Структурная организация психики в процессе интериоризации

    Психофизические      
    образования:        
    ощущения      
    восприятие      
    память      
    представления      
    мышление      
    воображение картина мира      
Деятельностно-психологические образования:   Психорефлексивные образования:   Социально-психологические образования:  
общие способности   сознание   установки  
опыт интересы   дух бог   стереотипы отношения:  
спец. способности   вера   к людям  
знания, умения, навыки мастерство   надежда любовь   к себе к деятельности  
талант   совесть   к предметам  
гениальность   душа   к природе  
стиль деятельности   самосознание   речь  
    Психофизиологичес-кие образования:      
    потребности      
    эмоции      
    чувства      
    настроение      
    внимание      
    воли      
    темперамент      
    самочуивствие      

В этой композиции к направлению взаимодействия человека с самим собой в контексте психофизиологических процессов отнесены следующие психические образования: потребности, эмоции, темпе­рамент, чувства, настроение, воля, внимание. Все они более непос­редственно связаны с физиологическими свойствами и состояниями организма в целом и его биологических систем в отдельности. Все они психосоматичны по своему происхождению.

Однако нужно всегда помнить и о том, что психофизиологичес­кие образования подвержены влиянию других структур психики, ко­торое, например, во внутренней структуре потребностей продуциру­ет у человека существование духовных потребностей, во внутренней структуре чувств — эстетических, этических, интеллектуальных пе­реживаний, во внутренней структуре воли — духовное напряжение, сознательное противостояние, произвольное сдерживание. Это еще раз говорит о целостной представленности психики в ее отдельных психических образованиях, о том, что в психической организации человека «часть равна целому».

Но, тем не менее, каждое из конкретных психических образова­ний по первоисточнику своего возникновения можно и следует отне­сти к той или иной сфере взаимодействия человека с миром вещей, людей и самим собой.

Потребности как психические образования возникают из органи­ческих (пропреоцептивных) ощущений, фиксирующих физиологичес­кие состояния организма, определяя, например, чувство голода, жажду, боль и другие, которые понуждают человека к деятельности по дости­жению организмического комфорта, телесной сохранности и здоровья.

Эти первичные потребности в человеческой жизнедеятельности опосредствуются более сложными отношениями человека с другими людьми через предметно-практическую деятельность, что становит­ся источником более сложных потребностей человека.

В сфере самосознания, в картине мира и в Я-концепции человек сам предопределяет приоритеты в собственных потребностях, при­давая большую значимость одним над другими.

Выбор приоритетов в потребностях зависит от эмоций и чувств, которые сопровождают процесс удовлетворения конкретных потреб­ностей. Эмоции и чувства трансформируются в настроение, которое является аффективным тоном, стимулирующим активность-пассив­ность человека в его деятельностном отношении с миром.

Необходимость предпочтения одних потребностей другим и пре­одоления неблагоприятного настроения включает в психическую де­ятельность человека волю как способность человека и его нервной системы, в первую очередь, выдерживать напряжения потребностя­ми, эмоциями, чувствами, настроением и необходимостью выбора.

Для овладения предметом потребностей необходимо сосредо­точить на нем внимание, чтобы удерживать этот предмет в поле

сознательного взаимодействия с ним, что предполагает участие в этом процессе и воли.

Психофизиологическая взаимосвязь и обусловленность всех этих процессов очевидна. Она наиболее интегративно представ­лена в темпераменте, в котором трансформируются все психофи­зиологические свойства человека, предопределяющие динамику психической деятельности.

Психофизиологические образования, синтезируясь, порождают эффекты самочувствия как результат психического отражения чело­веком органического баланса со средой.

Психофизические образования являются результатом интериоризации познавательной деятельности человека как процессов конкрет­но-чувственного, конкретно-логического, абстрактно-логического отражения материальных свойств объектов окружающего мира, ко­торые представляют субъективный интерес для удовлетворения по­требностей человека.

