Аналитическая профессиограмма и общая схема профотбора
Как уже отмечалось выше, существует специальная процедура, позволяющая выделять профессионально важные качества на основании предварительного изучения технологических и норматив-! но заданных («бюрократических») характеристик профессий, как, бы переходя от собственно профессиограммы к психограмме. Такая процедура позволяет подбирать банки психодиагностических методик для профотбора на конкретные профессии, составлять развивающие и обучающие программы для конкретных профессионалов и т. п. Называется данная процедура аналитическое профессиогра-фирование (аналитическая профессиограмма). Е. М. Иванова определяет аналитическую профессиограмму как «построение операторной структуры деятельности субъекта труда через анализ основных нормативных показателей операционально-технологической структуры труда, изучаемых как система нормативно-ориентирующих признаков, организующих исполнение операционально-технологических действий субъекта труда» [4, с. 52—60].
Аналитическое профессиографирование включает в себя два основных этапа: 1) анализ операционально-технологической структуры труда и 2) анализ собственно психологической структуры] деятельности субъекта труда. По сути, психолог должен сначала изучить данную профессиональную деятельность на основе анализа существующей нормативной документации (на «бюрократа-, ческом» и «технологическом» языке), а затем все это перевести на! язык психологии, что и позволяет ему вьщелить на основе психологических характеристик действий сами профессионально важ-1 ные качества (ПВК). И уже к этим качествам (к наиболее важным] для данной профессии) подбираются конкретные психодиагностические методики — тесты (или субтесты).
В приложениях (см. прил. 2) на примере двух профессий «начальник отдела кадров — начальник ОК» и «разработчик РЭА» показано, как можно рассмотреть данную работу с помощью ана-1 литической профессиограммы. Также в приложении представлен перечень профессионально важных качеств (ПВК), которые могут быть использованы при составлении аналитической профессиограммы (см. прил. 1).
Заметим, что само выделение ПВК и подбор соответствующих психодиагностических методик (уже собственно для профотбора персонала) предполагает также и составление обоснованных психометрических норм для используемых тестов: При этом сразу же обнаруживаются серьезные проблемы при использовании тестов в
профотборе:
. Сами нормы обычно предполагают исследование достаточно больших (примерно 200—300 человек) и, главное, репрезентативных выборок. Иными словами, важно набрать нормы не на любых людях, а именно на профессионалах, работающих по интересующей профессии. Понятно, что далеко не всегда такие возможности имеются, поэтому многие тесты, используемые в профотборе, недостаточно обоснованны.
. Нормы должны быть набраны с учетом местных (региональных) особенностей. Например, нормы, составленные в столице, могут оказаться непригодными в отдаленных регионах страны.
. Сами эти нормы должны через определенное время обновляться (например, через каждые 3—5 лет). Все это еще больше осложняет ситуацию. А ведь тесты претендуют на «точный» и «объективный» диагноз.
• Кроме того, вызывает сильные сомнения само качество имеющихся тестов. Например, известный психолог В.П.Зинченко пишет по этому поводу: «Я предпочитаю определять коэффициент интеллектуальности не с помощью тестов, а по выражению лица. Несмотря на огромные усилия по установлению валидности тестов, многие из них так и остаются инвалидными» [2, с. 15].
Но даже несмотря на это, тесты все же следует использовать в целях профотбора. Приведем основные аргументы за использование тестов.
При грамотном использовании тесты все-таки дают ценную информацию о клиенте (претенденте), даже несмотря на значительные издержки при составлении норм, обработке и интерпретации результатов. Сама диагностика обычно проводится не с помощью одной единственной методики, а при использовании батарей тестов и желательно с повторными испытаниями (по возможности). Главное, о чем должен помнить профконсультант (или психолог-диагност), занимающийся профотбором, — результаты собственно тестирования обязательно должны быть дополнены данными наблюдения и беседы.
