Программа лабораторных занятий для математического, филологического ф-тов и ф-та иностранных языков
Тема | Кол-во часов | План | Литература | |||
1.Внимание, память | 1.Свойства внимания и их диагностика 2.Исследование особенностей памяти | Осн.: 1, 2, 4, 5, 7, 8, 9, 10. Доп.: 2, 4, 5, 7, 9, 10, 12 - 15, 18 - 21. | ||||
2.Темперамент | 1.Физиологические основы темперамента 2.Типы темперамента и их диагностика | Осн.: 1, 2, 4, 5, 7 – 10. Доп.: 2, 4, 5, 7, 8, 12, 13, 14 -16, 20, 21. | ||||
ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
СРС состоит в подготовке к семинарским занятиям, контрольным работам и в самостоятельной проработке отдельных тем. Также студенты готовят выступления, рефераты, проекты, проводят самостоятельные исследования. Темы семинаров и практических занятий, а также планы и описание основных понятий даны в учебном пособии Кирдяшкиной Т.А. «Общая психология: краткий курс». Перечень вопросов для самоподготовки и подготовки к контрольным работам, которые проводятся на занятиях в течение всего семестра, приведен ниже. Для самостоятельного изучения студентам предлагаются отдельные вопросы и некоторые темы.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
тема | факультет | |||||
Физич. | Инф. | Мат. | ФФК и БЖ | Фил. | Ин. яз. | |
1.Современная психология | ||||||
2.Сознание и бессознательное | ||||||
3. Развитие психологических знаний в рамках учений о душе | ||||||
4. Развитие психологии в рамках философских учений о сознании | ||||||
5. Становление и развитие психологических школ на рубеже ХIХ-ХХ веков | ||||||
6. Развитие отраслей психологии | ||||||
7.Современное состояние и важнейшие тенденции развития зарубежной психологии | ||||||
8.Познавательные процессы | ||||||
9.Мотивация. Самосознание | ||||||
10.Темперамент. Характер. | ||||||
11.Деятельность | ||||||
12.Воля |
Всего: 41 56 30 52 36 42
ПРОГРАММА СРС
Программа СРС для физического ф-та
Темы для самостоятельного изучения | Изучаемые вопросы | Кол-во часов | Формы самост. работы | Метод обеспечение | Форма отчетности |
1.Современная психология | 1.Этапы развития психологии. Направления современной психологии. | Работа с литерату- рой, подготовка рефератов, докладов | Осн.: 3,4,6-8,10 Доп.: 11,12,18,19, | Доклады, рефераты | |
2. Сознание и бессознатель- ное | 1.Понятие сознания. 2.Структура сознания. 3.Характеристика бессознательных явлений. | Конспекти- рование литературы | Осн.: 1,3,4,6-10 Доп.: 2,12,18,19,20,22,26 | Проверка конспектов | |
|
| Работа с понятиями. Изучение литературы, справочных материалов, составление конспекта | Осн.: 2,5 Доп.: 9,14,25, 29,30 | Опрос на практичес- ком занятии, рефера- тивное сообщение | |
4. Развитие психологии в рамках философских учений о сознании | Основные теории психологии как науки о сознании | Работа с понятиями. Изучение литературы, справочных материалов, составление конспекта | Осн.: 2,5 Доп.: 9,14,25, 29,30 | Проверка конспекта, индиви – дуальные собе-седования, диктант, рефератив- ное сообщение | |
5. Становление и развитие психологических школ на рубеже ХIХ-ХХ веков | 1.Методологический кризис в психологии. 2.Основные психологические школы | Изучение литературы, составление конспекта | Осн.: 2,5 Доп.: 9,14,25, 29,30 | Проверка конспекта, фронталь- ное собеседо- вание | |
6. Развитие отраслей психологии | Основные отрасли зарубежной психологии | Изучение литературы, составление конспекта | Осн.: 2,5 Доп.: 9,14,25, 29,30 | Проверка конспекта | |
7.Современное состояние и важнейшие тенденции развития зарубежной психологии | Новые направления в зарубежной психологии | Изучение литературы | Осн.: 2,5 Доп.: 9,14,25, 29,30 | Контроль-ная работа, опрос на практическом занятии, рефератив-ное сообщение | |
8.Познаватель- ные процессы | 1.Внимание. 2.Ощущение Восприятие 3.Память Мышление | Конспектирование, составление таблиц | Осн.: 1,3,4,6-10 Доп.: 1,3,8,11,12,18,19,22 | Проверка конспек- тов | |