Внешний мир как среда обитания организма физически воздей­ствует на человека всеми своими свойствами, вызывая психофизи­ческие реакции через нервно-психическую деятельность органов чувств, сенсорные системы и мозг. Поток таких воздействий транс­формируется в познавательные психические образования, которые фиксируют сведения (знания) об объектах внешнего мира.

Потоки воздействий внешнего мира «золотым дождем» проника­ют через органы чувств во внутренний мир психической организа­ции человека и подобно тому, как Зевс оплодотворил Данаю, опло­дотворяют Психику, в чреве которой вызревают Образы этих миров в виде образов ощущений, восприятия, памяти, представления, мыш­ления, воображения.

Ощущения являют в своих образах отдельные свойства объек­тов. При этом объект в ощущениях представлен только теми физи­ческими свойствами и их параметрами, к отражению которых при­способлены органы чувств. Например, видимые световые потоки находятся между границами ультрафиолетовыми и инфракрасны­ми лучами. Также по возможностям отражать физические свойства материи ограничены и другие виды ощущений. Это означает, что для человека существуют неощущаемые свойства внешнего мира. Следо­вательно, в процессах ощущения происходит своеобразная селекция сведений о свойствах объектов.

Эта информационная селекция запрограммирована своеобразным строением органов чувств и совершается независимо от сознания че­ловека. Своеобразные «зон гики» органов чувств пропускают только ту информацию, которая необходима и достаточна для адаптацион­ной деятельности человека.

Психика человека на протяжении всей жизни постоянно обогащает­ся потоками информации, которая но большей части оседает в сфере бессознательного. Эти, казалось бы, избыточные ощущения становятся «золотым запасом» для адаптивно-творческой деятельности человека.

Однако диффузность и предметная неопределенность образов ощущений не позволяет человеку ориентироваться в качественном своеобразии объектов как предметов своих потребностей, а, следова­тельно, использовать их для воспроизводства собственной жизни.

Поэтому психическая деятельность как процесс познания транс­формирует потоки ощущений в образы восприятия, для которых ха­рактерно целостное и предметное отражение объектов внешнего мира. При таком отражении человек видит мир не в отдельных его свой­ствах, а в отделенных друг от друга предметах, заключающих в себе актуальные и потенциальные потребности человека и общества. Вос­приятие позволяет человеку конкретнее и точнее ориентироваться в предметном мире своих потребностей.

Ощущения и восприятие возникают из непосредственного, органи­ческого контакта человека с объектами внешнего мира. Этот контакт осуществляется с помощью органов чувств. Поэтому процессы, порож­дающие ощущения и восприятия называют конкретно-чувственными.

Однако для психической деятельности свойственно быть «вещью в себе», те. иметь внутренний план сознания, находящийся вне непос­редственно-чувственного контакта с внешним миром. Этот план суще­ствования психического возможен благодаря способности нервной клетки запечатлевать и сохранять следы ощущений и восприятия, в результате чего возникают явления памяти, где конкретно-чувственная информа­ция подвергается логическому синтезу и трансформируется в образы памяти, которые выполняют знаковую функцию но отношению к объектам взаимодействия. Знаковая форма образов памяти может не совпадать с образом запечатлеваемого объекта. Например, узелок на па­мять ничего общего не имеет с вещью, которую нужно запомнить.

Благодаря памяти образы ощущений и восприятия начинают са­мостоятельную жизнь во внутреннем плане сознания в виде образов

представления, которые обладают всеми свойствами восприятия, но при этом отличаются фрагментарностью, схематичностью, смытостью подробностей в деталях, логической «высушенностью». В них, как пра­вило, сохраняются главные признаки объекта. При этом, главные с точки зрения субъекта, хотя человек стремиться сохранить сущностные при­знаки объекта для того, чтобы его могли понять другие люди, чтобы манипуляции с объектом были адекватными его природе.