Многие клиенты, руководители, да и сами коллеги-психологи Убеждены, что тестировать надо «обязательно». Поэтому, чтобы не подрывать авторитет стандартизированной практической пси-ходиагностики, проще провести тестирование, чем доказывать кому-то гораздо большую эффективность других, более надежных Методов диагностики — беседы и наблюдения. Опытный специалист, успокоив таким образом своих клиентов и заказчиков, все
равно перепроверит результаты тестов более «живыми» методам! работы с клиентом-претендентом.
В некоторых организациях, особенно там, где начальство и кол4 леги не обладают достаточным уровнем общей культуры, с помощью тестов легко создать видимость работы (рабочие шкафы полки быстро заполняются бланками опросников и тестов, психолог постоянно «обрабатывает» и «интерпретирует» результата компьютерного тестирования и т. п.). И уже на этом фоне легче работать так, как подсказывает совесть и настоящий профессионал лизм. Заметим, что у психолога профессионализм в немалой степени основан не на использовании стандартизированных методов,! предназначенных скорее для начинающих специалистов, а на про-1 фессиональной интуиции, которая сама часто основывается на бо-1 гатом жизненном опыте и опыте психологической практики.
Наконец, если клиенты (или начальство) выдвигают «претензии» к работе психолога (типа «чем это вы там занимаетесь?»),; можно сослаться на то, что применяемые вами психодиагностин ческие методы известны во всем мире и активно используются: психологами в других организациях. А на фоне таких «общеприз-| нанных» (хотя и здорово устаревших) методов проще применять! действительно работающие методы, включая и индивидуальные! приемы и методики конкретного профконсультанта.
В целом профотбор в конкретной организации предполагает сле-\ дующие основные этапы [12, с. 151 —181].
Если мы имеем дело с новой организацией (или созданием нового структурного подразделения), то еще на предварительных' этапах необходимо провести планирование структуры организации:. определить сам тип структуры и основные отношения организа-: ции и персонала.
Далее проводится проектирование организации: определяются] цели и результаты деятельности, связи с внешней средой; разде-1 ляются процессы (по стадиям, по иерархическим уровням); груп-] пируются функции и выделяются основания для объединения от- ] дельных этапов работ в более обобщенные цепочки. В соответствии ^ со всем этим формируется и структура (конкретные подразделе-,; ния и рабочие группы) организации.
На основании всего этого осуществляется общая оценка потреб- > ности в персонале. Общая потребность в кадрах определяется в со- \ ответствии с базовой и дополнительной потребностью в кадрах. Базовая потребность определяется исходя из объема работ и выработки на одного работника. Дополнительная потребность — это < различие между общей потребностью и наличием персонала на начало расчетного периода. При долговременном планировании | кадров охватывается перспектива на период более трех лет.
Поиск и организация потока претендентов: реклама в СМИ*, обращение в «рекрутинговые» агентства; обращение в службы за-
нятости населения; на ярмарки вакансий, в школы, гимназии, вузы и т. п.; использование личных контактов.
Этап работы с самими претендентами предполагает следующие под этапы:
1) на основании предварительного собеседования — сбор базы
данных о претендентах, подготовка списка кандидатов на вакант
ные должности;
2) сбор предварительной информации от кандидатов — пред
варительное собеседование; заполнение стандартной формы ан
кеты (типа «Сведения о кандидате»); прием «резюме» от самих
кандидатов и т. п.;
3) проверка информации, полученной от кандидатов — инфор
мация с прежних мест работы и учебы; проверка рекомендаций;
4) тестирование кандидатов — личностные опросники; тесты
интеллектуальных способностей; тесты специальных способностей;
групповые (в том числе и игровые) методы отбора; решение про
блемных ситуаций и т. п. Именно здесь могут пригодиться банки
психодиагностических методик под конкретные трудовые посты,
составленные на основе предварительного аналитического про-
фессиографирования (см. выше);
5) при необходимости медицинское обследование — запрос в
поликлинику по месту жительства; запрос в кожно-венерологи-
ческий диспансер; запрос в наркологический диспансер; запрос в
психоневрологический диспансер;
6) серия последовательных интервью — со специалистом отде
ла персонала (с менеджером по персоналу); с руководителем под
разделения, в котором имеется вакансия; со специально создан
ной комиссией («панельное интервью»);
7) окончательное решение о зачислении на работу (принима
ется либо решением руководства, либо специальной комисси
ей).
