Тема 1.2 Изучение личности учащегося и классного коллектива
Цель:Выполнение диагностических заданий с детьми младшего школьного возраста, подростками и старшими школьниками с последующим составлением коррекционных программ для 1-2 учеников.
Задачи:
1) обучать практикантов глубокому и всестороннему изучению личности учащихся и классного коллектива с помощью разнообразных психодиагностических методов;
2) формировать у практикантов умение анализировать полученные в ходе психодиагностического обследования материалы и оформлять их в виде психолого-педагогических характеристик.
Содержание темы 1.2
Младший школьный возраст:
Задание 1.Изучение личностного поведения и активности учащегося проективным методам масок. [16]
Задание 2.Изучение положения учащегося в группе сверстников при помощи социометрических методик «Помоги другу», «Путешествие», «Подарок другу» и др. [14, 15]
Задание 3.Изучение самооценки и уровня притязаний младшего школьника. Методика А.И. Липкиной «Три оценки» и др. [14]
Задание 4.Наблюдения за жизненными проявлениями свойств темперамента. [14]
Задание 5.Оценка уровня тревожности с помощью теста школьной тревожности Филипса. [14]
Подростковый и старший школьный возраст:
Задание 6.Изучение личностного поведения и активности методом наблюдения, самооценки, экспертной оценки. [16]
Задание 7.Изучение статусного положения испытуемого в группе сверстников. Референтометрия. Социометрические методики, соответствующие возрасту. [17]
Задание 8.Определение типа темперамента человека. Опросник для изучения темперамента (Я. Стреляу). [17]
Задание 9.Изучение типов акцентуации характера у подростков. Тест-опросник Шмишека и др. [14]
Задание 10.Диагностика состояний агрессии у подростков. Вопросник Баса-Дарки и др. [14]
Задание 11.Анализ конфликтных ситуаций. [1]
Тема 1.3.Изучение уровня психолого-педагогических умений учителя
Цель: Изучение психолого-педагогических умений учителя, классного руководителя, куратора.
Задачи:
1) Ознакомить с особенностями работы учителя, классного руководителя и куратора.
2) Закрепить умение наблюдать и анализировать уроки и внеклассные мероприятия.
Содержание темы 1.3
Задание 1.Диагностика уровня психолого-педагогических умений учителя как профессиографический анализ его труда. [15]
Задание 2.Изучение особенностей педагогического общения. Оценочное шкалирование. Рейтинг. [3]
Задание 3.Основные показатели деятельности педагога (глазами учащихся). [6]
Задание 4.Изучение психологических особенностей оценочных воздействий педагога. [13, 15]
Раздел 2 Психологическое просвещение
Цель:Овладение практикантами навыками консультирования педагогов, учащихся и родителей или лиц, их заменяющих в виде ответов на проблемные вопросы, разрешение конфликтных ситуаций, диагностической оценки различных вопросов с определением дальнейших путей их коррекции.
Задачи:
1) Способствовать развитию у практикантов умений разрабатывать рекомендации педагогам, учащимся и их родителям по изученным вопросам.
2) Сформировать у практикантов умения выступать на педсовете, методическом объединении, классном часе или родительском собрании.
Тема 2.1 Рекомендации педагогам, учащимся и их родителям
Содержание темы 2.1
Задание.В соответствии с проведённым исследованием по первому разделу программы обработать результаты, проанализировать полученные данные, сделать выводы и дать рекомендации педагогам, учащимся и их родителям.
Тема 2.2 Выступление на педсовете
Содержание темы 2.2
Задание.На основании проведённого консультирования и просвещения педагогов, учащихся и их родителей подготовить план-конспект выступления на педсовете (методическом объединении, классном часе или родительском собрании).
Раздел 3 Работа в соответствии с годовым планом практического психолога данного учебного заведения
Цель:накопление практических навыков общения с педагогами, учащимися и их родителями, проведение исследований, обработка полученных данных, использование их для проведения развивающих и коррекционных занятий, составление и предложение рекомендаций.
Задачи:
1) Развивать у практикантов аналитические навыки и умения по изучению годового плана работы практического психолога учебного заведения.
2) Способствовать развитию у практикантов прогностических и проектировочных умений по составлению плана работы практического психолога на месяц в соответствии с годовым планом работы практического психолога учебного заведения.
3) Научить практикантов разрабатывать систему развивающих и коррекционных занятий по плану работы практического психолога учебного заведения на месяц.