Кафедра общей психологии (№2)

Кафедра общей психологии (№2)

ПРОГРАММА

ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ

для студентов специальности

030301.65 – ПСИХОЛОГИЯ

Факультет Психолого-педагогический

Факультет Психолого-педагогический

Специальность «Психология»

Кадровое обеспечение: доц. Чижова Ж.Г.

Утверждено на заседании кафедры

Протокол № 2

от 23 октября 2009 г.

Зав.кафедрой Селиванов В.В.

Смоленск 2009

ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА

Производственная практика студентов, обучающихся по специальности “Психология”, является важнейшей частью профессиональной подготовки специалиста и, наряду с другими видами практик, закладывает фундамент формирования основных умений и навыков будущих психологов.

Производственная практика является составной частью основной образовательной программы высшего профессионального образования, второй ступенью (после ознакомительной практики) профессионализации будущих психологов.

Практика 3 курса преимущественно направлена на формирование психодиагностического мышления, практическую отработку проведения конкретных методик, развитию навыков индивидуального психодиагностического обследования и умению составлять комплексное психологическое заключение, на формирование профессионального самосознания психолога, осознание студентами собственного личностного потенциала в профессиональной деятельности, своих позитивных возможностей и ограничений, выявление сложностей, возникающих в процессе практической деятельности и постановку задач для дальнейшего обучения

Оснавная цель производственной практики – закрепление теоретических знаний на практике, формирование профессиональных умений и навыков в реальных условиях профессиональной деятельности под руководством опытных психологов.

Задачи производственной практики:

o знакомство с базой практики, психологической документацией. Изучение места и функций психолога в структуре базы практики;

o освоение специфики деятельности психолога в учреждениях различного профиля;

o приобретение навыков самостоятельного проведения психодиагностической, консультативно-просветительской, коррекционно-развивающей работы в процессе включения в деятельность психологической службы под руководством психолога базы практики;

o формирование навыка решения практических задач

o формирование представлений о себе как о психологе;

o выработка адекватных профессиональных установок к практической деятельности психолога и формирование профессиональной позиции психолога.

Задачи практики конкретизируются в зависимости от особенностей, направлений деятельности, актуальных проблем базы практики и ее социального заказа.

СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ

Производственная практика предусмотрена учебным планом на III курсе в 6-м семестре в течение 6-ти недель и проводится в рамках учебного процесса.

План производственной практики

Форма обучения семестр количество недель
очная

Каждый студент должен:

1 Принять участие в установочной конференции.

2 Познакомиться с руководителями практики и разработать индивидуальные задания на период прохождения практики.

3 Познакомиться с психологом на базе практики, ознакомиться с функциональными обязанностями психолога учреждения, определить содержаниея практики, составить индивидуальный план работы и график работы на весь период практики.

4 Принять участие в практической деятельности психолога базы практики

5 Своевременно выполнить учебно-исследовательские задания.

6 Подготовить и написать итоговый отчет по практике.

7 Принять участие в итоговой конференции.

ЭТАПЫ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОФОРМЛЕНИЮ ОТЧЕТНОЙ

ДОКУМЕНТАЦИИ

По результатам учебно-ознакомительной практики студенты представляют следующие отчетные документы:

Дневник практики

Отчет по учебно-ознакомительной практике

Оценочный лист

4. Отзыв организации о прохождении студентом практики(оформляется в свободной форме психологом базы практики)

Вся отчетная документация выполняется на листах бумаги формата А 4 в печатной форме. Объем документайии не должен превышать 40 страниц.

Дневник является обязательным отчетным документом.

ДНЕВНИК ПРАКТИКИ ВКЛЮЧАЕТ:

o титульный лист (Приложение 1)

o характеристика базы практики и отчет об организации профессиональной деятельности специалиста-психолога в различных учреждениях (в соответствии с базами практики);

o ежедневный отчет по форме:

Дата Содержание работы и анализ работы Психолог (подпись)
     
     

o результаты по учебно-исследовательским заданиям.

