Тема. Интерактивная сторона общения (2ч)

Вопросы:

1. Понятие интеракции.

2. Теоретические подходы к межличностному взаимодействию.

3. Нормативная регуляция межличностного взаимодействия.

4. Межличностное взаимодействие как взаимопонимание.

Задания

1. Выписать характеристики коммуникации в межличностном общении, причины недопонимания и условия взаимопонимания из книги Крысько В.Г. Социальная психология: Схемы и комментарии – М.: ВЛАДОС ПРЕСС,2001- С. 54-55; 66- 67.

2. Законспектировать статью Лабунская В.А. Невербальное поведение: структура и функции / / Социальная психология: Хрестоматия: Учеб. пособие для студентов вузов / Состав. Е.П. Белинская, О.А.Тихомандрицкая. – М.: Аспект Пресс, 1999.

3. Выписать определения коммуникабельность, коммуникативное ядро личности, коммуникация, коммуникативные стили общения, межличностное взаимодействие используя материалы учебного пособия Крысько В.Г. Социальная психология: словарь-справочник. – Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2001.

Литература

1. Андриенко Е. Социальная психология. М. 2002.

2. Битянова М.Р. Социальная психология: наука, практика и образ мыслей: Учебное пособие / Битянова М. Р. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2001.

  1. Куницина В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. Учебник для вузов. – Спб.: Питер, 2001 .
  2. Морозов А.В. Социальная психология: Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений. М., Академический проект, 2003.

5. Социальная психология. Методические рекомендации для семинарских занятий. РИО, Барановический госуниверсистет, 2009.

6. Янчук В.А. Введение в современную социальную психологию: учеб. пособие для вузов. – Мн.: АСАР, 2005.

III. Материалы для текущей и итоговой аттестации слушателей

Вопросы к экзамену

1. Предмет, задачи и функции социальной психологии.

2. Категории социальной психологии. Классификация социально-психологических явлений.

3. История становления социальной психологии как науки.

4. Развитие белорусской социальной психологии.

5. Методы социальной психологии.

6. Общение как социально-психологическое явление.

7. Уровни и критерии эффективности общения.

8. Фазовая динамика процесса общения.

9. Виды общения.

10. Структура и функции общения.

11. Межличностные отношения.

12. Понятие о вербальной коммуникации. Коммуникативные барьеры общения.

13. Понятие невербальной коммуникации, её структура. Интерпретация невербального поведения.

14. Социальная перцепция. Механизмы социальной перцепции.

15. Теории каузальной атрибуции.

16. .Понятие интеракции в социальной психологии. Структура и уровни взаимодействия.

17. Типы и стратегии взаимодействия. Межличностное взаимодействие как общение.

18. Понятие социальной группы. Классификация социальных групп.

19. Понятие малой социальной группы. Основные характеристики малой группы.

20. Структура малой социальной группы.

21. Структура психологической власти в малой группе: лидерство и руководство.

22. Конформизм и конформное поведение.

23. Межгрупповое взаимодействие.

24. Эффекты межгруппового взаимодействия..

25. Процессы групповой динамики.

26. Влияние группы на личность.

27. Коллектив как высшая стадия развития группы.

28. Социально-психологические характеристики сложившейся группы. Групповая сплочённость.

29. Понятие о социальной установке. Функции аттитюдов.

30. Влияние аттитюдов на поведение.

  1. Просоциальное поведение. Гендерные особенности просоциального поведения.
  2. Агрессивное поведение личностные и ситуативные факторы агрессии.
  3. Социальные предубеждения ипредрассудки. Формы проявления социальных предубеждений. Преодоление социальных предубеждений.

34. Специфика социально-психологической проблематики личности.

35. Социальная идентичность. Теоретические направления в изучении социальной идентичности.

36. Социализация личности. Различные подходы к проблеме социализации.

37. Стадии социализации личности.

38. Механизмы социализации. Институты социализации.

39. Концепция В.А. Ядова об иерархической структуре диспозиции личности.

40. Межличностная аттракция. Внешние и внутренние факторы аттракции.

41. Структура и механизмы социально-психологического воздействия.

42. Сущность и характеристики толпы. Виды толпы.

43. Массовая коммуникация.

44. Самость личности. Многообразие теоретических подходов к изучению самости.

  1. Социальная идентичность как существующая самость.

46. Я – концепция в структуре самости.




