Структурная организация психики в процессе интериоризации
Психофизические | ||
образования: | ||
ощущения | ||
восприятие | ||
память | ||
представления | ||
мышление | ||
воображение картина мира | ||
Деятельностно-психологические образования: | Психорефлексивные образования: | Социально-психологические образования: |
общие способности | сознание | установки |
опыт интересы | дух бог | стереотипы отношения: |
спец. способности | вера | к людям |
знания, умения, навыки мастерство | надежда любовь | к себе к деятельности |
талант | совесть | к предметам |
гениальность | душа | к природе |
стиль деятельности | самосознание | речь |
Психофизиологичес-кие образования: | ||
потребности | ||
эмоции | ||
чувства | ||
настроение | ||
внимание | ||
воли | ||
темперамент | ||
самочуивствие |
В этой композиции к направлению взаимодействия человека с самим собой в контексте психофизиологических процессов отнесены следующие психические образования: потребности, эмоции, темперамент, чувства, настроение, воля, внимание. Все они более непосредственно связаны с физиологическими свойствами и состояниями организма в целом и его биологических систем в отдельности. Все они психосоматичны по своему происхождению.
Однако нужно всегда помнить и о том, что психофизиологические образования подвержены влиянию других структур психики, которое, например, во внутренней структуре потребностей продуцирует у человека существование духовных потребностей, во внутренней структуре чувств — эстетических, этических, интеллектуальных переживаний, во внутренней структуре воли — духовное напряжение, сознательное противостояние, произвольное сдерживание. Это еще раз говорит о целостной представленности психики в ее отдельных психических образованиях, о том, что в психической организации человека «часть равна целому».
Но, тем не менее, каждое из конкретных психических образований по первоисточнику своего возникновения можно и следует отнести к той или иной сфере взаимодействия человека с миром вещей, людей и самим собой.
Потребности как психические образования возникают из органических (пропреоцептивных) ощущений, фиксирующих физиологические состояния организма, определяя, например, чувство голода, жажду, боль и другие, которые понуждают человека к деятельности по достижению организмического комфорта, телесной сохранности и здоровья.
Эти первичные потребности в человеческой жизнедеятельности опосредствуются более сложными отношениями человека с другими людьми через предметно-практическую деятельность, что становится источником более сложных потребностей человека.
В сфере самосознания, в картине мира и в Я-концепции человек сам предопределяет приоритеты в собственных потребностях, придавая большую значимость одним над другими.
Выбор приоритетов в потребностях зависит от эмоций и чувств, которые сопровождают процесс удовлетворения конкретных потребностей. Эмоции и чувства трансформируются в настроение, которое является аффективным тоном, стимулирующим активность-пассивность человека в его деятельностном отношении с миром.
Необходимость предпочтения одних потребностей другим и преодоления неблагоприятного настроения включает в психическую деятельность человека волю как способность человека и его нервной системы, в первую очередь, выдерживать напряжения потребностями, эмоциями, чувствами, настроением и необходимостью выбора.
Для овладения предметом потребностей необходимо сосредоточить на нем внимание, чтобы удерживать этот предмет в поле
сознательного взаимодействия с ним, что предполагает участие в этом процессе и воли.
Психофизиологическая взаимосвязь и обусловленность всех этих процессов очевидна. Она наиболее интегративно представлена в темпераменте, в котором трансформируются все психофизиологические свойства человека, предопределяющие динамику психической деятельности.
Психофизиологические образования, синтезируясь, порождают эффекты самочувствия как результат психического отражения человеком органического баланса со средой.
Психофизические образования являются результатом интериоризации познавательной деятельности человека как процессов конкретно-чувственного, конкретно-логического, абстрактно-логического отражения материальных свойств объектов окружающего мира, которые представляют субъективный интерес для удовлетворения потребностей человека.
Внешний мир как среда обитания организма физически воздействует на человека всеми своими свойствами, вызывая психофизические реакции через нервно-психическую деятельность органов чувств, сенсорные системы и мозг. Поток таких воздействий трансформируется в познавательные психические образования, которые фиксируют сведения (знания) об объектах внешнего мира.
