Надежда Евгеньевна Варшавская

Психология

Возрастная психология

Часть 1.

Учебно-методический комплекс дисциплины
для преподавателей по специальности

История с дополнительной специальностью юриспруденция

Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования

«Бийский педагогический государственный университет
имени В.М. Шукшина»

Психология

Возрастная психология

Часть 1

Учебно-методический комплекс дисциплины
для преподавателей по специальности

История с дополнительной специальностью юриспруденция

Надежда Евгеньевна Варшавская - student2.ru Бийск
БПГУ имени В.М. Шукшина
2009

ББК 88

П 86

Печатается по решению
редакционно-издательского совета
Бийского педагогического государственного университета
им. В.М. Шукшина

Рецензент:

канд. психол. наук, доцент Н.И. Трубникова

П 86 Психология. Возрастная психология. Часть 1[Текст] : учебно-методический комплекс дисциплины для преподавателей по специальности История с дополнительной специальностью юриспруденция / Авторы-составители: И.Н. Протасова, Н.Е. Варшавская; Бийский пед. гос. ун-т им. В.М. Шукшина. – Бийск: ГОУ ВПО «БПГУ имени В.М. Шукшина», 2009. – 129 с. – 50 экз.

Учебно-методический комплекс дисциплины разработан в соответствии с Государственным стандартом высшего профессионального образования. Содержит учебную программу курса, материалы к лекционным и семинарским занятиям, методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов, контрольные задания для текущей и итоговой проверки знаний.

Для студентов педагогических вузов, обучающихся по специальности История с дополнительной специальностью юриспруденция.

Ó БПГУ имени В.М. Шукшина, 2009.

Ó Сост.: И.Н. Протасова, Н.Е. Варшавская, 2009.

Учебно-методическое издание

Психология

Возрастная психология

Часть 1

Авторы-составители:

Ирина Николаевна Протасова

Надежда Евгеньевна Варшавская

Учебно-методический комплекс дисциплины

для преподавателей по специальности

История с дополнительной специальностью юриспруденция

Сдано в набор 10.02.2009. Подписано в печать .
Формат 60х90/8. Гарнитура Times. Бумага офсетная. Печать оперативная.
Усл. печ. л. . Тираж экз.
Заказ , с. (сп.) .

Редакционно-издательский отдел Бийского педагогического государственного
университета им. В.М. Шукшина – 659333, г. Бийск, ул. Короленко, 53.

УППЛ Бийского педагогического государственного
университета им. В.М. Шукшина – 659333, г. Бийск, ул. Короленко, 55/1.

Учебная программа

Утверждаю

Декан факультета

____________________

«_____» ____________

Рабочая программа

Кафедра ____________________________психологии________________________________

(наименование кафедры, обеспечивающей преподавание дисциплины)

Шифр и наименование дисциплины _______ОПД.Ф.01 Психология (Возрастная психология)

(шифр с указанием цикла подготовки (ГЭС, ЕН, ОПД, ДС, СД), наименование дисциплины)

Статус _______________________________обязательная_______________________________

(обязательная, элективная, факультативная)

Специальности (направления) 0504.01.65 -история с дополнительной специальностью юриспруденция__________________________________________________________________

коды специальностей (направлений)

Формы обучения______________________________дневная____________________________

(дневная, заочная)

Объем дисциплины ________________________64____________________________________

(общий объем дисциплины, час.)

Распределение по семестрам

Номер семестра   Учебные занятия Число курсовых проектов (работ), расчетных заданий Форма итоговой аттестации (зачет, экзамен)
Общий объем В том числе
Аудиторные Самостоят. работа
Всего Из них
Лекции Лабор. Практ.
Возр. психол.   Зачет

Модуль 3. Возрастная психология (2 семестр)

Требования ГОС к содержанию курса

ОПД.Ф.01. «Возрастная психология»

Возрастная психология. Предмет, задачи, методы возрастной психологии. Условия, источники и движущие силы психического развития. Проблема возраста и возрастной периодизации психического развития. Социальная ситуация развития. Ведущая деятельность. Основные новообразования. Особенности развития ребенка в разных возрастах.