9.Мотивация. Самосознание | 1.Понятие мотивации. Виды мотивов. Теории мотивации. 2.Самосознание. | Подготовка докладов, самообследо-вание | Осн.4, 12, 24 Осн.: 1,3,4,6-10 Доп.: 10,11,12,13,16-19,22,26,27 | Отчеты по самообсле-дованию | |
10.Темперамент. Характер. | 1.Понятие темпераменте. 2.Физиологические основы темперамента. 3.Типологии характера. | Диагностика типа темперамен-та, самохаракте-ристика | Осн.: 3,4,6-10 Доп.: 2,3,16,17 | Отчеты о самообсле-довании | |
11.Деятельность | 1.Понятие деятельности 2.Виды деятельности 3.Структура деятельности 4.Действие, операция, движение 5.Умения, навыки, привычки. 6.Структура навыка | Изучение литературы | Осн.: 3,4,6-10 Доп.: 2,20 | Контроль- ная работа | |
12.Воля | 1.Специфика волевого действия 2.Структура волевого акта 3.Механизмы воли 4.Волевые качества личности 5.Воспитание воли | Изучение литературы. Самодиаг- ностика | Осн.: 3,4,6-10 Доп.: 6,12,17 | Контроль- ная работа; характе- ристика себя |
Программа СРС для ф-та информатики
Темы для самостоятельного изучения | Изучаемые вопросы | Кол-во часов | Формы самост. работы | Метод обеспечение | Форма отчетности |
1.Современная психология | 1.Этапы развития психологии. Направления современной психологии. | Работа с литерату- рой, подготовка рефератов, докладов | Осн.: 3,4,6-8,10 Доп.: 11,12,18,19, | Доклады, рефераты | |
2. Сознание и бессознатель- ное | 1.Понятие сознания. 2.Структура сознания. 3.Характеристика бессознательных явлений. | Конспекти- рование литературы | Осн.: 1,3,4,6-10 Доп.: 2,12,18,19,20,22,26 | Проверка конспектов | |
3.Развитие психологичес- ких знаний в рамках учений о душе |
| Работа с понятиями. Изучение литературы, справочных материалов, составление конспекта | Осн.: 2,5 Доп.: 9,14,25, 29,30 | Опрос на практичес- ком занятии, рефера- тивное сообщение | |
4. Развитие психологии в рамках философских учений о сознании | Основные теории психологии как науки о сознании | Работа с понятиями. Изучение литературы, справочных материалов, составление конспекта | Осн.: 2,5 Доп.: 9,14,25, 29,30 | Проверка конспекта, индивидуа-льные собе-седования, диктант, рефератив- ное сообщение | |
5. Становление и развитие психологических школ на рубеже ХIХ-ХХ веков | 1.Методологический кризис в психологии. 2.Основные психологические школы | Изучение литературы, составление конспекта | Осн.: 2,5 Доп.: 9,14,25, 29,30 | Проверка конспекта, фронталь- ное собеседо- вание | |
6. Развитие отраслей психологии | Основные отрасли зарубежной психологии | Изучение литературы, составление конспекта | Осн.: 2,5 Доп.: 9,14,25, 29,30 | Проверка конспекта | |
7.Современное состояние и важнейшие тенденции развития зарубежной психологии | Новые направления в зарубежной психологии | Изучение литературы | Осн.: 2,5 Доп.: 9,14,25, 29,30 | Контроль-ная работа, опрос на практичес-ком занятии, рефератив-ное сообщение | |
8.Познаватель- ные процессы | 1.Внимание. 2.Ощущение Восприятие 3.Память Мышление | Конспектирование, составление таблиц | Осн.: 1,3,4,6-10 Доп.: 1,3,8,11,12,18,19,22 | Проверка конспек- тов | |
9.Мотивация. Самосознание | 1.Понятие мотивации. Виды мотивов. Теории мотивации. 2.Самосознание. | Подготовка докладов, самообследо-вание | Осн.4, 12, 24 Осн.: 1,3,4,6-10 Доп.: 10,11,12,13,16-19,22,26,27 | Отчеты по самообсле-дованию | |
10.Темперамент. Характер. | 1.Понятие темпераменте. 2.Физиологические основы темперамента. 3.Типологии характера. | Диагностика типа темперамен-та, самохаракте-ристика | Осн.: 3,4,6-10 Доп.: 2,3,16,17 | Отчеты о самообсле-довании | |
11.Деятельность | 1.Понятие деятельности 2.Виды деятельности 3.Структура деятельности 4.Действие, операция, движение 5.Умения, навыки, привычки. 6.Структура навыка | Изучение литературы | Осн.: 3,4,6-10 Доп.: 2,20 | Контроль- ная работа | |
12.Воля | 1.Специфика волевого действия 2.Структура волевого акта 3.Механизмы воли 4.Волевые качества личности 5.Воспитание воли | Изучение литературы. Самодиаг- ностика | Осн.: 3,4,6-10 Доп.: 6,12,17 | Контроль- ная работа; характе- ристика себя. |