Образы-представления становятся материалом для мышления, которое направлено на выяснение сути вещей, их внутренних и вне­шних зависимостей, «скрытых от глаза свойств», закономерностей развития и поведения. В процессе мышления человек вытягивает из запасников бессознательного золотые крупинки информации, скла­дывая их в мозаику образов явления и объекта, открывая новое пред­метное содержание в них.

Благодаря возможностям мышления «заглядывать» в то, что скрыто oт конкретно-чувственного отражения, — туда, где еще не побывал сам человек, перед ним открываются возможности предвидения и про­гноза, опережающего отражения действительности. Эта особенность мышления трансформируется в фантазии воображения, где в полной мере разворачивается идеальная деятельность человеческого сознания.

Посредством всех психофизических образований человек формиру­ет у себя «картину мира» — целостное представление о внешнем мире как среде его обитания. Эта «картина» интериоризируется во внутрен­нем плане сознания человека и выполняет функции регулятора его взаи­модействия с внешним миром. Картина мира не всегда в ясной форме содержит индивидуальный взгляд человека не только на мир, но и на свое место в нем, на смысл жизни, собственные цели и задачи. Она фор­мируется не только из осознанных убеждений, но и подсознательных мотивов, а также впечатлениях, осевших в сфере бессознательного. У каждого человека своя точка зрения на мир вещей, людей и самого себя. Индивидуальное своеобразие точек зрения разводит людей в понима­нии одних и тех же событий жизни, явлений природы и общественного бытия, что правда и, что ложь, что добро и, что зло и т.д. Эти и подобные разногласия в картине мира становятся психологическими источниками конфликтов в человеческих отношениях.

Картина мира вбирает в себя все содержание жизнедеятельности людей и становится предметом психорефлексивного анализа, кото­рый порождает новый класс психических образований, в числе

которых находятся сознание и самосознание, дух и душа.Бог и со­весть, вера, надежда, любовь.

Все они относятся к сверхинтегративным явлениям человечес­кой психики, так как в них трансформируются и психофизиологи­ческие, и психофизические образования. В них встречаются потоки чувств и разума, ставя перед человеком вопросы о смысле жизни, ее ценностях, принципах поведения, личностной идентичности и само­реализации — кто «Я» в этом мире? — для чего «Я» живу? — что «Мне» этот мир? — какой сам этот мир? — и другие.

Сознание и самосознание академическая психология давно при­няла в структуре своего предмета познания, трактуя их как функции мозга, доступные познанию по логике естественнонаучного эксперимента, за которым признается якобы «объективность», а, следовательно, и «истинность».

Объективность и истинность при изучении сознания устанавли­вается через сравнение индивидуального образа внешних отношений • человека с миром и тем, как они реально представлены в материаль­ной сфере бытия. Таким образом, устанавливаются различия между субъективной картиной мира и тем каким он является на самом деле. Субъективные отклонения в образе мира от его объективной реаль­ности трактуются как отклонения от «истины» и искаженность ми­ровосприятия. Все очень просто, до примитивизма! Однако кто оп­ределяет параметры объективной реальности, кто ее измеряет, кто создает, якобы отвлеченный и независимый от субъекта, эталонный (считай «истинный»), конструкт этой объективной реальности? Ведь когда-то считалось истиной, что Солнце вращается вокруг Земли. Кроме того, Человек изменил Мир по образу своих идей жизни, и продолжает его изменять в том же духе.

Все это заставляет нас принять «субъективность» сознания за та­кую же реальность бытия, какой является и внешний мир, и устанавливать гностические отношения между «Картинами мира» конкрет­ных людей, ища пути их согласования, а не бороться за «истину», которая всегда в самом человеке. Именно эта психологическая реаль­ность человеческого сознания скрепляет человека с жизнью внешне­го мира и поддерживает мотив его существования. Отнимите у чело­века веру в собственную правоту, и он погибнет.

