Сущность и структура производственного конфлш
Конфликт (от лат. сопШсШз — столкновение) рассматриваете в разных науках. В философии конфликт — понятие, отражающе стадию развития категории «противоречие», когда существуют^ противоположности доходят до свой крайности (полярность, тагонизм). В обществоведении (истории, политологии, социолсз гии, социальной психологии) — это процесс развития и разр шения противоречивых целей, отношений и действий людей, о^ ределяющийся объективными и субъективными причинами. Впс хологии конфликт — столкновение противоположно направлены несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельно взяп го индивида, в межличностных взаимодействиях или межличносп ных отношениях индивидов или групп людей — связанное с острь отрицательными переживаниями.
Существуют два основных подхода к определению конфликта. Пе|вый ориентирован на актуальные действия, где у противоборст ющих сторон часто взаимоисключающие или несовместимые це| ности, что исключает соревнование, конкуренцию и т. п. по данию этими ценностями (поскольку ценности разные); втор ориентирован на мотивы и действия, где ценности могут и совг дать, но различаются психологические состояния конфликтую!] сторон (конфликт идей, ценностей, установок, мотивов и т. п.)|
О. Н. Лукашонок и Н. Е. Щуркова выделяют ситуации и вия, когда конфликтов «не бывает» [5, с. 23]:
1) когда у человека отсутствует свое «Я» или оно подавле|
другим субъектом;
2) когда субъект не умеет или не желает видеть за предмет
человеческих отношений;
3) когда внешний конфликт переходит во внутренний
(правда, это уже внутриличностный конфликт, но он не все1|
требует внешней активности);
4) когда субъект не желает решать проблему;
5) когда субъект бежит от свободы выбора (а следовательно!
от ответственности за выбор);
6) когда субъект обладает умением видеть конфликт на ра>
ступени его развития и снимает его в этот момент.
Различными авторами формулируются основные функции и < можные результаты конфликта [10, с. 92—101; 15, с. 222—23 При этом главная функция конфликта — выявление пробле» противоречий в жизнедеятельности социального субъекта, огделенной психологической системы (человека, группы, орга зации, общества), а также определение путей разрешения противоречий и развития данного социального субъекта (пс* логической системы).
В целом можно перечислить следующие функции:
сигнальная функция характеризует конфликт как показатель определенного состояния общества (что-то в системе расстроилось л нуждается в преобразованиях);
информационная функция — отражение и выявление причин леблагополучия в системе;
дифференцирующая функция — это процесс социальной дифференциации, отражающий переориентацию и перегруппировку задействованных в конфликте социальных сил;
динамическая функция — способствование социальному прогрессу, где конфликт — это толчок развития и способ разрешения накопившихся противоречий.
Выделяется также функциональная противоречивость конфликта. Эта противоречивость основана на взаимодействии противоположно направленных тенденций. На основе такого понимания функциональной противоречивости польский ученый Я. Штумп-ски выделил следующие пять противоположных пар функций социального конфликта:
1) различающая и отождествляющая функции (когда, напри
мер, в ходе конфликта интересы могут сблизиться или, наобо
рот, еще больше разойтись);
2) интегрирующая и дезинтегрирующая (либо противоборству
ющая сторона сплачивается, либо разрушается);
3) маскирующая и демаскирующая;
4) прогрессивная и регрессивная;
5) позитивная и негативная функции.
Перечислим более конкретные функции конфликта и его возможные последствия:
I. Позитивные (конструктивные) функции конфликта:
1) выявление противоречий в системе (на уровне осознания и
переживания);
2) снятие напряжения («выпускание пара») во взаимосвязи,
во взаимоотношениях между различными составляющими систе
мы (между людьми, между различными ценностно-смысловыми
ориентациями и т. п.);
3) проверка участниками конфликта своих реальных и потен
циальных возможностей, а также выявление недостатков (форми
рование более адекватной самооценки);
4) мобилизация ресурсов и выявление скрытых возможностей
системы;
5) сплочение участников конфликта, обусловленное совмест-
разрешением (преодолением) значимой для всех проблемы
т? пРинципу «Настоящие друзья проверяются в беде», а также —
^стоящие друзья обретаются в совместных испытаниях»); _ ") выявление скрытых и потенциальных противников, недо-°Желателей, предателей и т. п. (по принципу «Истинные враги являются в трудные моменты»);
7) в случае успешного преодоления трудностей у участник!
