Кафедра общей психологии (№2)
Кафедра общей психологии (№2)
ПРОГРАММА
ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ
для студентов специальности
030301.65 – ПСИХОЛОГИЯ
Факультет Психолого-педагогический
Факультет Психолого-педагогический
Специальность «Психология»
Кадровое обеспечение: доц. Чижова Ж.Г.
Утверждено на заседании кафедры
Протокол № 2
от 23 октября 2009 г.
Зав.кафедрой Селиванов В.В.
Смоленск 2009
ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА
Производственная практика студентов, обучающихся по специальности “Психология”, является важнейшей частью профессиональной подготовки специалиста и, наряду с другими видами практик, закладывает фундамент формирования основных умений и навыков будущих психологов.
Производственная практика является составной частью основной образовательной программы высшего профессионального образования, второй ступенью (после ознакомительной практики) профессионализации будущих психологов.
Практика 3 курса преимущественно направлена на формирование психодиагностического мышления, практическую отработку проведения конкретных методик, развитию навыков индивидуального психодиагностического обследования и умению составлять комплексное психологическое заключение, на формирование профессионального самосознания психолога, осознание студентами собственного личностного потенциала в профессиональной деятельности, своих позитивных возможностей и ограничений, выявление сложностей, возникающих в процессе практической деятельности и постановку задач для дальнейшего обучения
Оснавная цель производственной практики – закрепление теоретических знаний на практике, формирование профессиональных умений и навыков в реальных условиях профессиональной деятельности под руководством опытных психологов.
Задачи производственной практики:
o знакомство с базой практики, психологической документацией. Изучение места и функций психолога в структуре базы практики;
o освоение специфики деятельности психолога в учреждениях различного профиля;
o приобретение навыков самостоятельного проведения психодиагностической, консультативно-просветительской, коррекционно-развивающей работы в процессе включения в деятельность психологической службы под руководством психолога базы практики;
o формирование навыка решения практических задач
o формирование представлений о себе как о психологе;
o выработка адекватных профессиональных установок к практической деятельности психолога и формирование профессиональной позиции психолога.
Задачи практики конкретизируются в зависимости от особенностей, направлений деятельности, актуальных проблем базы практики и ее социального заказа.
СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ
Производственная практика предусмотрена учебным планом на III курсе в 6-м семестре в течение 6-ти недель и проводится в рамках учебного процесса.
План производственной практики
Форма обучения | семестр | количество недель |
очная |
Каждый студент должен:
1 Принять участие в установочной конференции.
2 Познакомиться с руководителями практики и разработать индивидуальные задания на период прохождения практики.
3 Познакомиться с психологом на базе практики, ознакомиться с функциональными обязанностями психолога учреждения, определить содержаниея практики, составить индивидуальный план работы и график работы на весь период практики.
4 Принять участие в практической деятельности психолога базы практики
5 Своевременно выполнить учебно-исследовательские задания.
6 Подготовить и написать итоговый отчет по практике.
7 Принять участие в итоговой конференции.
ЭТАПЫ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОФОРМЛЕНИЮ ОТЧЕТНОЙ
ДОКУМЕНТАЦИИ
По результатам учебно-ознакомительной практики студенты представляют следующие отчетные документы:
Дневник практики
Отчет по учебно-ознакомительной практике
Оценочный лист
4. Отзыв организации о прохождении студентом практики(оформляется в свободной форме психологом базы практики)
Вся отчетная документация выполняется на листах бумаги формата А 4 в печатной форме. Объем документайии не должен превышать 40 страниц.
Дневник является обязательным отчетным документом.
ДНЕВНИК ПРАКТИКИ ВКЛЮЧАЕТ:
o титульный лист (Приложение 1)
o характеристика базы практики и отчет об организации профессиональной деятельности специалиста-психолога в различных учреждениях (в соответствии с базами практики);
o ежедневный отчет по форме:
Дата | Содержание работы и анализ работы | Психолог (подпись) |
o результаты по учебно-исследовательским заданиям.
