Тема 3. Корреляционный анализ
1. С помощью какого статистического метода можно выяснить, связано ли предпочтение трех групп напитков (соки, лимонады, минеральные воды) с сезонностью (зима, весна, лето, осень):
А) вычисление коэффициента корреляции пирсона
Б) анализ таблиц относительного частотного распределения
В) анализ таблиц сопряженности
2. При анализе таблиц сопряженности целью применения критерия χ2 является:
а) установление степени соответствия между наблюдаемыми и ожидаемыми значениями ячеек таблицы кросстабуляции.
б) сравнение двух (или более) распределений между собой.
в) определение принадлежности объекта выборки к одной из градаций номинативной переменной.
3. В каком случае правильно определено сочетание основных показателей в корреляционном анализе:
А) взаимозависимость измеренных переменных и статистическая значимость взаимозависимости
Б) сила и направление связи между независимыми номинативными переменными
В) сила, направление и надежность связи между измеренными переменными
4. В каком случае можно говорить о том, что в результате корреляционного анализа отвергнута h0 :
а) r= 0,517 p<0,05
б) r = -0,134 p<0,05
в) r=0, 546 p>0,1
5. Каким образом при определении взаимосвязи между двумя переменными можно выяснить, не обусловлена ли эта связь действием третьей переменной:
А) вычислением частной корреляции
Б) вычислением общей статистической значимости корреляции всех трех переменных
В) проверкой гипотезы о различиях корреляций
6. В каком случае исследование проводится на независимых выборках:
А) изучаются показатели успеваемости студентов мужчин и женщин
Б) проводится измерение успеваемости всех студентов до и после праздника
В) изучается предпочтение, отдаваемое тому или иному виду спорта братьями-близнецами
7. Провести корреляционный анализ с данными
Порядковый номер | имя абитуриента | пол | тест по иностранному языку | сочинение | человек и общество |
Людмила А. | 4.5 | 4.5 | |||
Галина А. | |||||
Владимир А | 4.5 | 4.5 | |||
Геннадий Б. | 3.5 | 3.5 | |||
Сергей Б. | 4.5 | ||||
Мария Б. | 4.5 | ||||
Наталья Б. | |||||
Нина В. | 3.5 | ||||
Елена Г. | 4.5 | 4.5 | |||
Александр Д. | 3,5 | ||||
Юрий Е. | |||||
Виктор Ж. | 4.5 | ||||
Антон З. | 3.5 | ||||
Ольга К. | |||||
Григорий К. | |||||
Ольга К. | 4.5 | ||||
Валентина Л. | |||||
Людмила П. | 3.5 | ||||
Андрей Р. | |||||
Виктор Р. | 4.5 | ||||
Татьяна Ф. | 3.5 | ||||
Валентин Ш. | 3.5 | 4.5 | |||
Виктория Я. | |||||
Сергей Я. | 4.5 | 4.5 | |||
Светлана Я. | 4.5 |
Далее опишите полученную корреляционную матрицу по показателю сочинение
Тема 4. Непараметрические методы сравнения выборок
Задания.
1. С помощью какой статистической процедуры можно провести сравнение успеваемости студентов и студенток, если переменная «успеваемость» задана метрической шкалой:
А) построением таблиц сопряженности
Б) применением t-критерия стьюдента для независимых выборок
В) вычислением коэффициента корреляции
2. Для того, чтобы выявить различия в интеллекте студентов 1 и 5 курсов, следует применить:
А) критерий t-стьюдента для зависимых выборок
Б) критерий t-стьюдента для независимых выборок
В) критерий t-стьюдента для одной выборки
3. Дисперсионный анализ предназначен:
А) для сравнения двух независимых выборок
Б) для установления степени взаимосвязи переменных в независимых выборках
В) для сравнения нескольких выборок
4. Факторный анализ позволяет установить:
а) сравнительно узкий набор «свойств» для большого числа исходных признаков, характеризующих связь между группами этих признаков и называемых факторами
Б) уровень взаимосвязи между всеми переменными, измеренными в метрической шкале
В) характер изменения значений переменных, выраженных в метрической шкале, под влиянием переменных, выраженных в номинативной шкале.
5. проведите сравнение двух независимых выборок с помощью критерия Манна-Уитни по показателю «пол», который показывает насколько совпадают (пересекаются) два ряда значений измеренного признака.