Потоки воздействий внешнего мира «золотым дождем» проникают через органы чувств во внутренний мир психической организации человека и подобно тому, как Зевс оплодотворил Данаю, оплодотворяют Психику, в чреве которой вызревают Образы этих миров в виде образов ощущений, восприятия, памяти, представления, мышления, воображения.
Ощущения являют в своих образах отдельные свойства объектов. При этом объект в ощущениях представлен только теми физическими свойствами и их параметрами, к отражению которых приспособлены органы чувств. Например, видимые световые потоки находятся между границами ультрафиолетовыми и инфракрасными лучами. Также по возможностям отражать физические свойства материи ограничены и другие виды ощущений. Это означает, что для человека существуют неощущаемые свойства внешнего мира. Следовательно, в процессах ощущения происходит своеобразная селекция сведений о свойствах объектов.
Эта информационная селекция запрограммирована своеобразным строением органов чувств и совершается независимо от сознания человека. Своеобразные «зон гики» органов чувств пропускают только ту информацию, которая необходима и достаточна для адаптационной деятельности человека.
Психика человека на протяжении всей жизни постоянно обогащается потоками информации, которая но большей части оседает в сфере бессознательного. Эти, казалось бы, избыточные ощущения становятся «золотым запасом» для адаптивно-творческой деятельности человека.
Однако диффузность и предметная неопределенность образов ощущений не позволяет человеку ориентироваться в качественном своеобразии объектов как предметов своих потребностей, а, следовательно, использовать их для воспроизводства собственной жизни.
Поэтому психическая деятельность как процесс познания трансформирует потоки ощущений в образы восприятия, для которых характерно целостное и предметное отражение объектов внешнего мира. При таком отражении человек видит мир не в отдельных его свойствах, а в отделенных друг от друга предметах, заключающих в себе актуальные и потенциальные потребности человека и общества. Восприятие позволяет человеку конкретнее и точнее ориентироваться в предметном мире своих потребностей.
Ощущения и восприятие возникают из непосредственного, органического контакта человека с объектами внешнего мира. Этот контакт осуществляется с помощью органов чувств. Поэтому процессы, порождающие ощущения и восприятия называют конкретно-чувственными.
Однако для психической деятельности свойственно быть «вещью в себе», те. иметь внутренний план сознания, находящийся вне непосредственно-чувственного контакта с внешним миром. Этот план существования психического возможен благодаря способности нервной клетки запечатлевать и сохранять следы ощущений и восприятия, в результате чего возникают явления памяти, где конкретно-чувственная информация подвергается логическому синтезу и трансформируется в образы памяти, которые выполняют знаковую функцию но отношению к объектам взаимодействия. Знаковая форма образов памяти может не совпадать с образом запечатлеваемого объекта. Например, узелок на память ничего общего не имеет с вещью, которую нужно запомнить.
Благодаря памяти образы ощущений и восприятия начинают самостоятельную жизнь во внутреннем плане сознания в виде образов
представления, которые обладают всеми свойствами восприятия, но при этом отличаются фрагментарностью, схематичностью, смытостью подробностей в деталях, логической «высушенностью». В них, как правило, сохраняются главные признаки объекта. При этом, главные с точки зрения субъекта, хотя человек стремиться сохранить сущностные признаки объекта для того, чтобы его могли понять другие люди, чтобы манипуляции с объектом были адекватными его природе.
Образы-представления становятся материалом для мышления, которое направлено на выяснение сути вещей, их внутренних и внешних зависимостей, «скрытых от глаза свойств», закономерностей развития и поведения. В процессе мышления человек вытягивает из запасников бессознательного золотые крупинки информации, складывая их в мозаику образов явления и объекта, открывая новое предметное содержание в них.
Благодаря возможностям мышления «заглядывать» в то, что скрыто oт конкретно-чувственного отражения, — туда, где еще не побывал сам человек, перед ним открываются возможности предвидения и прогноза, опережающего отражения действительности. Эта особенность мышления трансформируется в фантазии воображения, где в полной мере разворачивается идеальная деятельность человеческого сознания.