Сознание человека развивается вместе и одновременно с самосоз­нанием, формирование которого начинается с определения границ тела

и выделением на этой основе себя из ряда других объектов внешнего мира. В результате возникает чувство самости, стремление к самосто­ятельности и образ «Я».

В самосознании человек помещает себя в центр собственной кар­тины мира и мыслит внешний мир через свои личные отношения с ним. Этот психологически естественный эгоцентризм подкреплен мотивами сохранения и воспроизводства жизни, индивидуально-лич­ностной самореализации, возможностями субъектной произвольнос­ти, самоизоляции и отшельничества.

С другой стороны, центральное положение человека в картине мира обусловлено тем, что его эгоцентристские мотивы не могут быть реализованы, если он не попадет в поле общественного внимания и не будет признан в качестве социально значимого субъекта. Эта не­обходимость общественного признания личности неумолимо связы­вает человека с другими людьми, понуждает человека быть полез­ным членом общества.

Эти две противоречивые тенденции самосознания обостренно проявляются в естественных и высоко значимых мотивах бессмер­тия, которые выводят человека на осознание в себе души, духа. Бога, совести как трансцендентальных явлений психорефлексивного отра­жения себя в этом мире. Именно в них заключены психические свой­ства, дарующие человеку возможность понять и пережить чувство бессмертия, а также некоторые условия его достижения. В.М.Бехте­рев считал, что без идеи бессмертия человеческая жизнь вообще ут­рачивает всякий смысл.

Мотив бессмертия побуждает человека к поиску духовных сопри­косновений с другими людьми на почве картин мира и Я-концепции, потому что именно в этих связях человек переживает преемствен­ность его личной значимости или духовный разрыв.

Духовная составляющая жизни человеческой является главной темой Евангелия (Святого Благовестия), где обращение человека к Духу проповедуется как главное условие его бессмертия. «Иисус от­вечал: истинно, истинно говорю тебе: если кто не родится от воды и Духа: не может войти в царствие Божие.» (См.: От Иоанна святое благовестие.Гл.3/5/).

Дух и душа — это великие таинства человеческого самосознания, проистекающиеиз внутренней психорефлексивной природы психики.

«Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит, и куда уходит.» (См.: там же). Гл.3/8/).

Дух проявляет в себе нравственно-интеллектуальные и нравствен­но-волевые качества человека, а душа — нравственно-эмоциональ­ные состояния.

Дух и душа проявляются в человеческих отношениях, обнаружи­вая свою силу и слабость, доброту и злобность, мягкость и черствость и т.д. Призывы Христа к духовному самосовершенствованию — это призывы к нравственным отношениям и к служению Богу.

Идея «бога» тесно связана с явлениями совести, которая, являясь феноменом самосознания, выполняет функцию «нравственного кон­тролера» за поведением человека. Этот «контролер» живет во внут­реннем плане человеческого сознания, оценивает поступки, создает запреты на осуждаемые формы поведения, наказывает человека «му­ками совести», если она у него есть.

Муки совести тяжелы для каждого человека и трудно выносимы. Они формируют чувство вины, которое беспощадно угнетает челове­ка, ввергая его в состояние тяжелейшей депрессии. Муки совести, сопровождаемые чувством вины, разрушают равновесное состояния психики, разрушают психическое здоровье человека, делают его жизнь невыносимой.

Выйти из этого состояния человеку помогает психотерапевт, в роли которого оказывается Бог, принимающий на себя грехи и, прощаю­щий за них человека. Бог, таким образом, освобождает человека от мук совести. Это устраивает грешников, и они склонны скорее при­нять веру в Бога, чем праведники. «И когда Иисус возлежал в доме;

многие мытари и грешники пришли, и возлегли с Ним и учениками Его. Увидев то, фарисеи сказали ученикам Его: для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками? Иисус же, услышав это, сказал им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные». (См. Евангелие от Матфея. Гл.9/10,11,12/).