III. Материалы для текущей и итоговой аттестации слушателей
Вопросы к зачету
1. Признаки и переменные
1. Шкалы измерения признаков
2. Формирование таблиц психологических данных.
3. Выборочная и генеральная совокупность
4. Объем выборки и статистическая достоверность.
5. Зависимые и независимые выборки
6. Оценки параметров распределений (меры центральной тенденции, меры разброса)
7. Нормальный закон распределения и его применение
8. Таблицы и графики распределения частот
9. Частотный анализ и описательные статистики в SPSS.
10. Принципы проверки статистических гипотез и принятия решений
11. Уровни статистической значимости
12. Ошибки первого и второго рода
13. Использование Т-теста
14. Корреляционный анализ данных
15. Непараметрические методы исследования
16. Дисперсионный анализ
17. Ассоциативный анализ корреляционный анализ
18. Линейная регрессия
19. Перекрестные распределения
20. Логостическая регрессия
21. Дискриминантный анализ
22. Факторный анализ
23. Кластерный анализ.
24. Общее понятие многомерных методов анализа статистических данных
IV. Список рекомендуемой литературы
4.1. Основная литература
1. | Артемьева Е.Ю., Мартынов Е.М. Вероятностные методы в психологии. – М.: МГУ, 1975. |
1. | Венецкий И.Г., Венецкая В.И. Основные математико-статистические понятия и формулы в экономическом анализе. Справочник. – М.: Высшая школа, 1979. |
2. | Гласс Дж., Стэнли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. – М.: Прогресс, 1976. |
3. | Головина Г.М..., Крылов В.Ю.., Савченко Е.Н. Математические методы в современной психологии: статус, разработка, применение. - М., 1995. |
4. | Гусев А.Н. Дисперсионный анализ в экспериментальной психологии: Учебное пособие для студентов факультетов психологии. – М., 2000 |
5. | Гусев А.Н., Измайлов Ч.А., Михалевская М.Б. Измерения в психологии: общий психологический практикум. - М., 1997. |
6. | Ермолаев О.Ю. Математическая статистика для психологов. – М: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2003. – 336 с. |
7. | Кремень М. А. Математические методы в научных исследованиях: для педагогов и психологов. Мн, 1998. |
8. | Наследов Д.А. Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования: анализ и интерпретация данных.- СПб., 2004. |
9. | Паповян С.С. Математические методы в социальной психологии. М.: Наука, 1983. |
10. | Поллард Дж. Справочник по вычислительным методам статистики. М., 1982 |
11. | Пономарев Ю.П. Игровые модели: математические методы, психологический анализ. – М.: Наука, 1991. |
12. | Салий В. Н. Введение в вероятность и теория информации для психологов. Саратов, 1977. |
13. | Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. – СПб.: «Речь», 2000. |
14. | Созонова М.С. Математические методы в психологии: Учебное пособие. – Тобольск: ТГПИ им.Д.И. Менделеева, 2006 |
15. | Суходольский Г.В. Основы математической обработки в психологии. – СПб., 1998. |
16. | Терехина А.Ю. Анализ данных методами многомерного шкалирования. – М., 1986. |
17. | Тюрин Ю.Н. Непараметрические методы статистики. М.: Знание, 1978. |
18. | Харман Г. Современный факторный анализ. – М., 1972. |
19. | Шакурова З. А., Казанцева, Э. Р. Основы математической статистики для психологов. Челябинск, 1997. |
4.2. Дополнительная литература
1. | Гмурман В. Е. Теория вероятностей и математическая статистика. М., 1997. |
2. | Дубров А.М., Мхитарян В.С., Трошин Л.И. Многомерные статистические методы. - М.: Финансы и статистика, 2000. |
3. | Дюран Б., Оделл Г. Кластерный анализ. – М.: Статистика, 1977. |
4. | Жамбю М. Иерархичемкий кластер-анализ и соответствия. – М.: Финансы и статистика, 1988. |
5. | Жук Е.Е., Харин Ю.С. Устойчивость в кластер-анализе многомерных наблюдений. – Мн.: Белгосуниверситет, 1998. |
6. | Захаров В.Н., Севастьянов В.А., Чистяков В.П. Теория вероятностей. М.: Наука,1980. |
7. | Иберла К. Факторный анализ. – М.: Статистика, 1980. |
8. | Кимбл Г. Как правильно пользоваться статистикой. М., 1982. |
9. | Лоули Д., Максвелл А. Факторный анализ как статистический метод. – М.: Мир, 1967. |
10. | Мандель И.А. Кластерный анализ. – М.: Финансы и статистика, 1988. |
11. | Наследов Д.А. SPSS: Компьютерный анализ данных в психологии и социальных науках. – СПб.:Питер, 2005. |
12. | Окунь Я. Факторный анализ. – М.: Статистика, 1974. |
13. | Петрова Т.А., Сергеева Е.А. Элементы теории вероятностей и математической статистики. М.: изд-во МНЭПУ, 1999. |
14. | Полунин И.Ф. Курс математического программирования. Минск: Вышейшая школа, 1970. |
15. | Рунион Р. Справочник по непараметрической статистике. - М., 1980. |
16. | Факторный, дискриминантный и кластерный анализ. – М.: Финансы и статистика, 1989. |
17. | Харман Г. Современный факторный анализ. – М.: Статистика, 1972. |
4.3. Литература для самостоятельного изучения
1. Артемьева Е. Ю., Мартынов Е. М. Вероятностные методы в психологии. – М., 1975. – 200 с.
