Программа лабораторных занятий для математического, филологического ф-тов и ф-та иностранных языков

Тема Кол-во часов План Литература
1.Внимание, память   1.Свойства внимания и их диагностика 2.Исследование особенностей памяти   Осн.: 1, 2, 4, 5, 7, 8, 9, 10. Доп.: 2, 4, 5, 7, 9, 10, 12 - 15, 18 - 21.  
2.Темперамент 1.Физиологические основы темперамента 2.Типы темперамента и их диагностика Осн.: 1, 2, 4, 5, 7 – 10. Доп.: 2, 4, 5, 7, 8, 12, 13, 14 -16, 20, 21.
             

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

СРС состоит в подготовке к семинарским занятиям, контрольным работам и в самостоятельной проработке отдельных тем. Также студенты готовят выступления, рефераты, проекты, проводят самостоятельные исследования. Темы семинаров и практических занятий, а также планы и описание основных понятий даны в учебном пособии Кирдяшкиной Т.А. «Общая психология: краткий курс». Перечень вопросов для самоподготовки и подготовки к контрольным работам, которые проводятся на занятиях в течение всего семестра, приведен ниже. Для самостоятельного изучения студентам предлагаются отдельные вопросы и некоторые темы.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

тема факультет
Физич. Инф. Мат. ФФК и БЖ Фил. Ин. яз.
1.Современная психология
2.Сознание и бессознательное
3. Развитие психологических знаний в рамках учений о душе  
4. Развитие психологии в рамках философских учений о сознании
5. Становление и развитие психологических школ на рубеже ХIХ-ХХ веков
6. Развитие отраслей психологии
7.Современное состояние и важнейшие тенденции развития зарубежной психологии
8.Познавательные процессы
9.Мотивация. Самосознание
10.Темперамент. Характер.
11.Деятельность
12.Воля

Всего: 41 56 30 52 36 42

ПРОГРАММА СРС

Программа СРС для физического ф-та

Темы для самостоятельного изучения Изучаемые вопросы Кол-во часов Формы самост. работы Метод обеспечение Форма отчетности
1.Современная психология 1.Этапы развития психологии. Направления современной психологии. Работа с литерату- рой, подготовка рефератов, докладов Осн.: 3,4,6-8,10 Доп.: 11,12,18,19, Доклады, рефераты
2. Сознание и бессознатель- ное 1.Понятие сознания. 2.Структура сознания. 3.Характеристика бессознательных явлений.   Конспекти- рование литературы Осн.: 1,3,4,6-10 Доп.: 2,12,18,19,20,22,26 Проверка конспектов    
  1. Развитие психологи-ческих знаний в рамках учений о душе
 
  1. Зарожде-
ние психологии
  1. Основные теории психологии как науки о душе
Работа с понятиями. Изучение литературы, справочных материалов, составление конспекта Осн.: 2,5 Доп.: 9,14,25, 29,30 Опрос на практичес- ком занятии, рефера- тивное сообщение  
4. Развитие психологии в рамках философских учений о сознании Основные теории психологии как науки о сознании   Работа с понятиями. Изучение литературы, справочных материалов, составление конспекта Осн.: 2,5 Доп.: 9,14,25, 29,30 Проверка конспекта, индиви – дуальные собе-седования, диктант, рефератив- ное сообщение  
5. Становление и развитие психологических школ на рубеже ХIХ-ХХ веков 1.Методологический кризис в психологии. 2.Основные психологические школы Изучение литературы, составление конспекта   Осн.: 2,5 Доп.: 9,14,25, 29,30 Проверка конспекта, фронталь- ное собеседо- вание  
6. Развитие отраслей психологии Основные отрасли зарубежной психологии Изучение литературы, составление конспекта   Осн.: 2,5 Доп.: 9,14,25, 29,30 Проверка конспекта  
7.Современное состояние и важнейшие тенденции развития зарубежной психологии Новые направления в зарубежной психологии Изучение литературы   Осн.: 2,5 Доп.: 9,14,25, 29,30 Контроль-ная работа, опрос на практическом занятии, рефератив-ное сообщение
8.Познаватель- ные процессы 1.Внимание. 2.Ощущение Восприятие 3.Память Мышление Конспектирование, составление таблиц Осн.: 1,3,4,6-10 Доп.: 1,3,8,11,12,18,19,22   Проверка конспек- тов
9.Мотивация. Самосознание 1.Понятие мотивации. Виды мотивов. Теории мотивации. 2.Самосознание. Подготовка докладов, самообследо-вание Осн.4, 12, 24 Осн.: 1,3,4,6-10 Доп.: 10,11,12,13,16-19,22,26,27 Отчеты по самообсле-дованию  
10.Темперамент. Характер. 1.Понятие темпераменте. 2.Физиологические основы темперамента. 3.Типологии характера. Диагностика типа темперамен-та, самохаракте-ристика Осн.: 3,4,6-10 Доп.: 2,3,16,17 Отчеты о самообсле-довании
11.Деятельность 1.Понятие деятельности 2.Виды деятельности 3.Структура деятельности 4.Действие, операция, движение 5.Умения, навыки, привычки. 6.Структура навыка Изучение литературы Осн.: 3,4,6-10 Доп.: 2,20 Контроль- ная работа
12.Воля 1.Специфика волевого действия 2.Структура волевого акта 3.Механизмы воли 4.Волевые качества личности 5.Воспитание воли Изучение литературы. Самодиаг- ностика Осн.: 3,4,6-10 Доп.: 6,12,17 Контроль- ная работа; характе- ристика себя