За Богом, отселенным в бесконечность пространства и времени, закрепились также функции внешнего контроля (всевидящего ока), всевышнего судьи и спасителя. С одной стороны, это дисциплини­рует социальное поведение человека, с другой — освобождает его от тягот личной ответственности. Но просто так чудесного избавле­ния не происходит — требуется Вера. Только поверившие в Иисуса

Христа как сына Божьего освобождались от физических и психи­ческих недугов.

Вера в Бога или дьявола, в добро или зло. в коммунизм или капи­тализм, в светлое будущее или конец Света, в обстоятельства или в себя, в ту или иную картину мира, в ту или иную концепцию жизни, в справедливость и т.д. создает человеку психологическую устойчи­вость, укрепляет его Дух в страданиях при невзгодах, сохраняет оп­ределенность и целостность его личности.

На вере возникает убежденность в истинности знаний, в правиль­ности поступков, в собственной праведности. Порядок вещей и чело­веческих отношений утверждаются на вере, что должно быть так, как Я считаю, и никак по другому, потому что по другому не соответ­ствует моему пониманию, следовательно, и моей вере. Вера является психологическим атрибутом истины.

Вера в истинность картины мира основана не столько на самих знаниях как «объективной реальности», сколько на способах дока­зательства этой реальности, которым человек доверяет. Если ученый доверяет доказательствам только по законам естественнонаучного эксперимента, то он никогда не признает истинности знаний о психо­логии человека, так как они получены из высказываний самих лю­дей, которые непоследовательны, и сегодня говорят одно, а завтра прямо противоположное.

Здесь не работает закон определенности, здесь события подчине­ны закону неопределенности. Они требуют веры в другие принципы и способы доказательства. Например, в то, что высказывания челове­ка — это и есть реальная форма существования психического.Онатакже объективно существует как и обмен веществ. Неверие в это — равно неверию человека самому себе, а, следовательно, всем выска­занным законам природы.

Вера скрепляет человека с жизнью. Без веры — человек подобен песку, развеянному по ветру. Отсутствие веры повергает человека в тяжелое психологическое состояние. Без веры в себя и собственную картину мира человек утрачивает опору жизни, разрушается система ценностей и мотивов, стимулирующих его активность.

Когда это происходит, ему остается Надежда — своеобразная пси­хологическая соломинка — эта размытая вера в то, что неопределен­ность пройдет, и жить еще имеет смысл, что разрушена не столько жизнь, сколько прежние ее стереотипы и верования, что надо снять

пелену с глаз и увидеть то, что ранее не замечалось. Говорят, что на­дежда уходит последней. Возможно — это и так.

Однако в психической организации человека есть еще один ре­зерв его души — это Любовь, которая является самодостаточным и сильнейшим мотивом к жизни. Любовь — это страстное эмоциональ­но-эстетическое влечение к физическому и духовному соединению с другим человеком, через которое человек достигает переживания сво­ей целостности и нужности. Любовь — это чувство, трансформиро­ванное в человеческие отношения, самоценность которых превыше всего, потому что с ними связано счастье жизни. Вы можете владеть всем миром, распоряжаться судьбой людей, но грош цена этому по­ложению, если не будет любви людей, адресованной к вашей лично­сти. Вы останетесь глубоко несчастным человеком. Никто не может счастливо жить в атмосфере постоянного нерасположения к себе ок­ружающих. Нет ничего больнее, услышать о себе как то, что ты не достоин человеческой любви.