Документация оформляется в соответствии с учебными заданиями.
УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ЗАДАНИЯ
1. Характеристика психологической службы учреждения, организации профессиональной деятельности специалиста-психолога (в соответствии с базой практики);
2. Составление программы психодиагностического исследования, проведение исследования и составление психологического заключения (прилагаются: бланки, опросники, алгоритмы подсчета, протокол и заключение).
3. Посещение и анализ психокоррекционных занятий
4. Разработка психокоррекционного занятия и его проведение (конспект прикладывается к отчетной документации)
5. Посещение и анализ психологических консультаций.
6. Разработка психологической консультации и ее проведение (конспект прикладывается к отчетной документации)
7. Анализ собственной деятельности на практике (отчет о прохождении учебно-ознакомительной практики) (Приложение 5).
Отчётная документация должна отражать объём и содержание выполняемых работ. Отчётная документация ведётся студентами на протяжении всей практики и регулярно представляется групповому руководителю для проверки.
ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ
Оценочный листзаверяется психологом базового учреждения, факультетским руководителем практики ВУЗа, печатью учреждения и оформляется по строгой схеме по мере прохождения студентом практики (Приложение 4).
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ПРАКТИКИ
Итоговая конференция.
Защита практики проводится на итоговой конференции. К защите практики допускаются студенты, своевременно и в полном объеме выполнившие программу и предоставившие в указанные сроки всю отчетную документацию.
Защита практики включает устный публичный отчет студента-практиканта, на который ему отводится 5–7 минут. Устный отчет студента включает: раскрытие целей и задач практики, общую характеристику мест практики, описание выполненной индивидуальной работы с количественными и качественными характеристиками, выводы и предложения по содержанию и организации практики, совершенствованию программы практики.
Оценка результатов практики вытекает из особенностей деятельности студентов и выявляет степень овладения ими профессиональными умениями и навыками, готовность к ней.
Во внимание принимается выполнение программы практики и реализация поставленных задач в полном объеме, активность, ответственность и творческий подход практиканта к выполнению заданий, качественная характеристика продуктивности деятельности, качество итоговой документации и представление ее в установленные сроки. Учитывается отзыв психолога базы практики.
«Отлично» ставится студенту, который в срок в полном объеме и на высоком уровне выполнил программу практики, проявил способность психологически грамотно включаться в работу коллектива, выработал навыки рефлексивного поведения. Документация оформлена в соответствии с требованиями и представлена в установленные сроки. Отзыв руководителя положительный.
«Хорошо» ставится студенту, который выполнил программу практики в полном объеме с незначительным нарушением сроков, обнаружил психологические умения, но был менее самостоятелен, инициативен в деятельности. Документация оформлена в соответствии с требованиями, однако представлена с незначительным нарушением сроков. Отзыв руководителя положительный.
«Удовлетворительно» ставится студенту, который выполнил программу практики не в полном объеме, допускал просчеты и ошибки в работе, свидетельствующие о поверхностном знании психологической теории, обнаружил слабые способности к рефлексии. Отчетная документация предоставлена в срок не в полном объеме, есть серьезные замечания по ее оформлению и содержанию, потребовавшие доработки. Отзыв руководителя с замечаниями.
«Неудовлетворительно» ставится студенту, который не выполнил программу практики, проявил незнание психологической теории и обнаружил несформированность основных психологических предпосылок будущей профессиональной деятельности. Отчетная документация не представлена. В отношении такого студента кафедрой принимается решение о целесообразности дальнейшего обучения.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1.
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Смоленский государственный университет
Кафедра психологии
ОТЧЕТНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ ПО
ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ
ФИО студента-практиканта
курс________ факультет _________________________________
сроки практики____________________________
факультетский руководитель _____________________________
Смоленск
Приложение 2.
