Проблема «модели специалиста» психолога труда и профконсультанта
Об основных путях и сложностях при построении модели специалиста уже говорилось в гл. 4 настоящего пособия. Сама идея «модели специалиста», тем более применительно к такой творческой и сложной профессии, как психолог, вызывает иногда сомнение. Обычно приводится примерно такое обоснование: невозможно втиснуть в «модель» все характеристики профессиональной деятельности (вместе с необходимостью импровизировать в труде), а также невозможно выделить общепризнанный, стандартно-образцовый «профиль личностных и профессиональных качеств специалиста», под который можно было бы «подгонять» будущих психологов. Скорее всего такой профиль должен включать качества типа «доброта», «умение общаться», «любовь к людям (или к детям)», «порядочность» и т. п. Однако не секрет, что, некоторые (если не многие) известные психологи обладали неуживчивым и даже скандальным характером (например, 3. Фрейд) и были далеки от образца «внешней благодетели и пристойности», являя собой лишь пример внутренней порядочности и научной добросовестности. Но как безошибочно определить именно внутренние достоинства профессионала, да еще соотнести их с требованиями «профессионального профиля специалиста»?
Одной из наиболее острых проблем при составлении «модели специалиста» является проблема построения «модели личности специалиста». Традиционно психологи с помощью тестов выделяют наиболее выраженные по разным шкалам и параметрам личностные качества успешно работающих специалистов и, таким образом, вроде бы и получается «личностный профиль специалиста». Но как измерить в баллах способность к творчеству, которое само по себе перечеркивает все нормы и стандартизированные оценки? Как измерить любовь к людям, порядочность, профессиональную и человеческую совесть? А ведь все это является нередко более важными составляющими профессионального успеха психолога, чем его знания и владение методиками.
Чтобы хоть как-то выйти из тупиковой ситуации, специалисты иногда идут «от противного», пытаясь выделить явные противо-
показания для работы в качестве психолога. Такими противопоказаниями для психолога могут быть:
ненависть к людям, стремление «мстить» им непонятно за что. К сожалению, есть такие озлобленные люди, которые сами нуждаются в психологической помощи и которых к людям лучше не подпускать. Тем более страшно, когда такие «человеконенавистники» умудряются получать дипломы о высшем психологическом образовании и занимаются психологической практикой;
откровенное психическое нездоровье. Понятно, что психически больной «психолог» может оказаться просто опасным для своих клиентов, особенно когда он работает с детьми и подростками. Заметим, что школьники, отвечая на вопрос, «с каким психоло- ; гом, с какими отрицательными качествами Вы не хотели бы иметь дело?», в большинстве случаев выделили такие характеристики, как «неумение общаться» и «психические заболевания»;
неумение общаться, неспособность выстраивать с людьми отношения на взаимоуважительной основе. При проведении различных «со- ', беседований» с поступающими на психологические факультеты абитуриентами сразу бросаются в глаза те из них, кто ведет себя нагло и вызывающе, а главное — постоянно перебивает собеседника, стре-1 мясь подчеркнуть свое превосходство. Применительно к будущей работе психолога — это не просто бестактность или невоспитанность, это препятствие для построения подлинно диалогического взаимодействия к клиентом (или с коллегами), это основа буду--; щей манипуляции сознанием клиента, что для психолога должно ? рассматриваться как страшнейший «профессиональный грех»; X
применительно к студенту-психологу можно выделить и такие (.
нежелательные качества, как лень, безынициативность, а также '•
установка на то, что преподаватели «должны» развлекать студен- 1
тов на своих занятиях. Ц
При рассмотрении основных требований (и противопоказаний);?, к профессионалу-психологу следует вспомнить и о неизбежному формировании у опытных специалистов индивидуального стилЯ^ трудовой деятельности, который сложно подогнать под какие-то^ общепринятые стандарты и профили. Логика формирования ин--дивидуального стиля профессиональной деятельности психолога предполагает следующие важные моменты. Сначала психолог опи-рается на уже имеющиеся у него способности и умения, посте-пенно приспосабливая их к решению своих профессиональн" задач. Далее на основе имеющихся качеств и умений нередко никают новые, ранее отсутствовавшие качества. Наконец, посте пенно формируется сложная взаимосвязанная система адаптиро ванных и новых профессионально важных качеств.
Такую систему качеств В. С. Мерлин называл «симптомокоМП лексом» и отмечал при этом: «Индивидуальный стиль деятельн сти следует понимать не как набор отдельных свойств, а как
сообразную систему взаимосвязанных действий, при помощи которой достигается определенный результат. Отдельные действия образуют целостную систему именно благодаря целесообразному характеру их связи» [9, с. 166—167]. Обращаем внимание, что для полноценного формирования специалиста-психолога также важнейшую роль играет ориентация на какую-то цель (или даже идею), которая и мобилизует как различные знания и умения, приобретаемые в ходе обучения в вузе, так и постепенно накапливаемый опыт самостоятельной практической работы. Отсутствие же такой цели не позволяет навести порядок в имеющихся знаниях и умениях, не позволяет обобщить свой опыт, так и оставляя его на уровне «мусора», т. е. на уровне несистематизированной, не связанной общей идеей «кучи» из отдельных впечатлений, знаний, умений и т. п.
Можно также выделить основные этапы формирования индивидуального стиля деятельности психолога'.
На первом этапе важно осваивать профессиональную деятельность по уже отработанным схемам и процедурам, т. е. научиться работать так, «как положено». Именно это гарантирует успешное выполнение поставленных задач. На данном этапе возможно выделение следующих подэтапов:
общая ориентировка в данной деятельности, когда начинающий работник «в целом» уже знает (или представляет), как надо работать, но саму работу в целом выполнять еще не может;
освоение отдельных действий и операций, а также отработка отдельных процедур, приемов и методик работы;
освоение деятельности в целом (по нормативно-одобряемому, «правильному» образцу).