2. Грабарь М. И., Краснявская К. А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. Непараметрические методы. – М.: Педагогика, 1977. – 135 с.
3. Закс Л. Статистическое оценивание. – М.: Высшая школа, 1976.
4. Климова Т. Е. Методы корреляционного анализа в педагогике: Учеб.-метод. пособие. – Магнитогорск: МаГУ, 2000. – 96 с.
5. Лупандин В. И. Математические методы в психологии. – Екатеринбург: Изд-во УрГУ, 1996.
6. Ряузов Н. Н. Общая теория статистики. – 2-е изд., пер. и доп. – М.: Статистика, 1971. – 368 с.
7. Свиридов А. П. Основы статистической теории обучения и контроля знаний: Метод. пособие. – М., 1981. – 262 с.
8. Анастази А. Психологическое тестирование: В 2 т. - М., 1982.
9. Афифи А., Эйзен С. Статистический анализ. Подход с использованием ЭВМ. - М., 1982.
10. Биркгофф Г. Математика и психология. - М., 1977.
11. Борель Эм., Дельтейль Р., Юрон Р. Вероятности, ошибки. - М., 1972.
12. Решлен М. Измерение в психологии //Экспериментальная психология /Под ред. П. Фресса, Ж. Пиаже. М., 1966. Вып. 1, 2.
13. Умрюхин Е.А. Основные направления математической психологии за рубежом //Математика и психология /Под ред. В.Ф. Рубахина. - М., 1976.
3. Психология труда и эргономика (зачёт)
Самостоятельная работа слушателей
Тема. Методологические основы и методы психологии труда и эргономики.
Подготовить вопросы для обсуждения на семинарском занятии:
1.Проблемы предмета психологии труда.
2.Основные разделы психологии труда.
3.Понятие «эргономика»
4.Взаимосвязи психологии труда с другими дисциплинами.
5.История психологии труда и эргономики
а) История зарубежной психологии труда и эргономики
б) Психология труда и эргономики в России.
в) Тенденции развития общества и общественного производства.
6. Методы в психологии труда и эргономики.
Учебные задания.
Задание 1. Ниже приводятся отрывки из статей П. Н. Нестерова. Попытайтесь дать им интерпретацию в терминах предмета, метода и результата психологического исследования труда.
«Милостивый государь, господин редактор, прежде всего приношу вам свою благодарность за заметку в вашей газете о моем полете. Она, кажется, единственная, которая близка к истине, так как вами был избран совершенно правильно источник для освещения события, а именно, один из моих товарищей, которые хорошо знают меня, и, конечно, только они могли правильно объяснить мои побуждения...» [84].
«Иногда приходится планировать на очень маленькую площадку, что возможно при очень крутом повороте, т. е. при большом крене и беря на себя руль глубины, а между тем при планировании каждому «инстинктивно» кажется, что руль глубины должен быть на снижение.