конфликта повышаются чувство собственного достоинства и
моуважение (что в психологическом плане очень существен*
так как позволяет человеку переходить к решению более сложив
и интересных проблем);
8) в целом система, преодолевшая (или хотя бы переживша
конфликтную ситуацию, получает шанс измениться к лучше\
9) страх возможного конфликта может мобилизовать к упреЗ
дающим (профилактическим) шагам и еще до возникновения опа
ности для системы также способствовать ее развитию.
Негативные (деструктивные) функции конфликта:
1) обнаружение своих недостатков и соответствующая поте|
чувства собственного достоинства;
2) обнаружение несостоятельности (нежизнеспособности)
стемы и соответствующее ее разрушение;
3) усугубление противоречий между элементами системы
между конфликтующими сторонами (например, «врагов стало ей
больше, друзей — еще меньше»);
4) потеря уважения и статуса (в случае неудачного поведет
конфликте);
5) порождение новых конфликтов (эффект «цепочки»; напр|
мер, не желая разрешать данный конфликт, человек как бы «у
дит» от него и часто специально создает для себя новые пробл
мы) и т. п.
Ф. М. Бородкин и Н. М. Коряк выделяют функции конфлъ условиях производства [1, с. 123]:
1) балансирование рабочих мест;
2) формирование необходимых производственных связей (*
торых не было до конфликта);
3) выявление и фиксация отдельных частей системы и связ|
между частями;
4) отбор рабочей силы необходимого качества и т. п.
Т. С. Кабаченко называет основные функции организационного > фликта [3, с. 261]:
1) группообразование, установление и поддержание норь|
тивных и физических параметров группы;
2) установление и поддержание (стабилизация) системы :
ригрупповых и межличностных отношений, интеграция и иде|
тификация, социализация и адаптация как индивидов, та*
групп;
3) получение информации об окружающей среде (наскол
она враждебна или доброжелательна по отношению к орган»
ции);
4) создание и поддержание баланса сил и, в частности,
ти, социальный контроль за властью;
5) нормотворчество, построение новых систем взаимоотноше-
ний;
6) создание новых социальных институтов;
7) диагностика нарушений функционирования организации.
Для анализа и лучшего понимания конфликта полезно опреде-
лить основные структурные элементы и основные характеристики конфликта [14, с. 377; 15, с. 186—190, 202—209]. Сами структурные элементы — это необходимые сущностные параметры явления, без которых конфликт не может развиваться как динамически вза-имосвязанная целостная система и как процесс.
Основные элементы (составляющие) конфликта:
инцидент (информационный) — событие, которое помогло обозначить хотя бы одному из взаимодействующих субъектов отличие его интересов и ценностей от интересов и ценностей других участников взаимодействия;
инцидент (деятельностный) — повод для объявления кон-фронтационных действий из-за различия интересов и ценностных ориентации;
конфликтная ситуация — развитие конфликта в конкретный временной период;
субъекты конфликта — участники конфликтного взаимодействия, которые могут быть представлены индивидом, группой индивидов, социальной организацией;
предмет конфликта — конкретные интересы и ценностные ориентации, по поводу различия которых происходит конфликтное взаимодействие (то, из-за чего возник конфликт);
конфликтные отношения — форма и содержание взаимодействия между субъектами, их действия по разрешению конфликта.
