Профессиональные действия и профессиональные, задачи в труде оператора
Выделяя понятие «профессиональные действия», Ю. К. Стре ков отмечает, что трудовой процесс легче рассматривать, раз лив его на части. Один из вариантов «квантования» труда — вые ленив ситуаций. Ядром понятия «ситуация» является человек, ос ществляющий действие в определенном пространстве и времен При этом само действие — это «живое» исполнение, «психолог ческое настоящее субъекта» [9, с. 11—54].
Главная проблема построения моделей труда определяется те| что сам образ ситуации должен быть задан не просто как нек данность, а более широко — как «форма настоящего, того, предстоит субъекту». Выделяются основные модели трудового ствия. Традиционный деятельностный подход исходит из трехкс понентной схемы («триады»): «субъект—деятельность — объек Ю. К. Стрелков предлагает четырехкомпонентную схему («тетра «субъект—действие —объект—окружающий мир» (субъект со! шает действие среди движущихся, изменяющихся предметов).
Подробнее рассмотрим каждый из этих компонентов:
Субъект деятельности. Сам субъект рассматривается как «* ситель» целостного, единого телесного опыта, активности, знания. «Субъект выступает как высшая интегрирующая инста ция». Интегрирующая функция обеспечивается рефлексивным \ ном сознания. По сравнению с бытийным планом (который в* чен в данную ситуацию), рефлексивный план внеситуативен, т| выходит за пределы выполняемого действия и наличной с* ции. Именно «благодаря рефлексивному плану сознания происз| дит формирование специалиста» [там же, с. 14].
Окружающий мир понимается как совокупность движущ^ меняющихся объектов. Эта совокупность предметов окружаю! мира, данная субъекту в его восприятии, есть «перцептивный ми В перцептивном мире субъекту даны его собственные тело, ляемый объект, а также собственное действие, которое он сов шает, двигаясь среди предметов. Предметы и события окру щего мира влияют на выполнение действия и составляют «пр ранство —время действия». Очевидно, что «пространство — &Р
действия» не совпадает с «пространством —временем перцептивного мира» (например, действие может строиться на основе предварительного восприятия, ориентировки в мире, а может выстраиваться интуитивно, до такой ориентировки, но бессознательное действие — это уже не совсем действие). Границы двух миров, внешние и внутренние, различны (границы перцептивного мира определяются возможностями восприятия — порогами и прочими параметрами).
Действия. Каждое действие обладает пространственно-временной определенностью и позволяет субъекту удерживать его в сознании как единый целостный акт, как свое «психологическое настоящее» (как «хронотроп» — по В. П. Зинченко). В инженерной психологии речь идет не просто о соответствии действий оператора требованиям технологического процесса, а о «роли субъекта в приспособлении (посредством своего действия) характеристик движения управляемого объекта к особенностям окружающего мира» [9, с. 15]. Субъект координирует свои действия с событиями в окружающем мире. В действии соединяются исполнительные процессы (движения, речь) с когнитивными и эмоциональными процессами.
Поскольку действия нередко выступают интегрирующим образованием, где соединяются ориентировочные, исполнительные и даже эмоциональные составляющие труда оператора, то есть смысл кратко обозначить основные характеристики действия.
Пространственные характеристики действия. Иногда сравнение намеченного пути и пути, реально проходимого среди предметов, позволяет отделить субъекта (ориентирующегося и планирующего действие) от самого действия. Очень важна роль восприятия (симультанного, одномоментного схватывания) для планирования путей движения и обхода препятствий.
Временные характеристики действия. Важно учесть не только «объективные» характеристики трудового процесса (начало, конец, последовательность движений, циклы и т. п.), но и «телесные ритмы самого субъекта, и процессы в окружающем мире». При анализе действий оператора важно найти «точку отсчета», которая соотносилась бы с «настоящим»: «Описание должно схватывать пульсацию живого, текущего сейчас действия» [там же, с. 18].