На втором этапе уже более опытный специалист (научившийся выполнять отдельные задания и даже освоивший определенные виды профессиональной деятельности в целом) может позволить себе некоторое отступление от нормативно-одобряемых образцов работы. Здесь можно выделить примерно следующие подэтапы:
возникновение общей идеи работы по-новому, по-своему (хотя бы примерное представление, как можно успешно выполнять профессиональную задачу иначе, чем это делается обычно);
проба и освоение отдельных действий по-новому;
постепенное проектирование и освоение всей деятельности по-новому, т. е. формирование своего, индивидуального стиля профессиональной деятельности.
Самое главное при формировании индивидуального стиля труда — не спешить и всегда иметь обеспеченные «тылы» в виде освоенной Ранее деятельности по нормативно-одобряемому образцу, гаранти-РУющей успешное выполнение работы в случае неудачного экспериментирования при выработке новых способов деятельности.
Наблюдения за студентами и уже работающими специалистами позволяют выделить одну интересную закономерность. Обычно студенты и начинающие психологи, стремящиеся повысить свою готовность к будущей профессиональной деятельности, больше внимания уделяют развитию своих знаний, а по возможности и умений. Взрослые, уже работающие психологи по мере своего профессионального развития постепенно переключаются со знаний и умений на ценностно-смысловые аспекты своей деятельности. Они все больше ставят перед собой вопрос о смысле своего «пребывания в психологии», о том, что они могут дать психологии и насколько она может обогатить их как личностей. В связи с этим возникает вопрос: стоит ли торопить события и ставить такие ценностно-смысловые вопросы уже перед студентами и начинающими психологами или лучше подождать, пока они сами не «созреют» для таких вопросов. Мы считаем, что и здесь недопустимы какие-то стандартные подходы, поскольку все специалисты и все студенты-психологи разные, и сроки «созревания» у всех тоже разные. А у кого-то такое «созревание» вообще может не наступить, хотя он может вполне эффективно выполнять свои профессиональные обязанности и даже считать себя зрелым психологом. Стоит ли разочаровывать таких психологов-специалистов, тем более что они даже приносят пользу окружающим.
Проблема лишь в том, что более важным результатом профессионального труда является развитие личности самих профессионалов, а это развитие связано, прежде всего, с развитием ценностно-смысловой сферы личности. Недаром А. К. Маркова, выделяя уровни профессионализма, в качестве высшего такого уровня называет «уровень суперпрофессионализма», где главным этапом является «этап творческого самопроектирования себя как личности профессионала». Именно на этом этапе человек по-настоящему достигает своего «акме», т. е. вершины профессионального раз-вития [8, с. 52].
При рассмотрении вопроса, каким должен быть специалист попрофессиональному самоопределению, можно обратиться к проблеме имиджа психолога-профконсулътанта. Можно поставить вопрос так: должен ли психолог-профконсультант быть «узнаваемым» по каким-то специфическим признакам? Скорее, да, так как это тоже творческая профессия (а «творцы» любят выделяться, им это помогает в работе) и сам образ также способствует решению проблемы клиента (устанавливается большее доверие, клиент не тратит время на выяснение того, «настоящий» перед ним психолог или «ненастоящий»).
Следующий вопрос: какие признаки (или какое поведение)» определяют имидж «настоящего» профконсультанта? Многое висит от того, что это за психолог: а) если он всего лишь «дела* деньги», то должен «нравиться» своей клиентуре, для этого
тельно уметь выглядеть «экстравагантным»; б) если профконсуль-тант работает в организации или на фирме, где свои правила поведения и одежды, то придется соответствовать этим правилам;
в) если психолог служит идее, то обычно он Держится скромнее;
г) если профконсультант сам в себе не разобрался, то он обычно
пробует разные варианты поведения (может, сама одежда и проб
ное поведение что-то подскажут ему для нахождения своего «об
раза профессионала»).
Имидж (авторитет, образ) профконсультанта может формироваться разными путями. Здесь может помочь стремление к внешнему сходству с «настоящим» специалистом (каким видят его многие клиенты и коллеги-психологи, слава богу, для этого всегда есть множество примеров для подражания). Успешная помощь клиентам также способствует повышению авторитета психолога-консультанта, у которого со временем может появиться «имя», о таком профконсультанте «узнают» и захотят работать именно с ним. О каких-то профконсультантах может создаваться «общественное мнение», некая «харизма», хотя сами они ничем особенным не выделяются. Как известно, в некоторых организациях или в определенной среде потенциальных клиентов хотят, чтобы у них работало больше «выдающихся» специалистов...
Главная проблема построения имиджа заключается в том, что сам профконсультант как бы «разрывается» между стремлением соответствовать некому профессиональному стереотипу (чтобы вызывать доверие у клиентов, чтобы нравиться начальству и застрявшим в своем развитии коллегам-психологам), а с другой стороны, профконсультант — это творческая профессия, предполагающая творчество не только в мыслях, но и в поведении.
В любом случае на первоначальных этапах профконсультиро-вания лучше соответствовать имиджу «настоящего специалиста» (не разочаровывать клиентов), а уже на последующих этапах работы — стараться быть самим собой. Самое печальное, если проф-консультанту так понравится «производить впечатление» на клиентов, что он уже не сможет выйти из своего профессионального стереотипа, лишая себя возможности развиваться в своей профессии.