Документация оформляется в соответствии с учебными заданиями.

УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ЗАДАНИЯ

1. Характеристика психологической службы учреждения, организации профессиональной деятельности специалиста-психолога (в соответствии с базой практики);

2. Составление программы психодиагностического исследования, проведение исследования и составление психологического заключения (прилагаются: бланки, опросники, алгоритмы подсчета, протокол и заключение).

3. Посещение и анализ психокоррекционных занятий

4. Разработка психокоррекционного занятия и его проведение (конспект прикладывается к отчетной документации)

5. Посещение и анализ психологических консультаций.

6. Разработка психологической консультации и ее проведение (конспект прикладывается к отчетной документации)

7. Анализ собственной деятельности на практике (отчет о прохождении учебно-ознакомительной практики) (Приложение 5).

Отчётная документация должна отражать объём и содержание выполняемых работ. Отчётная документация ведётся студентами на протяжении всей практики и регулярно представляется групповому руководителю для проверки.

ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ

Оценочный листзаверяется психологом базового учреждения, факультетским руководителем практики ВУЗа, печатью учреждения и оформляется по строгой схеме по мере прохождения студентом практики (Приложение 4).

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ПРАКТИКИ

Итоговая конференция.

Защита практики проводится на итоговой конференции. К защите практики допускаются студенты, своевременно и в полном объеме выполнившие программу и предоставившие в указанные сроки всю отчетную документацию.

Защита практики включает устный публичный отчет студента-практиканта, на который ему отводится 5–7 минут. Устный отчет студента включает: раскрытие целей и задач практики, общую характеристику мест практики, описание выполненной индивидуальной работы с количественными и качественными характеристиками, выводы и предложения по содержанию и организации практики, совершенствованию программы практики.

Оценка результатов практики вытекает из особенностей деятельности студентов и выявляет степень овладения ими профессиональными умениями и навыками, готовность к ней.

Во внимание принимается выполнение программы практики и реализация поставленных задач в полном объеме, активность, ответственность и творческий подход практиканта к выполнению заданий, качественная характеристика продуктивности деятельности, качество итоговой документации и представление ее в установленные сроки. Учитывается отзыв психолога базы практики.

«Отлично» ставится студенту, который в срок в полном объеме и на высоком уровне выполнил программу практики, проявил способность психологически грамотно включаться в работу коллектива, выработал навыки рефлексивного поведения. Документация оформлена в соответствии с требованиями и представлена в установленные сроки. Отзыв руководителя положительный.

«Хорошо» ставится студенту, который выполнил программу практики в полном объеме с незначительным нарушением сроков, обнаружил психологические умения, но был менее самостоятелен, инициативен в деятельности. Документация оформлена в соответствии с требованиями, однако представлена с незначительным нарушением сроков. Отзыв руководителя положительный.

«Удовлетворительно» ставится студенту, который выполнил программу практики не в полном объеме, допускал просчеты и ошибки в работе, свидетельствующие о поверхностном знании психологической теории, обнаружил слабые способности к рефлексии. Отчетная документация предоставлена в срок не в полном объеме, есть серьезные замечания по ее оформлению и содержанию, потребовавшие доработки. Отзыв руководителя с замечаниями.

«Неудовлетворительно» ставится студенту, который не выполнил программу практики, проявил незнание психологической теории и обнаружил несформированность основных психологических предпосылок будущей профессиональной деятельности. Отчетная документация не представлена. В отношении такого студента кафедрой принимается решение о целесообразности дальнейшего обучения.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1.

Кафедра общей психологии (№2) - student2.ru

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Смоленский государственный университет

Кафедра психологии

ОТЧЕТНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ ПО

ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ

ФИО студента-практиканта

курс________ факультет _________________________________

сроки практики____________________________

факультетский руководитель _____________________________

Смоленск

Приложение 2.