Характеристика базы практики и отчет об организации профессиональной деятельности специалиста-психолога в различных учреждениях
(примерный перечень)
o описание нормативно–правовых актов, регламентирующих профессиональную деятельность специалиста – психолога учреждения.
o описание системы профессионального и административного подчинения, системы повышения квалификации и аттестации специалиста-психолога учреждения.
o характеристика квалификационных требований и должностных обязанностей специалиста-психолога учреждения.
o анализ целей и задач работы специалиста-психолога учреждения;
o анализ документации специалиста-психолога учреждения (план работы психолога, программы коррекционно-развивающей работы, журнал консультаций и т.д.).
o описание основных направлений и форм профессиональной деятельности специалиста-психолога учреждения.
o анализ условий работы специалиста-психолога учреждения (техническое оснащение, интерьер, методический инструментарий и т.д.).
o характеристика критериев оценки эффективности деятельности специалиста-психолога учреждения.
Приложение 3
С. Заключение по результатам психодиагностического исследования ребенка/взрослого/группы
· Цель исследования, обоснование выбора методов, методик для обследования.
· Интерпретация данных (обобщенные данные исследования, рекомендации к дальнейшему обследованию). Выводы.
· Психологический диагноз.
· Рекомендации (консультативная работа, коррекционная работа и т.д.).
Приложение 4.
Оценочный лист
ФИО студента-практиканта ________________________________________
курс________________специальность_________________________________
сроки практики____________________________________________________
База практики_____________________________________________________
Ф.И.О. психолога базы практики ____________________________________
Ф.И.О. факультетского руководителя________________________________
№ | Дата | Содержание деятельности | субъекты взаимодействия | Оценка психолога |
Психолог базового учреждения__________________________(подпись) Дата ________________________ печать базового учреждения ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА ЗА ПРАКТИКУ _____________________________ Факультетский руководитель____________________________(подпись) Дата _________________________ |
Приложение 5.
Приложение 6.
Приложение 7.
Структура конспекта занятия
1. Тема занятия.
2. С кем проводится (возраст, пол)
3. Цель, задачи занятия.
4. Методы и методики, используемые в ходе занятия.
5. Оборудование.
6. План занятия (хронометраж по этапам).
7. Ход занятия. Поэтапное описание занятие, форм коррекционно-развивающей работы, инструкции к упражнениям.
8. Используемая для подготовки литература.
Оформление титульного листа
Конспект индивидуального/ группового
коррекционно-развивающего занятия
ТЕМА
Для какого контингента
Место прохождения практики
Ф.И.О. студента (в род.п.)
Дата проведения занятия
Психолог базы практики (Ф.И.О.)
Отчетная документация оформляется в соответствии с требованиями и сдается в течение недели после окончания практики. Все документы должны быть подписаны психологом базового учреждения.
Рекомендуемая литература
1. Абрамова Г.С. Практикум по возрастной психологии: Учеб. пособие. - 2-е изд. - М, 1999. - 320 с.
2. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. - СПб., 2001. - 688 с.
3. Ануфриев А.Ф. Психологический диагноз. - М., 1995. - 160 с.
4. Батаршев А.В. Многофакторный личностный опросник Р.Кэттелла: Практическое руководство. - Таллин, 2000. - 88 с.
5. Бернс Р.С, Кауфман С.Х. Кинетический рисунок семьи: введение в понимание детей через кинетические рисунки / Пер. с англ. - М., 2000. - 146 с.
6. Бодалев А.А., Столин В.В. Общая психодиагностика. - СПб., 2000. - 440 с.
7. Бурлакова Н.С., Олешкевич В.И. Проективные методы: теория, практика применения к исследованию личности ребенка. - М., 2001. - 352 с. Венгер А.Л., Цукерман Г.А.. Психологическое обследование младших школьников. - М.: Владос-Пресс, 2005. - 159 с.
8. Демьянов Ю.Г. Диагностика психических нарушений: Практикум. - СПб., 1999. - 224 с.
9. Дилео Д. Детский рисунок: диагностика и интерпретация. - М., 2001. - 272 с.
