Краткий курс лекций подготовлен Н.Е.Варшавской.
Использованная литература:
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. – Екатеринбург: Деловая книга, 1999
2. Возрастная и педагогическая психология./Под ред. А.В. Петровского. М., 1979.
3. Гамезо М.В., Герасимова В.С., Горелова Г.Г., Орлова Л.М. Возрастная психология: личность от молодости до старости. – М., Педагогическое общество России. Издательский дом «Ноосфера», 1999.
4. Марцинковская Т.Д. Возрастная психология. – М., 2003.
5. Мухина В.С. Возрастная психология. – М., 2002.
6. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. - М., 1996.
7. Першина Л.А. Возрастная психология. – М.: Академический Проект, 2004.
8. Психология развития (Хрестоматия)/Сост. и общая редакция: авторский коллектив сотрудников кафедры психологии развития и дифференциальной психологии СпбГУ. – СПб.: Питер, 2001.
9. Психология среднего возраста, старения, смерти./ Под ред. Реан А.А. – СПб.: «Прайм-ЕВРОЗНАК», 2003.
10. Хрестоматия по возрастной психологии/Сост. Л.М. Семенюк. Под ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Международная педагогическая академия, 1994.
11. Хрестоматия по детской психологии./Под ред. Г.В. Бурменской. -М.,1996.
12. Шаповаленко Возрастная психология. – М., 2004.
13. Крайг Г. Психология развития. - СПб, Питер, 2000.
14. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия / Сост. И.В. Дубровина. – 3-е стер. – М.: Академия, 2005.
15. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии: Работы советских психологов периода 1946–1980 г.г. / Под ред. И.И. Ильясова. – М.: Московский университет, 1981.
5.1. Учебно-методическая карта дисциплины
__Ф__│__Р__│_В Возрастная психология (64 часа)
для студентов образовательной профессиональной программы 0504.01.65 -история с дополнительной специальностью юриспруденция
Модуль | Трудоемкость | №№ раздела, темы | Лекционный курс | Занятия (номера) | Индивидуальные занятия | Самостоятельная работа студентов | Формы контроля | |||||
В кредитах | В часах | Вопросы, изучаемые на лекции | Часы | Семинарские | Лабораторно-практические | Содержание | Часы | Содержание (или номера заданий) | Часы | |||
№3 | Раздел 1. Методологические проблемы возрастной психологии. Тема 1. Введение в возрастную психологию. | История развития возрастной психологии. Предмет возрастной психологии. Связь возрастной психологии с психологическими дисциплинами и другими науками. Проблема метода исследования психического развития. Проблема возраста и возрастной периодизации психического развития. Психологический возраст. Нормы психического развития. Эволюция детства в истории человечества. Исторический характер понятия «детство» (Д.Б. Эльконин). | №1 | Индивидуальные задания выполняются на выбор по самостоятельному графику в течение семестра. | Подготовка детских рисунков человека и семьи. | Контроль присутствия Опрос, обсуждение Оформление лабораторной работы | ||||||
Тема 2. Предпосылки, условия и движущие силы психического развития личности в зарубежных теориях психического развития. | Концепция рекапитуляции. Нормативный подход. Теория трех ступеней детского развития. Концепции соотношения двух факторов психического развития ребенка (К.Бюлер, ВШтерн, З.Фрейд). Теории развития как научения (Э.Торндайк, Б.Скиннер). Основные подходы к проблеме периодизации психического развития (А.Валлон, З. Фрейд, Э. Эриксон, Ж. Пиаже). | №1 | Изучение основной и дополнительной литературы. | Контроль присутствия Опрос, обсуждение | ||||||||
Тема 3. Роль общения и деятельности в психическом развитии ребенка в работах отечественных исследователей. | Периодизация психического развития Д.Б. Эльконина, Основные категории возрастной психологии (социальная ситуация развития, кризисы развития, ведущий вид деятельности, новообразования). Ведущая деятельность и ее значение для развития личности и психических процессов. Смена ведущей деятельности на различных возрастных этапах. Общение со взрослыми как условие психического развития ребенка на разных этапах развития. | Конспектирование Подготовка к промежуточному тестированию по разделу 1. | Проверка конспектов Промежуточное тестирование | |||||||||
