Модуль 3. социальная психология

Самостоятельная проработка и конспектирование учебной литературы по вопросам, вынесенным на семинарские занятия.

Составление терминологического словаря.

Подготовка презентационного проекта.

Подготовка к тестированию.

Подготовка к экзамену.

Примерная тематика презентаций

1. Предмет и задачи социальной психологии.

2. Первые формы социально-психологического знания.

3. Общение и механизмы межличностной перцепции.

4. Теория атрибуции.

5. Проблема межсубъектных отношений.

6. Психотехника общения.

7. Особенности обратной связи в межличностном общении.

8. Малые и большие группы.

9. Параметры малых групп: групповые нормы, сплоченность, психологический климат.

10. Нормативное и конформное поведение в группе.

11. Феномен группового давления.

12. Стиль группового поведения.

13. Истоки и классические исследования лидерства и руководства.

14. Теории харизматического лидерства.

15. Теория преобразующего лидерства. Теория социального научения.

16. Теория конституентов и интерактивный анализ.

17. Формирование лидерства. Стили лидерства.

18. Управление лидерством. Роли лидеров.

19. Интеграция лидеров. Устранение деструктивного лидерства.

20. Основные теоретические подходы в рассмотрении феномена этничности.

21. Понятие национального самосознания. Соотношение этнического сознания и самосознания с национальным сознанием и самосознанием.

22. Этнос и культура.

23. Понятие конфликта: подходы к определению.

24. Межличностные конфликты.

25. Стратегии разрешения конфликта.

26. Управление конфликтами: этапы, формы вмешательства.

27. Проблема личности в социальной психологии.

28. Социализация личности. Институты социализации.

29. Социальные установки и реальное поведение. Изменение социальных установок.

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО КУРСУ ВОЗРАСТНОЙ, ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

1. Предмет и методы возрастной психологии.

2. Биогенетические подходы к проблеме психического развития.

3. Социогенетические подходы к проблеме развития.

4. Теории конвергенции двух факторов.

5. Подходы, подчёркивающие активность личности в процессе своего развития.

6. Проблема возрастной периодизации в психологии.

7. Отечественные схемы периодизации психического развития (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, В.И. Слободчиков).

8. Зарубежные периодизации: З. Фрейд, Э. Эриксон, А. Валлон.

9. Периодизация интеллектуального развития (Ж. Пиаже, Дж. Брунер).

10. Развитие морального сознания личности (Л. Колберг).

11. Характеристика новорожденного, основные признаки окончания периода новорожденности.

12. Младенческий возраст и формирование потребности в общении.

13. Общая характеристика раннего детского возраста и нормативного кризиса 3-х лет.

14. Старший дошкольный возраст и его основные новообразования.

15. Развитие личности младшего школьника и основные новообразования возраста.

16. Основные варианты неблагоприятного развития младшего школьника и их коррекция.

17. Основные проблемы подросткового возраста. Причины девиантности подростков.

18. Мотивация учения в подростковом и юношеском возрасте.

19. Психологические теории подросткового возраста.

20. Основные черты психологии ранней юности. Поиск идентичности.

21. Общая характеристика педагогической психологии как отрасли психологических знаний. Предмет и задачи педагогической психологии.

22. Характеристика педагогической деятельности – структура, цели, функции, содержание, продуктивность.

23. Психологические проблемы школьной отметки и оценки.

24. Мотивация педагогической деятельности. Современные требования к личности учителя.

25. Профессиональное развитие учителя. Профессиональные деформации и их влияние на продуктивность профессиональной деятельности педагога.

26. Индивидуальный стиль педагогической деятельности. Стили педагогического общения.

27. Характеристика образовательного процесса как объекта педагогической психологии, цели и задачи современного образовательного процесса.

28. Психологические критерии эффективности образовательного процесса.

29. Учебная мотивация.

30. Психологическая готовность к школе.

31. Общая характеристика учебной деятельности.

32. Школьник как субъект учебной деятельности. Механизмы формирования субъектной позиции в учении.