Характеристика базы практики и отчет об организации профессиональной деятельности специалиста-психолога в различных учреждениях

(примерный перечень)

o описание нормативно–правовых актов, регламентирующих профессиональную деятельность специалиста – психолога учреждения.

o описание системы профессионального и административного подчинения, системы повышения квалификации и аттестации специалиста-психолога учреждения.

o характеристика квалификационных требований и должностных обязанностей специалиста-психолога учреждения.

o анализ целей и задач работы специалиста-психолога учреждения;

o анализ документации специалиста-психолога учреждения (план работы психолога, программы коррекционно-развивающей работы, журнал консультаций и т.д.).

o описание основных направлений и форм профессиональной деятельности специалиста-психолога учреждения.

o анализ условий работы специалиста-психолога учреждения (техническое оснащение, интерьер, методический инструментарий и т.д.).

o характеристика критериев оценки эффективности деятельности специалиста-психолога учреждения.

Приложение 3

С. Заключение по результатам психодиагностического исследования ребенка/взрослого/группы

· Цель исследования, обоснование выбора методов, методик для обследования.

· Интерпретация данных (обобщенные данные исследования, рекомендации к дальнейшему обследованию). Выводы.

· Психологический диагноз.

· Рекомендации (консультативная работа, коррекционная работа и т.д.).

Приложение 4.

Оценочный лист

ФИО студента-практиканта ________________________________________

курс________________специальность_________________________________

сроки практики____________________________________________________

База практики_____________________________________________________

Ф.И.О. психолога базы практики ____________________________________

Ф.И.О. факультетского руководителя________________________________

Дата Содержание деятельности субъекты взаимодействия Оценка психолога
         
         
Психолог базового учреждения__________________________(подпись) Дата ________________________ печать базового учреждения ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА ЗА ПРАКТИКУ _____________________________ Факультетский руководитель____________________________(подпись) Дата _________________________

Приложение 5.

Приложение 6.

Приложение 7.

Структура конспекта занятия

1. Тема занятия.

2. С кем проводится (возраст, пол)

3. Цель, задачи занятия.

4. Методы и методики, используемые в ходе занятия.

5. Оборудование.

6. План занятия (хронометраж по этапам).

7. Ход занятия. Поэтапное описание занятие, форм коррекционно-развивающей работы, инструкции к упражнениям.

8. Используемая для подготовки литература.

Кафедра общей психологии (№2) - student2.ru Оформление титульного листа

Конспект индивидуального/ группового

коррекционно-развивающего занятия

ТЕМА

Для какого контингента

Место прохождения практики

Ф.И.О. студента (в род.п.)

Дата проведения занятия

Психолог базы практики (Ф.И.О.)

Отчетная документация оформляется в соответствии с требованиями и сдается в течение недели после окончания практики. Все документы должны быть подписаны психологом базового учреждения.

Рекомендуемая литература

1. Абрамова Г.С. Практикум по возрастной психологии: Учеб. пособие. - 2-е изд. - М, 1999. - 320 с.

2. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. - СПб., 2001. - 688 с.

3. Ануфриев А.Ф. Психологический диагноз. - М., 1995. - 160 с.

4. Батаршев А.В. Многофакторный личностный опросник Р.Кэттелла: Практическое руководство. - Таллин, 2000. - 88 с.

5. Бернс Р.С, Кауфман С.Х. Кинетический рисунок семьи: введение в понимание детей через кинетические рисунки / Пер. с англ. - М., 2000. - 146 с.

6. Бодалев А.А., Столин В.В. Общая психодиагностика. - СПб., 2000. - 440 с.

7. Бурлакова Н.С., Олешкевич В.И. Проективные методы: теория, практика применения к исследованию личности ребенка. - М., 2001. - 352 с. Венгер А.Л., Цукерман Г.А.. Психологическое обследование младших школьников. - М.: Владос-Пресс, 2005. - 159 с.

8. Демьянов Ю.Г. Диагностика психических нарушений: Практикум. - СПб., 1999. - 224 с.

9. Дилео Д. Детский рисунок: диагностика и интерпретация. - М., 2001. - 272 с.