Программа СРС для математического ф-та
Темы для самостоятельного изучения | Изучаемые вопросы | Кол-во часов | Формы самост. работы | Метод обеспечение | Форма отчетности |
1.Современная психология | 1.Этапы развития психологии. Направления современной психологии. | Работа с литерату- рой, подготовка рефератов, докладов | Осн.: 3,4,6-8,10 Доп.: 11,12,18,19, | Доклады, рефераты | |
2. Сознание и бессознатель- ное | 1.Понятие сознания. 2.Структура сознания. 3.Характеристика бессознательных явлений. | Конспекти- рование литературы | Осн.: 1,3,4,6-10 Доп.: 2,12,18,19,20,22,26 | Проверка конспектов | |
3.Развитие психологи-ческих знаний в рамках учений о душе |
| Работа с понятиями. Изучение литературы, справочных материалов, составление конспекта | Осн.: 2,5 Доп.: 9,14,25, 29,30 | Опрос на практичес- ком занятии, рефера- тивное сообщение | |
4. Развитие психологии в рамках философских учений о сознании | Основные теории психологии как науки о сознании | Работа с понятиями. Изучение литературы, справочных материалов, составление конспекта | Осн.: 2,5 Доп.: 9,14,25, 29,30 | Проверка конспекта, индиви- дуальные собе-седования, диктант, рефератив- ное сообщение | |
5. Становление и развитие психологических школ на рубеже ХIХ-ХХ веков | 1.Методологичес-кий кризис в психологии. 2.Основные психологические школы | Изучение литературы, составление конспекта | Осн.: 2,5 Доп.: 9,14,25, 29,30 | Проверка конспекта, фронталь- ное собеседо- вание | |
6. Развитие отраслей психологии | Основные отрасли зарубежной психологии | Изучение литературы, составление конспекта | Осн.: 2,5 Доп.: 9,14,25, 29,30 | Проверка конспекта | |
7.Современное состояние и важнейшие тенденции развития зарубежной психологии | Новые направления в зарубежной психологии | Изучение литературы | Осн.: 2,5 Доп.: 9,14,25, 29,30 | Контроль-ная работа, опрос на практичес-ком занятии, рефератив-ное сообщение | |
8.Познаватель- ные процессы | 1.Внимание. 2.Ощущение Восприятие 3.Память Мышление | Конспектирование, составление таблиц | Осн.: 1,3,4,6-10 Доп.: 1,3,8,11,12,18,19,22 | Проверка конспек- тов | |
9.Мотивация. Самосознание | 1.Понятие мотивации. Виды мотивов. Теории мотивации. 2.Самосознание. | Подготовка докладов, самообследо-вание | Осн.4, 12, 24 Осн.: 1,3,4,6-10 Доп.: 10,11,12,13,16-19,22,26,27 | Отчеты по самообсле-дованию | |
10.Темперамент. Характер. | 1.Понятие темпераменте. 2.Физиологические основы темперамента. 3.Типологии характера. | Диагностика типа темперамен-та, самохаракте-ристика | Осн.: 3,4,6-10 Доп.: 2,3,16,17 | Отчеты о самообсле-довании | |
11.Деятельность | 1.Понятие деятельности 2.Виды деятельности 3.Структура деятельности 4.Действие, операция, движение 5.Умения, навыки, привычки. 6.Структура навыка | Изучение литературы | Осн.: 3,4,6-10 Доп.: 2,20 | Контроль- ная работа | |
12.Воля | 1.Специфика волевого действия 2.Структура волевого акта 3.Механизмы воли 4.Волевые качества личности 5.Воспитание воли | Изучение литературы. Самодиаг- ностика | Осн.: 3,4,6-10 Доп.: 6,12,17 | Контроль- ная работа; характе- ристика себя |
Программа СРС для ф-та ФФК и БЖ
Темы для самостоятельного изучения | Изучаемые вопросы | Кол-во часов | Формы самост. работы | Метод обеспечение | Форма отчетности |
1.Современная психология | 1.Этапы развития психологии. Направления современной психологии. | Работа с литерату- рой, подготовка рефератов, докладов | Осн.: 3,4,6-8,10 Доп.: 11,12,18,19, | Доклады, рефераты | |
2. Сознание и бессознатель- ное | 1.Понятие сознания. 2.Структура сознания. 3.Характеристика бессознательных явлений. | Конспекти- рование литературы | Осн.: 1,3,4,6-10 Доп.: 2,12,18,19,20,22,26 | Проверка конспектов | |
3.Развитие психологичес- ких знаний в рамках учений о душе |
| Работа с понятиями. Изучение литературы, справочных материалов, составление конспекта | Осн.: 2,5 Доп.: 9,14,25, 29,30 | Опрос на практичес- ком занятии, рефера- тивное сообщение | |
