Оператор в системе «человек—машина» (СЧМ)
И общая схема его деятельности.
Принятие решений оператором
Для лучшего понимания специфики операторского труда полезно рассмотреть его в ряду других рабочих и инженерных профессий. В. П. Зинченко и В. М. Мунипов выделяют следующую типологию таких работников: 1) работающие с помощью автоматов (рабочие АСУ, операторы); 2) работающие с помощью машин, станков, механизированного инструмента; 3) работающие вручную при машинах и механизмах (подсобные рабочие, грузчики); 4) работающие преимущественно вручную с помощью немеханизированного (ручного) инструмента (ремонт, обслуживание) [3,с. 126-128]:
Сами операторы (см. выше — первая группа рабочих профессий) подразделяются на перечисленные ниже основные группы:
операторы-технологи (непосредственно включены в технологический процесс, работают по четкой инструкции);
операторы-манипуляторы (управляют различными механизмами-манипуляторами, где машина — усилитель мышечной энергии);
операторы-наблюдатели, контролеры (различные диспетчеры транспортных систем, АЭС). Работают в реальном масштабе времени, так как готовы и к немедленному реагированию, и к отсроченному;
операторы-исследователи (используют различные образно-кон-Чептуальные модели — это пользователи вычислительных систем, Дешифровщики изображения);
операторы-руководители (управляют не техникой, а другими людьми, в том числе — через специальные технические средства и каналы связи).
Выделяют следующие особенности труда операторов в совре-Менных условиях:
с Развитием техники увеличивается число объектов (парамет-°в), которыми надо управлять;
Развиваются системы дистанционного управления, человек все
ьще отдаляется от управляемых объектов — необходимость
6 г,..
работать со знаковыми системами (с закодированной информ^ цией);
увеличиваются скорость и сложность производственных цессов — повышенные требования к точности действий операт ров, к быстроте, отсюда реакций и т. п.;
постоянно изменяются условия труда (часто это ведет к умен| шению двигательной активности);
повышается степень автоматизации производственных проце сов, поэтому требуется готовность к действиям в экстремальнь ситуациях.
Ю. К. Стрелков выделяет следующие основные режимы раб ты оператора [9, с. 5—6]:
нормальные условия (оператор просто следит за работой авт<| матики, не вмешиваясь в технологический процесс);
аварийные ситуации (оператор работает в полуавтоматизир ванном или механизированном режимах; многое зависит от ности его сенсомоторных действий и умения оценивать ситуации
технологический процесс еще идет в заданных пределах, уже приближается к своим границам (задача оператора — уде| жать процесс в требуемых технологией параметрах, т. е. задача стабилизировать управляемый процесс);
оператор строит режим работы установки самостоятельно, на новой основе (задачи — расширение возможностей эксплуат ционной системы, экономия материальной части, энергии и ее ственных сил).
Общая схема (и основные этапы работы) деятельности опе тора СУМ выглядит так:
1. Прием, восприятие поступающей информации, где выпс
няются следующие основные действия — обнаружение сигна
выделение наиболее важных сигналов; расшифровка и декодир<|
вание информации; построение предварительного образа сш
ции.
2. Оценка и переработка информации (в основе — сопостав
ние заданных и текущих режимов работы СЧМ) предполаг
выполнение следующих действий: запоминание информации;
влечение из памяти нормативных информационных образцов;,
кодирование информации.
3. Принятие решения (во многом зависит от имеющихся альт
натив — от «энтропии множества решений»). При этом ва
роль играет выделение оператором критерия правильного реше*
(критерия выбора одной из альтернатив), соответствующего пр
ставлениям оператора о цели и результате своей работы.
4. Реализация принятого решения, которая во многом завис
от готовности оператора быстро, на уровне автоматизма выпс
нять сложные действия в экстремальных условиях. Для поддерЯ
ния такой (автоматизированной) готовности важную роль игра
специальные занятия на тренажерах, где моделируются различ-нь1е экстремальные ситуации.
5. Проверка решения и его коррекция (по возможности).
Особую роль в анализе операторского труда играет понимание сущности и концептуальной схемы принятия решений. «Принятие решений необходимо в ситуации, которая характеризуется неопределенностью, когнитивной сложностью и временным дефицитом. Степень неопределенности зависит от недостатка информации. Снабдив пилота информацией, можно свести неопределенность до нуля», — отмечает Ю. К. Стрелков [10, с. 142].
Само принятие решений — это «когнитивный процесс, протекающий на ярком эмоциональном фоне». «Важной характеристикой проблемной ситуации является стресс, — отмечает Ю. К. Стрелков. — Полетная задача может взаимодействовать с теми проблемами, которые лежат за пределами полета. Если их взаимодействие приводит к конфликту или когнитивному диссонансу, то в ситуацию вводится дополнительный компонент стресса, который суммируется со стрессом, уже имеющимся к моменту возникновения аварийной ситуации. К увеличению стресса может привести и сама трудность решаемой задачи» [там же].
Ю. К. Стрелков называет основные стратегии поведения в условиях принятия решения:
сделать вид, что ничего не случилось;
применить стиль поведения, который всегда выручал в трудной ситуации;
избегая решительных действий, которых требует назревшая ситуация, «реализоваться» в областях, где от тебя ничего не зависит;
«озадачившись» ситуацией, приступить к сбору информации, необходимой для принятия решения, и делать это так полно, обстоятельно и долго, что в конце концов занятие станет особой самостоятельной деятельностью [там же, с. 115—116].
В. Д. Небылицин определяет основные характеристики надежности операторского труда, важные для более полного анализа этой деятельности [цит. по: 11, с. 238—248]:
1) «долговременная» выносливость (сопротивляемость устало
сти к концу дня и особенно при монотонной работе);
2) выносливость к экстренному напряжению и перенапряже
нию (например, при авариях необходимо выполнять максималь
ный объем работ в минимальные сроки);
3) помехоустойчивость (устойчивость внимания);
4) спонтанная отвлекаемость (устойчивость внутренним отвле-
факторам, особенно в условиях пассивного наблюдения °ператоров-контролеров);
' Реакция на непредвиденные раздражители (в случае непред-сигнала иногда наблюдается период «психической реф-
ракторности», когда восприятие сужается и концентрируется лиг на источнике этого раздражителя, не замечая другие важные с» налы);
6) переключаемость внимания (сокращение времени на «вход
дение» в деятельность по выполнению новой задачи);
7) устойчивость к действию факторов среды (температуре, да
лению, влажности, вибрации, шуму, ускорению и т. п.).