Разработчики: И.Н.Протасова, Н.Е.Варшавская

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры психологии

Заведующий кафедрой _____________________ Н.Е.Варшавская

Одобрена Ученым советом факультета истории и права

«_______»_____________________ Председатель ____________________

Пояснительная записка

«Возрастная психология» является базовым теоретическим курсом психологии, дающим профессионально значимую систему знаний для будущих педагогов. При изучении возрастной психологии основной задачей является усвоение знаний о возрастной динамике психического развития, возрастных особенностях психического развития, а также предпосылках, условиях и движущих силах развития. Студенты должны получить представление о периодизации психического развития, категории возраста, роли ведущей деятельности в развитии, основных новообразованиях. Основные разделы курса - теории психического развития в отечественных и зарубежных исследованиях, развитие человека на разных возрастных этапах.

Содержание курса ориентировано как на требования государственного образовательного стандарта по направлению «Педагогическое образование», так и на учебные планы, действующие в реальном образовательном процессе вуза. Содержание курса «Возрастная психология» построено в соответствии с положениями отечественных и зарубежных теорий возрастного развития и актуальными проблемами современной теории и практики образовательного процесса.

Основной целью курса является формирование педагогической позиции и профессиональной компетентности будущего учителя на основе понимания возрастных особенностей ребёнка и осмысления механизмов, закономерностей и факторов возрастного развития.

Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:

- формирование у студентов научного представления о сущности и закономерностях возрастного развития;

- обеспечение понимания возрастных особенностей человека и его проблем на каждом возрастном этапе и наполнения предметных знаний личностным смыслом;

- формирование умений диагностической и прогностической деятельности в отношении детей и обеспечение готовности к выполнению таких видов педагогической деятельности как коммуникативная, управленческая, проектировочная, исследовательская.

В процессе изучения возрастной психологии студенты должны усвоить общие закономерности психического развития и формирования личности ребенка, научиться понимать внутренний мир школьника на разных этапах его развития, самостоятельно исследовать потенциальные возможности учащихся, выявлять их интересы и склонности, причины отставания в учении, выбирать пути устранения проблем.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Студент, изучивший возрастную психологию, должен

Знать: основные понятия возрастной психологии; механизмы перехода с одной возрастной стадии на другую; закономерности и показатели развития; новообразования каждого возрастного периода; условия и факторы, определяющие особенности развития в каждый возрастной период.

Уметь: понимать возрастные особенности человека и его проблемы; взаимодействовать с детьми разных возрастов.

Владеть навыками диагностической и прогностической деятельности в отношении детей.

Место курса в общепрофессиональной подготовке

Курс является обязательной общепрофессиональной дисциплиной (федеральный компонент) и обеспечивает получение студентами базовых знаний о динамике психического развития, закономерностях функционирования психики в зависимости от возраста. Курс связан межпредметными связями со всеми базовыми дисциплинами общепрофессинальной подготовки (цикл ОПД - общепрофессиональные дисциплины) и рядом дисциплин специальной (цикл ДС - дисциплины специализации) подготовки учителя.

Курс читается один семестр и состоит из одного модуля. Итогом курса является зачет.

Требования к зачету

Для получения зачета необходимо выполнить программу аудиторной и самостоятельной работы. Зачет проводится в форме устных ответов на вопросы.

Тематический план курса и распределение часов

Предлагаемая программа и распределение часов по темам предназначены для обучения студентов по очной дневной форме обучения. Тематический план и распределение часов представлены в таблице 1.

Таблица 1

Тематический план и распределение часов

Раздел Тема Лекции Семинары Лаб. зан. Самост. работа
Раздел 1. Методологические проблемы возрастной психологии.   Тема 1. Введение в возрастную психологию.  
Тема 2. Предпосылки, условия и движущие силы психического развития личности в зарубежных теориях психического развития.  
Тема 3. Роль общения и деятельности в психическом развитии ребенка в работах отечественных исследователей.    
Раздел 2. Развитие человека на разных возрастных этапах   Тема 1. Психическое развитие в дошкольном возрасте.  
Тема 2. Психическое развитие в младшем школьном возрасте.    
Тема 3. Психическое развитие в подростковом возрасте.  
Тема 4. Психическое развитие в юношеском возрасте.
Итого  

Содержание разделов дисциплины

Задания для лабораторных работ

Вопросы к зачету (модуль 3)

1. Предмет и основные проблемы возрастной психологии.