Программа СРС для ф-та информатики





Темы для самостоятельного изучения Изучаемые вопросы Кол-во часов Формы самост. работы Метод обеспечение Форма отчетности
1.Современная психология 1.Этапы развития психологии. Направления современной психологии. Работа с литерату- рой, подготовка рефератов, докладов Осн.: 3,4,6-8,10 Доп.: 11,12,18,19, Доклады, рефераты
2. Сознание и бессознатель- ное 1.Понятие сознания. 2.Структура сознания. 3.Характеристика бессознательных явлений.   Конспекти- рование литературы Осн.: 1,3,4,6-10 Доп.: 2,12,18,19,20,22,26 Проверка конспектов    
3.Развитие психологичес- ких знаний в рамках учений о душе  
  1. Зарожде-
ние психологии
  1. Основные теории психологии как науки о душе
Работа с понятиями. Изучение литературы, справочных материалов, составление конспекта Осн.: 2,5 Доп.: 9,14,25, 29,30 Опрос на практичес- ком занятии, рефера- тивное сообщение  
4. Развитие психологии в рамках философских учений о сознании Основные теории психологии как науки о сознании   Работа с понятиями. Изучение литературы, справочных материалов, составление конспекта Осн.: 2,5 Доп.: 9,14,25, 29,30 Проверка конспекта, индивидуа-льные собе-седования, диктант, рефератив- ное сообщение  
5. Становление и развитие психологических школ на рубеже ХIХ-ХХ веков 1.Методологический кризис в психологии. 2.Основные психологические школы Изучение литературы, составление конспекта   Осн.: 2,5 Доп.: 9,14,25, 29,30 Проверка конспекта, фронталь- ное собеседо- вание  
6. Развитие отраслей психологии Основные отрасли зарубежной психологии Изучение литературы, составление конспекта   Осн.: 2,5 Доп.: 9,14,25, 29,30 Проверка конспекта  
7.Современное состояние и важнейшие тенденции развития зарубежной психологии Новые направления в зарубежной психологии Изучение литературы   Осн.: 2,5 Доп.: 9,14,25, 29,30 Контроль-ная работа, опрос на практичес-ком занятии, рефератив-ное сообщение
8.Познаватель- ные процессы 1.Внимание. 2.Ощущение Восприятие 3.Память Мышление Конспектирование, составление таблиц Осн.: 1,3,4,6-10 Доп.: 1,3,8,11,12,18,19,22   Проверка конспек- тов
9.Мотивация. Самосознание 1.Понятие мотивации. Виды мотивов. Теории мотивации. 2.Самосознание. Подготовка докладов, самообследо-вание Осн.4, 12, 24 Осн.: 1,3,4,6-10 Доп.: 10,11,12,13,16-19,22,26,27 Отчеты по самообсле-дованию  
10.Темперамент. Характер. 1.Понятие темпераменте. 2.Физиологические основы темперамента. 3.Типологии характера. Диагностика типа темперамен-та, самохаракте-ристика Осн.: 3,4,6-10 Доп.: 2,3,16,17 Отчеты о самообсле-довании
11.Деятельность 1.Понятие деятельности 2.Виды деятельности 3.Структура деятельности 4.Действие, операция, движение 5.Умения, навыки, привычки. 6.Структура навыка Изучение литературы Осн.: 3,4,6-10 Доп.: 2,20 Контроль- ная работа
12.Воля 1.Специфика волевого действия 2.Структура волевого акта 3.Механизмы воли 4.Волевые качества личности 5.Воспитание воли Изучение литературы. Самодиаг- ностика Осн.: 3,4,6-10 Доп.: 6,12,17 Контроль- ная работа; характе- ристика себя.