Тематика рефератов

№ п/п Тема
1. Динамические процессы в малой группе.
2. Влияние меньшинства в группе.
3. Коллектив как высшая стадия развития группы.
4. Исследования в школе «групповой динамики» К. Левина.
5. Коллектив как высшая стадия развития группы.
6. Феномен лидерства.
7. Экология функционирования группы.
8. Теории сплочённости в зарубежной социальной психологии
9. Теории сплочённости в отечественной социальной психологии

IV. Список рекомендуемой литературы

4.1. Основная литература

№ п/п Перечень Год издания
1. Аронсон Э., Уилсон Т., Эйкерт Р. Социальная психология. Психологические законы поведения человека в социуме. Спб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2004.
2. Андреева Г.М. Психология социального познания: Учебное пособие для высших учебных заведений. М.: Аспект Пресс, 1997 .
3. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высш. уч. зав. / Г.М. Андреева М.:Аспект Пресс,2006.
Андриенко Е. Социальная психология. М., 2002.
Битянова М.Р. Социальная психология: наука практика и образ мыслей: Учебное пособие. М.: ЭКСМО –Пресс, 2001.
Крысько В.Г. Социальная психология: Учеб. для студентов высш. учеб. заведений. М, 2003.
Крысько В.Г. Социальная психология: Схемы и комментарии. М.: ВЛАДОС ПРЕСС,2003.
Майерс. Д. Социальная психология. СПб.: Питер, 1997
9. Морозов А.В. Социальная психология: Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений. М.: Академический проект, 2003.
10. Семечкин Н.И. Социальная психология: Учебник. Ростов н/ Д: «Феникс», 2003.
11. Социальная психология: Учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений / А.Н. Сухов, И.В. Солодникова, А.А. Деркач. М.: Академия, 2002.
Свентицкий А.М. Социальная психология: Учебник. М., 2004.
Социальная психология в трудах отечественных психологов. СПб: Изд-во «Питер», 2000 .
Новиков В.В. Социальная психология: феномен и наука. М., 2003.
Социальная психология. Методические рекомендации для семинарских занятий. РИО, Барановический госуниверсистет, 2009.
16. Социальная психология: Хрестоматия: Учеб. пособие для студентов вузов / Состав. Е.П. Белинская, О.А.Тихомандрицкая. М.: Аспект Пресс, 1999.
17. Социальная психология: практикум для студ высш. учеб. Заведений / Под ред. Г.М. Андреевой Москва, 2006.
18. Социальная психология: практикум \ авт.-сост.: М.А. Дыгун, Е.П. Дыгун, Л.В. Цалко; под общ. ред. М.А. Дыгуна. Мозырь:УО МГПУим. И.П. Шамякина, 2008.
19. Янчук В.А. Введение в современную социальную психологию: учеб. пособие для вузов. Мн.: АСАР, 2005

4.2. Дополнительная литература

№ п/п Перечень Год издания
1. Кисилёв И.Е. Основы социальной психологии. Мн., 2000.
Куницина В.Н. , Казаринова Н.В. , Погольша В.М. Межличностное общение. Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2001
Нартова- Бочавер С. Психология личности и межличностных отношений / Нартова- Бочавер С. М., 2001.
Свентицкий А.М. Социальная психология: Учебник. М.: ТК В, ,2004.
Руденский Е.Р. Социальная психология. Курс лекций. М.: ИНФРА, Новосибирск, 1997.
Социальная психология. Методические рекомендации к семинарским и практическим занятиям / Милашевич Е.П., Богданович О.В. Витебск, 2005.
7. Петровская Л.А. Компетентность в общении. М., 1989.
Психология социальных ситуаций / Сост. и общая редакция Н.В. Гришиной СПб.: Питер, 2001.
Психология влияния /сост. А.В. Морозов.. СПб.: Питер, 2002
Пайнс Э., Маслач К. Практикум по социальной психологии. Спб., 2000.
Перспективы социальной психологии / Авермат Э, Арчер Дж., Бирхофф Г. и др. М.: ЭКСМО-Пресс, 2001.
Прутченков А.С. Тренинг коммуникативных умений. М.,1993.
Кроник А.А. Кроник Е.А. Психология человеческих взаимоотношений. М .,1998.
Шапарь В.Б. Методы социальной психологи: Учебное пособие. Ростов н/Дону, Феникс, 2003.
Шибутани Т. Социальная психология. Р/ на Дону, 1998.