Посредством всех психофизических образований человек формирует у себя «картину мира» — целостное представление о внешнем мире как среде его обитания. Эта «картина» интериоризируется во внутреннем плане сознания человека и выполняет функции регулятора его взаимодействия с внешним миром. Картина мира не всегда в ясной форме содержит индивидуальный взгляд человека не только на мир, но и на свое место в нем, на смысл жизни, собственные цели и задачи. Она формируется не только из осознанных убеждений, но и подсознательных мотивов, а также впечатлениях, осевших в сфере бессознательного. У каждого человека своя точка зрения на мир вещей, людей и самого себя. Индивидуальное своеобразие точек зрения разводит людей в понимании одних и тех же событий жизни, явлений природы и общественного бытия, что правда и, что ложь, что добро и, что зло и т.д. Эти и подобные разногласия в картине мира становятся психологическими источниками конфликтов в человеческих отношениях.
Картина мира вбирает в себя все содержание жизнедеятельности людей и становится предметом психорефлексивного анализа, который порождает новый класс психических образований, в числе
которых находятся сознание и самосознание, дух и душа.Бог и совесть, вера, надежда, любовь.
Все они относятся к сверхинтегративным явлениям человеческой психики, так как в них трансформируются и психофизиологические, и психофизические образования. В них встречаются потоки чувств и разума, ставя перед человеком вопросы о смысле жизни, ее ценностях, принципах поведения, личностной идентичности и самореализации — кто «Я» в этом мире? — для чего «Я» живу? — что «Мне» этот мир? — какой сам этот мир? — и другие.
Сознание и самосознание академическая психология давно приняла в структуре своего предмета познания, трактуя их как функции мозга, доступные познанию по логике естественнонаучного эксперимента, за которым признается якобы «объективность», а, следовательно, и «истинность».
Объективность и истинность при изучении сознания устанавливается через сравнение индивидуального образа внешних отношений • человека с миром и тем, как они реально представлены в материальной сфере бытия. Таким образом, устанавливаются различия между субъективной картиной мира и тем каким он является на самом деле. Субъективные отклонения в образе мира от его объективной реальности трактуются как отклонения от «истины» и искаженность мировосприятия. Все очень просто, до примитивизма! Однако кто определяет параметры объективной реальности, кто ее измеряет, кто создает, якобы отвлеченный и независимый от субъекта, эталонный (считай «истинный»), конструкт этой объективной реальности? Ведь когда-то считалось истиной, что Солнце вращается вокруг Земли. Кроме того, Человек изменил Мир по образу своих идей жизни, и продолжает его изменять в том же духе.
Все это заставляет нас принять «субъективность» сознания за такую же реальность бытия, какой является и внешний мир, и устанавливать гностические отношения между «Картинами мира» конкретных людей, ища пути их согласования, а не бороться за «истину», которая всегда в самом человеке. Именно эта психологическая реальность человеческого сознания скрепляет человека с жизнью внешнего мира и поддерживает мотив его существования. Отнимите у человека веру в собственную правоту, и он погибнет.
Сознание человека развивается вместе и одновременно с самосознанием, формирование которого начинается с определения границ тела
и выделением на этой основе себя из ряда других объектов внешнего мира. В результате возникает чувство самости, стремление к самостоятельности и образ «Я».
В самосознании человек помещает себя в центр собственной картины мира и мыслит внешний мир через свои личные отношения с ним. Этот психологически естественный эгоцентризм подкреплен мотивами сохранения и воспроизводства жизни, индивидуально-личностной самореализации, возможностями субъектной произвольности, самоизоляции и отшельничества.
С другой стороны, центральное положение человека в картине мира обусловлено тем, что его эгоцентристские мотивы не могут быть реализованы, если он не попадет в поле общественного внимания и не будет признан в качестве социально значимого субъекта. Эта необходимость общественного признания личности неумолимо связывает человека с другими людьми, понуждает человека быть полезным членом общества.
Эти две противоречивые тенденции самосознания обостренно проявляются в естественных и высоко значимых мотивах бессмертия, которые выводят человека на осознание в себе души, духа. Бога, совести как трансцендентальных явлений психорефлексивного отражения себя в этом мире. Именно в них заключены психические свойства, дарующие человеку возможность понять и пережить чувство бессмертия, а также некоторые условия его достижения. В.М.Бехтерев считал, что без идеи бессмертия человеческая жизнь вообще утрачивает всякий смысл.
Мотив бессмертия побуждает человека к поиску духовных соприкосновений с другими людьми на почве картин мира и Я-концепции, потому что именно в этих связях человек переживает преемственность его личной значимости или духовный разрыв.