Условия, определяющие конфликтную ситуацию:
технические условия (количество лидеров в группах, степень организованности и сплоченности групп и т. п.);
политические условия (определяются отношениями зависимости и власти);
социальные условия (система коммуникации внутри группы, Уровень взаимопонимания);
психологические условия (зависят от личностных особенностей Конфликтующих сторон, например, от адекватности их самооценки ит.п.).
Основные характеристики конфликта, позволяющие адекватно Ценивать конкретные конфликтные ситуации:
1 Острота конфликта
Факторы, влияющие на остроту конфликта: степень решен-°с™ (нерешенности) проблем; возможность (невозможность)
проблем; вмешательство третьих (и четвертых, и пя-^ х и т. п.) заинтересованных сторон, что часто усугубляет конфликт.
Рациональные конфликты как правило, имеют меньшую ос| роту, чем эмоциональные (эмоциями сложнее управлять).
2. Временные характеристики конфликта.
К временным характеристикам относятся длительность; част та проявления; повторяемость; продолжительность участия в фликте каждого из участников; временные параметры отдельщ этапов конфликта.
Факторы длительности (продолжительности) конфликта:
• сущность целей противоборствующих сторон, их острота (ее
«до победного конца», то конфликт обычно затягивается);
• количество ресурсов и их качество для ведения борьбы в :
фликтной ситуации;
«концентрация усилий вокруг лидера, так как много завис| от позиции лидера (в частности, от его стремления поскорее вершить или подольше растянуть конфликт);
• ясность или неясность того, что считать победой, а что
поражением в конфликте;
«наличие в конфликтующих лагерях экстремистских фра ций.
Для сокращения длительности конфликта необходимо:
• переключить внимание сторон на более близкие им и по вс
можности обоюдоинтересные цели;
• изолировать лидеров и ослабить их влияние на деятельное
групп;
• снизить уровень влияния центральных групп (например,
двинуть новых лидеров);
• изменить структуру распределения власти между группами!
• ограничить ресурсы сторон.
3. Пространственные характеристики конфликта: сферы
никновения и проявления конфликта; условия и повод возник
вения; конкретные формы проявления; средства и действия,
торыми пользуются участники конфликта; количество вовлече
ных в конфликт сторон, ресурсов и т. п.
Основные фазы развития конфликта [9, с. 43—46; 14, с. 370 373]:
конфронтационная (военная) фаза, когда каждая сторона пр тивопоставляет свои интересы интересам другой стороны;
компромиссная (политическая) фаза — стороны стремятся , тигнуть своих целей через переговоры;
коммуникационная (управленческая) фаза — стороны стремя достигнуть общего понимания ситуации (консенсус) через по* мание того, что суверенитетом обладают не только сами субъе* конфликта, но и их интересы; стремление к взаимодополнеН| интересов.
Понятие «кризис» (псевдофаза, возникающая внутри одной| фаз конфликта) фиксирует такое взаимодействие субъектов,
котором не происходит поступательного перехода от фазы к фазе /например, длительная задержка на одной фазе, разрушительная «заиикленность», фазовая стагнация или даже возврат к предше-сТБующей фазе).
На основании выделения фаз конфликта и понимания того, что является «кризисом», можно обозначить, то, что является управлением конфликтом. Управление конфликтом — это деятельность по обеспечению развития конфликтного взаимодействия, т. е. переход к последующей фазе развития конфликта. Таким образом, высшим искусством реагирования на конфликтную ситуацию является не «борьба» с конфликтом, а способствование развитию конфликтных отношений.
Заметим, что поскольку конфликт имеет и позитивные (конструктивные) функции, то в ряде случаев оправдано и специальное провоцирование руководством (и психологами) конфликтов, но при обязательном условии контроля за ними и возможностью управлять этими конфликтами. По сути, любой опытный руководитель или воспитатель так и поступает, иначе и работа, и учебный процесс воспринимались бы как сплошная скука, ведь без преодоления проблем вообще не может быть никакого развития.