Энергетические характеристики действия. Учитываются усилие
сУоъекта, масса объектов и ускорение их движения. Учитываются
концентрация внимания и утомление оператора на разных этапах
выполнения действия. Но при этом возможны и «пустые зоны»,
^пример, когда действие как бы «выходит за свои пределы» (ре-
ьные усилия очень малы и почти не учитываются). Важно учи-
№ать и социально-психологическое обоснование понятия «дей-
ие», т е «социальный характер действия необходимо сопос-
лять с технологическим процессом» [9, с. 19].
Например, у летчиков (штурманов) действие осуществляется в «удвоенном пространстве и времени — действие штурмана осу| ществляется и внутри, и вне кабины. Здесь приходится говорить < двух перцептивных мирах штурманов» [там же, с. 23].
Важную роль при анализе некоторых видов операторского • да (например, труда летчиков)) имеет выделение «пространст действия» и «пространства восприятия». «Пространство действд не совпадает с пространством восприятия. Например, бессозна! тельное исполнение нельзя назвать действием. Действие развер| тывается на фоне уже знакомого перцептивного мира». Но пар доке в том, что «действие расширяет пространство восприят* воспринимаемым становится то, что ранее не воспринималось, предметы, различия между ними». «Действие расширяет и вреи восприятия: воспринимаемым становится то, что также не вое принималось — само изменение предметов, тонкости временно? упорядочивания». «В реальном трудовом потоке точно выделить] пронаблюдать действие невозможно. Действие можно выдел* только после его окончания и только с помощью субъекта» [та же, с. 20].
В само понятие «действие» должен быть включен и результат • точный или ошибочный. Между элементами действия возникав динамические, т. е. силовые отношения (например, между сам» ми управляемыми объектами и мотивами, симпатиями-антипа тиями оператора и т. п.). Преодоление препятствий — волевой а* требующий большого расхода энергии. Очень часто подлиннь субъектом труда становится экипаж (бригада операторов), и да возникает проблема координации и синхронизации действи этого экипажа, направленных на решение единой задачи.
Назовем основные модели трудового действия оператора:
имитационная модель Зигеля и Вольфа. Часть трудового процесс разделяется на отдельные трудовые задачи. Анализ отдельных: дач позволяет с высокой точностью предсказывать статистическ результаты различных испытаний. Модель учитывает возможно сокращения времени на одну операцию;
информационные и информационно-процессуальные модели (напр!! мер, модель Шеннона). Работа с информацией, понимаемой мера неопределенности сигнала. Информация, которую несет сИ| нал, зависит от его вероятности — наибольшую информацию н| сут наиболее редкие из случайных сигналов; неслучайные (оэ емые) сигналы не несут никакой информации;
линейные модели. Главная особенность: они используются временного анализа последовательности операций, выполняем^ в ходе простого, т. е. одиночного акта. Это отдельный двигател" ный акт, результаты которого не могут быть улучшены вн>" него самого (чтобы улучшить результат требуется совершить ДР гой акт);
кольцевые модели (например, модель Н. А. Бернштейна). В модели Н- А. Бернштейна два элемента выделены по анатомическому основанию (рецептор и эффектор), а другие — по логическому Основанию (сравнивающий блок, программа, усиливающий и преобразующий блоки). В данной модели «кольцо замыкается через вход». Различные авторы дополняли схему Н. А. Бернштейна «тремя внутренними кольцами» (А. И. Назаров), «дополнительными блоками памяти» (С. М. Морозов) и т. п.;
корреляционные модели. Факторные, кластерные и другие модели позволяют изучить связи между характеристиками субъекта и успешностью трудового процесса.
Для лучшего понимания профессионального действия полезно разобраться с тем, что такое «профессиональная задача» [9, с.55— 114]. «Действие определяется задачей». «В характеристике задачи время играет важнейшую роль: задача предзадается и ориентирует субъекта на будущее действие» [там же, с. 55].
Формулировка задачи. Она формулируется на технологическом языке и толкуется на языке обыденном. В задаче указываются цель, средства, сроки и пространственная точность действия.
По мере выполнения задачи отношение к ней субъекта меняется (например, эмоциональное безразличие может смениться глубокой личной заинтересованностью). Задача отличается от действия как формальное условие от процесса исполнения («живого» и переживаемого субъектом процесса).