Духовная составляющая жизни человеческой является главной темой Евангелия (Святого Благовестия), где обращение человека к Духу проповедуется как главное условие его бессмертия. «Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе: если кто не родится от воды и Духа: не может войти в царствие Божие.» (См.: От Иоанна святое благовестие.Гл.3/5/).
Дух и душа — это великие таинства человеческого самосознания, проистекающиеиз внутренней психорефлексивной природы психики.
«Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит, и куда уходит.» (См.: там же). Гл.3/8/).
Дух проявляет в себе нравственно-интеллектуальные и нравственно-волевые качества человека, а душа — нравственно-эмоциональные состояния.
Дух и душа проявляются в человеческих отношениях, обнаруживая свою силу и слабость, доброту и злобность, мягкость и черствость и т.д. Призывы Христа к духовному самосовершенствованию — это призывы к нравственным отношениям и к служению Богу.
Идея «бога» тесно связана с явлениями совести, которая, являясь феноменом самосознания, выполняет функцию «нравственного контролера» за поведением человека. Этот «контролер» живет во внутреннем плане человеческого сознания, оценивает поступки, создает запреты на осуждаемые формы поведения, наказывает человека «муками совести», если она у него есть.
Муки совести тяжелы для каждого человека и трудно выносимы. Они формируют чувство вины, которое беспощадно угнетает человека, ввергая его в состояние тяжелейшей депрессии. Муки совести, сопровождаемые чувством вины, разрушают равновесное состояния психики, разрушают психическое здоровье человека, делают его жизнь невыносимой.
Выйти из этого состояния человеку помогает психотерапевт, в роли которого оказывается Бог, принимающий на себя грехи и, прощающий за них человека. Бог, таким образом, освобождает человека от мук совести. Это устраивает грешников, и они склонны скорее принять веру в Бога, чем праведники. «И когда Иисус возлежал в доме;
многие мытари и грешники пришли, и возлегли с Ним и учениками Его. Увидев то, фарисеи сказали ученикам Его: для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками? Иисус же, услышав это, сказал им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные». (См. Евангелие от Матфея. Гл.9/10,11,12/).
За Богом, отселенным в бесконечность пространства и времени, закрепились также функции внешнего контроля (всевидящего ока), всевышнего судьи и спасителя. С одной стороны, это дисциплинирует социальное поведение человека, с другой — освобождает его от тягот личной ответственности. Но просто так чудесного избавления не происходит — требуется Вера. Только поверившие в Иисуса
Христа как сына Божьего освобождались от физических и психических недугов.
Вера в Бога или дьявола, в добро или зло. в коммунизм или капитализм, в светлое будущее или конец Света, в обстоятельства или в себя, в ту или иную картину мира, в ту или иную концепцию жизни, в справедливость и т.д. создает человеку психологическую устойчивость, укрепляет его Дух в страданиях при невзгодах, сохраняет определенность и целостность его личности.
На вере возникает убежденность в истинности знаний, в правильности поступков, в собственной праведности. Порядок вещей и человеческих отношений утверждаются на вере, что должно быть так, как Я считаю, и никак по другому, потому что по другому не соответствует моему пониманию, следовательно, и моей вере. Вера является психологическим атрибутом истины.
Вера в истинность картины мира основана не столько на самих знаниях как «объективной реальности», сколько на способах доказательства этой реальности, которым человек доверяет. Если ученый доверяет доказательствам только по законам естественнонаучного эксперимента, то он никогда не признает истинности знаний о психологии человека, так как они получены из высказываний самих людей, которые непоследовательны, и сегодня говорят одно, а завтра прямо противоположное.
Здесь не работает закон определенности, здесь события подчинены закону неопределенности. Они требуют веры в другие принципы и способы доказательства. Например, в то, что высказывания человека — это и есть реальная форма существования психического.Онатакже объективно существует как и обмен веществ. Неверие в это — равно неверию человека самому себе, а, следовательно, всем высказанным законам природы.
Вера скрепляет человека с жизнью. Без веры — человек подобен песку, развеянному по ветру. Отсутствие веры повергает человека в тяжелое психологическое состояние. Без веры в себя и собственную картину мира человек утрачивает опору жизни, разрушается система ценностей и мотивов, стимулирующих его активность.