И много еще разных интересных положений можно найти, когда «инстинктивное» движение может погубить авиатора. Вот для доказательства своих взглядов я проделывал, как некоторые называют, опасные фокусы, пли «трюки»... виражи с креном до 85 градусов, пологие планирующие спуски, при которых останавливался винт на «Ньюпоре», заставлял аппарат скользить на крыло или на хвост и выравнивал его, чтобы быть готовым ко всему и, наконец, для окончательного доказательства, как пример поворота аэроплана одним только рулем глубины, я сделал поворот в вертикальной плоскости, т. е. «мертвую петлю».
Благодаря подобным опытам, мне не страшно никакое положение аппарата в воздухе, а мои товарищи теперь знают, что нужно сделать в том или ином случае...
Свой опыт я не производил до сего времени только потому, что сначала еще не выяснил всех положений, в которых я мог бы очутиться в случае упадка духа во время исполнения: а затем я ожидал свой аппарат, который я мог бы по-своему урегулировать.
Получив недавно аппарат Ньюпор, сборки завода Дукс и сделав на нем не более 10 часов, я решился, наконец, выполнить свою мечту... За все время этого 10-секундного полета я чувствовал себя так же, как и при горизонтальном повороте с креном градусов в 70—80, т. е. ощущаешь телом поворот аэроплана, как, например, лежа в поезде, чувствуешь телом поворот вагона.
Я очень малокровный; стоит мне немного поработать, согнувшись в кабинке «Ньюпора», и в результате от прилива крови — сильное головокружение. Здесь же я сидел несколько мгновений вниз головой и прилива крови к голове не чувствовал; стремления отделиться от сидения тоже не было, и ноги давили на педали...».
Вообще я не понимаю иных полетов, кроме полетов с разнообразными скольжениями, крутыми виражами. Только такие полеты и вырабатывают в истинном смысле слова воздушных людей, которые так необходимы.., И, по всей вероятности, эти «мертвые петли» и другие сопутствующие им воздушные явления сделаются обязательными предметами авиационных курсов»( К истории отечественной авиационной психологии. Под ред. Н.К.Платонова. М., 1981).
Задание 2. Предлагаемым ниже высказываниям и фактам постарайтесь дать истолкование в терминах психологии.
Примерно в середине 80-х годов прошлого века в России попечительство харьковской арестантской роты возбудило перед высшими инстанциями вопрос о поощрении арестантского труда, ссылаясь на опыт «…успех в производстве работ, скорое и правильное выполнение их арестантами могут быть достигнуты единственно только при известном вознаграждении арестантов за их труд, что показал на деле и опыт харьковского тюремного комитета, который увеличив прежнюю плату арестантам… достиг этим полного успеха, так что самое число вещей, которое в прежнее время производилось арестантами в течении шести месяцев, в текущем году окончено ими в два месяца, и кроме сего, на эту работу явились и те арестанты, которые до сего скрывали свои познания в мастерствах». (Коц Е. Несколько слов об арестантском труде // Архив истории труда в России. Пг., 1923).
Задание 3. Дайте интерпретацию пословиц и поговорок в контексте системы понятий и проблем психологии труда.
А) «Старая кобыла борозды не портит»
Б) Крой да песни пой; шить станешь – наплачешься»
В) «Не боги и горшки обжигают»
Задание 4. Ниже приведены краткие высказывания некоторых авторов. Постарайтесь распределить их по следующим темам, разделам: а) психология профессии; б) психология трудовой деятельности или субъекта труда (индивидуального или группового) в определенных типичных ситуациях; в) психологические аспекты работоспособности, утомления; г) психологические вопросы формирования (обучения, воспитания, самовоспитания) профессионала; д) психологические вопросы профессионального самоопределения на этапе выбора профессии, обдумывания профессионального будущего; е) общетеоретические, методологические вопросы психологии трудовой деятельности.
1. «Начертательная геометрия... должна, главным образом, развивать конструктивное воображение, а не умение решать типовые задачи (по теоремам)...» (П. К. Энгельмейер, 1890).
2. «Таким образом, мы должны заниматься разбором междучеловеческих отношений в большей степени, нежели чисто научно-медицинскими воч-росами. и без этого рассмотрения мы не можем поедложить рациональных мер для устранения несчастных случаев» (М. С. Уваров, Л. М. Лялин, 1907).
