Советского района саратовской области
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1 Р.П. СТЕПНОЕ
СОВЕТСКОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ШКОЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«СОЦИАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ И РЕАБИЛИТАЦИЯ»
(социально – педагогическая поддержка и защита прав обучающихся, оказание помощи семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации)
Социальный педагог: Епифанова Ю.Ю.
2013-2015 год.
Программа « Социально – педагогическая коррекция и реабилитация»
РАЗДЕЛ 1.
Общие положения.
В последние годы безнадзорность детей приобрела угрожающие масштабы, растёт число не обучающихся и неработающих подростков, увеличивается удельный вес детей младшего школьного возраста и девочек-подростков среди несовершеннолетних правонарушителей. За последние 5 лет число преступлений, совершённых подростками возросло более чем на 20%, а количество их участников более чем на 30%. Ежегодно около миллиона детей и подростков доставляются в органы внутренних дел за различные правонарушения, в приёмники-распределители попадают около 60 тыс. В целом по России это почти каждый четвёртый подросток.
В целом ряде исследований установлено, что распространенность поведенческих расстройств среди детей и подростков является характерной чертой последних десятилетий. Выявлены три уровня дезадаптации по степени нарастания их патогенного воздействия:
1. Распад семьи и перепоручение воспитания ребенка родственникам и другим лицам;
2. Наличие конфликтных семейных отношений, препятствующих осуществлению нормальных воспитательных функций;
3. Асоциальная дезадаптация родительских семей.
Относительно большой удельный вес имеют расстройства, связанные с дефектами воспитания, выявлены и представлены следующие психотравмирующие факторы микросреды, влияющие на психическое здоровье детей:
- конфликтные ситуации во взаимоотношениях родителей между собой;
- алкоголизация родителей;
- повышенные требования со стороны родителей, граничащие с
деспотизмом.
Проведены многочисленные исследования, подтверждающие отрицательные воздействия конфликтных ситуаций на детей и подростков из неблагоприятных семей, в особенности на формирование у них психических расстройств, связанных со стрессом, и асоциальных форм поведения. Произошло значительное омоложение контингента наркоманов: ребята пробуют наркотик уже в тринадцать-четырнадцать лет.
В нашей школе есть семьи, которые не уделяют должного внимания воспитанию детей. Наблюдаются случаи асоциальных явлений (пробуют алкоголь, курение учащиеся 7-11 классов), отдельные подростки совершают правонарушения, не соблюдают Устав школы (пропускают уроки без уважительных причин, опоздания, нарушения школьной дисциплины).
Эти серьёзные педагогические проблемы школы, которые разрешимы во взаимодействии педагогов, психологов, работников медицины и социальных служб, правоохранительных органов стали основанием для разработки программы «Подросток и закон».
Основания для разработки программы.
1. Недостаточный уровень воспитанности в отдельных классах школы по результатам диагностики.
2. Нецензурная брань, сквернословие среди учащихся.
3. Омоложение асоциальных явлений среди учащихся по результатам анкетирования (табакокурение, алкоголь).
Законодательно-нормативное обеспечение программы.
1 .Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». (Принят Гос. Думой 21.05 1999 года).
2. Закон РФ «Об образовании», закон Саратовской области «Об образовании».
3. Закон «О правах ребенка», «О защите прав детей», «Об опеке и попечительстве».
4. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ».
5. Конвенция о правах ребёнка. (Принята Ген. Ассамблеей ООН 20.10.1989 года).
6. Концепция воспитания личности растущего человека. (Мин. образования г. Саратов, 2000 год).
7. Концепция профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде. (28.02.2000 год).
8. Конституция РФ, «Гражданский и Семейный кодекс РФ».
9. «Правовой статус ребёнка в Российской Федерации». (г.Саратов, 2000год)
Цель и задачи программы.
Цель: профилактика асоциальных явлений среди несовершеннолетних.
Задачи: - развитие социальной ответственности подростков.
- оказание комплексной социальной психологической и педагогической помощи в личностном самоопределении подростков.
- изучение в комплексе причин девиантного поведения учащихся.
- выявление, изучение и предупреждение отклонения в поведении несовершеннолетних.
РАЗДЕЛ 2
РАЗДЕЛ 3
РАЗДЕЛ 4
Изучение проблемных детей.