Когда это происходит, ему остается Надежда — своеобразная психологическая соломинка — эта размытая вера в то, что неопределенность пройдет, и жить еще имеет смысл, что разрушена не столько жизнь, сколько прежние ее стереотипы и верования, что надо снять
пелену с глаз и увидеть то, что ранее не замечалось. Говорят, что надежда уходит последней. Возможно — это и так.
Однако в психической организации человека есть еще один резерв его души — это Любовь, которая является самодостаточным и сильнейшим мотивом к жизни. Любовь — это страстное эмоционально-эстетическое влечение к физическому и духовному соединению с другим человеком, через которое человек достигает переживания своей целостности и нужности. Любовь — это чувство, трансформированное в человеческие отношения, самоценность которых превыше всего, потому что с ними связано счастье жизни. Вы можете владеть всем миром, распоряжаться судьбой людей, но грош цена этому положению, если не будет любви людей, адресованной к вашей личности. Вы останетесь глубоко несчастным человеком. Никто не может счастливо жить в атмосфере постоянного нерасположения к себе окружающих. Нет ничего больнее, услышать о себе как то, что ты не достоин человеческой любви.
Вера, Надежда, Любовь — это главные условия равновесного психического состояния человека, которые явились стержнями нравственных заповедей Иисуса Христа, укоренившихся в миросознании современного человека. Это не случайно, так как они связаны с глубинными основаниями психической организации человека и его психологией. Вера зиждется на познавательных (гностических) функциях психики, и связана с интеллектуальным потенциалом человека (умом). Надежда, проявляющаяся в безграничном терпении человека, связана с волевой саморегуляцией (силой воли и регуляторными функциями психики). Любовь вырастает из эмоционально-чувственных отношений, и связана с аффективными функциями психики, которые трансформируются в чувства людей, их взаимоотношения и оценки. Поэтому вера, надежда, любовь становятся главными принципами современной гуманистической психотерапии, которая разрабатывает способы (технологии) использования этих феноменов в практической работе с клиентами.
В этих феноменах находят свое отражение субъектно-интимные отношения человека с миром вещей, людей и самим собой, которые возникают в познании, общении и предметно-практической деятельности, продуцирующие различные психические образования.
Социально-психологические образования, возникающие на векторе взаимодействия людей, представлены явлениями психических, психологических, социальных установок, стереотипов поведения,
отношений к людям, к себе, к деятельности, к предметной и природной среде, наконец, речью как средством общения.
Важно оговориться, что все эти психические образования включены в совместную жизнедеятельность человека, представляющую единство познания, общения и труда. Следовательно, в этих психических образованиях трансформируются все факторы развития трудовой, познавательной деятельности и общения. Поэтому они могут рассматриваться сами по себе вне контекста какого-либо отдельно. взятого класса психических образований. Однако нужно иметь в виду то, что основное содержание данных психических образований связано с проявлением взаимоотношений людей, где и происходит их специфическая трансформация. Социально-психологический аспект этих образований является главным на векторе взаимодействия людей, что дает основание считать их, прежде всего, социально-психологическими образованиями.
Социально-психологические установки раскрывают предрасположенность человека реагировать на конкретную ситуацию взаимодействия с людьми субъективно заданными отношениями, которые проявляются в телесных движениях, предметных действиях, поступках, поведении. При этом все эти формы проявления отношений могут быть непроизвольными (бессознательными) и произвольными (сознательно управляемыми).
Предрасположенность реагирования тем или иным образом складывается у человека на протяжении всей его жизни и наполняется индивидуальным и общественным опытом, который интериоризуется в сферах бессознательного, предсознания и сознания в виде соответствующих установок.
Бессознательная предрасположенность проявлять то или иное отношение к людям представлена в социально-психологических стереотипах поведения, которые человек усваивает через интериоризацию правил поведения, обычаев, ритуалов, традиций, других атрибутов национальной культуры (мифологии, языка, фольклора, праздников, искусства, предметов быта, образа жизни). К. Юнг относил эти явления к «коллективному бессознательному», а В. Вундт — к «душе народа», В. Бехтерев — к «коллективной рефлексологии». Интериоризация этих явлений происходит, прежде всего, по законам бессознательного подражания, внушения, эмоционального заражения, которые усиливаются в состояниях коллективной трансакции.