2. Методы возрастной психологии. Требования к проведению психологического обследования детей.

3. Понятие возраста в психологии, роль детства в психическом развитии.

4. Биогенетические подходы к проблеме психического развития, социогенетические подходы к проблеме развития, теории конвергенции двух факторов.

5. Деятельностный подход к проблеме психического развития. Условия, источники и движущие силы психического развития.

6. Социокультурная концепция психического развития Л.С.Выготского. Понятие кризиса возрастного развития.

7. Периодизация психического развития Д.Б.Эльконина (социальная ситуация развития, ведущая деятельность, основные новообразования).

8. Зарубежные периодизации: З. Фрейд, Э. Эриксон, А. Валлон.

9. Периодизация интеллектуального развития (Ж. Пиаже, Дж. Брунер).

10. Развитие морального сознания личности (Л. Колберг).

11. Особенности психического развития в младенческом возрасте и раннем детстве. Развитие предметно-орудийной деятельности.

12. Особенности психического развития в дошкольном возрасте. Развитие мотивов поведения и формирование самосознания

13. Особенности взаимоотношений со сверстниками и взрослыми в дошкольном возрасте.

14. Игра как ведущая деятельность в дошкольном возрасте. Сюжетно-ролевая игра, ее истоки и функции.

15. Психологическая готовность к школьному обучению (интеллектуальная, личностная, волевая).

16. Психологическая перестройка, связанная с поступлением ребенка в школу. Адаптация к школе.

17. Психологические особенности познавательной сферы младших школьников. Мотивация учения.

18. Особенности взаимоотношений со сверстниками и взрослыми в младшем школьном возрасте.

19. Особенности личностного развития младших школьников. Основные личностные новообразования.

20. Особенности познавательных процессов в подростковом возрасте. Мотивация учения.

21. Особенности личностного развития в подростковом возрасте.

22. Развитие характера в подростковом возрасте. Акцентуации характера.

23. Типы отклоняющегося поведения подростков.

24. Работа с «трудными» подростками

25. Особенности взаимоотношений со сверстниками и взрослыми в подростковом возрасте. Проблемы общения в подростковом возрасте.

26. Особенности познавательных процессов в юношеском возрасте. Формирование мировоззрения. Мотивация учения.

27. Особенности личностного развития в юношеском возрасте. Юношеское самоопределение и поиск идентичности.

28. Особенности взаимоотношений со сверстниками и взрослыми в юношеском возрасте.

Дидактические материалы

Учебно-методическое обеспечение дисциплины

Основная литература:

1. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Развитие человека до поздней зрелости. – М.: Логос, 2004.

2. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека. – М.: ТЦ Сфера, 2006

3. Немов Р.С. Психология: в трех книгах, кн.2: Психология образования.– 4-е изд. – М.: Владос, 2007

4. Педагогическая психология: Хрестоматия / Сост. И.В. Дубровина. – 3-е стер. – М.: Академия, 2005

5. Немов Р.С. Психология. В 3-х кн.Кн.3.:Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. – 4-е. – М.: ВЛАДОС, 2007.

Дополнительная литература

Учебная

1. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. – М.: Российское педагог. агентство, 1996

2. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – 2-е. – М.: Пед. общество России, 1999

3. Абрамова Г.С. Возрастная психология. – Екатеринбург: деловая книга, 2002

4. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: развитие человека от рождения до поздней зрелости. – М.: Сфера, 2001

5. Немов Р.С. Психология: психология образования, кн.2. – М.: Просвещение, 1994

6. Немов Р.С. Психология: в трех книгах, кн.2: Психология образования.– 4-е изд. – М.: Владос, 2001

7. Психология / Под ред. А.А. Крылова. – М.: Проспект, 2001

8. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В. Петровского. – М.: Просвещение, 1973, 1979

9. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. М.В. Гамезо. – М.: Просвещение, 1984

10. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии: Работы советских психологов периода 1946–1980 г.г. / Под ред. И.И. Ильясова. – М.: Московский университет, 1981

11. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Развитие ребенка от рождения до поздней зрелости. – 2-е. – М.: Юрайт, 2002

Научная

1. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Избранные психологические труды / Под ред. Д.И. Фельдштейна. - М.: Ин-т практической психологии; Воронеж: МОДЭК, 1995. - 352 с.