3. «Мы сперва рассмотрим отдельные психологические процессы, соответствующие тем или иным моментам рассматриваемых профессий, возникающие одновременно и параллельно моментам ремесла, в зависимости от условий окружающей среды, и, в то же время, постараемся показать причинную их связь: совокупность признаков, определяющих психологическую характеристику отдельных групп и лиц, входящих в состав каждой профессии, иначе сказать — их коллективную и индивидуальную психологию... Этого нельзя достигнуть при сравнении психологических и физических процессов, но вполне возможно при избранной нами постановке вопроса, где моральные причины, действующие в сфере ремесла, являются возбудителями психических процессов» (И. И. Рихтер, 1895).
4. «Для наилучшего развития преобладающих способностей в более зрелом возрасте служит сама профессия, если она соответствует преобладающим способностям и склонностям» (В. П. Вахтеров, 1913).
5. «...при моральном заинтересовывании нужно делать пожертвования не денег, что очень не трудно, а пожертвования своего собственного «я», что вообще говоря не легко...» (Д. И. Журавский, 1875).
6. «...Когда призвание найдено, мы имеем склонность преувеличивать значение нашей профессии, украшать ее всеми цветами радуги» (В. П. Вахтеров, 1913).
7. «Мы должны... изучить себя, чтобы... знать, какую работу мы можем давать себе с уверенностью, что будет выполнена нами должным образом ..чтобы выработать себе норму рабочего дня, наиболее подходящую нашему организму, как рабочей машине» (А. Л. Щеглов, 1909).
8. « Какие способности преобладали у вас в детстве? 2. В каком возрасте проявилась каждая из способностей? 3. Были ли эти способности развиты или заглохли? 4. Соответствует ли ваша настоящая профессия преобладающей склонности или избрана случайно?» (В. П. Вахтеров, 1913).
9. «...Конструктивное воображение, т. е. такое, которое по частностям строит целое... Оно... технику создает образ машины, когда он пересматривает только чертежи ее частей. Конструктивное воображение есть уже почти творчество» (П. К. Энгельмейер, 1890).
10. «...мы должны изыскать возможно более элементарное, а следовательно, и универсальное мерило, которое давало бы нам возможность видеть и оценить не столько валовое количество сложной работы, которую способно произвести в данный момент данное лицо и в производстве которого участвует масса факторов, сколько самую напряженность психических процессов, их динамическое состояние, как одно из наиболее важных и ценных условий нашей деятельности» (А. Л. Щеглов, 1909).
11. «При распределении рабочих по занятиям и одновременно по месту рождения, нередко получаются такие группы, где на одном каком-либо занятии встречаются уроженцы не только одной губернии, но даже исключительно одной ограниченной местности губернии. К числу таких типичных случаев принадлежат рогожники — исключительно уроженцы Мосальского уезда Калужской губернии, точильщики фарфоровых фабрик — уроженцы Бронницкого уезда Московской губернии» (Е. М. Дементьев, 1893).
Литература.
1.Климов Е.А., Коснова О.Г. История психологии труда в России. М., 1992.
2. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинста. М., 2001.
3. Толочек В.А. Современная психология труда. СПб, 2005.
Тема. Психологическая характеристика трудовой деятельности
Подготовить вопросы для обсуждения на семинарском занятии:
1. Социальная характеристика труда. Тяжесть труда. Условия труда. Классификация условий труда.
2. Психологическая характеристика труда. Психологические факторы безопасности труда.
3. Психологические функции и структура труда.
4. Классификационные признаки трудовой деятельности. Виды трудовой деятельности: по содержанию труда, по средствам труда, по условиям труда, по организации труда, по требованиям к субъекту труда.
5. Классификация рабочих профессий. Классификация операторской деятельности. Эргономическая классификация трудовой деятельности.
Учебные задания.
Задание 1. Ниже приведено описание некоторых сторон профессиональной деятельности семейной артели, работающей на стане для ткания рогож (по Е. М. Дементьеву — в сокращении. См.: Е. М. Дементьев. Фабрика, что она дает населению и что она у него берет. М., 1893). Как вы полагаете, каким методом получена данная информация? Какой метод применили бы вы?