4.3. Литература для самостоятельного изучения

№ п/п Перечень Год издания
1. Бороздина Г.В. Психология делового общения: учебное пособие для студентов. М.: Инфра –М, 1998.
2. Берн. Ш. Гендерная психология. СПб.; М., 2001.
3. Берн Э. Лидер и группа: О структуре и динамике организаций и групп / пер с англ. А.А. Грузберга. Екатеринбург, 2001.
4. Доценко Е.Л. Психология манипуляции:феномены, механизмы и защита.. СПб.: Речь, 2003
5. Еникеев М.И. Общая и социальная психология. Учебник для вузов. – М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА .2000.
6. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах (общие и возрастные особенности): Учебное пособие / Коломинский Я.Л. Мн., ТетраСистемс, 2001
7. Куницина В.Н. , Казаринова Н.В. , Погольша В.М. Межличностное общение. Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2001.
8. Лабунская В.А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. Ростов – н /Д, 1999.
9. Московичи С. Век толп. М., 1998
10. Степанов. С. Язык внешности. Изд-во Эксмо, 2005.
11. Нэпп М., Холл Д. Невербальное общение. Учебник. СПб., 2004
12. Робер М.А., Тильман Ф. Психология индивида и группы   М., 1988.
13. Пиз А. Язык жестов. Воронеж,1993.
14. Психология масс: хрестоматия / (ред.-сост. Д.Я. Райгородский). Самара: БАХРАХ, 1998.
15. Психология и психоанализ власти: Хрестоматия. В 2-х томах / (ред.-сост. Д.Я. Райгородский). Самара: БАХРАХ, 1999.

2. Статистические методы в психологии (зачёт).

Самостоятельная работа слушателей

Тема 1. Место статистических методов психологических исследований. Первичная обработка экспериментальных данных психологических исследований.

Задания.

1) Исследователь проверял гипотезу о том, что подростки с более низким статусом обладают более высокой тревожностью, чем подростки с высоким соц. статусом. Статистический анализ сравнения двух групп подростков показал:

t(52)=14,32; p<0,05

Какой максимально корректных вывод можно сделать на основании этих данных?

2) Исследователь поверял гипотезу о том, что плохая успеваемость в школе приводит к увеличению школьной тревожности. Корреляция между средним баллом и тревожностью оказалась

r=0,72 (p=0,061)

Какой максимально корректных вывод можно сделать на основании этих данных?

3) Укажите тип следующей шкалы:

академический статус как мера продвижения по службе

«ассистент – доцент – профессор»

4) Необходимость применения математических методов в психологии вызвана:

А) потребностью проверить прогнозы и интерпретации поведения людей, сформулированные на уровне здравого смысла и личного опыта.

Б) стремлением продуктивно объединить психологию как «искусство» и психологию как «науку».

В) соблюдением принципа, согласно которому научное познание начинается с нуждающегося в эмпирической проверке утверждения.

5) Вывод о том, принадлежат ли объекты к одному или разным классам, тождественны ли они по измеренному свойству, можно сделать на основании:

А) порядковой шкалы.

Б) номинативной шкалы.

В) абсолютной (интервальной) шкалы.

6) Степень выраженности измеряемого свойства можно узнать в результате применения:

А) интервальной шкалы

Б) номинативной шкалы

В) ранговой шкалы

7) Сравнение объектов по выраженности измеряемых свойств можно проводить, используя:

А) метрической шкалы.

Б) шкалы порядка.

В) шкалы наименований.

8) Посмотрите на данные, которые Вы используете в своей работе (пол, цены, оценки, счета, посещаемость и т.п.) Каким образом Вы измеряете эти (переменные) данные?

9) Классифицируйте переменные, с которыми Вам приходится иметь дело, по типу шкалы исходя их операционных определений (измерения).

u уровень агрессивности "самый низкий-низкий-средний-высокий-самый высокий"

u ранжирование учеников в порядке возрастания их интеллекта

u "а-атлетик, б-астеник, в-пикник"

u "старший-средний-младший-единственный ребенок в семье"

u первое-второе-третье место в соревнованиях

u шкала интеллекта IQ

u время решения теста по мат.статистике

u а-сладкое, б-горькое, в-кислое

u процент правильных ответов теста

10) Определите меры центральной тенденции

- Вычислите моду:

4, 2, 6, 7, 5, 10

4, 2, 4, 2, 4, 2, 6, 6, 6

4, 2, 4, 2, 4, 2

4, 4, 4, 4, 4

1, 4, 3, 3, 6, 2, 8, 2, 10

1, 2, 2, 3, 3, 4, 6, 8, 10

1, 4, 3, 3, 6, 6, 8, 2, 10

4, 2, 3, 6, 4, 2

2, 2, 3, 4, 4, 6

4, 2, 3, 6, 4, 2, 6

2, 2, 3, 4, 4, 6, 6

2, 2, 4, 4, 6, 6, 10, 12

4, 4, 4, 8, 8, 8, 11, 11

3, 8, 6, 5, 4

- Вычислите медиану

3, 4, 5. 6, 8

2, 3, 5, 8, 7, 10

2, 3, 5, 7, 8, 10

- Вычислите моду, медиану и среднее значение следующей выборки: 7, 3, 3, 6, 4, 5, 1, 2, 1, 3

11) Определите нормальный закон распределения

Графический способ. Выбираем графы → РР… графики накопленных частот (или графы →QQ… –квантильные графики)