2. Боулби Дж. Привязанность / Д. Боулби; общ. ред. и вступ. ст. Г. В. Бурменской. - М.: Гардарики, 2003. - 477 с.

3. Внимание - суицид: методические рекомендации для педагогов и родителей по профилактике суицидального поведения детей-подростков / сост. С. И. Шумилова [и др.]; ред. А. Н. Слажнев. - Барнаул, 2005. - 40 с.

4. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия: Учебное пособие для вузов / сост. и науч. ред. В. С. Мухина, А. А. Хвостов. - 6-е изд., стереотип. - М.: Академия, 2007. - 624 с.

5. Волков Б.С. Детская психология: Логические схемы: учебное пособие для средн. проф. образования пед. профиля / Б. С. Волков, Н. В. Волкова. - М.: ВЛАДОС, 2002. - 256 с.

6. Волков Б.С. Психология ранней юности: учебное пособие для вузов / Б. С. Волков. - М.: ТЦ «Сфера», 2001. - 96 с.

7. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский. - СПб.: Союз, 2004. - 224 с.

8. Выготский Л.С. Психология / Л. С. Выготский . - М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. - 1008 с.

9. Выготский Л.С. Психология развития ребенка / Л. С. Выготский . - М.: Эксмо, 2003. - 512 с.

10. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? / Ю. Б. Гиппенрейтер. - М.: Астрель: АСТ, 2007. - 240 с.

11. Гоголева А.В. Аддиктивное поведение и его профилактика: Учебно-методич. пособие / А. В. Гоголева. - 2-е изд., стереотип. - М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2003. - 240 с.

12. Дебесс М. Подросток / М. Дебесс. - 20-е изд. - СПб.: Питер, 2004. - 127 с.

13. Зимбардо Ф. Застенчивый ребенок: Как преодолеть детскую застенчивость и предупредить ее развитие / Ф. Зимбардо, Ш. Рэдл; пер. с англ. Е. Долинская. - М.: АСТ: Астрель, 2005. - 295 с.

14. Кайл Р. Детская психология: Тайны психики ребенка / Р. Кайл. - 3-е междунар. изд-е. - СПб. : ПРАЙМ-Еврознак, 2002. - 416 с.

15. Кон И.С. Психология ранней юности: Кн. для учителя / И. С. Кон. - М.: Просвещение, 1989. - 255 с.

16. Кон И.С. Психология старшеклассника: кн. для учителя / И. С. Кон. - М.: Просвещение, 1982. - 207 с.

17. Кон И.С. Психология старшеклассника: пособие для учителей / И. С. Кон. - М.: Просвещение, 1980. - 192 с.

18. Кон И.С. Психология юношеского возраста: Проблемы формирования личности: учебное пособие для пед. ин-тов / И. С. Кон. - М.: Просвещение, 1979. - 175 с.

19. Крайг Г. Психология развития: [учебное пособие] / Г. Крайг, Д. Бокум. - 9-е изд. - СПб.: Питер, 2007. - 940 с.

20. Ларечина Е.В. Развитие эмоциональных отношений матери и ребенка: методическое пособие / Е. В. Ларечина. - СПб.: Речь, 2004.

21. Матюхина М.В. Психология младшего школьника: Учебно-метод. пособие / М. В. Матюхина, Т. С. Михальчик, К. П. Патрина. - 2-е изд., испр. - М.: Просвещение, 1976. - 208 с.

22. Мухамедрахимов, Р. Ж. Мать и младенец: Психологическое взаимодействие / Р. Ж. Мухамедрахимов. - СПб.: Изд-во гос. ун-та, 2003. - 288 с.

