Модуль 3. социальная психология
Самостоятельная проработка и конспектирование учебной литературы по вопросам, вынесенным на семинарские занятия.
Составление терминологического словаря.
Подготовка презентационного проекта.
Подготовка к тестированию.
Подготовка к экзамену.
Примерная тематика презентаций
1. Предмет и задачи социальной психологии.
2. Первые формы социально-психологического знания.
3. Общение и механизмы межличностной перцепции.
4. Теория атрибуции.
5. Проблема межсубъектных отношений.
6. Психотехника общения.
7. Особенности обратной связи в межличностном общении.
8. Малые и большие группы.
9. Параметры малых групп: групповые нормы, сплоченность, психологический климат.
10. Нормативное и конформное поведение в группе.
11. Феномен группового давления.
12. Стиль группового поведения.
13. Истоки и классические исследования лидерства и руководства.
14. Теории харизматического лидерства.
15. Теория преобразующего лидерства. Теория социального научения.
16. Теория конституентов и интерактивный анализ.
17. Формирование лидерства. Стили лидерства.
18. Управление лидерством. Роли лидеров.
19. Интеграция лидеров. Устранение деструктивного лидерства.
20. Основные теоретические подходы в рассмотрении феномена этничности.
21. Понятие национального самосознания. Соотношение этнического сознания и самосознания с национальным сознанием и самосознанием.
22. Этнос и культура.
23. Понятие конфликта: подходы к определению.
24. Межличностные конфликты.
25. Стратегии разрешения конфликта.
26. Управление конфликтами: этапы, формы вмешательства.
27. Проблема личности в социальной психологии.
28. Социализация личности. Институты социализации.
29. Социальные установки и реальное поведение. Изменение социальных установок.
ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО КУРСУ ВОЗРАСТНОЙ, ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
1. Предмет и методы возрастной психологии.
2. Биогенетические подходы к проблеме психического развития.
3. Социогенетические подходы к проблеме развития.
4. Теории конвергенции двух факторов.
5. Подходы, подчёркивающие активность личности в процессе своего развития.
6. Проблема возрастной периодизации в психологии.
7. Отечественные схемы периодизации психического развития (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, В.И. Слободчиков).
8. Зарубежные периодизации: З. Фрейд, Э. Эриксон, А. Валлон.
9. Периодизация интеллектуального развития (Ж. Пиаже, Дж. Брунер).
10. Развитие морального сознания личности (Л. Колберг).
11. Характеристика новорожденного, основные признаки окончания периода новорожденности.
12. Младенческий возраст и формирование потребности в общении.
13. Общая характеристика раннего детского возраста и нормативного кризиса 3-х лет.
14. Старший дошкольный возраст и его основные новообразования.
15. Развитие личности младшего школьника и основные новообразования возраста.
16. Основные варианты неблагоприятного развития младшего школьника и их коррекция.
17. Основные проблемы подросткового возраста. Причины девиантности подростков.
18. Мотивация учения в подростковом и юношеском возрасте.
19. Психологические теории подросткового возраста.
20. Основные черты психологии ранней юности. Поиск идентичности.
21. Общая характеристика педагогической психологии как отрасли психологических знаний. Предмет и задачи педагогической психологии.
22. Характеристика педагогической деятельности – структура, цели, функции, содержание, продуктивность.
23. Психологические проблемы школьной отметки и оценки.
24. Мотивация педагогической деятельности. Современные требования к личности учителя.
25. Профессиональное развитие учителя. Профессиональные деформации и их влияние на продуктивность профессиональной деятельности педагога.
26. Индивидуальный стиль педагогической деятельности. Стили педагогического общения.
27. Характеристика образовательного процесса как объекта педагогической психологии, цели и задачи современного образовательного процесса.
28. Психологические критерии эффективности образовательного процесса.
29. Учебная мотивация.
30. Психологическая готовность к школе.
31. Общая характеристика учебной деятельности.
32. Школьник как субъект учебной деятельности. Механизмы формирования субъектной позиции в учении.