Субъект знает свои возможности и делит задачи на доступные и недоступные для него, т. е. он часто выходит за рамки движений, действий, всей ситуации исполнения. Сам деепричастный оборот «выполняя действие» показывает, что, «будучи включенным в действие, субъект совершает нечто, выходящее за рамки данного действия» [там же, с. 59—60].
Субъект способен работать параллельно в разных пространствах: работая и воспринимая свое действие «здесь», он может одновременно анализировать то, что будет «там». Действуя, субъект выхолит за рамки действия.
О субъекте невозможно говорить вне времени. Понятия «свертывание» и «развертывание» (по А. Н. Леонтьеву) означают именно временную трансформацию.
О субъекте невозможно говорить вне пространства. Субъект во-
°бще работает с ориентирами. «Пространство возникает для субъек-
^а> когда он теряет ориентировку. Тогда он начинает думать о про-
транстве, осознавая себя в пространстве». Сориентироваться в
^Ространстве — это волевой акт, а проявление в человеке воли —
° и есть субъектность. Но через волю оператор проявляет и свои
нергетические характеристики.
Понятие «сложная задача». Операциональное определение слож-
Сти задачи предполагает дробление задачи на отдельные фраг-
менты (операции); оценку их количества; установление сложное! ти движений для их выполнения. Сложность задачи во много-зависит от неопределенности обстоятельств. Для диагностики формирования операторского мышления необходимо подбират задачи, соответствующие их реальному труду (например, шахмат ные задачи для работы со штурманами неприменимы).
При решении сложных задач выделяется «двухуровневая струк! тура»: на первом уровне — простые, исполнительские действр доведенные до автоматизма; на другом уровне — более сложив мыслительные действия, связанные с предвосхищением (анти| ципацией) и преобразованием ситуации.
«По мере совершенствования профессионального опыта от| ношение специалистов к выполняемым задачам меняется. Воз| никает и закрепляется сочетание опасных установок (склонност к риску, уверенность в собственной неуязвимости, импульсив! ность)». Это может «стать причиной объективного усложнеш решаемой задачи, в то время как сам субъект считает задачу про! стой» [9, с. 73].
Анализируя деятельность пилотов, Ю. К. Стрелков вводит пс нятие «навигационный образ полета» [там же, с. 79—90]. Решени| навигационных задач включает в себя психологические процессь построения образа; выполнение умственных преобразований; пе реходы от одной системы отсчета к другой; согласование систеЦ отсчета. Навигационный образ зависит от профессионального опы' специалиста.
Образ полета — это не просто представление о географическо!| пространстве. Он формируется путем наложения на географичес кое пространство воздушных путей и схем подходов. «Совмеще ние представлений — непростая задача, требующая особого вни| мания при обучении и подготовке летчиков» [там же, с. 82].
Представление о ситуации полета включает в себя нескольк слоев: представление о пространстве и времени, сложившееся ходе предыдущей деятельности; систему перцептивных миров (а* туальное восприятие). «Выполнение задачи предполагает преобрази вание этих структур. Преобразования, которые специалист вь полняет уже в процессе подготовки к полету, позволяют согласС вать пространственные и временные составляющие образа и ставить функционировать динамическую часть создаваемого обр за будущего полета» [там же, с. 84].
Проблема «точки отсчета» в построении образа полета. Са* система координат — это «пространство» преобразования объеК та: его сдвиги, вращения, сжатия и растяжения... Постелен*" субъект обретает способность использовать любую свободно вь бираемую точку отсчета. Препятствиями для развития специа ~" ста часто являются единственная система отсчета; неспособно переходить к иным системам отсчета.
Объектно-центрированная система отсчета основана на использовании двух объектов: один служит для создания нулевого (глав-ного) направления; другой — для фиксации нулевой точки (для последующей сверки нулевого направления с фиксированной точкой). Субъектные системы отсчета организованы в сложную иерархию. У каждого конкретного штурмана «упорядочение отдельных систем отсчета зависит от его субъективных, личных, индивидуальных предпочтений, от профессионального опыта и мастерства».