Основные задачи: 1. Формирование и развитие личностных качеств подростка, необходимых для позитивной жизнедеятельности.
2. Предотвращение межличностных конфликтов, формирование позитивных отношений между детьми.___________________________________________
№ | Мероприятия | Сроки | Ответственный | ||
1. | Выявление причины, факторов риска всех проблемных детей, начиная с первого класса, и накопление банка данных. | постоянно | соц. педагог, кл. рук. | ||
2. | Путем систематических наблюдений за детьми, изучения результатов их деятельности, устанавливать характер их педагогической запущенности. | постоянно | педагоги, психолог, соц. педагог | ||
3. | Определение положения ученика в классном коллективе, взаимоотношения с ним путем наблюдения, социометрических измерений и анкетирования. | постоянно | соц. педагог, психолог, кл. рук. | ||
4. | Изучение интересов и склонностей, способностей ученика, возможное включение его во внеурочную кружковую, общественно-полезную деятельность. | постоянно | кл. рук., соц. педагог, заместитель директора по ВР, кл. рук. | ||
5. | Наблюдения за проблемным учеником в других группах, компаниях и объединениях, выяснение направленности этих групп, характер их выявления на ученика. | постоянно | соц. педагог, кл. рук. | ||
6. | Изучение положения ребенка в семье. | постоянно | соц. педагог, кл. рук. | ||
7. | Составление индивидуального коррекционного плана | в начале каждого года. | кл. рук. | ||
воспитательной работы с семьей и ребенком. | |||||
8. | Изучение психоэмоционального физического состояния ребенка совместно с медицинскими работниками. | постоянно | м/с сестра | ||
9. | Пополнение базы данных. | постоянно | соц. педагог, кл. рук. | ||
Проведение педагогической диагностики: промежуточное, итоговое. | постоянно | соц. педагог, кл. рук. | |||
11. | Изучение социальной среды ребенка. Составление социального паспорта семьи. | постоянно | соц. педагог | ||
План работы социальных педагогов с учащимися группы «риска» -
План работы социальных педагогов на 2012-13 учебный год
№ | Взаимодействие с ученическим коллективом | Взаимодействие с педагогическим коллективом | Взаимодействие с родителями и общественностью |
1. Цели и задачи | Оказание компетентной помощи, гуманизация социокультурной среды обитания детей и подростков | Совершенствование системы воспитания личностных качеств и индивидуальных интересов и способностей учащихся | Создание модели взаимодействия семьи, школы, общественных структур в разрешении актуальных социальных проблем |
2.Содержание работы по направлениям | -Выявление, учет социального статуса учащихся в социуме. -Оказание поддержки учащимся в процессе их социализации . -Защита прав подростка, оказавшегося в социально-опасном положении. -Устранение или нейтрализация причин, вызывающих социальные отклонения различного рода. -Ранняя профилактика бродяжничества и правонарушений. - Социальный контроль по обеспечению функционирования системы социальных норм. - Осуществление государственной защиты предусмотренных законом прав личности учащихся | -Социально-педагогическая профилактика - система мер социального воспитания, направленных на развитие детей и подростков. -Комплексная система взаимодействия с классными руководителями, учителями, педагогами дополнительного образования по оказанию социально психолого-педагогической помощи учащимся в обучении, разрешении социальных проблем. -Совершенствование системы взаимодействия координационной комиссии, малых педсоветов, социально-педагогических, медико - профилактических консилиумов по предупреждению второгодничества и правонарушений учащихся . | -. Совершенствование взаимодействия семьи и школы. - Использование различных форм сотрудничества с другими структурами. - Взаимодействие семьи, учреждений дополнительного образования в творческом развитии личности ребенка. - Вооружение семьи психолого-педагогическими знаниями. |
3.Формы и методы работы | - Социальная диагностика проблемных сфер. - Социально-психологические тесты, социометрия. - Корректировка, учет учащихся по социальным группам:
| 1.Анкеты, социальные карточки по классам. 2. Подготовка и проведение малых социально-педагогических консилиумов. 3.Участие в совместных заседаниях Координационной комиссии и малых педсоветов. 4. Подготовка и проведение групповых собраний и индивидуальных бесед с учащимися при решении социальных проблем в конфликтных ситуациях, при наличии форм насилия, унижения достоинства ученика. 5. Проведение дискуссий по профилактике здорового образа жизни совместно с учителями и классными руководителями. 6. Проведение дней профилактики вредных привычек. 7. Взаимодействие социально-психологических служб с педагогическим коллективом по профилактике отклонений в развитии личности, поведении подростка. | 1.Диагностическая работа по изучению социального статуса семьи. 2. Составление социального паспорта и характеристик семей, оказавшихся в социально-опасном положении, семей, где есть трудные подростки. 3. Усовершенствование комплекса взаимодействия социально-психолого-педагогических служб в просветительской работе с родителями. 4. Привлечение родителей к совместной деятельности с ученическим и педагогическим коллективами. |
Ожидаемые результаты.