Программа СРС для математического ф-та

Темы для самостоятельного изучения Изучаемые вопросы Кол-во часов Формы самост. работы Метод обеспечение Форма отчетности
1.Современная психология 1.Этапы развития психологии. Направления современной психологии. Работа с литерату- рой, подготовка рефератов, докладов Осн.: 3,4,6-8,10 Доп.: 11,12,18,19, Доклады, рефераты
2. Сознание и бессознатель- ное 1.Понятие сознания. 2.Структура сознания. 3.Характеристика бессознательных явлений.   Конспекти- рование литературы Осн.: 1,3,4,6-10 Доп.: 2,12,18,19,20,22,26 Проверка конспектов    
3.Развитие психологи-ческих знаний в рамках учений о душе  
  1. Зарожде-
ние психологии
  1. Основные теории психологии как науки о душе
Работа с понятиями. Изучение литературы, справочных материалов, составление конспекта Осн.: 2,5 Доп.: 9,14,25, 29,30 Опрос на практичес- ком занятии, рефера- тивное сообщение  
4. Развитие психологии в рамках философских учений о сознании Основные теории психологии как науки о сознании   Работа с понятиями. Изучение литературы, справочных материалов, составление конспекта Осн.: 2,5 Доп.: 9,14,25, 29,30 Проверка конспекта, индиви- дуальные собе-седования, диктант, рефератив- ное сообщение  
5. Становление и развитие психологических школ на рубеже ХIХ-ХХ веков 1.Методологичес-кий кризис в психологии. 2.Основные психологические школы Изучение литературы, составление конспекта   Осн.: 2,5 Доп.: 9,14,25, 29,30 Проверка конспекта, фронталь- ное собеседо- вание  
6. Развитие отраслей психологии Основные отрасли зарубежной психологии Изучение литературы, составление конспекта   Осн.: 2,5 Доп.: 9,14,25, 29,30 Проверка конспекта  
7.Современное состояние и важнейшие тенденции развития зарубежной психологии Новые направления в зарубежной психологии Изучение литературы   Осн.: 2,5 Доп.: 9,14,25, 29,30 Контроль-ная работа, опрос на практичес-ком занятии, рефератив-ное сообщение
8.Познаватель- ные процессы 1.Внимание. 2.Ощущение Восприятие 3.Память Мышление Конспектирование, составление таблиц Осн.: 1,3,4,6-10 Доп.: 1,3,8,11,12,18,19,22   Проверка конспек- тов
9.Мотивация. Самосознание 1.Понятие мотивации. Виды мотивов. Теории мотивации. 2.Самосознание. Подготовка докладов, самообследо-вание Осн.4, 12, 24 Осн.: 1,3,4,6-10 Доп.: 10,11,12,13,16-19,22,26,27 Отчеты по самообсле-дованию  
10.Темперамент. Характер. 1.Понятие темпераменте. 2.Физиологические основы темперамента. 3.Типологии характера. Диагностика типа темперамен-та, самохаракте-ристика Осн.: 3,4,6-10 Доп.: 2,3,16,17 Отчеты о самообсле-довании
11.Деятельность 1.Понятие деятельности 2.Виды деятельности 3.Структура деятельности 4.Действие, операция, движение 5.Умения, навыки, привычки. 6.Структура навыка Изучение литературы Осн.: 3,4,6-10 Доп.: 2,20 Контроль- ная работа
12.Воля 1.Специфика волевого действия 2.Структура волевого акта 3.Механизмы воли 4.Волевые качества личности 5.Воспитание воли Изучение литературы. Самодиаг- ностика Осн.: 3,4,6-10 Доп.: 6,12,17 Контроль- ная работа; характе- ристика себя