23. Натанзон Э.Ш. Психологический анализ поступков ученика: кн.для учителя / Натанзон Этель Шулимовна. - М.: Просвещение, 1991. - 126 с.

24. Непомнящая Н.И. Становление личности ребенка 6-7 лет / Н. И. Непомнящая. - М.: Педагогика, 1992. - 160 с.

25. Опыт системного исследования психики ребенка / ред. Н. И. Непомнящий. - М.: Педагогика, 1975. - 232 с.

26. Пиаже Ж. Психология ребенка / Ж. Пиаже, Б. Инельдер. - 18-е изд. - СПб.: Питер, 2003. - 160с.

27. Подростковый суицид: Феномен, причины, профилактика: Методические рекомендации / Т. И. Гурова [и др.]; сост. Т. А. Гусева. - Бийск: РИО БПГУ им. В.М.Шукшина, 2005. - 50 с.

28. Профилактика агрессивных и террористических проявлений у подростков: Методическое пособие / С. Н. Ениколопов [и др.]; ред. И. И. Соковня. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2005. - 158 с.

29. Психология детства: Практикум: Тесты, методики для психологов, педагогов, родителей / ред. А. А. Реан. - СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. - 224 с.

30. Психология подростка: Практикум: Тесты, методики для психологов, педагогов, родителей / под ред. А. А. Реана. - СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. - 128 с.

31. Психология развития: Учебник для вузов / под ред. Т. Д. Марцинковской. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Академия, 2005. - 528 с.

32. Психология развития: Учебник для вузов / под ред. Т. Д. Марцинковской. - М.: Академия, 2001. - 352 с.

33. Ребенок и семья: Хрестоматия: Учебное пособие по детской и возрастной психологии / Ред.-сост. Д.Я. Райгородский. - Самара: БАХРАХ-М, 2002. - 736 с.

34. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст [Текст]: Проблемы становления личности / Ремшмидт Хельмут. - М.: Мир, 1994. - 320 с.

35. Роль среды и наследственности в формировании индивидуальности человека: монография / ред. И. В. Равич-Щербо. - М.: Педагогика, 1988. - 336 с.

36. Слободчиков В.И. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учеб. пособие для вузов / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. – М.: Школьная Пресса, 2000. - 416 с.

Интернет-ресурсы:

1.Мир психологии (http://psychology.net.ru/)

2.Psychology-online (http://psychology-online.net/)

3.Эти-дети (http://www.eti-deti.ru/)

4.Вопросы психологии (http://www.voppsy.ru/tr.htm)

5.Московский психологический журнал (http://www.mospsy.ru/)

6.ПСИХЕЯ (http://www.psycheya.ru/inf/info links.html).

7.Флогистон (http://www.flogiston.ru/)

8.Институт развития личности (http://www.ipd.ru/)

9.Psychology (http://www. psychology.ru/)

10.Психологический словарь(http://psi.webzone.ru/index.htm

11.http://lib.ru/KIDS/OBUHOWA/psihologia.txt

12.http://www.child-psy.ru/

13.http://www.pbi.ru/dic/v/v_31.htm

14.http://de.ifmo.ru/--books/0050/

Средства контроля

Контрольно-измерительные материалы

Полные тексты контрольно-измерительных материалов хранятся на кафедре и являются закрытой для студентов информацией. Для тестирования используется 168 вопросов. Тестовая проверка знаний направлена закрепление и систематизацию учебного материала. Текущее тестирование является стимулом для регулярной подготовки к занятиям, позволяет студентам получить информацию об уровне усвоения, возможных пробелах в знаниях, помогает преподавателю выделить проблемные, трудные для усвоения области.