33. Обучаемость – важнейшая характеристика субъекта учебной деятельности.

34. Психологические основы развивающего обучения.

35. Теория поэтапного формирования умственных действий.

36. Личностно-ориентированное обучение.

37. Психологические причины неуспеваемости. Типы неуспевающих школьников и работа с ними.

38. Психологическая сущность воспитания. Проблема целей воспитания в психологии.

39. Психологическая характеристика способов педагогического воздействия (директивных и недирективных), их значение в становлении способности к саморазвитию школьников.

40. Социально–психологические аспекты воспитания в семье и коллективе.

41. Предмет и задачи социальной психологии.

42. Первые формы социально-психологического знания.

43. Параметры малых групп: групповые нормы, сплоченность, психологический климат. Стиль группового поведения.

44. Нормативное и конформное поведение в группе. Феномен группового давления.

45. Истоки и классические исследования лидерства и руководства. Теории лидерства.

46. Основные теоретические подходы в рассмотрении феномена этничности.

47. Этнос и культура.

48. Понятие конфликта: подходы к определению. Межличностные конфликты.

49. Стратегии разрешения конфликта. Управление конфликтами: этапы, формы вмешательства.

50. Социализация личности. Институты социализации. Социальные установки и реальное поведение.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Интернет-ресурсы:

1. Мир психологии (http://psychology.net.ru/) - На страницах сайта представлены многочисленные материалы по популярной и научной психологии, большая коллекция тестов, методический материал для работы психолога, словарь психологических терминов и др.

2. Psychology-online (http://psychology-online.net/) - научная и популярная психология: история, теория, практика. Психологическая библиотека содержит тексты по общей, педагогической и социальной психологии, методические разработки для студентов и преподавателей психологии, аннотации журналов по психологии. Научная и популярная психология (статьи, обзоры). Справочные материалы по психологии. Широкий выбор книг по психологии в книжном интернет-магазине.

3. Эти-дети (http://www.eti-deti.ru/) - Крупнейший сайт о детской психологии. Статьи по психологии и педагогике для родителей и специалистов.

4. Вопросы психологии (http://www.voppsy.ru/tr.htm) - Научный журнал с основополагающими статьями. http://www.vopps.ru/tr.htmДоступно содержание номеров с 1993 по 2002 гг. и публикации журнала за 1995-1999 гг. Имеется тематическая подборка статей.

5. Московский психологический журнал (http://www.mospsy.ru/) - проект сетевого издания. Актуальные статьи по всем направлениям психологической науки.

6. ПСИХЕЯ (http://www.psycheya.ru/inf/info links.html) - Интерес представляет библиотека текстов: от основоположников научных школ и теорий до актуальных статей современных авторов. Ценная подборка ссылок на психологические ресурсы.

7. Флогистон (http://www.flogiston.ru/) - Обширная психологическая библиотека: книги, статьи, переводы, списки литературы по психологии, биографии психологов. Актуальная информация о последних исследованиях в психологии. Анонсы текущих событий в мире психологии: конференций, тренингов, конкурсов, грантов. Интервью с ведущими психологами России и зарубежья. Обзоры психологических сайтов.

8. Институт развития личности (http://www.ipd.ru/) - информация о программах института развития личности, научные и популярные статьи по психологии и личностному развитию, обзоры интересных книг и др.

9. Psychology (http://www. psychology.ru/) – Один из самых популярных ресурсов по психологии. Ценен своей виртуальной библиотекой, в которой нашли отражение как классика психологии, так и современные исследования (книги, тексты, словари, анонсы, обзоры). Новости психологии, календарь, события, конференции.

10. Психологический словарь(http://psi.webzone.ru/index.htm) - электронная интернет-версия изданного на CD психологического справочника «Психология – идея, ученые, труды» в серии «Мультимедийная энциклопедия знаний» Центрального регионального отделения РАО. Психологический словарь содержит более 1500 статей из области психологии.

Карта обеспечения дисциплины учебно-методической литературой

Наши рекомендации