4. Развитие психологии в рамках философских учений о сознании | Основные теории психологии как науки о сознании | Работа с понятиями. Изучение литературы, справочных материалов, составление конспекта | Осн.: 2,5 Доп.: 9,14,25, 29,30 | Проверка конспекта, индивидуа-льные собе-седования, диктант, рефератив- ное сообщение | |
5. Становление и развитие психологических школ на рубеже ХIХ-ХХ веков | 1.Методологический кризис в психологии. 2.Основные психологические школы | Изучение литературы, составление конспекта | Осн.: 2,5 Доп.: 9,14,25, 29,30 | Проверка конспекта, фронталь- ное собеседо- вание | |
6. Развитие отраслей психологии | Основные отрасли зарубежной психологии | Изучение литературы, составление конспекта | Осн.: 2,5 Доп.: 9,14,25, 29,30 | Проверка конспекта | |
7.Современное состояние и важнейшие тенденции развития зарубежной психологии | Новые направления в зарубежной психологии | Изучение литературы | Осн.: 2,5 Доп.: 9,14,25, 29,30 | Контроль-ная работа, опрос на практичес-ком занятии, рефератив-ное сообщение | |
8.Познаватель- ные процессы | 1.Внимание. 2.Ощущение Восприятие 3.Память Мышление | Конспектиро-вание, составление таблиц | Осн.: 1,3,4,6-10 Доп.: 1,3,8,11,12,18,19,22 | Проверка конспек- тов | |
9.Мотивация. Самосознание | 1.Понятие мотивации. Виды мотивов. Теории мотивации. 2.Самосознание. | Подготовка докладов, самообследо-вание | Осн.4, 12, 24 Осн.: 1,3,4,6-10 Доп.: 10,11,12,13,16-19,22,26,27 | Отчеты по самообсле-дованию | |
10.Темперамент. Характер. | 1.Понятие темпераменте. 2.Физиологические основы темперамента. 3.Типологии характера. | Диагностика типа темперамен- та, самохаракте-ристика | Осн.: 3,4,6-10 Доп.: 2,3,16,17 | Отчеты о самообсле-довании | |
11.Деятельность | 1.Понятие деятельности 2.Виды деятельности 3.Структура деятельности 4.Действие, операция, движение 5.Умения, навыки, привычки. 6.Структура навыка | Изучение литературы | Осн.: 3,4,6-10 Доп.: 2,20 | Контроль- ная работа | |
12.Воля | 1.Специфика волевого действия 2.Структура волевого акта 3.Механизмы воли 4.Волевые качества личности 5.Воспитание воли | Изучение литературы самодиаг-ностика | Осн.: 3,4,6-10 Доп.: 6,12,17 | Контроль- ная работа; характе- ристика себя |
Программа СРС для филологического ф-та
Темы для самостоятельного изучения | Изучаемые вопросы | Кол-во часов | Формы самост. работы | Метод обеспечение | Форма отчетности |
1.Современная психология | 1.Этапы развития психологии. Направления современной психологии. | Работа с литерату- рой, подготовка рефератов, докладов | Осн.: 3,4,6-8,10 Доп.: 11,12,18,19, | Доклады, рефераты | |
2. Сознание и бессознатель- ное | 1.Понятие сознания. 2.Структура сознания. 3.Характеристика бессознательных явлений. | Конспекти- рование литературы | Осн.: 1,3,4,6-10 Доп.: 2,12,18,19,20,22,26 | Проверка конспектов | |
3.Развитие психологичес- ких знаний в рамках учений о душе |
| Работа с понятиями. Изучение литературы, справочных материалов, составление конспекта | Осн.: 2,5 Доп.: 9,14,25, 29,30 | Опрос на практичес- ком занятии, рефера- тивное сообщение | |
4. Развитие психологии в рамках философских учений о сознании | Основные теории психологии как науки о сознании | Работа с понятиями. Изучение литературы, справочных материалов, составление конспекта | Осн.: 2,5 Доп.: 9,14,25, 29,30 | Проверка конспекта, индивидуа-льные собе-седования, диктант, рефератив- ное сообщение | |
5. Становление и развитие психологических школ на рубеже ХIХ-ХХ веков | 1.Методологичес-кий кризис в психологии. 2.Основные психологические школы | Изучение литературы, составление конспекта | Осн.: 2,5 Доп.: 9,14,25, 29,30 | Проверка конспекта, фронталь- ное собеседо- вание | |
6. Развитие отраслей психологии | Основные отрасли зарубежной психологии | Изучение литературы, составление конспекта | Осн.: 2,5 Доп.: 9,14,25, 29,30 | Проверка конспекта | |
