Профилактика асоциальных явлений.
Основные задачи:
1. Оказание помощи подростку в устранении причин, негативно влияющих на его поведение.
2. Пропаганда здорового образа жизни.
Работа с педагогами | Сроки | Ответственные | |||||
1. | Теоретическая и методическая подготовка педагогов, родителей, общественности по антиалкогольному, антитабачному и антинаркотическому воспитанию школьников через ПС, МО, семинары-практикумы, научно-практические конференции, педсоветы, совещания. | постоянно | администрация, психолог, соц. педагог, завуч по ВР. | ||||
2. | Выявление подростков, склонных к асоциальным явлениям. | ежегодно | соц. педагог, кл. рук. | ||||
3. | Учет и контроль семей, где отец/мать/ злоупотребляют алкоголем. | постоянно | соц. педагог, кл. рук. | ||||
4. | Индивидуальные беседы с детьми по профилактике курения и алкоголизма. | постоянно | кл. рук., соц. педагог, здравоохр.-представители ПДН. | ||||
5. | Учет детей с признаками нервно-психических заболеваний (неврозы, аномалии характера и др.) | ежегодно | медсестра. | ||||
6. | Оформление уголка в библиотеке школы «Подросток и закон» с подборкой материалов по проблемам алкоголизма, наркомании, курения. | постоянно | библиотекарь | ||||
8. | Составление анкет по выявлению у учащихся отношения к употреблению токсических веществ, к здоровому образу жизни. | постоянно | соц. педагог, кл. рук. | ||||
Работа с родителями. | |||||||
1. | Беседы с родителями детей, входящих в «группу риска» | постоянно | кл. рук., психолог, соц. педагог | ||||
Проведение лекций на классных собраниях родителей учащихся: - Влияние здорового образа жизни родителей на развитие и воспитание ребёнка - 2 кл. - Почему дети лгут - 3-4 кл. - Физиологическое взросление и его влияние на поведение школьника - 5 кл. - Гармония общения - залог психического здоровья ребёнка -6 кл. - Осторожно, подросток - 7 кл. - Общечеловеческие ценности - 8 кл. - Проблема наркомании. Не пытайтесь справиться в одиночку - 9 кл. - Не допустить беды - 10 кл. - Система ценностей старшеклассника - 11 кл. | ежегодно | кл. рук., психолог, соц. педагог. | |||||
3. | Проведение общешкольных родительских собраний по параллелям | ||||||
- Этот трудный подростковый возраст (профилактика вредных привычек) 7-8 класс | 2011 г. | соц. педагог | |||||
- Специфика семейного воспитания: позитивное и негативное. 5-6 классы | 2011 г. | психолог | |||||
- Закон и ответственность 9 классы | 2011 г. | соц. педагог | |||||
- Родители, их права и обязанности по отношению к детям (решение проблем, | 2012 г. | Соц. педагоги | |||||
касающихся несовершеннолетних -беспризорности, безнадзорности, роста преступности среди подростков) | С родителями детей,состоящих на учете | ||||||
4. | - Проведение учета и обследования условий воспитания детей в неблагополучных, неполных и многодетных семьях. - Проведение изучения условий жизни в семьях педагогически запущенных подростков. - Проведение индивидуальных психолого - педагогических консультаций по вопросам обучения и воспитания для родителей педагогически запущенных и слабоуспевающих школьников | ежегодно Сентябрь Октябрь ежегодно ежегодно | соц. педагог, кл. рук. соц. педагог, кл. рук. соц. педагог, кл. рук., педагог -психолог | ||||
4. | Учет и контроль семей, где отец/мать/ злоупотребляют алкоголем. | постоянно | соц. педагог, кл. рук. | ||||
Работа с учащимися. | |||||||
1. | Вечер вопросов и ответов с приглашением специалистов (юристов, мед. работников, рабочих центр, библиотеки). | ежегодно | соц. педагог | ||||
2. | Классные часы о вреде курения, алкоголя, наркомании. | ежегодно | кл. рук.5-11 кл. | ||||
3. | Выставка рисунков и плакатов по темам: - Здоровый образ жизни - Нет наркотикам - Никотин-яд! | ежегодно | завуч по ВР, кл. рук. 2-11 кл., учитель ИЗО | ||||
4. | Выпуск стенгазеты «Мое здоровье в моих руках» | ежегодно | Ст. вожатая, отв. кл. рук., м/с | ||||
5. | Участие в акциях: «Нет – наркотикам!» «За здоровье и безопасность наших детей» | ежегодно | соц педагог, кл. рук. 9-11 кл. 5-11 кл. | ||||
6. | «День борьбы со СПИДом» - классные часы | ежегодно | кл. рук. 5-11 кл. | ||||
7. | Диспуты в рамках изучения программ «Полезные привычки», «Полезные навыки», «Полезный выбор» | ||||||
-Трезвость – норма жизни | 2011 г. | психолог, кл. рук. 10 кл. | |||||
- Как я организую своё время | 2012 г. | психолог, кл. рук 9 кл. | |||||
- Откуда берутся непутевые сыновья? | 2012 г. | психолог, соц. педагог, кл. рук 10,11 кл. | |||||
8. | Диагностика личностных особенностей или психические особенности человека | ежегодно | психолог, кл. рук. 10-11 кл. | ||||
9. | Оформление стационарной выставки в библиотеке «Твои права, подросток» | ежегодное обновление | библиотекарь | ||||