Предсознательная предрасположенность проявлять те или иные человеческие отношения основана на смутных предчувствиях как одного из моментов опережающего отражения вплоть до ясновидения. Здесь решающую роль играет индивидуальный опыт познания других людей, понимания их мотивов, эмпатия, способность вчувствования и перевоплощения в партнера.
Сознательная предрасположенность к тем или иным человеческим отношениям формируется под давлением конвенциально установленных правил поведения, интериоризированных посредством обучения, тренировок и опыта социального поведения.
Отношения заключают в себе главное социально-психологическое содержание взаимодействия людей. Отношения являются и главной категорией в определении характера человека. Именно в отношениях к людям открывается человек как социально значимый субъект взаимодействия, т.е. как личность со всеми своими психологическими качествами, определяющими достоинства и недостатки человека.
В отношение к людям воспроизводятся основные содержательные связи субъектов взаимодействия, наполняющие совместную жизнедеятельность людей. В числе таких связей находятся эмоционально-эстетические, нравственные, правовые, экономические, этнические, религиозные, политические отношения. Эти отношения выступают как мотивационные потребности развития личностно-групповых взаимоотношений симпатии-антипатии, любви-ненависти, доброты-озлобленности, справедливости-несправедливости, ответственности-безответственности, богатства-бедности, культурноти-безкультурия, духовности-бездуховности, властности-подчиненности и других. В свою очередь эти взаимоотношения интериоризируются в соответствующие психологические качества личности, определяющие характер человека.
Психологические качества личности, которые проявляет человек в отношениях с другими людьми, рефлексируются в его самооценке, формируя самоотношение. Человек убежден, что он всегда проявляет лучшие свои качества. По результат не всегда положительный во взаимоотношениях. Причину такого результата человек видит, прежде всего, в качествах партнера, то есть в других людях. Поэтому он имеет психологическую тенденцию оценивать себя несколько выше, чем окружающих.
Так думать о себе в сравнении с другими людьми является необходимым психологическим условием для сохранения уверенности в
себе, жизненно важного мотива в своей правоте, стремления к самореализации, психологической целостности.
На пересечении отношений к себе и к другим людям происходит преобразование всего потенциала психической организации человека в его личностные качества, которые выполняют роль факторов, предопределяющих отношение к деятельности как одному из способов обеспечения жизни и самореализации. По вектору отношения к деятельности человек может выйти из неблагоприятно сложившихся межличностных отношений, сублимируя в поглощающем его трудовом процессе или в другой предметной деятельности, отыскивая в ней моменты самоудовлетворения и объективированных доказательств личностной значимости.
Деятельность связывает человека с предметным миром и природой, порождая соответствующее отношение к ним (потребительско-разрушающее или потребительско-радеющее).
Отношения к деятельности, предметному миру и природе интериоризируются в соответствующих психологических качествах личности, определяемых как свойства характера (трудолюбие, бережливость и другие).
Речь наряду с мимикой, жестами, пантомимикой является средством выражения отношений человека к людям, к себе, к деятельности, к предметному миру и к природе. Это — основной инструмент человеческого общения, в процессе которого происходит замыкание процессов интериоризации и экстериоризации психологических качеств и свойств человека, которые посредством речи трансформируются в знаково-смысловые формы (слова-понятия) для обозначения человеческих отношений в мире вещей и людей.
В речи человек осознанно презентирует свои отношения, стремясь сделать их достоянием других людей. Зачастую в речах слышны скорее намерения об отношениях, а их реальность представлена все же в поступках, поведении и деятельности. Этот психологический парадокс отражен в высказывании, что слово изреченное есть ложь.
Сама же речь обязана своим происхождением общению людей, и является результатом интериоризации психического потенциала коммуникативных возможностей телесной организации человека.
Деятельностно-психологические образования возникают в процессе предметно-практического взаимодействия человека с миром вещей и людей. Это взаимодействие приобретает характер общественно-трудовой деятельности, направленной на удовлетворение широчайшего спектра материальных и духовных потребностей человека.