Интересно, что в исследовании штурманского труда психологу лучше действовать следующим образом: а) предлагать испытуемым «не решать задачу», а «дать консультацию» по поводу задачи; б) посоветоваться, «как лучше ее построить»; в) высказать «мнение» о пригодности задачи для обучения курсантов летных училищ [там же, с. 88].
Ошибки в труде оператора
Важное значение в изучении труда оператора придается анализу ошибок [9, с. 151—186]. Ошибка — это факт, случай из практики. Концепция ошибки должна строиться на представлении о позитивном (правильном) функционировании, т. е. надо еще разобраться, что есть позитивная работа (примерно как в патопсихологии — проблема «нормы» и «патологии»). Но сама ошибка определяется негативно, как отклонение от правильной работы.
Для определения (и понимания) ошибки решающее значение имеет время. Ошибочное действие уже совершено, т. е. оно всегда в прошлом (хотя ошибочное ориентировочное действие может и предшествовать реально совершенному действию). Это позволяет анализировать причины (причинно-следственные связи), приведшие к уже совершенной ошибке.
В экспериментальной психологии различают такие виды ошибок: 1) ошибки восприятия (не успел обнаружить, не сумел различить и др.); 2) ошибки памяти (забыл, не успел запомнить, не сумел сохранить, воспроизвести и др.); 3) ошибки мышления (не понял, не сумел «схватить» суть, не предусмотрел, не разобрался, Не сопоставил и др.); 4) ошибки внимания (не сумел сосредоточиться, собраться, переключиться).
Страх и переживание вины выходят за пределы ситуации, где с°вершена ошибка. Переживание вины за прошлые ошибки долж-Но предупредить ошибки в настоящем и будущем. Соответственно ПРИ подготовке операторов следует формировать такое чувство вины (но не страха).
Проблема метода исследования ошибок оператора. В основе —
становление цепи событий (через опрос операторов). Но «лю-
Ям свойственно не признаваться в ошибках, либо эти признания
бывают ситуативными, поверхностными» [9, с. 163]. Субъект, ее вершивший ошибку, часто «сопротивляется», так как боится на казания. Реконструкция ошибки предполагает деление целого про цесса на части, но «дробление на шаги — искусственная опера ция»... Поэтому возникает проблема «признания соответствия пре; ставления, воспоминания о процессе и самого непрерывного прс цесса».
Важно развести разные позиции в ходе пошаговой реконстру ции ошибки: 1) взгляд субъекта (взгляд изнутри ситуации сове^ шения ошибки, где сам субъект был частью ситуации); 2) взгл: судьи или исследователя (взгляд со стороны). Между позиция* субъекта, совершившего ошибку, и судьи-исследователя «огроа ная разница», и если субъекту грозит наказание, то для призн^ ния им ошибки возникают «непреодолимые препятствия» [та' же, с. 165].
Действие субъекта, совершившего ошибку, протекает в планах: 1) в плане смысла и контекста выполнения задания (са этот план смысла определяется целостностью и непрерывность* 2) в плане отдельных операций, допускающих деление процес на дискретные части (эти операции часто бывают достаточно томатизированными и внешними по отношению к сознанию ог ратора). В связи с этим возникает проблема: где искать ошибку^ плане смысла или в плане отдельных операций?Обычно проще на" ти ошибку в плане отдельных операций. Но и в плане «предст лений о смысле также возможны определенные отклонения».
Интересно, что у опытных специалистов для выполнения ной и той же операции всегда находится множество спосоЕ кроме того, их действия достаточно освоены и автоматизиро! ны, т. е. опытный специалист скорее может ошибиться в пла смысла. Таким образом, у новичка больше ошибок из-за неос! енности операций, а у опытного работника — из-за пробле пониманием (или с извращением) смысла своей работы.
В целом же «путь к профессиональному мастерству лежит чепреодоление ошибок». Опыт не может возникнуть из одного толь знания правил. Сама ошибка — это «активность по освоению ~ ниц, пределов, внутри которых результат может считаться не мальным».