При оценке кандидатов возможны типичные ошибки:
ошибка центральной тенденции (когда часть кандидатов оценивается средним баллом, т. е. всех подгоняют под «норму», хотя можно ожидать, что кто-то из кандидатов лучше, а кто-то хуже);
ошибка снисходительности (когда большинство кандидатов • оцениваются высоким баллом, что может привести к приему на Работу неподходящих работников);
ошибка завышенной требовательности (большинство получает °чень низкие оценки, что приводит к отсеиванию потенциально
пригодных работников);
эффект ореола (когда интервьюер оценивает кандидата, ори-ентируясь лишь на какую-то одну, самую «главную» его характеристику, т. е. теряется комплексность оценки);
ошибка контраста (когда средний кандидат оценивается высо-Ко> если он идет после нескольких довольно слабых кандидатов,
или, наоборот, оценивается низко, если идет после сильных кац
дидатов); ,
стереотипизация в оценке (тенденция сравнивать кандидата со| стереотипом «идеального работника», который у каждого свой ад может сильно отличаться от реальных требований работы).
Особого внимания требует еще один этап — организуемый иног-]
да конкурсный набор персонала на работу. ,
Цели конкурса: поднятие престижа должности; привлечений большего числа кандидатов; повышение объективности решения! о приеме на работу, демократизация отбора и т. п.;
Необходимые элементы конкурсного отбора: наличие претен-| дентов; конкурсная комиссия; механизмы оценки достоинств коЫ курентов и принятия решения по итогам конкурса; механизм информирования участников конкурсной процедуры о ходе и результатах конкурса;
Основные подходы к конкурсу: выборы — наиболее простой и традиционный способ (претендент не подвергается специальным испытаниям, все решается мнением большинства членов комиссии на основании изучения его документов и оценки опыта предшествующий работы); подбор — с использованием собеседован и психологического тестирования (а не только на основе изучен документов претендента); отбор — на основе тщательного изуче ния индивидуальных особенностей каждого претендента и прогно зирования его профессиональной деятельности.
Часто реальный профотбор продолжается на этапе профессий нальной адаптации, тем более что сейчас распространена практи испытательных сроков, по истечении которых с новичком могут _. не продлить контракт. Здесь необходимо иметь в виду, что «у человека не может быть полностью готовой профпригодности до того, как он практически включился в профессиональную подготовку и соответствующую трудовую деятельность (способности формируются в деятельности)» [7, с. 69]. Адаптация персонала предполагает выделение следующих основных этапов: 1) оценка уровня подготовленности новичка; 2) ориентация — практическое знакомство нового работника со своими обязанностями и правами; 3) действенная адаптация — помощь в освоении своего нового статуса; 4) функционирование — постепенное преодоление производственных и межличностных проблем и переход к стабильной работе (нередко это происходит через 1 — 1,5 года после начала работы).
В последнее время все более популярны идеи, пропагандирующие специализированную подготовку персонала с элементами профориентации и профотбора (точнее профподбора) уже в ходе само-го профессионального обучения в вузе (близко к тому, что раньше, называлось целевой подготовкой и целевой аспирантурой). При! таком варианте студент знакомится к конкретными трудовыми
постами (на какой-то фирме, заинтересованной в подготовке определенных специалистов и установившей контакт с данным учеб-ным заведением), и может выбрать то, что ему больше по душе. 3 соответствии с этим сама подготовка студента может осуществляться уже по индивидуальным планам и программам, учитывающим специфику будущей работы. Заметим, что такая схема допускает и подготовку по двум или даже трем специализациям, предоставляя будущему специалисту еще больший простор для выбора.