Вера, Надежда, Любовь — это главные условия равновесного пси­хического состояния человека, которые явились стержнями нравствен­ных заповедей Иисуса Христа, укоренившихся в миросознании совре­менного человека. Это не случайно, так как они связаны с глубинными основаниями психической организации человека и его психологией. Вера зиждется на познавательных (гностических) функциях психики, и свя­зана с интеллектуальным потенциалом человека (умом). Надежда, про­являющаяся в безграничном терпении человека, связана с волевой само­регуляцией (силой воли и регуляторными функциями психики). Любовь вырастает из эмоционально-чувственных отношений, и связана с аф­фективными функциями психики, которые трансформируются в чувства людей, их взаимоотношения и оценки. Поэтому вера, надежда, любовь становятся главными принципами современной гуманистической пси­хотерапии, которая разрабатывает способы (технологии) использования этих феноменов в практической работе с клиентами.

В этих феноменах находят свое отражение субъектно-интимные отношения человека с миром вещей, людей и самим собой, которые возникают в познании, общении и предметно-практической деятель­ности, продуцирующие различные психические образования.

Социально-психологические образования, возникающие на век­торе взаимодействия людей, представлены явлениями психических, психологических, социальных установок, стереотипов поведения,

отношений к людям, к себе, к деятельности, к предметной и природ­ной среде, наконец, речью как средством общения.

Важно оговориться, что все эти психические образования вклю­чены в совместную жизнедеятельность человека, представляющую единство познания, общения и труда. Следовательно, в этих психи­ческих образованиях трансформируются все факторы развития тру­довой, познавательной деятельности и общения. Поэтому они могут рассматриваться сами по себе вне контекста какого-либо отдельно. взятого класса психических образований. Однако нужно иметь в виду то, что основное содержание данных психических образований свя­зано с проявлением взаимоотношений людей, где и происходит их специфическая трансформация. Социально-психологический аспект этих образований является главным на векторе взаимодействия лю­дей, что дает основание считать их, прежде всего, социально-психо­логическими образованиями.

Социально-психологические установки раскрывают предраспо­ложенность человека реагировать на конкретную ситуацию взаимо­действия с людьми субъективно заданными отношениями, которые проявляются в телесных движениях, предметных действиях, поступ­ках, поведении. При этом все эти формы проявления отношений мо­гут быть непроизвольными (бессознательными) и произвольными (сознательно управляемыми).

Предрасположенность реагирования тем или иным образом скла­дывается у человека на протяжении всей его жизни и наполняется индивидуальным и общественным опытом, который интериоризуется в сферах бессознательного, предсознания и сознания в виде соот­ветствующих установок.

Бессознательная предрасположенность проявлять то или иное от­ношение к людям представлена в социально-психологических стерео­типах поведения, которые человек усваивает через интериоризацию правил поведения, обычаев, ритуалов, традиций, других атрибутов на­циональной культуры (мифологии, языка, фольклора, праздников, ис­кусства, предметов быта, образа жизни). К. Юнг относил эти явления к «коллективному бессознательному», а В. Вундт — к «душе народа», В. Бехтерев — к «коллективной рефлексологии». Интериоризация этих явлений происходит, прежде всего, по законам бессознательного под­ражания, внушения, эмоционального заражения, которые усиливают­ся в состояниях коллективной трансакции.

Предсознательная предрасположенность проявлять те или иные человеческие отношения основана на смутных предчувствиях как одного из моментов опережающего отражения вплоть до ясновиде­ния. Здесь решающую роль играет индивидуальный опыт познания других людей, понимания их мотивов, эмпатия, способность вчувствования и перевоплощения в партнера.

Сознательная предрасположенность к тем или иным человечес­ким отношениям формируется под давлением конвенциально уста­новленных правил поведения, интериоризированных посредством обучения, тренировок и опыта социального поведения.

Отношения заключают в себе главное социально-психологическое содержание взаимодействия людей. Отношения являются и главной категорией в определении характера человека. Именно в отношениях к людям открывается человек как социально значимый субъект взаи­модействия, т.е. как личность со всеми своими психологическими ка­чествами, определяющими достоинства и недостатки человека.