Если сложность профессиональных задач для работника выше] достигнутого «потолка», то для него это может стать началом И градации. Субъект уже больше не может работать выше достиг*™ того уровня сложности. «Это именно та ситуация, когда мо> сказать, что на ошибках учатся не все и не всегда» [там же, с.
Назовем основные методы исследования ошибок операторов. |
Метод полирефлекторного интервью (по Н. А. Носову). Суть ' тода — в многостороннем кольцевом опросе свидетелей и "' кто имел отношение к происшествию.
Метод построения фреймов (по А. М. Емельянову, М. А. Коти-ку). Анализируются содержащиеся во фреймах «узлы» и «связи», в результате чего выявляются причины сбоев в деятельности.
Метод критических инцидентов (по Фланагану). Анализируются ситуации, провоцирующие наибольшие сложности в трудовом процессе (где наиболее вероятны ошибки). Для обнаружения «уз-ких мест» в работе обычно используют наблюдение, интервью и моделирование.
Метод выделения трех категорий действий, каждое из которых подвергается особому анализу (по Дж. Расмуссену): 1) моторные навыки автоматизированы и часто не могут быть поставлены в вину оператору; главная вина — на инструкторах, которые не довели у обучающихся навык до автоматизма; 2) знания. Движение по цепи знаний редко соответствует движению по цепи операций (действий); это категория субъективная, особенно у высококлассных специалистов; пробел в знаниях — часто также на совести инструкторов; 3) творческая активность. Здесь субъект в гораздо большей степени сознательно берет ответственность на себя; соответственно повышается риск совершения им ошибки; для снижения вероятности ошибок субъект сам должен заблаговременно позаботиться и о своих знаниях, и о моторных навыках (как основе импровизации и творчества).
Часть ошибок связана с неправильной диагностикой и прогнозом со стороны психологов. За последние 25 лет получила распространение практика оценивания специалистов в специальных организациях, известных под названием Центры ассесмента. Оценивание производится по специализированным профессиональным задачам и по психологическим показателям (личностным свойствам и характеристикам психических процессов). После оценивания специалиста аттестуют и направляют на службу. Через год Центр ассесмента делает запрос о том, насколько точен был прогноз успешности специалиста. Статистика показала, что точность прогноза успешности — около 65 %.
В качестве примера можно привести типичные ошибки пилотов при реагировании на сигналы и показания приборов — по результатам исследований П. Фиттса и Дж. Джонса 270 ошибок [цит. по: 9, с. 167-169]:
неправильный отсчет показаний приборов, индикаторное устройство которых делает несколько оборотов. Ошибка в понима-Нии двух стрелок и более или стрелки вращающейся шкалы;
неправильная интерпретация направления движения индика-°Рного устройства, ложное толкование показаний прибора;
Неправильная реакция на сигнальные жесты, огни и звуки или На Радиосигналы;
°Шибки различения, вызываемые недостаточной четкостью в: цифр, делений или стрелок;
ошибки идентификации показаний приборов. Ошибочный от| счет нужной величины по другому прибору или по другой шкал? многострелочного прибора;
использование неработающего прибора;
неправильная интерпретация цены деления;
ошибки, связанные с иллюзиями восприятия показаний при! боров и т. п.
Другим примером могут быть ошибки, совершаемые отечествен^ ными пилотами при полетах в зарубежные аэропорты, по данньп исследования Ю. К. Стрелкова и С. В. Фоломеевой [9, с. 179—180|
самолет направляется в зону, где полеты категорически запре' щены;
вместо выполнения команды диспетчера экипаж делает не1 другое (например, приземляется на правую полосу вместо левой) либо вообще бездействует;
задержка при выполнении команды диспетчера;
вместо выполнения команды диспетчера экипаж начинает с ю обсуждать ситуацию, предлагать собственный вариант решения;
выполняя команды диспетчера в ходе «векторования» (когд диспетчер командует в определенных пунктах полета, с како! скоростью и в каком направлении двигаться), экипаж перестае понимать, где находится самолет;
полная или частичная утрата ориентировки (видимо, из-за не знакомых ситуаций);
самолет выходит в определенную точку схемы полетов на вь соте, отличающейся от той, что указана в летных документах.