10. | Выявление подростков, склонных к асоциальным явлениям. | ежегодно | соц. педагог, кл. рук. | ||||
11. | Индивидуальные беседы с детьми по профилактике курения и алкоголизма. | постоянно | кл. рук., соц. педагог, здравоохр.-представители ППДН. | ||||
12. | Организация культпоходов в кинотеатры для просмотра документальных учебных фильмов о вреде алкоголя, табака, наркотиков и других одурманивающих веществ. | ежегодно | кл. рук. | ||||
13. | Чтение и обсуждение журнальных публикаций о силе и стойкости человеческого духа в самых трудных жизненных ситуациях. | ежегодно | кл. рук., библиотекарь | ||||
План работы социальных педагогов на 2012-13 учебный год
№ | Взаимодействие с ученическим коллективом | Взаимодействие с педагогическим коллективом | Взаимодействие с родителями и общественностью |
1. Цели и задачи | Оказание компетентной помощи, гуманизация социокультурной среды обитания детей и подростков | Совершенствование системы воспитания личностных качеств и индивидуальных интересов и способностей учащихся | Создание модели взаимодействия семьи, школы, общественных структур в разрешении актуальных социальных проблем |
2.Содержание работы по направлениям | -Выявление, учет социального статуса учащихся в социуме. -Оказание поддержки учащимся в процессе их социализации . -Защита прав подростка, оказавшегося в социально-опасном положении. -Устранение или нейтрализация причин, вызывающих социальные отклонения различного рода. -Ранняя профилактика бродяжничества и правонарушений. - Социальный контроль по обеспечению функционирования системы социальных норм. - Осуществление государственной защиты предусмотренных законом прав личности учащихся | -Социально-педагогическая профилактика - система мер социального воспитания, направленных на развитие детей и подростков. -Комплексная система взаимодействия с классными руководителями, учителями, педагогами дополнительного образования по оказанию социально психолого-педагогической помощи учащимся в обучении, разрешении социальных проблем. -Совершенствование системы взаимодействия координационной комиссии, малых педсоветов, социально-педагогических, медико - профилактических консилиумов по предупреждению второгодничества и правонарушений учащихся . | -. Совершенствование взаимодействия семьи и школы. - Использование различных форм сотрудничества с другими структурами. - Взаимодействие семьи, учреждений дополнительного образования в творческом развитии личности ребенка. - Вооружение семьи психолого-педагогическими знаниями. |
3.Формы и методы работы | - Социальная диагностика проблемных сфер. - Социально-психологические тесты, социометрия. - Корректировка, учет учащихся по социальным группам:
| 1.Анкеты, социальные карточки по классам. 2. Подготовка и проведение малых социально-педагогических консилиумов. 3.Участие в совместных заседаниях Координационной комиссии и малых педсоветов. 4. Подготовка и проведение групповых собраний и индивидуальных бесед с учащимися при решении социальных проблем в конфликтных ситуациях, при наличии форм насилия, унижения достоинства ученика. 5. Проведение дискуссий по профилактике здорового образа жизни совместно с учителями и классными руководителями. 6. Проведение дней профилактики вредных привычек. 7. Взаимодействие социально-психологических служб с педагогическим коллективом по профилактике отклонений в развитии личности, поведении подростка. | 1.Диагностическая работа по изучению социального статуса семьи. 2. Составление социального паспорта и характеристик семей, оказавшихся в социально-опасном положении, семей, где есть трудные подростки. 3. Усовершенствование комплекса взаимодействия социально-психолого-педагогических служб в просветительской работе с родителями. 4. Привлечение родителей к совместной деятельности с ученическим и педагогическим коллективами. |
Ожидаемые результаты.
1. Воспитание у подростков важных жизненных качеств:
- Целеустремлённость - главная черта характера. Выбирать цель жизни так, чтобы принести пользу людям, развить свои силы и способности, чтобы совесть была чистой, а поведение достойным.
- На первом месте - трудолюбие - условие всякого успеха в жизни.
- Мужество - это умение жить по совести, говорить правду в глаза, не трусить, столкнувшись с трудностями или злом, это умение жертвовать собой во имя общих интересов.
- Требовательность к себе и самокритичность - это путь познать себя и условие самоуважения.
- Человеколюбие, сочувствие, сострадание, взаимопонимание, умение прийти на помощь всем, кто в этом нуждается.
- Нетерпимость ко всему плохому в себе. Недостатки - мои злейшие враги.