— Артель называлась «станом». Рабочие, как правило, были из одной местности, были знакомы между собой, часто приезжала на заработки (на фабрику) целая семья. Каждый из 4-х членов артели имел свои определенные обязанности и кличку: «стоячий», «заводняжка», «ченоваха» и «зарогожник». Счет времени за неимением часов определялся по количеству сотканных рогож. Обычный порядок при изготовлении одного из видов рогож, так называемой «пластовки», состоял в следующем: «С 4-х часов утра работает стан и делает к 8 часам — «первую упряжку» — 7 рогож, после чего все завтракают, не прекращая, однако, работы, на ходу. С 8 часов ложится отдыхать «стоячий», причем его место заступает «зарогожник», а место последнего «заводняжка», проспав 5 рогож, т. е. 2 1/2—3 часа, он вновь принимается за работу с заводняжкой, отдыхать же ложится зарогожннк, также на 5 рогож (2 1/2—3 часа). К 2 часам дня, во вторую упряжку делают следующие 10 рогож, а затем все садятся обедать (0,5 часа). Только накормив стан, ложится отдыхать также на 5 рогож ченоваха (жена главы стана), а за ней на такое же количество времени в 17 час—заводняжка. С 8 часов вечера все четверо работают вместе и делают к 2 часам ночи еще 10 рогож. Всего с обеда до ужина, «в третью упряжку» делается 20 рогож: В 3-м часу ночи стан ужинает и в 2 часа 30 мин ночи все ложатся спать» (Дементьев Е.М. Фабрика, что она дает населению и что она у него берет. М., 1893; С. 831).
Задание 2. Далее приводится отрывок из воспоминаний известного отечественного исследователя Арктики И. Д. Папанина. Он, будучи руководителем экспедиции в центр Арктики на научной дрейфующей станции, подбирал команду полярников. Как подбиралась команда: «под руководителя» или «под задачу»? Какими критериями пользовался И. Д. Папанин (квалификационными, объективными, внешними, психологическими или тестовыми), подбирая свою команду?
О сработанности или совместимости полярников свидетельствует итоговая оценка работы команды, данная ей И. Д. Папаниным?
Я еще не рассказал о тех, с кем мне предстояло делить хлеб и соль, тревоги и радости во время долгой жизни в палатке на льду в Центральной Арктике. В начале подготовки к экспедиции был уже определен и личный состав станции «Северный полюс»; ее персонал состоял из четырех человек: Петра Петровича Ширшова и Евгения Константиновича Федорова — научных работников, радиста Эрнста Теодоровича Кренкеля и меня.
Гидробиолог Петр Ширшов и магнитолог-астроном Евгений Федоров были мне известны как люди трудолюбивые, талантливые, смелые, упорные, прекрасно знающие условия Арктики. Несмотря на свою молодость, эти двое советских ученых не были новичками в Арктике; они принимали участие в северных походах, в работах полярных станций, и поэтому включение их в состав дрейфующей экспедиции было всеми встречено одобрительно.
Не меньше знал я и Эрнста Кренкеля — неутомимого арктического радиста, прославившегося на весь мир во время походов в Центральном полярном бассейне и в работе на полярных научно-исследовательских станциях. Правда, намечался еще один участник станции «Северный полюс» — известный полярный океанограф Владимир Юльевич Визе. Еще в 1912-1914 гг. В. Ю. Визе принимал участие в исторической экспедиции Г. Я. Седова к Северному полюсу, а ко времени нашей экспедиции он стал одним из самых авторитетных полярных ученых. Но неумолимая врачебная комиссия забраковала Владимира Юльевича из-за болезни сердца, и, таким образом, выполнение программы исследований по гидрологии легло на плечи гидробиолога П. П. Ширшова, которому активно помогали остальные участники дрейфа. ...Больше всех из своих будущих товарищей я знал Е. К. Федорова, тогда еще совсем молодого человека, комсомольца. Мы проработали с ним вместе 1932-1933 гг. на Земле Франца-Иосифа, где я в то время был начальником полярной станции, а в 1934 г. вместе с ним уехали на мыс Челюскин, где работали до 1936 г. Ширшова и Кренкеля я знал заочно по рассказам товарищей-полярников, отзывы были самые лучшие, и я без колебаний включил их в список членов нашего маленького коллектива. Потом, работая на льдине, я не раз выражал удовлетворение составом экспедиции. Все мы жили дружно, не капризничали, избегали ненужных трений, помогали друг другу, как подобает советским людям. У каждого, конечно, есть и свои слабости, и свои индивидуальные человеческие качества, но ничто не мешало нам выполнять большую программу научных работ, которая была нам поручена советской наукой, нашим правительством [124, с. 14-15].