7.Современное состояние и важнейшие тенденции развития зарубежной психологии | Новые направления в зарубежной психологии | Изучение литературы | Осн.: 2,5 Доп.: 9,14,25, 29,30 | Контроль- ная работа, опрос на практичес- ком занятии, рефератив-ное сообщение | |
8.Познаватель- ные процессы | 1.Внимание. 2.Ощущение Восприятие 3.Память Мышление | Конспектиро-вание, составление таблиц | Осн.: 1,3,4,6-10 Доп.: 1,3,8,11,12,18,19,22 | Проверка конспек- тов | |
9.Мотивация. Самосознание | 1.Понятие мотивации. Виды мотивов. Теории мотивации. 2.Самосознание. | Подготовка докладов, самообследо-вание | Осн.4, 12, 24 Осн.: 1,3,4,6-10 Доп.: 10,11,12,13,16-19,22,26,27 | Отчеты по самообсле-дованию | |
10.Темперамент. Характер. | 1.Понятие темпераменте. 2.Физиологические основы темперамента. 3.Типологии характера. | Диагностика типа темперамен-та, самохаракте-ристика | Осн.: 3,4,6-10 Доп.: 2,3,16,17 | Отчеты о самообсле-довании | |
11.Деятельность | 1.Понятие деятельности 2.Виды деятельности 3.Структура деятельности 4.Действие, операция, движение 5.Умения, навыки, привычки. 6.Структура навыка | Изучение литературы | Осн.: 3,4,6-10 Доп.: 2,20 | Контроль- ная работа | |
12.Воля | 1.Специфика волевого действия 2.Структура волевого акта 3.Механизмы воли 4.Волевые качества личности 5.Воспитание воли | Изучение литературы самодиаг ностика | Осн.: 3,4,6-10 Доп.: 6,12,17 | Контроль- ная работа; характе- ристика себя |
Программа СРС для ф-та иностранных языков
Темы для самостоятельного изучения | Изучаемые вопросы | Кол-во часов | Формы самост. работы | Метод обеспечение | Форма отчетности |
1.Современная психология | 1.Этапы развития психологии. Направления современной психологии. | Работа с литерату- рой, подготовка рефератов, докладов | Осн.: 3,4,6-8,10 Доп.: 11,12,18,19, | Доклады, рефераты | |
2. Сознание и бессознатель- ное | 1.Понятие сознания. 2.Структура сознания. 3.Характеристика бессознательных явлений. | Конспекти- рование литературы | Осн.: 1,3,4,6-10 Доп.: 2,12,18,19,20,22,26 | Проверка конспектов | |
3.Развитие психологичес- ких знаний в рамках учений о душе |
| Работа с понятиями. Изучение литературы, справочных материалов, составление конспекта | Осн.: 2,5 Доп.: 9,14,25, 29,30 | Опрос на практичес- ком занятии, рефера- тивное сообщение | |
4. Развитие психологии в рамках философских учений о сознании | Основные теории психологии как науки о сознании | Работа с понятиями. Изучение литературы, справочных материалов, составление конспекта | Осн.: 2,5 Доп.: 9,14,25, 29,30 | Проверка конспекта, индивидуа-льные собе-седования, диктант, рефератив- ное сообщение | |
5. Становление и развитие психологических школ на рубеже ХIХ-ХХ веков | 1.Методологический кризис в психологии. 2.Основные психологические школы | Изучение литературы, составление конспекта | Осн.: 2,5 Доп.: 9,14,25, 29,30 | Проверка конспекта, фронталь- ное собеседо- вание | |
6. Развитие отраслей психологии | Основные отрасли зарубежной психологии | Изучение литературы, составление конспекта | Осн.: 2,5 Доп.: 9,14,25, 29,30 | Проверка конспекта | |
7.Современное состояние и важнейшие тенденции развития зарубежной психологии | Новые направления в зарубежной психологии | Изучение литературы | Осн.: 2,5 Доп.: 9,14,25, 29,30 | Контроль-ная работа, опрос на практичес-ком занятии, рефератив-ное сообщение | |
8.Познаватель- ные процессы | 1.Внимание. 2.Ощущение Восприятие 3.Память Мышление | Конспектирование, составление таблиц | Осн.: 1,3,4,6-10 Доп.: 1,3,8,11,12,18,19,22 | Проверка конспек- тов | |
9.Мотивация. Самосознание | 1.Понятие мотивации. Виды мотивов. Теории мотивации. 2.Самосознание. | Подготовка докладов, самообследование | Осн.4, 12, 24 Осн.: 1,3,4,6-10 Доп.: 10,11,12,13,16-19,22,26,27 | Отчеты по самообсле-дованию | |
10.Темперамент. Характер. | 1.Понятие темпераменте. 2.Физиологические основы темперамента. 3.Типологии характера. | Диагностика типа темперамента, самохарактеристика | Осн.: 3,4,6-10 Доп.: 2,3,16,17 | Отчеты о самообсле-довании | |