Программа СРС для ф-та ФФК и БЖ

Темы для самостоятельного изучения Изучаемые вопросы Кол-во часов Формы самост. работы Метод обеспечение Форма отчетности
1.Современная психология 1.Этапы развития психологии. Направления современной психологии. Работа с литерату- рой, подготовка рефератов, докладов Осн.: 3,4,6-8,10 Доп.: 11,12,18,19, Доклады, рефераты
2. Сознание и бессознатель- ное 1.Понятие сознания. 2.Структура сознания. 3.Характеристика бессознательных явлений.   Конспекти- рование литературы Осн.: 1,3,4,6-10 Доп.: 2,12,18,19,20,22,26 Проверка конспектов    
3.Развитие психологичес- ких знаний в рамках учений о душе  
  1. Зарожде-
ние психологии
  1. Основные теории психологии как науки о душе
Работа с понятиями. Изучение литературы, справочных материалов, составление конспекта Осн.: 2,5 Доп.: 9,14,25, 29,30 Опрос на практичес- ком занятии, рефера- тивное сообщение  
4. Развитие психологии в рамках философских учений о сознании Основные теории психологии как науки о сознании   Работа с понятиями. Изучение литературы, справочных материалов, составление конспекта Осн.: 2,5 Доп.: 9,14,25, 29,30 Проверка конспекта, индивидуа-льные собе-седования, диктант, рефератив- ное сообщение  
5. Становление и развитие психологических школ на рубеже ХIХ-ХХ веков 1.Методологический кризис в психологии. 2.Основные психологические школы Изучение литературы, составление конспекта   Осн.: 2,5 Доп.: 9,14,25, 29,30 Проверка конспекта, фронталь- ное собеседо- вание  
6. Развитие отраслей психологии Основные отрасли зарубежной психологии Изучение литературы, составление конспекта   Осн.: 2,5 Доп.: 9,14,25, 29,30 Проверка конспекта  
7.Современное состояние и важнейшие тенденции развития зарубежной психологии Новые направления в зарубежной психологии Изучение литературы   Осн.: 2,5 Доп.: 9,14,25, 29,30 Контроль-ная работа, опрос на практичес-ком занятии, рефератив-ное сообщение
8.Познаватель- ные процессы 1.Внимание. 2.Ощущение Восприятие 3.Память Мышление Конспектиро-вание, составление таблиц Осн.: 1,3,4,6-10 Доп.: 1,3,8,11,12,18,19,22   Проверка конспек- тов
9.Мотивация. Самосознание 1.Понятие мотивации. Виды мотивов. Теории мотивации. 2.Самосознание. Подготовка докладов, самообследо-вание Осн.4, 12, 24 Осн.: 1,3,4,6-10 Доп.: 10,11,12,13,16-19,22,26,27 Отчеты по самообсле-дованию  
10.Темперамент. Характер. 1.Понятие темпераменте. 2.Физиологические основы темперамента. 3.Типологии характера. Диагностика типа темперамен- та, самохаракте-ристика Осн.: 3,4,6-10 Доп.: 2,3,16,17 Отчеты о самообсле-довании
11.Деятельность 1.Понятие деятельности 2.Виды деятельности 3.Структура деятельности 4.Действие, операция, движение 5.Умения, навыки, привычки. 6.Структура навыка Изучение литературы Осн.: 3,4,6-10 Доп.: 2,20 Контроль- ная работа
12.Воля 1.Специфика волевого действия 2.Структура волевого акта 3.Механизмы воли 4.Волевые качества личности 5.Воспитание воли Изучение литературы самодиаг-ностика Осн.: 3,4,6-10 Доп.: 6,12,17 Контроль- ная работа; характе- ристика себя

