.
Основной мотив учения- это подготовка к будущей деятельности, затем стремление испытать и выявить свои силы и способности, обязанность перед учителем (выучить урок), родителями, перед самим собой для собственного самосовершенствования.
Учение совершается через овладение накопленных человечеством знаний.
· Учение- способ усвоения предметных и познавательных действий. Учение направлено на систематическое приобретение – знаний(получение информации), навыков (усвоение приемов, входящих в деятельность), умений (овладение способами использования знаний).
-Характеристика труда.
Труд не психологическая, а социальная категория, это процесс, совершающийся м\д человеком и природой, процесс, в котором человек своей деятельностью регулирует и контролирует обмен веществ м\д собой и природой. Паук совершает свои операции, пчела строит ячейки, но это трудом не назовешь, т. к. это не сознательная деятельность. Маркс характеризует труд как сознательную целенаправленную деятельность, результат регулируется волей в соответствии с поставленной целью.
Труд – это путь к формированию личности. В трудовой деятельности развиваются способности, формируется характер.
В силу общественного разделения труда, ни один человек не производит все предметы нужные для его потребности, значит мотивом его деятельности становится деятельности других людей. Поэтому человек предусматривает заранее, в отличие от животного.
Для труда требуется не только мотив, но и воля, внимание, чтобы сосредоточиться на процессе.
Во всяком труде, в том числе и физическом, участвуют и умственные процессы, все стороны личности.
В каждом труде имеется техника, которой необходимо овладеть, поэтому большое значение имеют знания и навыки. Значительную роль знания приобретают в более сложных видах труда, а особо важную роль навыки играют в механизированном труде.
· Труд- процесс активного изменения предметов природы, материальной и духовной жизни общества в целях удовлетворения потребностей человека.
Проблема соотношения внутренней и внешней деятельности. (А.Н.Леонтьев. Проблемы психологической деятельности.Сборник научных трудов:Деятельный подход в психологии:проблемы и перспективы. М.,1990).
Различают две формы деятельности: вешнюю ( практическую, видимую для других людей) и внутреннюю (мыслительную, невидимую для посторонних).Долгое время психология занималась изучением внутренней деятельностью. Считалось, что внешняя деятельность выражала внутреннюю. Обе формы имеют одинаковое строение, т. е. побуждаются мотивами и потребностями, направляются целями. Внутреннюю деятельность отличает от внешней лишь то, что в нее включены не реальные предметы, а образы и результат внутренней деятельности выражен не в реальном продукте, а в мыслительной форме.
Внешняя и внутренняя не противостоят друг другу: внешняя принадлежит к миру (любое орудие созданное человеком), внутренняя – к миру мышления. Под внешней понимается практическая деятельность. Внешняя деятельность передается из поколения в поколение. Орудиями труда м. б. и те предметы, которые не выполняют данную функцию. Например, гвоздь можно забить и с помощью камня, камень тоже орудие внешней деятельности. Содержание внешней деятельности приобретается в опыте и через наследственность, не биологическую, а общественную. Общество связывает не только труд, но происходит изменение в общении, т. е. общение идет посредством языка.
Когда люди пользуются словами, они всегда имеют в виду некоторые объективные события. Возникает проблема: каким образом передаются чувства? При передаче чувств человек обращается к своему опыту.
Гипотеза происхождения языка: т. к. человек начал трудиться, то в труд включается язык. В этот процесс включены объект труда и орудие труда, с помощью которого деятельность осуществляется. Т.о., происхождение языка связано с внешне двигательными сигналами (внешней деятельностью).
Единство этих форм проявляется в их взаимных переходах друг в друга через процессы интериоризации и эктериоризации.
Процесс интериоризации выражает способность психики оперировать образами предметов и явлений, которые отсутствуют в данный момент в поле зрения человека. В процессе оперирования с реальными предметами (внешняя деятельность) человек осваивает на практике опыт отношений с ними, т. е. формирует свой внутренний план действий с подобными предметами. Например, сначала ребенок считает на палочках (реальный объект оперирования), перекладывая их на столе (внешняя деятельность). Затем он обходится без палочек, ограничиваясь лишь внешним наблюдением за ними. В конце концов палочки становятся совершенно ненужными и счет превращается в умственное действие (внутренняя деятельность).