10. Драгунский В.В. Цветовой личностный тест: Практич. пособие. - М.; Минск: АСТ; Харвест, 2001. - 445 с.
11. Елисеев О.П. Конструктивная типология и психодиагностика личности / Под ред. В.Н.Панферова. - Псков, 1994. - 280 с.
12. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей: Учебник. - 2-е изд., перераб. - М., 1995. - 112 с.
13. Практикум по возрастной психологии / Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. - СПб, 2001. - 688 с.
14. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: Учеб. пособие / Под общей ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. - СПб.: Питер, 2000. - 560 с.
15. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности/ Под ред. Г.С.Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова. - СПб., 2001. - 448 с.
16. Практикум по психофизиологической диагностике: Учеб. пособие / Э.М. Казин, Н.Г. Блинова, Л.Н. Игишева и др. - М.: Владос, 2000. - 127 с.
17. Реан А.А. Практическая психодиагностика личности: Учебное пособие. - СПб., 2001. - 224 с.
18. Цветкова Л.С. Методика диагностического нейропсихологического обследования детей. - М., 1997. - 85 с.
19. Цветкова Л.С. Методика нейропсихологической диагностики детей. Изд. 3-е, исправленное и дополненное. - М., 2000. - 128 с.
20. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. - М., 1998. - 512 с.
21. Широкова Г.А., Жадько Е.Г. Практикум для детского психолога. - Ростов н/Д: Феникс, 2004. - 315 с.
22. Шмелев А.Г. Психодиагностика личностных черт. - СПб, 2002. - 480 с.
23. Шмелев А.Г. Основы психодиагностики: Учеб. пособие. -Ростов н/Д: Феникс, 1996. - 544 с.
24. Эйдемиллер Э.Г. Методы семейной диагностики и психотерапии: Методическое пособие. - М.: Фолиум, 1996. - 48 с.
Кафедра общей психологии (№2)
ПРОГРАММА
ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ
для студентов специальности
030301.65 – ПСИХОЛОГИЯ
Факультет Психолого-педагогический
Факультет Психолого-педагогический
Специальность «Психология»
Кадровое обеспечение: доц. Чижова Ж.Г.
Утверждено на заседании кафедры
Протокол № 2
от 23 октября 2009 г.
Зав.кафедрой Селиванов В.В.
Смоленск 2009
ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА
Производственная практика студентов, обучающихся по специальности “Психология”, является важнейшей частью профессиональной подготовки специалиста и, наряду с другими видами практик, закладывает фундамент формирования основных умений и навыков будущих психологов.
Производственная практика является составной частью основной образовательной программы высшего профессионального образования, второй ступенью (после ознакомительной практики) профессионализации будущих психологов.
Практика 3 курса преимущественно направлена на формирование психодиагностического мышления, практическую отработку проведения конкретных методик, развитию навыков индивидуального психодиагностического обследования и умению составлять комплексное психологическое заключение, на формирование профессионального самосознания психолога, осознание студентами собственного личностного потенциала в профессиональной деятельности, своих позитивных возможностей и ограничений, выявление сложностей, возникающих в процессе практической деятельности и постановку задач для дальнейшего обучения
Оснавная цель производственной практики – закрепление теоретических знаний на практике, формирование профессиональных умений и навыков в реальных условиях профессиональной деятельности под руководством опытных психологов.
Задачи производственной практики:
o знакомство с базой практики, психологической документацией. Изучение места и функций психолога в структуре базы практики;
o освоение специфики деятельности психолога в учреждениях различного профиля;
o приобретение навыков самостоятельного проведения психодиагностической, консультативно-просветительской, коррекционно-развивающей работы в процессе включения в деятельность психологической службы под руководством психолога базы практики;
o формирование навыка решения практических задач
o формирование представлений о себе как о психологе;
o выработка адекватных профессиональных установок к практической деятельности психолога и формирование профессиональной позиции психолога.