Типы неуспевающих школьников и работа с ними
На основании приведенной классификации Н. И. Мурачковский предлагает
типологию неуспевающих учеников.
Первый тип – низкое качество мыслительной деятельности сочетается с положительным отношением к учению.
Второй тип – высокое качество мыслительной деятельности сочетается с отрицательным отношением к учению.
Третий тип – низкий уровень умственного развития сочетается с отрицательным отношением к учению.
Однако деления на три большие группы оказалось недостаточно, поэтому эти типы пришлось разделить на подтипы. В основу деления на подтипы положены два показателя:
• средства, при помощи которых школьники компенсируют неуспех в учении;
• наличие или отсутствие направленности на определенный вид деятельности в будущем.
1. К первому подтипу относятся учащиеся, стремящиеся компенсировать неуспех в учебной работе с помощью какой-либо практической деятельности. Занятие ею накладывает определенный отпечаток на характер их мышления. Общая для этой группы неразвитость абстрактного мышления сочетается со стремлением конкретизировать условия и способы решения задачи. Эта тенденция позволяет достичь некоторых успехов в учебе. Учебный материал такие дети усваивают с трудом, главным образом из-за неразвитости аналитического мышления. Анализ осуществляется «короткими звеньями» и вследствие этого направлен только на часть задачи.
Для учащихся этого подтипа характерно также наличие направленности на определенный вид деятельности в будущем, более или менее ясное представление о желаемой профессии. Обычно эта направленность зависит от содержания практической деятельности, которой они компенсируют свои неудачи в учении. В связи с этим такие учащиеся дают себе объективную самооценку.
Таким образом, к этому подтипу относятся дети с низкой обучаемостью в связи с неразвитостью мышления, которая может являться и следствием педагогической запущенности.
2. Для школьников данного подтипа характерно стремление избегать всяких трудностей в учебной работе. Пытаясь добиться успехов в учебе, они прибегают к списыванию, подсказкам и т.д. У них весьма ограниченный запас представлений об окружающем мире. Они не пытаются вникнуть в смысл учебного задания. Как правило, они не думают о будущем.
Среди школьников II типа также можно выделить 2 подтипа.
К первому относятся учащиеся, которые свой неуспех в учении и неблагополучное положение в коллективе компенсируют внеклассной интеллектуальной деятельностью. Их мечты о будущем связаны именно с этими областями внеклассных увлечений. У таких ребят не сформированы широкие социальные мотивы учения, либо их не смогли понять и «разглядеть» учителя. Впоследствии из этих учеников могут получиться те, кто преподносит «сюрпризы» своим бывшим учителям, добившись выдающихся успехов в какой-то сфере.
2. Неуспех в учении у школьников этого подтипа приводит их к поискам связей с другими, чаще всего внешкольными сообществами. У этих детей наблюдаются нередко интересы и склонности, имеющие отрицательную социальную направленность. Такие школьники часто теряют позицию ученика. Они грубо нарушают дисциплину и имеют плохую репутацию у учителей. Свои высокие интеллектуальные способности они направляют на то, чтобы стать лидерами в различных группировках. Направленности на будущее у них часто нет.
Характеристику неуспевающих III типа нетрудно представить, суммируя особенности слабой обучаемости, свойтвенные первому типу, и черты антисоциальной направленности, проявляющиеся у школьников, отнесенных ко второму подтипу второго типа.
С неуспевающими, принадлежащими к I типу, необходимо проводить работу, направленную на перестройку тех особенностей мыслительной деятельности, которые тормозят успешное обучение (неспособность к обобщению, недоразвитие словесно-логического мышления):
а) задачи и упражнения, требующие перехода мысли из отвлеченного плана в конкретный, и наоборот;
б) упражнения по развитию логической структуры доказательств, по выработке умозаключений;
в) упражнения, требующие сопоставительного анализа;
г) занятия более простыми видами деятельности с целью создания положительного отношения к учению, а затем вовлечения в активную мыслительную работу;
д) активизация помощи взрослого;
е) отводить легкие задания, которые заведомо могут быть решены самостоятельно (должны занимать определенное место);
ж) правильный выбор форм учебной работы с учетом индивидуальных особенностей.
2. Методы работы с неуспевающими, принадлежащими ко II типу:
а) привитие интереса к учению;
б) установление правильных отношений между учащимися и педагогами;
в) создание благоприятного психологического климата в классе,
3. С неуспевающими, принадлежащими к III типу, требуется работа одновременно во всех направлениях.