Задание 3. Прочитайте отрывок из известного произведения Никколо Макиавелли «Государь». На какие критерии в подборе советников (т. е. «своей команды») он нацеливал государя?
О советниках государей
Немалую важность имеет для государя выбор советников, а каковы они будут, хороши или плохи, — зависит от благоразумия государей. Об уме правителя первым делом судят по тому, каких людей он к себе приближает; если это люди преданные и способные, то можно всегда быть уверенным в его мудрости, ибо он умел распознать их способности и удержать их преданность. Если же они не таковы, то и о государе заключат соответственно, ибо первую оплошность он уже совершил, выбрав плохих помощников... Есть один безошибочный способ узнать, чего стоит помощник. Если он больше заботится о себе, чем о государе, и во всяком деле ищет своей выгоды, он никогда не будет
хорошим слугой государю, и тот никогда не сможет на него положиться. Ибо министр, в чьих руках дела государства, обязан думать не о себе, а о государе, и не являться к нему ни с чем, что не относится до государя. Но и государь, со своей стороны, должен стараться удержать преданность своего министра, воздавая ему по заслугам, умножая его состояние, привязывая его к себе узами благодарности, разделяя с ним обязанности и почести, чтобы он видел, что государь не может без него обходиться, и чтобы, имея достаточно богатств и почестей, не возжелал новых богатств и почестей, а также чтобы, занимая разнообразные должности, убоялся переворотов. Когда государь и его министр обоюдно ведут себя таким образом, они могут быть друг в Друге уверены, когда же они ведут себя иначе, это плохо кончается либо для одного, либо для другого [101, с. 112-113].
Литература.
- Гайда В.Л. Формирование команды. // Психология работы с персоналом в трудах отечетственных специалистов. Хрестоматия. СПб., 2001. С.476 – 489.
- О`Шонесси Дж. Лидерство руководителя и поведение группы. .// Организационная психология. Хрестоматия. СПб, 2001. С.269 – 284.
- Журавлев А.Л., Ширяев С.А. Рассогласование управленческого взаимодействия. .// Организационная психология. Хрестоматия. СПб, 2001. С. 287 – 293.
- Кабаченко Т.С. Психология в управлении человеческими ресурсами. СПб., 2003.
Тема. Профессиональное развитие личности. Профессиографическое описание и его содержание
Подготовить вопросы для обсуждения на семинарском занятии:
1. Профессиографирование. Роль профессиографирования в современном обществе
2. Значение и структура профессиограммы.
3. Методы и схемы профессиограммы
Учебные задания.
Задание 1. Ниже приведены отрывки из фантастического романа А. А. Богданова, написанного в 1908 г. (герой романа оказался на планете Марс). Попытайтесь на основании описываемых автором предметных условий деятельности реконструировать — на основе фантастического проекта этих условий — некоторые психологические особенности героя как соответствующего субъекта труда.
«Я решил поступить просто на фабрику и выбрал на первый раз, после обстоятельного сравнения и обсуждения, фабрику одежды.
Я выбрал, конечно, самое легкое...
В прежние времена марсиане приготовляли ткани для одежды приблизительно таким же способом, как это делается у нас... Толчок к изменению техники дан был необходимостью увеличивать все более и более производство хлеба... химики направили свои усилия... на синтез новых веществ... Когда это удалось им. то за короткое время во всей отрасли промышленности произошла полная революция...
Наша фабрика была истинным воплощением этой революции. Несколько раз в месяц с ближайших химических заводов по рельсовым путям доставлялся «материал» для пряжи в виде полужидкого прозрачного вещества в больших цистернах. Из этих цистерн материал при помощи особых аппаратов, устраняющих доступ воздуха, переливался в огромный, высоко подвешенный металлический резервуар, плоское дно которого имело сотни тысяч тончайших микроскопических отверстий. Через отверстия вязкая жидкость продавливалась под большим давлением тончайшими струйками, которые под действием воздуха затвердевали уже в нескольких сантиметрах и превращались в прочные паутинные волокна. Десятки тысяч механических веретен подхватывали эти волокна, скручивали их десятками в нити различной толщины и плотности и тянули их дальше, передавая готовую «пряжу» в следующее отделение. Там на ткацких станках нити переплетались в различные ткани, от самых нежных, как кисея г батист, до самых плотных, как сукно и войлок, которые бесконечными широкими волнами и лентами тянулись еще дальше, в мастерскую кройки. Здесь их подхватывали новые машины, тщательно складывали во много слоев и вырезали из них тысячами заранее намеченные и размеренные по чертежам разнообразные выкройки отдельных частей костюма.