Раздел 2. Развитие человека на разных возрастных этапах Тема 1. Психическое развитие в дошкольном возрасте. | Характеристика психического развития младенца. Кризис 1 года как переход от младенчества к раннему детству.Характеристика психического развития в раннем детстве. Предметно-орудийная деятельность – ведущая деятельность ребенка раннего возраста.Кризис трех лет - Перестройка социальных отношений. Характеристика психического развития старшего дошкольника. Игра как ведущая деятельность в дошкольном возрасте. Природа и специфические особенности игры. Типология игр. | Изучение основной и дополнительной литературы. | Проверка на итоговом тестировании | |||||||||
Тема 2. Психическое развитие в младшем школьном возрасте. | Характеристика социальной ситуации развития. Проблема психологической готовности к школе. Кризис 7 лет, его причины и особенности протекания. Рождение социального «Я» ребенка (Л.И.Божович). Учение как ведущая деятельность в младшем школьном возрасте. Особенности личностного развития и основные новообразования в младшем школьном возрасте. Переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению. Развитие внутреннего плана действия и познавательной рефлексии. Развитие самоконтроля и приемов управления познавательными процессами. Преодоление непроизвольности. Специфика общения со взрослыми и сверстниками в младшем школьном возрасте. | №2 | Изучение основной и дополнительной литературы. | Контроль присутствия Опрос, обсуждение Проверка на итоговом тестировании | ||||||||
Тема 3. Психическое развитие в подростковом возрасте. | Пубертатный кризис. Связь физиологических и психологических особенностей подростков. Основные причины кризисного характера переходного периода – система отношений взрослых к подросткам.Общение как ведущая деятельность в подростковом возрасте. Особенности межличностных отношений со сверстниками и взрослыми в подростковом возрасте. Возникновение интимно-личностного общения со сверстниками. Общение и обособление. Подросток в неформальных молодежных объединениях. Развитие познавательных психических процессов в подростковом возрасте. Основные новообразования у подростков. «Чувство взрослости» и формы его проявления. Самосознание как «перенесенная внутрь» форма социального сознания. | №3,4 | Изучение основной и дополнительной литературы. | Контроль присутствия Опрос, обсуждение Решение психологических задач Проверка на итоговом тестировании | ||||||||
Тема 4. Психическое развитие в юношеском возрасте. | Общая характеристика юношеского возраста. Социальная ситуация развития в юношеском возрасте. Профессиональное и нравственное самоопределение Жизненные планы старшеклассников. Психологическая готовность к самоопределению. Особенности самопознания. Притязания на уникальность.Роль общения в юности. Особенности взаимоотношений со взрослыми и сверстниками. Психология юношеской дружбы и любви. Потребность в общении с кумиром и референтной группой. Особенности развития когнитивной сферы в юношеском возрасте. | №5 | №2 | Изучение основной и дополнительной литературы. Повторение всех тем курса, связанных с психологическими особенностями разных возрастных периодов. Подготовка к итоговому тестированию по разделу 2. | Контроль присутствия Опрос, обсуждение Решение психологических задач. Итоговое тестирование | |||||||
Подготовка к зачету по всем темам курса . | Зачет |
5.2. КАРТА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ
__Ф__│__Р__│_В Возрастная психология (64 часа)
для студентов образовательной профессиональной программы
0504.01.65 – история с дополнительной специальностью юриспруденция по очной форме обучения
Модуль | Номер раздела, темы | Самостоятельная работа студентов | Формы контроля | ||
Содержание работы, формы работы | Сроки выполнения | Общая трудоемкость | |||