10. Драгунский В.В. Цветовой личностный тест: Практич. пособие. - М.; Минск: АСТ; Харвест, 2001. - 445 с.

11. Елисеев О.П. Конструктивная типология и психодиагностика личности / Под ред. В.Н.Панферова. - Псков, 1994. - 280 с.

12. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей: Учебник. - 2-е изд., перераб. - М., 1995. - 112 с.

13. Практикум по возрастной психологии / Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. - СПб, 2001. - 688 с.

14. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: Учеб. пособие / Под общей ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. - СПб.: Питер, 2000. - 560 с.

15. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности/ Под ред. Г.С.Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова. - СПб., 2001. - 448 с.

16. Практикум по психофизиологической диагностике: Учеб. пособие / Э.М. Казин, Н.Г. Блинова, Л.Н. Игишева и др. - М.: Владос, 2000. - 127 с.

17. Реан А.А. Практическая психодиагностика личности: Учебное пособие. - СПб., 2001. - 224 с.

18. Цветкова Л.С. Методика диагностического нейропсихологического обследования детей. - М., 1997. - 85 с.

19. Цветкова Л.С. Методика нейропсихологической диагностики детей. Изд. 3-е, исправленное и дополненное. - М., 2000. - 128 с.

20. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. - М., 1998. - 512 с.

21. Широкова Г.А., Жадько Е.Г. Практикум для детского психолога. - Ростов н/Д: Феникс, 2004. - 315 с.

22. Шмелев А.Г. Психодиагностика личностных черт. - СПб, 2002. - 480 с.

23. Шмелев А.Г. Основы психодиагностики: Учеб. пособие. -Ростов н/Д: Феникс, 1996. - 544 с.

24. Эйдемиллер Э.Г. Методы семейной диагностики и психотерапии: Методическое пособие. - М.: Фолиум, 1996. - 48 с.

Кафедра общей психологии (№2)

ПРОГРАММА

ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ

для студентов специальности

030301.65 – ПСИХОЛОГИЯ

Факультет Психолого-педагогический

Факультет Психолого-педагогический

Специальность «Психология»

Кадровое обеспечение: доц. Чижова Ж.Г.

Утверждено на заседании кафедры

Протокол № 2

от 23 октября 2009 г.

Зав.кафедрой Селиванов В.В.

Смоленск 2009

ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА

Производственная практика студентов, обучающихся по специальности “Психология”, является важнейшей частью профессиональной подготовки специалиста и, наряду с другими видами практик, закладывает фундамент формирования основных умений и навыков будущих психологов.

Производственная практика является составной частью основной образовательной программы высшего профессионального образования, второй ступенью (после ознакомительной практики) профессионализации будущих психологов.

Практика 3 курса преимущественно направлена на формирование психодиагностического мышления, практическую отработку проведения конкретных методик, развитию навыков индивидуального психодиагностического обследования и умению составлять комплексное психологическое заключение, на формирование профессионального самосознания психолога, осознание студентами собственного личностного потенциала в профессиональной деятельности, своих позитивных возможностей и ограничений, выявление сложностей, возникающих в процессе практической деятельности и постановку задач для дальнейшего обучения

Оснавная цель производственной практики – закрепление теоретических знаний на практике, формирование профессиональных умений и навыков в реальных условиях профессиональной деятельности под руководством опытных психологов.

Задачи производственной практики:

o знакомство с базой практики, психологической документацией. Изучение места и функций психолога в структуре базы практики;

o освоение специфики деятельности психолога в учреждениях различного профиля;

o приобретение навыков самостоятельного проведения психодиагностической, консультативно-просветительской, коррекционно-развивающей работы в процессе включения в деятельность психологической службы под руководством психолога базы практики;

o формирование навыка решения практических задач

o формирование представлений о себе как о психологе;

o выработка адекватных профессиональных установок к практической деятельности психолога и формирование профессиональной позиции психолога.

Наши рекомендации