Тема. Интерактивная сторона общения (2ч) - student2.ru

Выбрав РР…, переносим из левого в правое окно интересующие нас переменные и нажимаем Тема. Интерактивная сторона общения (2ч) - student2.ru

Тема. Интерактивная сторона общения (2ч) - student2.ru

В окне результатов просматриваем ниже приведенный график, на котором по горизонтальной оси отложены соответствующие эмпирические значения, а по вертикальной оси – теоретические значения. Чем ближе точки расположены к прямой линии, тем меньше отличие распределения от нормального вида

Тема. Интерактивная сторона общения (2ч) - student2.ru

Критерий нормальности Колмогорова-Смирнова.Выбираем Анализ →Непараметрические тесты →1-Пример К-S…

Тема. Интерактивная сторона общения (2ч) - student2.ru

Открывается диалоговое окно Тема. Интерактивная сторона общения (2ч) - student2.ru , где переносятся из левого в правое окно интересующие нас переменные и нажимаем Тема. Интерактивная сторона общения (2ч) - student2.ru .

Тема. Интерактивная сторона общения (2ч) - student2.ru

Тема. Интерактивная сторона общения (2ч) - student2.ru

В соответствующем переменной столбце находим Kolmogorov-Smirnov Z (значение критерия) и Asymp. Sig. (2-tailed) – вероятность того, что распределение соответствует нормальному виду. Если значение Asymp. Sig. меньше или равно 0,05 (р ≤ 0,05), то распределение существенно отличается от нормального вида. Если Asymp. Sig. больше 0,05 (р ≥ 0,05) существенного отличия от нормальности не обнаружено.

Тема 2. Математико-статистический анализ данных. Статические гипотезы

Задания.

1. При проверке гипотезы о том, что женщины в среднем более тревожны, чем мужчины, генеральной совокупностью следует считать:

А) всех женщин и мужчин, имеющих в результате тестирования высокий уровень тревожности.

Б) всех женщин и мужчин.

В) всех женщин и мужчин, выбранных для проведения исследования.

2. Термин «выборочное исследование» означает:

А) изучение на выборке свойств генеральной совокупности.

Б) проверка гипотезы о выраженности одного из рядоположенных свойств (например, одного из свойств темперамента) у представителей какой-либо группы (например, у космонавтов).

В) исследование, результаты которого могут быть использованы для объяснения поведения в какой-либо конкретной ситуации (например, как проявляется тревожность в ситуации техногенной катастрофы).

3. Таблица относительных частот распределения содержит данные о:

А) доле наблюдений, приходящихся на то или иное значение признака.

Б) количестве встречающихся значений признака.

В) накоплении частот по мере возрастания значения признака.

4. Нормальное распределение на графике распределения частот означает, что:

А) одинаково часто встречаются крайние значения измеренного признака.

Б) частота встречаемости постепенно повышается от крайних к срединным значениям признака.

В) все значения признака встречаются одинаково или почти одинаково часто.

5. На графике частот распределения значений моде будет соответствовать:

А) наибольший подъем графика.

Б) точка на середине графика, делящая множество данных пополам.

В) такой точки на графике нет, т.к. Мода – это сумма всех значений измеренного признака.

6. Меры изменчивости в описательной статистике применяются для:

А) обозначения выраженности измеренного признака.

Б) для численного выражения величины межиндивидуальной вариации признака.

В) для упорядочивания результатов множества наблюдений путем представления их в виде равных по численности частей.

7. Какая доля генеральной совокупности имеет выраженность свойства от -1σ до + 1σ?

А) 95%

Б) 2%

В) 68%

8. Статистической гипотезой (h0) называется:

А) проверяемое утверждение об отсутствии связи между измеряемыми переменными в генеральной совокупности.

Б) проверяемое утверждение о наличии связи между измеряемыми переменными в генеральной совокупности.

В) проверяемое утверждение о согласованности результатов в генеральной совокупности и исследовательской выборке.

9. В каком случае принимается нулевая статистическая гипотеза (h0):

А) p> 0,1

Б) p< 0, 1

В) p< 0, 01

10. Какая из содержательных интерпретаций статистического вывода верна в отношении результатов связи между креативность и тревожностью при r=0,27 и p=0,11

А) статистически значимой связи между креативностью и тревожностью не обнаружено.

Б) обнаружена статистически достоверная связь между креативностью и тревожностью.

В) связь между креативностью и тревожностью обнаружена на уровне статистической тенденции.

11. Статистическое решение о принятии статистической гипотезы (h0) означает:

А) научная гипотеза подтверждена

Б) научная гипотеза опровергнута

В) требуется проведение дополнительных исследований, чтобы опровергнуть или подтвердить научную гипотезу.

Наши рекомендации