В швейной мастерской скроенные куски сшивались в готовое платье, и" без всяких иголок, ниток и швейных машин. Ровно сложенные края кусков размягчались посредством особого химического растворителя, приходя в прежнее полужидкое состояние, и когда растворяющее вещество, очень летучее, через минуту испарялось, то куски материи оказывались прочно спаянными, лучше, чем это могло быть сделано каким бы то ни было швом Одновременно с этим впаивались везде, где требовалось, и застежки, так что получались готовые части костюма — несколько тысяч образцов, различных по форме и размеру,.
Я работал поочередно во всех отделениях фабрики... Физических движений требовалось очень мало...» (Дементьев Е.М. Фабрика, что она дает населению и что она у него берет. М., 1893. С. 266—267).
Задание 2. Составьте программу психологической профилактики деструкций работников, представителей профессий типа «человек – человек», «человек – техника», «человек – знак» (на выбор).
Задание 3. Ниже перечислен ряд признаков. Мобилизовав свою предшествующую психологическую и общекультурную подготовку, постарайтесь выбрать из них совокупность таких, которые, лично с Вашей точки зрения, наиболее соответствуют понятию «профессиональная культура специалиста – человековеда».
1. способность мысленно представлять и прочно удерживать в памяти знания о психических особенностях разных людей
2. способность мысленно оперировать представлениями о психических особенностях разных людей.
3. владение научно упорядоченной системой знаний о фактах и закономерностях психики.
4. положительное отношение к человеку как таковому, независимо от его возраста, пола, индивидуальных особенностей и социального положения.
5.владение мысленными схемами и практическими навыками изучения человека и психологического воздействия на него.
6.гумманистическая направленность личности, выражающаяся в преследовании таких целей, как формирование, коррекция свойств психики в сочетании с уважением к наличному индивидуальному своеобразию человека.
Задание 4. Ниже приведен краткий фрагмент из протокола беседы с профессиональным психологом о том, как он выбирал свою профессию.
«Так случилось, что после 8 класса во время летних каникул мне пришлось поработать в пионерском лагере вожатым. Я не то что бы был дураком еще, но, как теперь понимаю, не был готов к этой работе. Все прошло сносно, но у меня после этого застрял в душе опыт недоумений… Почему мне интересно провести с ребятами «познавательный» поход в лес, а им интересно срезать стебель трубчатого растения и плеваться – «стрелять» волчьими ягодами с помощью этого самодельного «пневматического оружия» друг у друга? (Пришлось намалевать на фанерном щите фашистскую рожу, тогда стали охотно плеваться- соревноваться, стреляя в эту цель).
В 9 классе… узнал (по видимому заглядывал в учебник литературы для 10 класса), что поэт В. Маяковский сдавал за курс гимназии некую «психологию». И это меня поразило… А я? Опять вероятно остался какой-то след в душе и опять без мысли о будущей профессии.
В школе у нас психологию не преподавали, но на прилавках магазинов у нас появились учебники Б.М.Теплова и К.Н.Корнилова. после 9 класса в период летних каникул я оба учебника проштудировал с карандашом. Но и здесь это никак, помнится, не было связано в моем сознании с будущей профессией – просто что-то, по-видимому «застряло в душе», не помню уж, как я в то время представлял свое профессиональное будущее – боюсь, что никак… Не думал, и все.
На самом выходе из школы попалось на глаза объявление (думаю, что не само «попалось», а его искусно довела до нашего сознания наша классная руководительница), что в вузе одного из ближайших городов открылось отделение «логики и психологии». Может быть и не стал бы туда поступать, да был влюблен в свою будущую жену и… пошел за ней в этот вуз, поступил на это отделение.
И, помнится, все еще не было определенного образа своей профессии – затесался в философский кружок, писал там какой то доклад по диалектической логике (до сих пор плохо понимаю, что это такое).
Но вот забрел на заседание кружка психологии и… «присох» к этой науке. На этот раз сознательно и навсегда».
Обратите внимание на то, является ли выбор профессии однократным актом или длительным процессом; обусловлен ли он одним событием – стимулом или несколькими; обусловл