11.Деятельность | 1.Понятие деятельности 2.Виды деятельности 3.Структура деятельности 4.Действие, операция, движение 5.Умения, навыки, привычки. 6.Структура навыка | Изучение литературы | Осн.: 3,4,6-10 Доп.: 2,20 | Контроль- ная работа | |
12.Воля | 1.Специфика волевого действия 2.Структура волевого акта 3.Механизмы воли 4.Волевые качества личности 5.Воспитание воли | Изучение литературы самодиаг ностика | Осн.: 3,4,6-10 Доп.: 6,12,17 | Контроль- ная работа; характе- ристика себя. |
СОДЕРЖАНИЕ МОДУЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
МОДУЛЬ 1.
«Предмет психологии. История психологии»
Содержание модульной программы
Компетенция (содержание и обозначение в соответствии с ФГОС ВПО и ООП) | Знания, умения, навыки (ЗУН), обеспечивающие формирование компетенции (в соответствии с ФГОС ВПО и ООП) | Конкретизированные цели освоения дисциплины (знать, уметь, владеть), обеспечивающие формирование компетенции | |||
1.Владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1). | 1.Основные закономерности историко-культурного развития человека и человечества. Уметь: анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы Владеть: Технологиями приобретения использования и обновления гуманитарных, социальных и экономических знаний. | 1.Знать: · основные понятия, принципы и законы общей психологии; · закономерности исторического развития психологического знания; Владеть: навыками анализа, синтеза, сравнения, обобщения, целеполагания. | |||
2.Способен использовать систематизированные теоретические и практические знания при решении профессиональных задач (ОПК-2). | 2. Уметь: использовать методы психологической и педагогической диагностики для решения различных профессиональных задач; | 2. Знать: · методы психологического исследования человека; · закономерности исторического развития психологического знания; Уметь: · использовать методы психологической диагностики для решения различных профессионально-личностных задач; · дифференцировать различные психологические теории и концепции в контексте их исторического развития; Владеть: · системой знаний о человеке как субъекте психической деятельности; · базовыми умениями научного изучения психологических законов; · методами исследования личности и индивидуальных различий; · навыками анализа различных психологических теорий и концепций | |||
Аудиторная работа | |||||
Лекции | Практические занятия (в т. ч. семинары) | Лабораторные занятия | |||
Темы и планы лекций 1. Предмет психологии. 1.Специфика психологии как науки 2.Понятие психики 3.Сознание и бессознательное 4.Мозг и психика. Развитие психики. Список литературы Осн.: 1, 2, 4, 5, 7-10. Доп.: 4, 5, 7, 10, 14, 15, 18, 20, 21. 2. Структура и методы современной психологии 1.Современное состояние психологии 2.Принципы и категории психологии 3.Методы психологии. Список литературы Осн.: 1, 2, 4, 5, 7-10. Доп.: 4, 5, 7, 10, 14, 15, 18, 20, 21. 3. История психологии 1. Этапы развития психологии. 2. Психология в период Античности 3. Развитие психологии в Средние века и эпоху Возрождения 4.Психология в Новое время. 5. Психология в XVIII-XIX и начале XX вв. 6. Основные направления современной зарубежной психологии. 7. Развитие отечественной психологии Список литературы Осн.: 3, 6, 7, 8. Доп.: 1, 11, 17. | Темы и планы практических занятий 1. Предмет психологии. Развитие психики в филогенезе Вопросы для обсуждения. 1.Представления о предмете психологии 2.Свойства психики, группы психических явлений. 3.Сознание и психика 4.Психофизиологическая проблема 5.Развитие психики в филогенезе Список литературы Осн.: 1, 2, 4, 5, 7-10. Доп.: 4, 5, 7, 10, 14, 15, 18, 20, 21. 2. Структура и методы современной психологии. 1.Современная психология как система развивающихся наук. 2. Основные отрасли психологии. 3. Методологические принципы психологии. 4. Характеристика методов исследования в пихологии Список литературы Осн.: 1, 2, 4, 5, 7-10. Доп.: 4, 5, 7, 10, 14, 15, 18, 20, 21. 3.История развития психологической науки 1.Психология в период Античности 2.Развитие психологии в Средние века и эпоху Возрождения 3.Психология в Новое время 4. Основные направления зарубежной психологии ( бихевиоризм, гештальтпсихология, психоанализ) 5.Современные направления в зарубежной психологии 6.Психология в России в XX веке 3.Современное состояние психологии в России Список литературы Осн.: 3, 6, 7, 8. Доп.: 1, 11, 17. | Не предусмотрены | |||