Программа СРС для филологического ф-та

Темы для самостоятельного изучения Изучаемые вопросы Кол-во часов Формы самост. работы Метод обеспечение Форма отчетности
1.Современная психология 1.Этапы развития психологии. Направления современной психологии. Работа с литерату- рой, подготовка рефератов, докладов Осн.: 3,4,6-8,10 Доп.: 11,12,18,19, Доклады, рефераты
2. Сознание и бессознатель- ное 1.Понятие сознания. 2.Структура сознания. 3.Характеристика бессознательных явлений.   Конспекти- рование литературы Осн.: 1,3,4,6-10 Доп.: 2,12,18,19,20,22,26 Проверка конспектов    
3.Развитие психологичес- ких знаний в рамках учений о душе  
  1. Зарожде-
ние психологии
  1. Основные теории психологии как науки о душе
Работа с понятиями. Изучение литературы, справочных материалов, составление конспекта Осн.: 2,5 Доп.: 9,14,25, 29,30 Опрос на практичес- ком занятии, рефера- тивное сообщение  
4. Развитие психологии в рамках философских учений о сознании Основные теории психологии как науки о сознании   Работа с понятиями. Изучение литературы, справочных материалов, составление конспекта Осн.: 2,5 Доп.: 9,14,25, 29,30 Проверка конспекта, индивидуа-льные собе-седования, диктант, рефератив- ное сообщение  
5. Становление и развитие психологических школ на рубеже ХIХ-ХХ веков 1.Методологичес-кий кризис в психологии. 2.Основные психологические школы Изучение литературы, составление конспекта   Осн.: 2,5 Доп.: 9,14,25, 29,30 Проверка конспекта, фронталь- ное собеседо- вание  
6. Развитие отраслей психологии Основные отрасли зарубежной психологии Изучение литературы, составление конспекта   Осн.: 2,5 Доп.: 9,14,25, 29,30 Проверка конспекта  
7.Современное состояние и важнейшие тенденции развития зарубежной психологии Новые направления в зарубежной психологии Изучение литературы   Осн.: 2,5 Доп.: 9,14,25, 29,30 Контроль- ная работа, опрос на практичес- ком занятии, рефератив-ное сообщение
8.Познаватель- ные процессы 1.Внимание. 2.Ощущение Восприятие 3.Память Мышление Конспектиро-вание, составление таблиц Осн.: 1,3,4,6-10 Доп.: 1,3,8,11,12,18,19,22   Проверка конспек- тов
9.Мотивация. Самосознание 1.Понятие мотивации. Виды мотивов. Теории мотивации. 2.Самосознание. Подготовка докладов, самообследо-вание Осн.4, 12, 24 Осн.: 1,3,4,6-10 Доп.: 10,11,12,13,16-19,22,26,27 Отчеты по самообсле-дованию  
10.Темперамент. Характер. 1.Понятие темпераменте. 2.Физиологические основы темперамента. 3.Типологии характера. Диагностика типа темперамен-та, самохаракте-ристика Осн.: 3,4,6-10 Доп.: 2,3,16,17 Отчеты о самообсле-довании
11.Деятельность 1.Понятие деятельности 2.Виды деятельности 3.Структура деятельности 4.Действие, операция, движение 5.Умения, навыки, привычки. 6.Структура навыка Изучение литературы Осн.: 3,4,6-10 Доп.: 2,20 Контроль- ная работа
12.Воля 1.Специфика волевого действия 2.Структура волевого акта 3.Механизмы воли 4.Волевые качества личности 5.Воспитание воли Изучение литературы самодиаг ностика Осн.: 3,4,6-10 Доп.: 6,12,17 Контроль- ная работа; характе- ристика себя

