Межличностные конфликты. Стратегии разрешения конфликта

Межличностный конфликт определяется Н.В. Гришиной как противостояние участников, воспринимаемое и переживаемое ими как значимая психологическая проблема, требующая своего разрешения и вызывающая активность сторон, направленную на преодоление возникшего противоречия в интересах одной или обеих сторон.

В отечественной литературе понятие «межличностный» употребляется в двух смыслах:

§ межличностные отношения как отношения неформальные;

§ более широкий смысл в буквальной трактовке происходящего между личностями, т.е. это любое наблюдаемое проявление коммуникативной активности индивида, обусловленное фактом реального, предполагаемого или воображаемого присутствия других людей (Емельянов С.М.); в западной практике межличностное в этом смысле это интерперсональное.

Во всех ситуациях межличностных конфликтов выделяются два взаимосвязанных аспекта:

1. содержательная сторона конфликта, т.е. предмет спора, вопрос, вызывающий разногласия;

2. психологическая сторона конфликта, связанная с личностными особенностями его участников, с их личными взаимоотношениями, с их эмоциональными реакциями на причины конфликта, на его ход и друг на друга.

Именно эта сторона отличает интерперсональный конфликт от всех иных случаев человеческого взаимодействия, и именно она зачастую затмевает содержательную, делая накал страстей очень высоким.

А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов выделяют следующие разновидности межличностных конфликтов: семейные, организационные (конфликты между руководителями и подчинёнными), конфликты в условиях учебной деятельности, инновационные конфликты.

Н.В. Гришина выделяет мотивационные, когнитивные и деятельностные сферы жизнедеятельности и, исходя из этого, соответствующие виды подходов к интерперсональным конфликтам.

1. Мотивационный подход, исходя из которого можно рассматривать и конфликты интересов. Самым распространенным и используемым в конфликтологической экспериментальной практике является ситуационная концепция, в которой М. Дойч предполагает рассмотрение конфликтов в контексте общей системы взаимодействия. С его точки зрения следует различать следующие фундаментальные измерения интерперсональных отношений:

o кооперация конкуренция;

o распределение власти (равное неравное);

o ориентация на задачу социально эмоциональная ориентация;

o формальный неформальный характер отношений;

o интенсивность и значимость отношений.

2. Когнитивный подход, в рамках которого рассматриваются также ценностные проблемы. Их возникновение и развитие обусловлены структурой задачи, когнитивными структурами противостоящих сторон, степенью согласованности используемых ими стратегий. Когнитивные конфликты легко соскальзывают в плоскость сугубо эмоциональных отношений, затрагивающих уже не предметную сторону противоречия, а личностные особенности включенных в него людей. Подобные трансформации вызваны неадекватностью оценки когнитивного конфликта участниками межличностного взаимодействия вследствие негативности и неаргументированности их критических высказываний.

3. Деятельностный подход, рассматривающий конфликты в сфере деятельностей, к коим можно отнести и ролевые столкновения, по-разному трактуется в отечественной и западной традиции:

§ в отечественной литературе - в контексте организационной сферы, где, например, Н.А. Полозова выделяет предметно-деловые и личностно-прагматические факторы конфликтов, отмечая закономерность перерастания предметных разногласий в эмоционально-личностные;

§ в западной литературе к этому направлению относится драматерапия Я. Морено и его последователей, рассматривающая взаимодействие партнеров как ролевые отношения; причем основанием для психического равновесия во взаимодействии является ролевое дополнение или ролевая конвергенция, тогда как дивергенция становится реальной возможностью для конфликтного столкновения.

Кроме распределения по сферам существует классификация конфликтов по возможным последствиям на конструктивные и деструктивные. Обычно обе эти стороны конфликта сосуществуют друг с другом, но возможно попытаться определить, какая из сторон преобладает.

В качестве стратегий поведения в конфликте обычно выделяются конфронтация, уход, приспособление, компромисс и сотрудничество.

Использованная литература:

1. Андреева, Г.М. Социальная психология [Текст] /. Г.М. Андреева. – М.: Аспект-Пресс, 2007. – 411 с.

2. Крысько, В.Г. Социальная психология [Текст] /. В.Г. Крысько. – 2-е. – Спб: Питер, 2006. – 254 с.

3. Майерс, Д. Социальная психология [Текст] /. Д. Майерс. – СПб: Прайм-Еврознак, 2007. – 583 с.

4. Психология [Текст] / под ред. А.А. Крылова. – М.: Проспект, 2001. – 421 с.

5. Социальная психология [Текст] / под ред. С.Московичи. – Спб: Питер-Пресс, 2007. – 653 с.

6. Стефаненко, Т.Г. Этнопсихология [Текст]: учебник для вузов / Т.Г. Стефаненко. – М.: Аспект Пресс, 2008. – 267 с.

Наши рекомендации