В отношение к людям воспроизводятся основные содержатель­ные связи субъектов взаимодействия, наполняющие совместную жизнедеятельность людей. В числе таких связей находятся эмо­ционально-эстетические, нравственные, правовые, экономические, этнические, религиозные, политические отношения. Эти отноше­ния выступают как мотивационные потребности развития личностно-групповых взаимоотношений симпатии-антипатии, любви-не­нависти, доброты-озлобленности, справедливости-несправедливости, ответственности-безответственности, богатства-бедности, культурноти-безкультурия, духовности-бездуховности, властности-подчиненно­сти и других. В свою очередь эти взаимоотношения интериоризируются в соответствующие психологические качества личности, определяющие характер человека.

Психологические качества личности, которые проявляет человек в отношениях с другими людьми, рефлексируются в его самооценке, фор­мируя самоотношение. Человек убежден, что он всегда проявляет луч­шие свои качества. По результат не всегда положительный во взаимоот­ношениях. Причину такого результата человек видит, прежде всего, в качествах партнера, то есть в других людях. Поэтому он имеет психоло­гическую тенденцию оценивать себя несколько выше, чем окружающих.

Так думать о себе в сравнении с другими людьми является необ­ходимым психологическим условием для сохранения уверенности в

себе, жизненно важного мотива в своей правоте, стремления к само­реализации, психологической целостности.

На пересечении отношений к себе и к другим людям происходит преобразование всего потенциала психической организации челове­ка в его личностные качества, которые выполняют роль факторов, предопределяющих отношение к деятельности как одному из спосо­бов обеспечения жизни и самореализации. По вектору отношения к деятельности человек может выйти из неблагоприятно сложившихся межличностных отношений, сублимируя в поглощающем его трудо­вом процессе или в другой предметной деятельности, отыскивая в ней моменты самоудовлетворения и объективированных доказа­тельств личностной значимости.

Деятельность связывает человека с предметным миром и приро­дой, порождая соответствующее отношение к ним (потребительско-разрушающее или потребительско-радеющее).

Отношения к деятельности, предметному миру и природе интериоризируются в соответствующих психологических качествах лич­ности, определяемых как свойства характера (трудолюбие, бережли­вость и другие).

Речь наряду с мимикой, жестами, пантомимикой является сред­ством выражения отношений человека к людям, к себе, к деятельно­сти, к предметному миру и к природе. Это — основной инструмент человеческого общения, в процессе которого происходит замыкание процессов интериоризации и экстериоризации психологических ка­честв и свойств человека, которые посредством речи трансформиру­ются в знаково-смысловые формы (слова-понятия) для обозначения человеческих отношений в мире вещей и людей.

В речи человек осознанно презентирует свои отношения, стремясь сделать их достоянием других людей. Зачастую в речах слышны ско­рее намерения об отношениях, а их реальность представлена все же в поступках, поведении и деятельности. Этот психологический парадокс отражен в высказывании, что слово изреченное есть ложь.

Сама же речь обязана своим происхождением общению людей, и является результатом интериоризации психического потенциала ком­муникативных возможностей телесной организации человека.

Деятельностно-психологические образования возникают в про­цессе предметно-практического взаимодействия человека с миром вещей и людей. Это взаимодействие приобретает характер общественно-трудовой деятельности, направленной на удовлетворение широ­чайшего спектра материальных и духовных потребностей человека.

Особенность этой деятельности заключается в преобразовании объектов внешней реальности в предметы конкретных потребностей людей. Дело в том, что объекты природы не всегда даны человеку в виде готового продукта потребления. Например, лодка выдалбливалась из дерева, а выпечка хлеба представляет сложный и растянутый во вре­мени процесс от выращивания зерновых до термической обработки теста. Во всех случаях преобразовательной деятельности человек ру­ководствуется психическим образом предмета своих потребностей.