Программа СРС для ф-та иностранных языков

Темы для самостоятельного изучения Изучаемые вопросы Кол-во часов Формы самост. работы Метод обеспечение Форма отчетности
1.Современная психология 1.Этапы развития психологии. Направления современной психологии. Работа с литерату- рой, подготовка рефератов, докладов Осн.: 3,4,6-8,10 Доп.: 11,12,18,19, Доклады, рефераты
2. Сознание и бессознатель- ное 1.Понятие сознания. 2.Структура сознания. 3.Характеристика бессознательных явлений.   Конспекти- рование литературы Осн.: 1,3,4,6-10 Доп.: 2,12,18,19,20,22,26 Проверка конспектов    
3.Развитие психологичес- ких знаний в рамках учений о душе  
  1. Зарожде-
ние психологии
  1. Основные теории психологии как науки о душе
Работа с понятиями. Изучение литературы, справочных материалов, составление конспекта Осн.: 2,5 Доп.: 9,14,25, 29,30 Опрос на практичес- ком занятии, рефера- тивное сообщение  
4. Развитие психологии в рамках философских учений о сознании Основные теории психологии как науки о сознании   Работа с понятиями. Изучение литературы, справочных материалов, составление конспекта Осн.: 2,5 Доп.: 9,14,25, 29,30 Проверка конспекта, индивидуа-льные собе-седования, диктант, рефератив- ное сообщение  
5. Становление и развитие психологических школ на рубеже ХIХ-ХХ веков 1.Методологический кризис в психологии. 2.Основные психологические школы Изучение литературы, составление конспекта   Осн.: 2,5 Доп.: 9,14,25, 29,30 Проверка конспекта, фронталь- ное собеседо- вание  
6. Развитие отраслей психологии Основные отрасли зарубежной психологии Изучение литературы, составление конспекта   Осн.: 2,5 Доп.: 9,14,25, 29,30 Проверка конспекта  
7.Современное состояние и важнейшие тенденции развития зарубежной психологии Новые направления в зарубежной психологии Изучение литературы   Осн.: 2,5 Доп.: 9,14,25, 29,30 Контроль-ная работа, опрос на практичес-ком занятии, рефератив-ное сообщение
8.Познаватель- ные процессы 1.Внимание. 2.Ощущение Восприятие 3.Память Мышление Конспектирование, составление таблиц Осн.: 1,3,4,6-10 Доп.: 1,3,8,11,12,18,19,22   Проверка конспек- тов
9.Мотивация. Самосознание 1.Понятие мотивации. Виды мотивов. Теории мотивации. 2.Самосознание. Подготовка докладов, самообследование Осн.4, 12, 24 Осн.: 1,3,4,6-10 Доп.: 10,11,12,13,16-19,22,26,27 Отчеты по самообсле-дованию  
10.Темперамент. Характер. 1.Понятие темпераменте. 2.Физиологические основы темперамента. 3.Типологии характера. Диагностика типа темперамента, самохарактеристика Осн.: 3,4,6-10 Доп.: 2,3,16,17 Отчеты о самообсле-довании
11.Деятельность 1.Понятие деятельности 2.Виды деятельности 3.Структура деятельности 4.Действие, операция, движение 5.Умения, навыки, привычки. 6.Структура навыка Изучение литературы Осн.: 3,4,6-10 Доп.: 2,20 Контроль- ная работа
12.Воля 1.Специфика волевого действия 2.Структура волевого акта 3.Механизмы воли 4.Волевые качества личности 5.Воспитание воли Изучение литературы самодиаг ностика Осн.: 3,4,6-10 Доп.: 6,12,17 Контроль- ная работа; характе- ристика себя.

СОДЕРЖАНИЕ МОДУЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

МОДУЛЬ 1.

«Предмет психологии. История психологии»