Внеаудиторная работа | |||||
Инвариантная часть | Вариативная часть | ||||
Темы, по которым осуществляется внеаудиторная работа студентов 1.Современная отечественная и зарубежная психология. 2.Развитие психологических знаний в рамках учений о душе 3. Развитие психологии в рамках философских учений о сознании 4. Становление и развитие психологических школ на рубеже ХIХ-ХХ веков 5. Развитие отраслей психологии Типы заданий, предлагаемых студентам · Изучение научно-психологической литературы · Конспектирование монографии Б.Г.Ананьева «Человек как предмет познания» (.гл.1.3.; 2.5; 2.6; 2.7;3.2) · Защита презентаций Форма отчетности
| По выбору студента презентация или реферат: 1. Психология научная и житейская 2. Психология бессознательного 3. Направления современной психологии 4. Психология животных 5. Нейрофизиологические механизмы психических явлений 6. Проблема души и ее конфликтов в учении Платона. 7. Естественнонаучный подход к душе в учении Аристотеля. 8. Сравнительная характеристика номинализма и реализма. 9. Подход к проблеме познания в теории Лейбница. 10. Характеристика двух видов познания в работах Локка. 11. Подход к проблеме эмоций в учениях Декарта и Спинозы. 12. Проблема способностей в работах французских просветителей. 13. Подход к проблеме психики в немецкой психологии. 14. Основные идеи в теории Гартли. 15. Зарождение ассоциативной психологии. 16. Теории Беркли и Юма. 17. Развитие ассоцианизма в ХIХ веке. 18. Становление экспериментальной психологии. 19. Сравнительный анализ подходов к построению психологии 20. в структурализме, функционализме и описательной психологии. 21. Особенности подхода к изучению психики в чикагской и колумбийской школах. 22. Общая характеристика взглядов У. Джемса. 23. Возможности и границы управления поведением в бихевиоризме. 24. Роль социальной ситуации в развитии гештальтпсихологии. 25. Теория «психологического поля» К. Левина и ее значение для современной психологии личности. 26. Сравнительный анализ подходов к типологии человека в теориях Юнга и Адлера. 27. Когнитивная психология. 28. Особенности становления психологии в России. | ||||
Контроль (зачет) | |||||
Текущий контрольосуществляется на практических занятиях и консультациях Форма контроля:
| |||||
ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА
ТЕСТ ПО МОДУЛЮ 1
1.Современная психология считает своим предметом изучения:
1) сознание
2) психику
3) бессознательное
4) деятельность
2.К свойствам психики относится:
1) активность
2) избирательность
3) отсроченность реагирования
4) все ответы верны
3.Принцип детерминизма означает:
1) активность
2) сознательность
3) причинность
4) развитие
4.Человек, обладающий сознанием, отличается от животных:
1) способностью абстрагироваться от конкретной ситуации
2) способностью создавать и сохранять орудия труда
3) передачей общественного опыта
4) все ответы верны
5.Наиболее серьезные интеллектуальные нарушения наблюдаются при повреждении:
1) регуляторного блока мозга
2) информационного блока
3) энергетического блока
4) все ответы верны
6.Психология более всего связана с:
1) естественными науками
2) философией
3) социальными науками
4) все ответы верны
7.Психология изучает:
1) характеристики психики
2) закономерности
3) механизмы
4) все ответы верны
8.Познаваемость мира полностью отрицает:
1) объективный идеализм
2) субъективный идеализм
3) механистический материализм
4) диалектический материализм.