Тематика тестовых заданий

Тема   количество вопросов
I. Теоретические основы возрастной психологии
1. Предмет, задачи и методы возрастной психологии
2. Условия, источники и движущие силы психического развития
3. Проблема возраста и возрастной периодизации психического развития
II. Развитие человека на разных возрастных этапах
4. Дошкольный возраст
5. Младший школьный возраст
6. Подростковый возраст
7. Ранняя юность
Всего:

Образцы тестов

Продолжительность детства:

а) остается неизменной в ходе развития человечества

б) уменьшается

в) то увеличивается, то уменьшается

г) зависит от уровня материальной и духовной культуры общества

Я согласен(а) с утверждением, что этапы детства:

а) остаются неизменными

б) являются продуктом истории и подвержены изменениям

Формирование психических структур в течение жизни данного индивида – это:

а) антропогенез

б) филогенез

в) эпигенез

г) онтогенез

Психосоциальная область развития – это изменения:

а) роста, веса, тела человека

б) эмоциональной и личностной сфер

в) способностей, познавательных процессов

г) всего перечисленного

К биогенетическому направлению относится теория:

а) социального научения Р. Сирса

б) психоаналитическая 3. Фрейда

в) рекапитуляции С. Холла

г) эпигенетическая Э. Эриксона

Движущей силой развития в эндогенном (биогенетическом) направлении является:

а) активность самой личности

б) взаимодействие среды и наследственности

в) среда

г) наследственность

Термин «эго-идентичность» ввел в науку:

а) Л. С. Выготский

б) Ж. Пиаже

в) Э. Эриксон

г) 3. Фрейд

4. Методические рекомендации по организации учебной работы

(Методические указания и материалы)

Практические (семинарские) занятия (10 часов)

(Методические указания и материалы)

Семинарское занятие 1

Вопросы для обсуждения

Периодизация интеллектуального развития Ж.Пиаже

Психоаналитический подход к периодизации психического развития (З.Фрейд).

Периодизация социально-психологического развития Э.Эриксона.

Периодизация психического развития Д.Б.Эльконина.

Тематика докладов

Роль возрастных кризисов в психическом развитии.

Факторы риска в психическом развитии ребенка.

Роль наследственности и среды в психическом развитии ребенка.

Литература для конспектирования:

Леонтьев А.Н. К теории развития психики ребенка.Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия / Сост. И.В. Дубровина. – 3-е стер. – М.: Академия, 2005.

Или

Семинарское занятие 2

Вопросы для обсуждения

Актуальность проблемы психологической готовности к школьному обучению.

Компоненты психологической готовности к школе (особенности когнитивной сферы, особенности эмоционально-волевой сферы, мотивационная сфера).

Адаптация детей к школе.

Признаки и уровни дезадаптированности.

Тема доклада

Проблема диагностики психологической готовности к школьному обучению.

Литература:

1. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология.- М., Просвещение, 1988.

2. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. М.В.Гамезо и др.- М., 1984.

3. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В.Петровского.- М., 1979.

4. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе.- М., 1991.

5. Коломинский Я.Л. Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетего возраста: кн. для учителя.- М.: Просвещение, 1988.- 190 с.

6. Маркова А.К. Лидерс А.Г. Яковлева Е.Л. Диагностика и коррекция умственного развития в школьном и дошкольном возрасте. - Петрозаводск, 1992.- 180 с.

7. Немов Р.С. Психология в 3-х кн. Кн.2. Психология образования. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995.

8. Эльконин Д.Б. Детская психология.- М., 1960.

9. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога.- М., Просвещение, 1993.

10. Обухова Л.Ф. Возрастная психология.- М., Роспедагентство, 1996.

Методические указания:

Обсуждая актуальность проблемы психологической готовности к школьному обучению, необходимо отметить принципиальную неверность диагностического обследования ребенка перед началом школьного обучения как своеобразного экзамена. Цель этого обследования целесообразно обсудить подробнее после прослушивания доклада.

Методические указания студентам:

Для лучшего понимания проблемпсихологической готовности к школьному обучению целесообразно не только проработать научную литературу, но и побеседовать на эту тему со школьными учителями, родителями младших школьников, детьми в возрасте 6-8 лет, как обучающимися в школе (о трудностях и проблемах, с которыми им пришлось столкнуться), так и с детьми, которым еще предстоит обучение о том, что они знают о школе.

Семинарское занятие 3

Тематика докладов

Теории подросткового возраста: Теории подросткового возраста (Г.Ст.Холл, Э.Шпрангер, Ш.Бюлер, Эриксон, К.Левин, Ж.Пиаже)

Литература:

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология.- Екатеринбург: Деловая книга, 1999.- 624 с.

2. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. М.В.Гамезо и др.- М., 1984.

3. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия / Сост. И.В. Дубровина. – 3-е стер. – М.: Академия, 2005.

4. Кон И.С., Фельдштейн Д.И. Отрочество как этап жизни и некоторые психолого-педагогические характеристики переходного возраста.

5. Фельдштейн Д.И. Особенности стадий развития личности на примере подросткового возраста.

6. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии: Работы советских психологов периода 1946–1980 г.г. / Под ред. И.И. Ильясова. – М.: Московский университет, 1981.

Методические указания:

Целесообразно при обсуждении вопросов задействовать воспоминания студентов о собственном личном опыте взросления, имея в виду, что для них свойственно расширительно истолковывать этот опыт. Обмен мнениями позволит сформировать научное представление о закономерностях этого этапа развития.

Методические указания студентам:

При подготовке к семинару не стоит ограничиваться только учебником. Более полную картину психического развития в подростковом возрасте можно получить, сравнивая разные позиции исследователей, для чего нужно обратиться к дополнительной литературе.

На основе материалов темы необходимо раскрыть историчность подросткового (переходного, пубертатного) периода, связать его с неравномерностью развития человека.

На основе материалов темы необходимо выявить особенности развития познавательных процессов в подростковом возрасте и их влияние на личностную сферу подростка, ведущую деятельность и социальную ситуацию развития. Обратить внимание на роль абстрактного мышления в подростковом возрасте. Раскрыть основные новообразования познавательной сферы.

Семинарское занятие 4

Вопросы для обсуждения

Понятие «трудные» подростки в психологической литературе.

Типы отклоняющегося поведения (аддиктивное, делинквентное).

Психологические причины отклонений в поведении.

Работа с «трудными» детьми.

Тематика докладов

Аномалии в развитии характера в подростковом возрасте.

Основные стадии морального развития личности в онтогенезе.

Литература:

1. Васильев В.Л. Предупреждение правонарушений несовершеннолетних. Л., 1986.

2. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. М.В.Гамезо и др.- М., 1984.

3. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В.Петровского.- М., 1979.

4. Кле М. Психология подростка.- М., 1991.

5. Кучинская Е.В. Отношение к социальной среде у несовершеннолетних правонарушителей с корыстной ориентацией.// Вопросы психологии.- N4.- 1996.

6. Максимова Н.Ю. О склонности подростков к аддиктивному поведению// Психологический журнал.- т.17.- N3.- 1996.

7. Меньшикова Е.С.Жестокое обращение с детьми и его отдаленные последствия// Психологический журнал.- N6.- т.13.- 1993.

8. Немов Р.С. Психология в 3-х кн. Кн.2. Психология образования. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. Степанов В.Г. Психология трудных школьников.- М., 1996.

9. Фарапонова Э.А., Гульба О.А. Формирование трудовой мотивации у подростков и юношей с девиантным поведением// Психологический журнал.- N6.- 1993.

Методические указания:

Наиболее существенная задача данного занятия – получение представления о работе с «трудными» детьми. На этот вопрос не существует однозначного ответа, нет списка мер, которые могут наверняка привести к успеху. В обсуждении вопросов при помощи метода «анализ конкретных ситуаций» сформировать представление о том, что подросток вообще и «трудный» в частности для педагога задает проблемное пространство, каждое педагогическое взаимодействие представляет собой творческую задачу с разными вариантами решений и не гарантированными результатами.

Методические указания студентам:

Дать оценку роли ведущей деятельности и связать ее с изменением круга значимых других, падением престижа учебной деятельности, важностью социального статуса в среде сверстников для развития личности подростка. Обратить внимание на формирование акцентуаций характера в подростковом возрасте.

Подготовить для анализа проблемные ситуации взаимодействия с подростками родителей и педагогов.

Семинарское занятие 5

Вопросы для обсуждения

Формирование профессиональной направленности и предварительное профессиональное самоопределение как ведущее новообразование юношеского возраста.

Особенности общения в юношеском возрасте. Юношеская дружба и любовь.