Психический образ в преобразовательной деятельности челове­ка сначала возникает как идея желаемой вещи, которую человек воп­лощает в предметном облике объекта предметно-практической дея­тельности. Однако чтобы произвести такую деятельность, человек должен обладать не только желанием, но и возможностями, которые скрыты в особенностях его психической и телесной организации, так как тело человека в данном случае выступает в качестве первичного инструмента преобразования объектов внешнего мира. При этом пси­хика не только формулирует идею потребностей человека, но и уп­равляет его телесными действиями по опредмечиванию психическо­го образа предмета потребности.

В процессе этой деятельности происходит трансформация инди­видного потенциала человека и появление в структурной организа­ции психики новообразований в виде общих способностей к взаимо­действию человека с внешним миром.

Общие способности открываются перед нами в предметно выра­женных результатах человеческой деятельности, по которым мы и су­дим о наличие или отсутствие тех или иных способностей у человека. Люди не отличаются по набору общих способностей как индивидному психическому потенциалу при условии организмической нормы. Ин­дивидуальные различия в способностях людей обнаруживаются толь­ко во внешних проявлениях психо-органического потенциала.

Под влиянием внешней предметно-практической деятельности происходит трансформация природного потенциала, результаты кото­рой интериоризируются в виде опыта взаимодействия с природой и обществом. Опыт — «сын ошибок трудных» приходит к человеку че­рез испытания его природного потенциала, указывая нам способы до­стижения успеха. Ошибки и их преодоление в этом процессе являются

неизбежным условием развития общих способностей и их трансфор­мации в специальные способности.

Специальные способности связаны с дифференциацией общих способностей по различным видам человеческой деятельности. Та­кая дифференциация приводит к профессиональной специализации способностей.

Если к общим способностям следует отнести те, которые проис­текают из эволюционного филогенетического развития телесно-пси­хической организации человека, то к специальным способностям от­носятся те, которые возникли в результате культурно-исторического преобразования внешнего мира и трансформации индивидного по­тенциала психической организации человека.

Исходя из этого, общие способности включают интериоризированный психо-организмический потенциал как способность усваи­вать воздействия других людей в виде психической проекции психо­логических качеств партнеров, как способность руки к осязанию (интегративной форме чувствительности), манипуляции с предметом и к его преобразованию, как способность к вербальной коммуника­ции и знаково-символическому общению, как способность к более эффективной ориентировочно-исследовательской деятельности, ос­нованной на парных анализаторах и прямохождении, как способность к опережающему отражению и прогнозу, как способность к передаче и усвоению индивидуального и общественного опыта посредством обучения, как способность к рефлексии в виде самопознания.

Специальные способности представляют собой трансформацию общих способностей человека в конкретных и предметно определен­ных формах профессионализированного труда, общения, познания, игры, отдыха, учения. Поэтому специальных способностей также много, как форм предметно-практической деятельности человека, которые по своей численности стремятся к бесконечности.

Такое понимание психологической структуры человеческих спо­собностей позволяет более определенно сформулировать задачи об­щего и профессионального образования. Так для общего образова­ния, которое связано в основном со школьным периодом жизни подрастающего поколения, главной задачей является развитие общих способностей человека, а для профессионального образования — специальных способностей, необходимых для успешного исполнения конкретного профессионального труда.

В пределах общего школьного образования можно и целесооб­разно выработать вполне определенный образовательный стандарт, который бы наилучшим образом способствовал развитию общих спо­собностей человека как социально-психологического потенциала для жизненной самореализации личности. Для этого учебные дисципли­ны школьной программы должны быть содержательно валидны на­званным здесь общим способностям человека. Реализация такого подхода потребует серьезной реформации всего предметного содер­жания общего школьного образования.

В пределах профессионального образования стандартизация бу­дет приводить к увеличению разрыва между содержанием образова­тельных программ и очень динамичными изменениями, которые по­стоянно происходят в содержании профессионального труда.

Этот разрыв можно уменьшить посредством оперативного реа­гирования профессионально-образовательных программ на измене­ния в содержании профессионального труда. Такое реагирование в состоянии осуществля<

Наши рекомендации