Содержание модульной программы

Компетенция (содержание и обозначение в соответствии с ФГОС ВПО и ООП) Знания, умения, навыки (ЗУН), обеспечивающие формирование компетенции (в соответствии с ФГОС ВПО и ООП) Конкретизированные цели освоения дисциплины (знать, уметь, владеть), обеспечивающие формирование компетенции
1.Владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1).   1.Основные закономерности историко-культурного развития человека и человечества. Уметь: анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы Владеть: Технологиями приобретения использования и обновления гуманитарных, социальных и экономических знаний. 1.Знать: · основные понятия, принципы и законы общей психологии; · закономерности исторического развития психологического знания; Владеть: навыками анализа, синтеза, сравнения, обобщения, целеполагания.  
2.Способен использовать систематизированные теоретические и практические знания при решении профессиональных задач (ОПК-2).   2. Уметь: использовать методы психологической и педагогической диагностики для решения различных профессиональных задач;   2. Знать: · методы психологического исследования человека; · закономерности исторического развития психологического знания; Уметь: · использовать методы психологической диагностики для решения различных профессионально-личностных задач; · дифференцировать различные психологические теории и концепции в контексте их исторического развития; Владеть: · системой знаний о человеке как субъекте психической деятельности; · базовыми умениями научного изучения психологических законов; · методами исследования личности и индивидуальных различий; · навыками анализа различных психологических теорий и концепций
Аудиторная работа
Лекции Практические занятия (в т. ч. семинары) Лабораторные занятия
Темы и планы лекций 1. Предмет психологии. 1.Специфика психологии как науки 2.Понятие психики 3.Сознание и бессознательное 4.Мозг и психика. Развитие психики. Список литературы Осн.: 1, 2, 4, 5, 7-10. Доп.: 4, 5, 7, 10, 14, 15, 18, 20, 21. 2. Структура и методы современной психологии 1.Современное состояние психологии 2.Принципы и категории психологии 3.Методы психологии. Список литературы Осн.: 1, 2, 4, 5, 7-10. Доп.: 4, 5, 7, 10, 14, 15, 18, 20, 21. 3. История психологии 1. Этапы развития психологии. 2. Психология в период Античности 3. Развитие психологии в Средние века и эпоху Возрождения 4.Психология в Новое время. 5. Психология в XVIII-XIX и начале XX вв. 6. Основные направления современной зарубежной психологии. 7. Развитие отечественной психологии Список литературы Осн.: 3, 6, 7, 8. Доп.: 1, 11, 17. Темы и планы практических занятий 1. Предмет психологии. Развитие психики в филогенезе Вопросы для обсуждения. 1.Представления о предмете психологии 2.Свойства психики, группы психических явлений. 3.Сознание и психика 4.Психофизиологическая проблема 5.Развитие психики в филогенезе Список литературы Осн.: 1, 2, 4, 5, 7-10. Доп.: 4, 5, 7, 10, 14, 15, 18, 20, 21. 2. Структура и методы современной психологии. 1.Современная психология как система развивающихся наук. 2. Основные отрасли психологии. 3. Методологические принципы психологии. 4. Характеристика методов исследования в пихологии Список литературы Осн.: 1, 2, 4, 5, 7-10. Доп.: 4, 5, 7, 10, 14, 15, 18, 20, 21. 3.История развития психологической науки 1.Психология в период Античности 2.Развитие психологии в Средние века и эпоху Возрождения 3.Психология в Новое время 4. Основные направления зарубежной психологии ( бихевиоризм, гештальтпсихология, психоанализ) 5.Современные направления в зарубежной психологии 6.Психология в России в XX веке 3.Современное состояние психологии в России Список литературы Осн.: 3, 6, 7, 8. Доп.: 1, 11, 17. Не предусмотрены    
Внеаудиторная работа
Инвариантная часть Вариативная часть
Темы, по которым осуществляется внеаудиторная работа студентов 1.Современная отечественная и зарубежная психология. 2.Развитие психологических знаний в рамках учений о душе 3. Развитие психологии в рамках философских учений о сознании 4. Становление и развитие психологических школ на рубеже ХIХ-ХХ веков 5. Развитие отраслей психологии Типы заданий, предлагаемых студентам · Изучение научно-психологической литературы · Конспектирование монографии Б.Г.Ананьева «Человек как предмет познания» (.гл.1.3.; 2.5; 2.6; 2.7;3.2) · Защита презентаций Форма отчетности
  • Конспект
  • Защита презентаций
Методическое обеспечение Разработки заданий по самостоятельной работе, методические рекомендации хранятся на сервере факультета информатики Темы презентаций, предлагаемых студентам, хранятся на сервере факультета информатики
По выбору студента презентация или реферат: 1. Психология научная и житейская 2. Психология бессознательного 3. Направления современной психологии 4. Психология животных 5. Нейрофизиологические механизмы психических явлений 6. Проблема души и ее конфликтов в учении Платона. 7. Естественнонаучный подход к душе в учении Аристотеля. 8. Сравнительная характеристика номинализма и реализма. 9. Подход к проблеме познания в теории Лейбница. 10. Характеристика двух видов познания в работах Локка. 11. Подход к проблеме эмоций в учениях Декарта и Спинозы. 12. Проблема способностей в работах французских просветителей. 13. Подход к проблеме психики в немецкой психологии. 14. Основные идеи в теории Гартли. 15. Зарождение ассоциативной психологии. 16. Теории Беркли и Юма. 17. Развитие ассоцианизма в ХIХ веке. 18. Становление экспериментальной психологии. 19. Сравнительный анализ подходов к построению психологии 20. в структурализме, функционализме и описательной психологии. 21. Особенности подхода к изучению психики в чикагской и колумбийской школах. 22. Общая характеристика взглядов У. Джемса. 23. Возможности и границы управления поведением в бихевиоризме. 24. Роль социальной ситуации в развитии гештальтпсихологии. 25. Теория «психологического поля» К. Левина и ее значение для современной психологии личности. 26. Сравнительный анализ подходов к типологии человека в теориях Юнга и Адлера. 27. Когнитивная психология. 28. Особенности становления психологии в России.
Контроль (зачет)
Текущий контрольосуществляется на практических занятиях и консультациях Форма контроля:
  • тестирование;
  • выполнение индивидуальных заданий.
           

ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА

ТЕСТ ПО МОДУЛЮ 1

1.Современная психология считает своим предметом изучения:

1) сознание

2) психику

3) бессознательное

4) деятельность

2.К свойствам психики относится:

1) активность

2) избирательность

3) отсроченность реагирования

4) все ответы верны

3.Принцип детерминизма означает:

1) активность

2) сознательность

3) причинность

4) развитие

4.Человек, обладающий сознанием, отличается от животных:

1) способностью абстрагироваться от конкретной ситуации

2) способностью создавать и сохранять орудия труда

3) передачей общественного опыта

4) все ответы верны

5.Наиболее серьезные интеллектуальные нарушения наблюдаются при повреждении:

1) регуляторного блока мозга

2) информационного блока

3) энергетического блока

4) все ответы верны

6.Психология более всего связана с:

1) естественными науками

2) философией

3) социальными науками

4) все ответы верны

7.Психология изучает:

1) характеристики психики

2) закономерности

3) механизмы

4) все ответы верны

8.Познаваемость мира полностью отрицает:

1) объективный идеализм

2) субъективный идеализм

3) механистический материализм

4) диалектический материализм.

9.К категориям психологии не относится:

1) образ

2) физический мир

3) мотивация

4) общение

10.Признаком появления психики у простейших животных является:

1) раздражимость

2) чувствительность

3) обмен веществ

4) все ответы верны

11.Поведение является предметом изучения:

1) психоанализа

2) психологии сознания

3) бихевиоризма

4) гештальтпсихологии

12.Субъективность и длительность – недостатки метода:

1) теста

2) эксперимента

3) наблюдения

4) опроса

13.К психическим явлениям относятся:

1) психические процессы

2) психические состояния

3) психические свойства

4) все ответы верны

14.Психофизическая проблема – это проблема соотношения:

1) познаваемости и непознаваемости мира

2) материи и сознания

3) чувственного опыта и мышления

4) все ответы верны

15.К сознанию относится:

1) выделение себя из мира

2) познание

3) отношение

4) все ответы верны

16.Психика, отражающая отдельные свойства предметов и явлений –

1) сенсорная

2) перцептивная

3) интеллектуальная

4) сознательная

17.Бессознательное является предметом изучения:

1) гуманистической психологии

2) психоанализа

3) бихевиоризма

4) когнитивной психологии

18.Отсутствие естественных условий сказывается в методе:

1) эксперимент

2) наблюдение

3) оценивание

4) беседа

19.Одной из функций психики является:

1) отражение

2) поведение

3) бессознательное

4) деятельность

20.Психофизиологическая проблема – это проблема соотношения:

1) разных отделов мозга

2) мозга и психики

3) материи и сознания

4) все ответы верны

21.Сознание обеспечивает:

1) различение субъекта и объекта

2) выполнение целеполагающей деятельности

3) расчленение целостных чувственных впечатлений

4) все ответы верны

22.Психика, отражающая целостные предметы и явления –

1) сенсорная

2) перцептивная

3) интеллектуальная

4) сознательная

23.Психология стала самостоятельной экспериментальной наукой в

1) 17 в.

2) 18 в.

3) конце 19 в.

4) середине 20 в.

24.Теодор Фехнер – это

а) основатель ассоцианизма; б) основатель психофизики; в) основатель психометрии.

25. Идеи психологии в эпоху Античности развивали

а) Ибн Сина; б) Платон; в) Эпикур; г) Фома Аквинский.

Воспроизведение

1. Принцип детерминизма означает…

2. Бессознательное является предметом изучения такого направления в зарубежной психологии, как …

3. Психология стала самостоятельной экспериментальной наукой в … веке.

4. …. – комплексная наука о ребенке, созданная американским психологом С. Холлом.

5. Впервые термин «психология» употребил ……. в … году.

Соответствие

1. Психологические направления и их представители:

1) бихевиоризм а) З. Фрейд;

2) психоанализ б) Л. Выготский;

3) гуманистическая психология в) А. Маслоу;

4) советская психология г) Дж. Уотсон.

2. Отрасли психологии и предмет их изучения:

1) педагогическая психология

2) медицинская психология

3) общая психология

4) социальная психология

а) общие закономерности психики нормального взрослого человека;

Наши рекомендации