Ю. К. Стрелков указывает также основные факторы, приводи щие к ошибкам пилотов в зарубежных полетах [там же, с. 181—18'
для новичка первые зарубежные полеты являются весьма слоз ной и напряженной деятельностью;
возникает конфликт между жесткостью требований выполнс ния правил и импровизацией, между самостоятельностью и а лютным подчинением;
в условиях «векторования» (см. выше) у экипажа, незнакомо! со схемой полета, возникает резкий временной дефицит в живании ситуации и проведении соответствующих расчетов;
система «экипаж—диспетчер» проявляет себя по-разному разных типах захода на посадку (в зарубежных полетах значит но повышается личная ответственность командира и каждого на экипажа);
в зарубежных аэропортах предъявляются иные требования! самостоятельности решений и действий командира, а также ~~ ет место иное отношение к ошибке и ее последствиям.
Интересно, что в Америке годовой заработок командира буса примерно равен заработку президента США (около 140 сяч долларов).
Выделяются также факторы, препятствующие освоению наши-^и летчиками зарубежных трасс [9, с. 184—186]:
1) стихийность предполетной подготовки экипажей (особенно
Б плане индивидуальной работы с каждым пилотом);
2) недостаточное владение профессиональным английским язы
ком;
3) отсутствие навыков визуальных заходов на посадку;
4) требования, предъявляемые к самолетам за границей, про
тиворечат нашим требованиям: у нас часто разрешается то, что у
них запрещается; возникает парадокс: то, что человек хорошо ус
воил при полетах у нас, там становится помехой;
5) отсутствует специальная профессиональная и педагогичес
кая подготовка инструкторов (часто сами инструкторы во многие
зарубежные аэропорты не летали);
6) проблема «стаж и возраст»: молодые переучиваются легко,
но трудно переучивать тех, кому за сорок.
Основы проектирования СЧМ
Проектирование систем «человек—машина» занимает видное место в работах по инженерной психологии [8, с. 196—275; 3, с. 210—292 и др.). Само проектирование СЧМ традиционно анализируется по основным блокам: средства отображения информации — сокращенно СОИ, органы управления или средства ввода информации — сокращенно СВИ, рабочее место оператора. Рассмотрим каждый из этих блоков подробнее.
Средства отображения информации (СОИ) различаются по следующим критериям:
по способу использования СОИ: а) контрольные, быстрые («да — нет»); б) качественные (насколько возрастает или падает параметр); в) количественное чтение информации (численные значения в аналоговой или цифровой форме) для больших СОИ;
по форме сигнала: цифровые, буквенные, фигурные;
по степени детализации: интегральные или детальные.
Выделяются основные подходы в совершенствовании СОИ [8, с-228-230]:
структурно-психологический (в основе — статистика, позволяющая выбирать наиболее оптимальные стратегии, совершать пРедпочтительные выборы при построении информационных об-Разов объекта);
системно-лингвистический (построение оптимальных языков, Диалоговых систем);
графоаналитический (табличное программирование, эксперт-ая оценка, теория графов — строится «картинка» распределения т°токов информации).
Перспективные подходы в совершенствовании СОИ:
1) разработка многоканальных (многофункциональных)
дикаторов;
2) разработка полисенсорных (полимодальных) СОИ, т. е. воз
действующих на различные органы чувств;
3) объемное отображение информации («плюс» со стереоскс
пическим эффектом);
4) разработка индикаторов с возможностью предсказания даль
нейшего развития процесса — выход на совместное принятие
шения человеком и машиной.
В основу типологии органов управления или средств ввода инфор мации (СВИ) также могут быть положены разные критерии:
по характеру движений человека различают простые, повтори ющиеся, высокоточные;
по назначению выделяют оперативные, периодические, эпиз дические;
по конструктивному исполнению — кнопки, тумблеры, педа
На основании специальных замеров и испытаний выделяют требования к отдельным типам органов управления, к совмести^ му расположению индикаторов и органов управления, к сист мам ввода информации (к клавиатурам). Например, выделяют следующие принципы совместного расположения индикаторов и о| ганов управления:
функциональное соответствие (каждой подсистеме СЧМ — се бло с-панель на общем пульте управления);
с бъединение (использование однотипных элементов контроЛ и управления — оптимизация количества информации);
совмещение стимула и реакции, что обеспечивает последи ватгльность действий, соответствие общему алгоритму управл| ния;
1ажность и частота использования (наиболее важные оргав управления — в наиболее удобном месте).