Экстериоризация деятельности характеризует способность человека осуществлять внешние действия (операции) за счет внутреннего плана действий.
Т. о., интериоризация и экстериоризация деятельности человека – это улица с двусторонним движением, где происходит реальная жизнь.
Основы теории деятельности
Понятие деятельности является основополагающим для концепции, разработанной А.Н. Леонтьевым. Это понятие, в силу его связи с марксистской теорией, наиболее характерно для советской психологии. Его рассмотрение имеет смысл, так как почти вся советская психология (в разной степени) оказалась построенной на этом понятии (или при его активном участии).
Истоки теории деятельности:
· объективная рефлексология Бехтерева;
· реактология Корнилова;
· бихевиоризм Уотсона;
· культурно-историческая концепция Выготского.
Особенно велико влияние культурно-исторической концепции Выготского. Развитие высших психических функций (по Выготскому) включает в себя создание особых внешних средств, являющихся как бы психологическими орудиями, позволяющими добиваться значительно более высоких результатов и качественно перестраивать первоначальные элементарные психические функции (деятельность – это культурное поведение, связанное с изготовлением и употреблением орудий).
Принцип единства сознания и деятельности (впервые сформулирован Рубинштейном в 1933 г.): психическое отражение, сознание связано с активной деятельностью, исходит из нее, в ней осуществляется, ею определяется. Согласно этому принципу, сознание вторично, оно проистекает из деятельности. Этот принцип развивался в трудах С.Л. Рубинштейна и А.Н. Леонтьева, а также в трудах других представителей теории деятельности.
Интересным представляется факт, что в поздних работах и Рубинштейн, и Леонтьев отказались (явно или неявно) от этих позиций. Ими развиваются представления о возможности самостоятельного развития и функционирования сознания, его спонтанности.
Можно констатировать, что, являясь основополагающим объяснительным принципом советской психологии, теория деятельности сдерживала ее развитие. Вместе с тем, рассматривая деятельность как предмет психологического исследования, теория деятельности внесла значительный вклад в развитие науки.
Любое человеческое действие является вместе с тем и психологическим актом, более или менее насыщенным переживанием, выражающим отношение действующего к другим людям, к окружению.
А.Н. Леонтьев: "То, что непосредственно определяет развитие психики ребенка – это развитие его деятельности, как внешней, так и внутренней" [1].
Деятельность, по Леонтьеву, – это единица жизни. Деятельность нельзя изъять из общественных отношений. Общество не просто определяет внешние условия осуществления деятельности, но и способствует формированию мотивов, целей, способов, средств достижения цели. Деятельность входит в предмет психологии, но не особой своей частью, а "функцией полагания субъекта в предметной действительности и ее преобразования в форму субъективности" [2].
Основным отличием одной деятельности от другой является предмет деятельности (это главное). Леонтьев считает, что предмет, направляющий деятельность, есть её мотив. Немотивированная деятельность – деятельность со скрытым мотивом. Т. 1, М., 1989.
Психологическая теория деятельности (деятельностный подход в отечественной психологии)
Отечественная психология выдвинула новый подход к изучению психики человека, основанный на категории предметной деятельности (Выготский, Рубинштейн, Леонтьев, Лурия…)
Разрабатывалась теория деятельности в 20-30 годах, в расцвете были зарубежные теории – бихевиоризм, гештальт, психоанализ… и советские психологи учитывали позитивные стороны и недостатки теорий.
Авторы теории деятельности взяли на вооружение диалектический материализм и главный для психологии тезис не сознание определяет деятельность, а деятельность человека определяет его сознание.
Положения данного подхода заключены в следующем:
- реальная жизнь человека есть чередование во времени различных видов его деятельности
- психика и деятельность тесно связаны между собой
- решающая роль в происхождении сознания и развитии психики принадлежит трудовой деятельности
- деятельность определяет мотивы и ценности индивида, т. е. его общую направленность.