Уровни профессиональных деструкции
Приведем наиболее удачную, на наш взгляд, классификацию уровней профессиональных деструкции [6, с. 158—159]:
1. Общепрофессиональные деструкции, типичные для работни
ков данной профессии. Например, для врачей — синдром «состра
дательной усталости» (эмоциональная индифферентность к страда
ниям больных); для работников правоохранительных органов —
синдром «асоциальной перцепции» (когда каждый воспринима
ется как потенциальный нарушитель); для руководителей — син
дром «вседозволенности» (нарушение профессиональных и эти
ческих норм, стремление манипулировать подчиненными).
2. Специальные профессиональные деструкции, возникающие в
процессе специализации. Например, в юридических и правозащит
ных профессиях: у следователя — правовая подозрительность; у
оперативного работника — актуальная агрессивность; у адвоката —
профессиональная изворотливость; у прокурора — обвинитель-
ность. В медицинских профессиях: у терапевтов — стремление ста
вить «угрожающие диагнозы»; у хирургов — цинизм; у медсестер —
черствость и равнодушие.
3. Профессионально-типологические деструкции, обусловленные
наложением индивидуально-психологических особенностей личности
на психологическую структуру профессиональной деятельности. В ре
зультате — складываются профессионально и личностно обуслов
ленные комплексы: 1) деформации профессиональной направ
ленности личности (искажение мотивов деятельности, перестройка
ценностных ориентации, пессимизм, скептическое отношение к
нововведениям); 2) деформации, развивающиеся на основе ка
ких-либо способностей — организаторских, коммуникативных,
интеллектуальных и др. (комплекс превосходства, гипертрофиро
ванный уровень притязаний, нарциссизм); 3) деформации, обус
ловленные чертами характера (ролевая экспансия, властолюбие,
«Должностная интервенция», доминантность, индифферентность).
Все это может проявляться в самых разных профессиях.
4. Индивидуальные деформации, обусловленные особенностя
ми работников самых разных профессий, когда отдельные про
фессионально важные качества, как впрочем, и нежелательные
качества, чрезмерно развиваются, что приводит к возникнове
нию сверхкачеств, или акцентуаций. Например: сверхответствен
ность, суперчестность, гиперактивность, трудовой фанатизм,
Профессиональный энтузиазм, навязчивая педантичность и др.
^Данные деформации можно было бы назвать профессиональным
Кретинизмом», — пишет Э. Ф. Зеер [6, с. 159].
В психологической литературе почти не встречаются примерь профессиональных деструкции психолога, но поскольку деятельност психолога-практика во многом близка к деятельности педагога] то приведенные ниже примеры профессиональных деструкции п дагога [там же, с. 159—169] могут быть по-своему поучительны для многих направлений психологической практики.
Агрессия педагогическая. Возможные причины: индивидуальны^ особенности, психологическая защита-проекция, фрустрацион-ная нетолерантность, т. е. нетерпимость, вызванная любым мел-* ким отклонением от правил поведения.
Авторитарность. Возможные причины: защита-рационализа-^ ция, завышенная самооценка, властность, схематизация типов учащихся.
Демонстративность. Причины: защита-идентификация, завы-* шенная самооценка «образа-^», эгоцентризм.
Дидактичность. Причины: стереотипы мышления, речевые шаблоны, профессиональная акцентуация.
Догматизм педагогический. Причины: стереотипы мышления! возрастная интеллектуальная инерционность.
Доминантность. Причины: неконгруэнтность эмпатии, т. е неадеЫ ватность, несоответствие ситуации, неспособность эмпатировать| нетерпимость к недостаткам учащихся; акцентуации характера.
Индифферентность педагогическая. Причины: защита-отчужде-] ние, синдром «эмоционального сгорания», генерализация лич-1 ного отрицательного педагогического опыта.
Консерватизм педагогический. Причины: защита-рационализа1 ция, стереотипы деятельности, социальные барьеры, хроническая перегрузка педагогической деятельностью.
Ролевой экспансионизм. Причины: стереотипы поведения, то-1 тальная погруженность в педагогическую деятельность, самоотЧ верженный профессиональный труд, ригидность.
Социальное лицемерие. Причины: защита-проекция, стереоти«| пизация морального поведения, возрастная идеализация жизнен* ного опыта, социальные экспектации, т. е. неудачный опыт адапта-| ции к социально-профессиональной ситуации. Особенно заметно проявляется такая деструкция у учителей истории, вынужденш чтобы не подводить учеников, которым придется сдавать соответ-] ствующие экзамены, излагать материал в соответствии с новым» (очередными) конъюнктурно-политическими «модами». Примеча^ тельно, что некоторые бывшие высокопоставленные чиновник Министерства образования РФ публично заявляли, что больше всег за свою многолетнюю работу в Министерстве образования гордят! ся именно тем, что изменили содержание курса «История Рос| сии», т. е. «адаптировали» курс к идеалам «демократии».
Поведенческий трансфер. Причины: защита-проекция, эмпатЯ-^ ческая тенденция присоединения, т. е. проявление реакций, свой«|
сТ1зенных воспитанникам. Например, использование выражений и манер поведения, которые проявляют некоторые ученики, что нередко делает такого преподавателя неестественным даже в глазах этих учеников.
Э. Ф. Зеер обозначает и возможные пути профессиональнойреа-билитации, позволяющие в какой-то мере снизить негативные последствия таких деструкции [6, с. 168—169]:
повышение социально-психологической компетентности и ауто-компетентности;
диагностика профессиональных деформаций и разработка индивидуальных стратегий их преодоления;
прохождение тренингов личностного и профессионального роста. При этом серьезные и глубокие тренинги конкретным работникам желательно проходить не в реальных трудовых коллективах, а в других местах;
рефлексия профессиональной биографии и разработка альтернативных сценариев дальнейшего личностного и профессионального роста;
профилактика профессиональной дезадаптации начинающего специалиста;
овладение приемами, способами саморегуляции эмоционально-волевой сферы и самокоррекции профессиональных деформаций;
повышение квалификации и переход на новую квалификационную категорию или должность (повышение чувства ответствен-ности и новизны работы).