Условия развития. Роль общения в юности
Поиски смысла жизни, своего места в этом мире могут стать особенно напряженными. Возникают новые потребности интеллектуального и социального порядка, удовлетворение которых станет возможным только в будущем, иногда – внутренние конфликты и трудности в отношениях с окружающими.
Но не у всех детей этот период оказывается напряженным. Наоборот, некоторые старшеклассники плавно и постепенно продвигаются к переломному моменту в своей жизни, а затем относительно легко включаются в новую систему отношений. Однако считается, что к полноценному становлению личности приводят поиски и сомнения, характерные для юношеского возраста. Те, кто прошел через них, обычно в большей мере независимы, творчески относятся к делу, обладают более гибким мышлением, позволяющим принимать самостоятельные решения в сложных ситуациях, - по сравнению с теми, у кого процесс формирования личности проходил в это время легко.
Встречаются еще два варианта развития. Это, во-первых, быстрые, скачкообразные изменения, которые, благодаря высокому уровню саморегуляции, хорошо контролируются, не вызывая резких эмоциональных срывов. Дети рано определяют свои жизненные цели и настойчиво стремятся к их достижению, однако, при высокой произвольности и самодисциплине, у них слабее развиты рефлексия и эмоциональная сфера.
Еще один вариант связан с особенно мучительными поисками своего пути. Такие дети не уверены в себе и плохо понимают себя. Недостаточное развитие рефлексии, отсутствие глубокого самопознания здесь не компенсируется высокой произвольностью. Дети импульсивны, непоследовательны в поступках и отношениях, недостаточно ответственны. Часто они отвергают ценности родителей, но вместо этого не в состоянии предложить ничего своего. Влившись во взрослую жизнь, они продолжают метаться и долго остаются неприкаянными.
Динамика развития в ранней юности зависит от ряда условий. Прежде всего, это особенности общения со значимыми людьми, существенно влияющие на процесс самоопределения. Уже в переходный от подросткового к юношескому возрасту период у детей возникает особый интерес к общению со взрослыми. В старших классах эта тенденция усиливается.
С родителями обсуждаются в это время жизненные перспективы, главным образом, профессиональные. С отцом уточняются важнейшие планы на будущее, намечаются способы достижения поставленных целей и, кроме того, анализируются трудности, связанные с учебой. Диапазон вопросов, обсуждаемых с матерью, шире: он включает, помимо планов на будущее, удовлетворенность ситуацией в школе и особенности жизни в семье. Жизненные планы дети могут обсуждать и с учителями, и со своими взрослыми знакомыми, чье мнение для них важно.
Общение со сверстниками тоже необходимо для становления самоопределения в ранней юности, но оно имеет другие функции. Общение с друзьями остается интимно-личностным, исповедальным. Он так же, как и в подростковом возрасте, приобщает другого к своему внутреннему миру – к своим чувствам, мыслям, интересам, увлечениям.
Юность считается привилегированным возрастом дружбы, но сами старшеклассники считают настоящую дружбу редкой. Эмоциональная напряженность дружбы снижается при появлении любви. Юношеская любовь предполагает большую степень интимности, чем дружба, и она как бы включает в себя дружбу. Противопоставление любви как высокого чувства и биологической сексуальной потребности особенно резко выражено у мальчиков.
Мальчики часто преувеличивают физические аспекты сексуальности, но некоторые пытаются от этого отгородиться. Обычно в таких случаях психологической защитой служат аскетизм или интеллектуализм.
Старшеклассники так же, как и подростки, бывают склонны подражать друг другу и самоутверждаться в глазах сверстников с помощью действительных или мнимых «побед». Не только в средних, но и в старших классах легкие влюбленности напоминают эпидемии: как только появляется одна пара, тут же влюбляются все остальные. Причем многие увлекаются одновременно одной и той же наиболее популярной в классе девочкой (или мальчиком).
Способность к интимной юношеской дружбе и романтической любви, возникающая в этот период, скажется в будущей взрослой жизни. Эти наиболее глубокие отношения определят важные стороны развития личности, моральное самоопределение и то, кого и как будет любить уже взрослый человек.
Использованная литература:
1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология [Текст] / Г.С. Абрамова. – Екатеринбург: Деловая книга, 1999 – 621 с.
2. Возрастная и педагогическая психология [Текст] / Под ред. А.В. Петровского. –М.: Просвещение, 1979 – 276 с.
3. Гамезо, М.В. Возрастная психология: личность от молодости до старости [Текст] / М.В. Гамезо, В.С. Герасимова, Г.Г. Горелова, Л.М. Орлова. – М.: Ноосфера, 1999 – 322 с.
4. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология [Текст] / Л.Ф. Обухова. - М.: Роспедагентство, 1996 – 372 с.
5. Першина, Л.А. Возрастная психология [Текст] / Л.А Першина. – М.: Академический Проект, 2004 – 211 с.
6. Психология среднего возраста, старения, смерти [Текст] / Под ред. А.А. Реана – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003 – 384 с.
7. Хрестоматия по возрастной психологии [Текст] / Сост. Л.М. Семенюк / Под ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Международная педагогическая академия, 1994 – 336 с.
8. Крайг, Г. Психология развития [Текст] / Г. Крайг – СПб.: Питер, 2002 – 987 с.
9. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия [Текст] / Сост. И.В. Дубровина. – 3-е стер. – М.: Академия, 2005 – 532 с.
10. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии: Работы советских психологов периода 1946–1980 г.г. [Текст] / Под ред. И.И. Ильясова. – М.: Московский университет, 1981 – 411 с.