На основании специальных замеров и испытаний выявляют общ че требования к системам ввода информации — СВИ (к клав атуоам):
ьлавиши должны соответствовать характеру решаемых задач соо- -ветствовать психофизиологическим характеристикам челов ка-оператора;
расположение клавиш — оптимальное (минимум рабочих дв жений оператора);
компактность клавиатуры и ее умещаемость в зоне моторнс контроля (даже в условиях постоянного усложнения СЧМ и личсния алфавита вводимых символов).
Выделяются также основные правила экономии рабочих двия ний, которые важно учитывать при проектировании разнооб? ных органов управления [3, с. 292]:
1) при движении двумя руками — одновременность, симмет
ричность и противоположность по своей направленности (все это
обеспечивает равновесие тела);
2) простота движений, их плавность и закругленность; необ
ходима минимизация самого количества движений;
3) траектория — в пределах рабочей зоны оператора;
4) движения должны соответствовать анатомии руки и нахо
диться в зоне зрительного контроля;
5) рабочие движения должны быть ритмичными;
6) привычность движения для работника (следует учитывать
ранее сформированные двигательные навыки);
7) при возникновении малых сопротивлений должны включаться
малые группы мышц, при возникновении больших сопротивле
ний — большие группы (так как требуются большие усилия);
8) необходимо по возможности использовать кинетическую
(двигательную, инерционную) энергию самого объекта работы.
Выявлена более оптимальная организация при выполнении различных рабочих движений.
В частности, там, где больше требуются быстрые движения, рекомендуется учитывать следующее:
там, где требуется быстрая реакция, более предпочтительны движения к себе;
в горизонтальной плоскости скорость рук быстрее, чем в вертикальной;
наибольшая скорость руки — сверху вниз, наименьшая — от себя снизу вверх;
скорость больше слева направо (для правой руки и для правшей);
вращательные движения быстрее, чем поступательные;
плавные криволинейные движения рук быстрее, чем прямолинейные с внезапным изменением направления (чем резкие и угловатые).
Если требуются более точные движения, рекомендуется учитывать, что:
более точные движения — в положении сидя (чем стоя);
при движении в вертикальной плоскости ошибок меньше, чем в горизонтальной.
Рабочее место оператора является третьим блоком, анализ ко-°Рого важен при проектировании и оптимизации систем «человек—машина».
Основные условия проектирования рабочего места оператора:
1) Достаточное рабочее пространство для оператора;
2) достаточные физические, зрительные и слуховые связи между
Работниками;
•э) оптимальное размещение рабочих мест в помещении, а также езопасные и удобные проходы;
4) необходимое естественное и искусственное освещение;
5) допустимый уровень акустического шума и вибрации;
6) необходимые средства защиты от опасных и вредных проц
водственных факторов (физических, химических, биологичес*
и психофизиологических).
Оптимизация рабочего места оператора предполагает:
• выбор целесообразного рабочего положения (сидя, стоя);
«рациональное размещение индикаторов и органов управл| ния;
• обеспечение оптимального обзора элементов рабочего мес
• соответствие рабочего места различным характеристикам
ботника;
• соответствие информационных потоков возможностям
века по их приему и переработке;
« обеспечение условий для кратковременного отдыха в проце се работы.
Выделяются также оптимальные рабочие позы оператора:
положение «стоя» более естественно для человека (но при, тельной работе стоя человек утомляется быстрее), поэтому нес ходимо предусмотреть возможность изменения рабочей позы;
нормальная поза в положении «стоя», когда не требуется клоняться вперед более чем на 15°;
наклоны назад и в сторону (при работе стоя) нежелательнь
положение «сидя» имеет много преимуществ (разгружают многие системы органов), но длительное сидение тоже неже тельно из-за нагрузки на таз. Таким образом, лучше предусмс реть смену поз.