1. Воспитание у подростков важных жизненных качеств:
- Целеустремлённость - главная черта характера. Выбирать цель жизни так, чтобы принести пользу людям, развить свои силы и способности, чтобы совесть была чистой, а поведение достойным.
- На первом месте - трудолюбие - условие всякого успеха в жизни.
- Мужество - это умение жить по совести, говорить правду в глаза, не трусить, столкнувшись с трудностями или злом, это умение жертвовать собой во имя общих интересов.
- Требовательность к себе и самокритичность - это путь познать себя и условие самоуважения.
- Человеколюбие, сочувствие, сострадание, взаимопонимание, умение прийти на помощь всем, кто в этом нуждается.
- Нетерпимость ко всему плохому в себе. Недостатки - мои злейшие враги.
Отсутствие преступлений.
РАЗДЕЛ 6
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1 Р.П. СТЕПНОЕ
СОВЕТСКОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ШКОЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«СОЦИАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ И РЕАБИЛИТАЦИЯ»
(социально – педагогическая поддержка и защита прав обучающихся, оказание помощи семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации)
Социальный педагог: Епифанова Ю.Ю.
2013-2015 год.
Программа « Социально – педагогическая коррекция и реабилитация»
РАЗДЕЛ 1.
Общие положения.
В последние годы безнадзорность детей приобрела угрожающие масштабы, растёт число не обучающихся и неработающих подростков, увеличивается удельный вес детей младшего школьного возраста и девочек-подростков среди несовершеннолетних правонарушителей. За последние 5 лет число преступлений, совершённых подростками возросло более чем на 20%, а количество их участников более чем на 30%. Ежегодно около миллиона детей и подростков доставляются в органы внутренних дел за различные правонарушения, в приёмники-распределители попадают около 60 тыс. В целом по России это почти каждый четвёртый подросток.
В целом ряде исследований установлено, что распространенность поведенческих расстройств среди детей и подростков является характерной чертой последних десятилетий. Выявлены три уровня дезадаптации по степени нарастания их патогенного воздействия:
1. Распад семьи и перепоручение воспитания ребенка родственникам и другим лицам;
2. Наличие конфликтных семейных отношений, препятствующих осуществлению нормальных воспитательных функций;
3. Асоциальная дезадаптация родительских семей.
Относительно большой удельный вес имеют расстройства, связанные с дефектами воспитания, выявлены и представлены следующие психотравмирующие факторы микросреды, влияющие на психическое здоровье детей:
- конфликтные ситуации во взаимоотношениях родителей между собой;
- алкоголизация родителей;
- повышенные требования со стороны родителей, граничащие с
деспотизмом.
Проведены многочисленные исследования, подтверждающие отрицательные воздействия конфликтных ситуаций на детей и подростков из неблагоприятных семей, в особенности на формирование у них психических расстройств, связанных со стрессом, и асоциальных форм поведения. Произошло значительное омоложение контингента наркоманов: ребята пробуют наркотик уже в тринадцать-четырнадцать лет.
В нашей школе есть семьи, которые не уделяют должного внимания воспитанию детей. Наблюдаются случаи асоциальных явлений (пробуют алкоголь, курение учащиеся 7-11 классов), отдельные подростки совершают правонарушения, не соблюдают Устав школы (пропускают уроки без уважительных причин, опоздания, нарушения школьной дисциплины).
Эти серьёзные педагогические проблемы школы, которые разрешимы во взаимодействии педагогов, психологов, работников медицины и социальных служб, правоохранительных органов стали основанием для разработки программы «Подросток и закон».