Раздел 1. Тема 2. | Содержание:Подготовка к семинарскому занятию Тема: Периодизация психического развития. Вопросы: Периодизация интеллектуального развития Ж.Пиаже Психоаналитический подход к периодизации психического развития (З.Фрейд). Периодизация социально-психологического развития Э.Эриксона. Периодизация психического развития Д.Б.Эльконина. Формы: Изучение основной и дополнительной литературы. | февраль | Контроль присутствия Опрос, обсуждение | ||
Раздел 1. Темы 1, 2, 3 | Содержание:самостоятельное изучение Тема: Методологические проблемы возрастной психологии. Формы: Изучение основной и дополнительной литературы. Конспектирование. Подготовка к промежуточному тестированию по разделу 1 | март | Проверка конспектов Тестирование по разделу 1 | ||
Раздел 2. Тема 1. | Содержание:Подготовка к семинарскому занятию Тема: Психологическая готовность к школе Вопросы: Актуальность проблемы психологической готовности к щкольному обучению. Компоненты психологической готовности к школе (особенности когнитивной сферы, особенности эмоционально-волевой сферы, мотивационная сфера). Адаптация детей к школе. Формы: Изучение основной и дополнительной литературы. | март | Контроль присутствия Опрос, обсуждение | ||
Раздел 2. Тема 3. | Содержание:Подготовка к семинарскому занятию Тема: Психологические особенности подросткового возраста Вопросы: Проблема «кризиса» подросткового возраста. Социально-историческая природа подросткового возраста. Теории подросткового возраста (Г.Ст Холл, Э.Шпрангер, Ш.Бюлер, Эриксон, К.Левин, Ж.Пиаже) Психологическая характеристика подросткового возраста в трудах ЛС.Выготского. Чувство взрослости как основное психологическое новообразование подросткового возраста, специфическая форма самосознания (Д.Б.Эльконин). Формы: Изучение основной и дополнительной литературы. | март | Контроль присутствия Опрос, обсуждение | ||
Раздел 2. Тема 3. | Содержание:Подготовка к семинарскому занятию Тема: Отклоняющееся поведение подростков. Вопросы: Понятие «трудные» подростки в психологической литературе. Типы отклоняющегося поведения (аддиктивное, делинквентное). Психологические причины отклонений в поведении. Работа с «трудными» детьми. Формы: Изучение основной и дополнительной литературы. | апрель | Контроль присутствия Опрос, обсуждение Решение психологических задач | ||
Раздел 2. Тема 4. | Содержание:Подготовка к семинарскому занятию Тема: Психологические особенности юношеского возраста. Вопросы: Место юношеского возраста в периодизации целостного жизненного цикла (Э.Шпрангер, Ш. Бюлер, А.Фрейд, К.Левин, Э.Эриксон, Л.И.Божович, Д.Б.Эльконин) Формирование профессиональной направленности и предварительное профессиональное самоопределение как ведущее новообразование юношеского возраста. Особенности общения в юношеском возрасте. Юношеская дружба и любовь. Самоопределение и построение жизненных планов во временной перспективе как основное новообразование юношеского возраста. Развитие способности к самоуправлению. Учебная деятельность в юношеском возрасте. Переход к самообразованию и самовоспитанию. Развитие абстрактного, дивергентного и гипотетико-дедуктивного мышления. Формы: Изучение основной и дополнительной литературы. | апрель | Контроль присутствия Опрос, обсуждение | ||
Раздел 1. Тема 1. | Содержание:Подготовка к лабораторному занятию Тема: Проективные методы в возрастной психологии Формы: Подготовка детских рисунков человека и семьи. | февраль | Контроль присутствия Опрос, обсуждение Оформление лабораторной работы | ||
Разделы 1, 2. | Содержание:Подготовка к лабораторному занятию Тема: Сравнительная характеристика психологических особенностей младшего школьника, подростка и юноши. Подготовка докладов: Формы: Повторение всех тем курса, связанных с психологическими особенностями разных возрастных периодов. Подготовка к тестированию по разделу 2. | май | Контроль присутствия Опрос, обсуждение Решение психологических задач. Итоговое тестирование | ||
Содержание:Подготовка к зачету по всем темам курса | май | Зачет |
КАРТА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ
Ф / Р / В Возрастная психология (64 часа)
для студентов образовательной профессиональной программы