Самоопределение и построение жизненных планов во временной перспективе как основное новообразование юношеского возраста. Развитие способности к самоуправлению.

Учебная деятельность в юношеском возрасте. Переход к самообразованию и самовоспитанию. Развитие абстрактного, дивергентного и гипотетико-дедуктивного мышления.

Тематика докладов

Место юношеского возраста в периодизации целостного жизненного цикла (Э.Шпрангер, Ш. Бюлер, А.Фрейд, К.Левин, Э.Эриксон, Л.И.Божович, Д.Б.Эльконин)

Литература:

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология.- Екатеринбург: Деловая книга, 1999.- 624 с.

2. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. М.В.Гамезо и др.- М., 1984.

3. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В.Петровского.- М., 1979.

4. Захарова А.В. Психология обучения старшеклассников. - М., 1976.

5. Кон И.С. Психология ранней юности.- М., 1989.

6. Немов Р.С. Психология в 3-х кн. Кн.2. Психология образования. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995.

7. Особенности обучения и развития школьников 13-17 лет.- М., 1987.

8. Обухова Л.Ф. Возрастная психология.- М., Роспедагентство, 1996.

9. Практические задания по психологии / Под ред. Д.Я.Богдановой, И.П.Волкова.- М.: Физкультура и спорт, 1989.- 160 с.

Методические указания:

Обсуждая специфику психологического развития в юношеском возрасте важно акцентировать внимание на ограничении возможностей педагогического воздействия в юношеском возрасте, проанализировать причины, выделить различия во взаимодействии учителя с юношами, подростками и младшими школьниками.

Методические указания студентам:

На основе материалов темы необходимо объяснить различие содержания учебной деятельности как ведущей в младшем школьном и юношеском возрасте (в юности это источник совершения основных жизненных выборов и построения перспектив).

Раскрыть психологическое содержание дальнейшей автономизации личности в юности как предпосылки самостоятельной жизни. Обратить внимание на потребность в исповедальности и самопознании и способы ее реализации (можно привлечь данные литературы и искусства).

Тематика лабораторно-практических занятий (4 часа)

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

Эмоциональные проблемы и общее психологическое состояние человека отражаются, прежде всего, в формальных показателях рисунка. К ним относятся особенности, относительно независимые от содержания изображения. Это сила нажима на карандаш, своеобразие линии, размер рисунков, их размещение на листе, степень тщательности и детализированности изображений, наличие штриховки и т.п. Специальной оценке подлежат только достаточно выраженные отклонения от варианта, стандартного для данного возраста. В случаях, когда имеются сомнения в наличии такого отклонения, соответствующий показатель не интерпретируется.

ДЕМОНСТРАТИВНОСТЬ

Демонстративностъ - повышенная потребность во внимании к себе, стремление находиться в центре всеобщего внимания. Признаки демонстративности – подробно вырисованная одежда, прическа, украшения,а также сообщение ребёнка о том, что он нарисовал не просто человека, а вельможу, принцессу, клоуна. Часто у демонстративных детей имеется стремление конкретизировать изображаемый персонаж.Представлена и склонность к украшательству: надпись на майке, рисунок на носках.

Изображение клоуна, шута и других подобных персонажейчасто встречается у детей, играющих соответствующую роль в классе. Это дети с негативным самопредъявлением, которые в качестве средства, получения необходимого им внимания к себе используют нарушение правил.

АГРЕССИВНОСТЬ

Большойкулак – признак агрессивности, являющейся нередким ответом на неудачно складывающиеся контакты со сверстниками.

Уменьшенный размер головыи подчеркнутые признаки силы и мужественности(очень широкие плечи, мощные руки, борода, специфическая одежда) также коррелируют с повышенной агрессивностью. Они говорят о значимости физической силы, мужественности.

Выразительный признак агрессивности, особенно характерный для мальчиков дошкольного и младшего школьного возраста, – это изображение оружия. Палкаили дубинка в руке персонажа – такой же признак агрессивности, как и оружие. Так же интерпретируются режущие или рубящие орудия(нож, топор, пила). Из других часто встречающихся признаков агрессивности следует отметить изображение поднятой руки с большой ладонью,

Наши рекомендации