В качестве примера можно привести основные требования к ^ бочему сиденью оператора:
• сиденье оператора должно обеспечивать позу, способству
щую уменьшению статичной работы мышц;
. сиденье должно обеспечивать возможность для измене* рабочей позы;
« оно не должно затруднять деятельность различных систем ор низма (дыхательной системы, сердечно-сосудистой, пищевар тельной) и не вызывать болезненных ощущений;
• глубина сиденья не должна быть чрезмерно большой;
. должно быть обеспечено свободное перемещение сиденья < носительно рабочих поверхностей (в том числе желательно об| печить вращение сиденья);
• важно предусмотреть возможность регулирования высоты'
дения, угла наклона спинки, высоты спинки;
«важно учесть требования безопасности (общие и частные зависимости от конкретного места работы оператора);
. желательно использовать на сидениях полумягкую обивку, нескользкую, неэлектризирующуюся, воздухопроницаемую,
Г0отталкивающую (кроме случаев с особыми условиями произ-водства, где сиденья могут быть только деревянными) и т. п.
Общую схему инженерно-психологического проектирования можно представить следующим образом [8, с. 196—346]:
1. Анализ характеристик объекта управления: анализ статисти
ческих характеристик; анализ динамических характеристик; опре
деление целей и задач системы.
2. Распределений функций между человеком и техникой: ана
лиз возможностей человека и техники; определение критерия
эффективности системы; определение ограничивающих условий;
оптимизация критерия эффективности.
3. Распределение функций между операторами: выбор струк
туры группы; определение числа рабочих мест; определение за
дач на каждом рабочем месте; организация связи между опера
торами.
4. Проектирование деятельности конкретного оператора: оп
ределение структуры и алгоритма деятельности; определение тре
бований к характеристикам человека (ПВК); определение тре
бований к обученности; определение допустимых норм деятель
ности.
5. Проектирование технических средств деятельности операто
ров: синтез информационных моделей; конструирование органов
управления; общая компоновка рабочего места.
6. Оценка системы «человек—машина»: оценка рабочего места
и условий деятельности; оценка характеристик деятельности опе
ратора; оценка эффективности системы в целом.
Различными авторами предлагаются и иные варианты оптимизации систем «человек—машина». Например, Д. Босман разрабатывает системный подход к проектированию социотехнических систем [цит. по: 5, с. 39—60]. Он пишет: «Социотехнические системы представляют собой некоторую совокупность технических средств, процедур и правил, выполняющую заданную работу под управлением и контролем человека» [там же, с. 39]. Само системное проектирование предполагает (по сравнению с более простым проектированием), что:
разработка простых систем по «технологии операциональной Разработки» осуществляется через постепенное увеличение функций и проверку эффективности на основе опыта;
при разработке более сложных систем более адекватным является подход под названием «компьютерная метафора». В его основе — разделение целого на части, которые еще способны Цоспринимать управляющие воздействия оператора (т. е. основная Функция разбивается на подфункции). Все это осуществляется еще На этапе анализа (выделения подфункций). На этапе синтеза (соб-
венно проектирования) делается акцент на внедрение, где не-
ходим постоянный контроль за эффективностью нововведе-
ний — частые повторы, пробы («повторение — основа проекти! рования»).
основные этапы процесса разработки и проектирования слоас| ных систем — исследование; анализ и планирование; техническо проектирование; испытания; введение в эксплуатацию.
Важным для проектирования различных социотехнических си-1 стем является учет индивидуальных характеристик оператора. Тра| диционно многие авторы используют схему составления индивиду\ альных характеристик оператора, предложенную Хопкиным [щ-по: 5, с. 55]. Для оценки особенностей оператора в данной схе выделяются 75 групп характеристик:
1) биографические данные: возраст, пол, национальность, опь
работы, выполнявшаяся ранее работа;
2) физические и физиологические характеристики: здоровье|
физическая сила, выносливость, с