33. Обучаемость – важнейшая характеристика субъекта учебной деятельности.
34. Психологические основы развивающего обучения.
35. Теория поэтапного формирования умственных действий.
36. Личностно-ориентированное обучение.
37. Психологические причины неуспеваемости. Типы неуспевающих школьников и работа с ними.
38. Психологическая сущность воспитания. Проблема целей воспитания в психологии.
39. Психологическая характеристика способов педагогического воздействия (директивных и недирективных), их значение в становлении способности к саморазвитию школьников.
40. Социально–психологические аспекты воспитания в семье и коллективе.
41. Предмет и задачи социальной психологии.
42. Первые формы социально-психологического знания.
43. Параметры малых групп: групповые нормы, сплоченность, психологический климат. Стиль группового поведения.
44. Нормативное и конформное поведение в группе. Феномен группового давления.
45. Истоки и классические исследования лидерства и руководства. Теории лидерства.
46. Основные теоретические подходы в рассмотрении феномена этничности.
47. Этнос и культура.
48. Понятие конфликта: подходы к определению. Межличностные конфликты.
49. Стратегии разрешения конфликта. Управление конфликтами: этапы, формы вмешательства.
50. Социализация личности. Институты социализации. Социальные установки и реальное поведение.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Интернет-ресурсы:
1. Мир психологии (http://psychology.net.ru/) - На страницах сайта представлены многочисленные материалы по популярной и научной психологии, большая коллекция тестов, методический материал для работы психолога, словарь психологических терминов и др.
2. Psychology-online (http://psychology-online.net/) - научная и популярная психология: история, теория, практика. Психологическая библиотека содержит тексты по общей, педагогической и социальной психологии, методические разработки для студентов и преподавателей психологии, аннотации журналов по психологии. Научная и популярная психология (статьи, обзоры). Справочные материалы по психологии. Широкий выбор книг по психологии в книжном интернет-магазине.
3. Эти-дети (http://www.eti-deti.ru/) - Крупнейший сайт о детской психологии. Статьи по психологии и педагогике для родителей и специалистов.
4. Вопросы психологии (http://www.voppsy.ru/tr.htm) - Научный журнал с основополагающими статьями. http://www.vopps.ru/tr.htmДоступно содержание номеров с 1993 по 2002 гг. и публикации журнала за 1995-1999 гг. Имеется тематическая подборка статей.
5. Московский психологический журнал (http://www.mospsy.ru/) - проект сетевого издания. Актуальные статьи по всем направлениям психологической науки.
6. ПСИХЕЯ (http://www.psycheya.ru/inf/info links.html) - Интерес представляет библиотека текстов: от основоположников научных школ и теорий до актуальных статей современных авторов. Ценная подборка ссылок на психологические ресурсы.
7. Флогистон (http://www.flogiston.ru/) - Обширная психологическая библиотека: книги, статьи, переводы, списки литературы по психологии, биографии психологов. Актуальная информация о последних исследованиях в психологии. Анонсы текущих событий в мире психологии: конференций, тренингов, конкурсов, грантов. Интервью с ведущими психологами России и зарубежья. Обзоры психологических сайтов.
8. Институт развития личности (http://www.ipd.ru/) - информация о программах института развития личности, научные и популярные статьи по психологии и личностному развитию, обзоры интересных книг и др.
9. Psychology (http://www. psychology.ru/) – Один из самых популярных ресурсов по психологии. Ценен своей виртуальной библиотекой, в которой нашли отражение как классика психологии, так и современные исследования (книги, тексты, словари, анонсы, обзоры). Новости психологии, календарь, события, конференции.
10. Психологический словарь(http://psi.webzone.ru/index.htm) - электронная интернет-версия изданного на CD психологического справочника «Психология – идея, ученые, труды» в серии «Мультимедийная энциклопедия знаний» Центрального регионального отделения РАО. Психологический словарь содержит более 1500 статей из области психологии.
Карта обеспечения дисциплины учебно-методической литературой