9.К категориям психологии не относится:
1) образ
2) физический мир
3) мотивация
4) общение
10.Признаком появления психики у простейших животных является:
1) раздражимость
2) чувствительность
3) обмен веществ
4) все ответы верны
11.Поведение является предметом изучения:
1) психоанализа
2) психологии сознания
3) бихевиоризма
4) гештальтпсихологии
12.Субъективность и длительность – недостатки метода:
1) теста
2) эксперимента
3) наблюдения
4) опроса
13.К психическим явлениям относятся:
1) психические процессы
2) психические состояния
3) психические свойства
4) все ответы верны
14.Психофизическая проблема – это проблема соотношения:
1) познаваемости и непознаваемости мира
2) материи и сознания
3) чувственного опыта и мышления
4) все ответы верны
15.К сознанию относится:
1) выделение себя из мира
2) познание
3) отношение
4) все ответы верны
16.Психика, отражающая отдельные свойства предметов и явлений –
1) сенсорная
2) перцептивная
3) интеллектуальная
4) сознательная
17.Бессознательное является предметом изучения:
1) гуманистической психологии
2) психоанализа
3) бихевиоризма
4) когнитивной психологии
18.Отсутствие естественных условий сказывается в методе:
1) эксперимент
2) наблюдение
3) оценивание
4) беседа
19.Одной из функций психики является:
1) отражение
2) поведение
3) бессознательное
4) деятельность
20.Психофизиологическая проблема – это проблема соотношения:
1) разных отделов мозга
2) мозга и психики
3) материи и сознания
4) все ответы верны
21.Сознание обеспечивает:
1) различение субъекта и объекта
2) выполнение целеполагающей деятельности
3) расчленение целостных чувственных впечатлений
4) все ответы верны
22.Психика, отражающая целостные предметы и явления –
1) сенсорная
2) перцептивная
3) интеллектуальная
4) сознательная
23.Психология стала самостоятельной экспериментальной наукой в
1) 17 в.
2) 18 в.
3) конце 19 в.
4) середине 20 в.
24.Теодор Фехнер – это
а) основатель ассоцианизма; б) основатель психофизики; в) основатель психометрии.
25. Идеи психологии в эпоху Античности развивали
а) Ибн Сина; б) Платон; в) Эпикур; г) Фома Аквинский.
Воспроизведение
1. Принцип детерминизма означает…
2. Бессознательное является предметом изучения такого направления в зарубежной психологии, как …
3. Психология стала самостоятельной экспериментальной наукой в … веке.
4. …. – комплексная наука о ребенке, созданная американским психологом С. Холлом.
5. Впервые термин «психология» употребил ……. в … году.
Соответствие
1. Психологические направления и их представители:
1) бихевиоризм а) З. Фрейд;
2) психоанализ б) Л. Выготский;
3) гуманистическая психология в) А. Маслоу;
4) советская психология г) Дж. Уотсон.
2. Отрасли психологии и предмет их изучения:
1) педагогическая психология
2) медицинская психология
3) общая психология
4) социальная психология
а) общие закономерности психики нормального взрослого человека;