Особенность этой деятельности заключается в преобразовании объектов внешней реальности в предметы конкретных потребностей людей. Дело в том, что объекты природы не всегда даны человеку в виде готового продукта потребления. Например, лодка выдалбливалась из дерева, а выпечка хлеба представляет сложный и растянутый во времени процесс от выращивания зерновых до термической обработки теста. Во всех случаях преобразовательной деятельности человек руководствуется психическим образом предмета своих потребностей.
Психический образ в преобразовательной деятельности человека сначала возникает как идея желаемой вещи, которую человек воплощает в предметном облике объекта предметно-практической деятельности. Однако чтобы произвести такую деятельность, человек должен обладать не только желанием, но и возможностями, которые скрыты в особенностях его психической и телесной организации, так как тело человека в данном случае выступает в качестве первичного инструмента преобразования объектов внешнего мира. При этом психика не только формулирует идею потребностей человека, но и управляет его телесными действиями по опредмечиванию психического образа предмета потребности.
В процессе этой деятельности происходит трансформация индивидного потенциала человека и появление в структурной организации психики новообразований в виде общих способностей к взаимодействию человека с внешним миром.
Общие способности открываются перед нами в предметно выраженных результатах человеческой деятельности, по которым мы и судим о наличие или отсутствие тех или иных способностей у человека. Люди не отличаются по набору общих способностей как индивидному психическому потенциалу при условии организмической нормы. Индивидуальные различия в способностях людей обнаруживаются только во внешних проявлениях психо-органического потенциала.
Под влиянием внешней предметно-практической деятельности происходит трансформация природного потенциала, результаты которой интериоризируются в виде опыта взаимодействия с природой и обществом. Опыт — «сын ошибок трудных» приходит к человеку через испытания его природного потенциала, указывая нам способы достижения успеха. Ошибки и их преодоление в этом процессе являются
неизбежным условием развития общих способностей и их трансформации в специальные способности.
Специальные способности связаны с дифференциацией общих способностей по различным видам человеческой деятельности. Такая дифференциация приводит к профессиональной специализации способностей.
Если к общим способностям следует отнести те, которые проистекают из эволюционного филогенетического развития телесно-психической организации человека, то к специальным способностям относятся те, которые возникли в результате культурно-исторического преобразования внешнего мира и трансформации индивидного потенциала психической организации человека.
Исходя из этого, общие способности включают интериоризированный психо-организмический потенциал как способность усваивать воздействия других людей в виде психической проекции психологических качеств партнеров, как способность руки к осязанию (интегративной форме чувствительности), манипуляции с предметом и к его преобразованию, как способность к вербальной коммуникации и знаково-символическому общению, как способность к более эффективной ориентировочно-исследовательской деятельности, основанной на парных анализаторах и прямохождении, как способность к опережающему отражению и прогнозу, как способность к передаче и усвоению индивидуального и общественного опыта посредством обучения, как способность к рефлексии в виде самопознания.
Специальные способности представляют собой трансформацию общих способностей человека в конкретных и предметно определенных формах профессионализированного труда, общения, познания, игры, отдыха, учения. Поэтому специальных способностей также много, как форм предметно-практической деятельности человека, которые по своей численности стремятся к бесконечности.
Такое понимание психологической структуры человеческих способностей позволяет более определенно сформулировать задачи общего и профессионального образования. Так для общего образования, которое связано в основном со школьным периодом жизни подрастающего поколения, главной задачей является развитие общих способностей человека, а для профессионального образования — специальных способностей, необходимых для успешного исполнения конкретного профессионального труда.
В пределах общего школьного образования можно и целесообразно выработать вполне определенный образовательный стандарт, который бы наилучшим образом способствовал развитию общих способностей человека как социально-психологического потенциала для жизненной самореализации личности. Для этого учебные дисциплины школьной программы должны быть содержательно валидны названным здесь общим способностям человека. Реализация такого подхода потребует серьезной реформации всего предметного содержания общего школьного образования.
В пределах профессионального образования стандартизация будет приводить к увеличению разрыва между содержанием образовательных программ и очень динамичными изменениями, которые постоянно происходят в содержании профессионального труда.
Этот разрыв можно уменьшить посредством оперативного реагирования профессионально-образовательных программ на изменения в содержании профессионального труда. Такое реагирование в состоянии осуществля<