Профили: Физика и математика

Русский язык и литература,

Математика,

Информатика,

Иностранный язык и иностранный язык,

Физическая культура и безопасность жизнедеятельности

составитель: Кирдяшкина Т.А.

Челябинск - 2013

ОГЛАВЛЕНИЕ

  1. Пояснительная записка…………………………………………………...... .3
  2. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины…....6
  3. Образовательные технологии………………………………………………..8
  4. Материально-техническое обеспечение дисциплины…………………......8
  5. Содержание курса…………………………………………………………….8
  6. Рабочая (модульная) программа……………………………………………13

6.1. Тематическое планирование дисциплины…………………………….13

6.2. Содержание (модульной) рабочей программы……………………… .42

6.2.1. Модуль 1……………………………………………………………….....42

6.2.2. Модуль 2………………………………………………………………….48

6.2.3. Модуль 3………………………………………………………………….57

7. Оценочные средства итоговой аттестации………………………………...62

7.1. Оценочные средства контроля формируемых компетенций……..62

7.2. Вопросы к зачету……………………………………………………..63

8.Методические материалы…………………………………………………….65

1. Пояснительная записка

Учебно-методический комплекс по курсу «Общая психология. История психологии» составлен в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования с учетом методических рекомендаций, разработанных кафедрой психологии Челябинского государственного педагогического университета и предназначен для формирования у студентов системных знаний в области психологии, необходимых для профессиональной деятельности будущих педагогов.

Курс «Общая психология. История психологии», являясь базовой психологической дисциплиной, на основе которой строятся все другие психологические курсы, помогает студентам войти в мир психологических знаний. Это придает ему особую значимость не только в информационном отношении, но и в плане формирования положительной мотивации для ознакомления с психологической наукой, развития познавательных интересов у студентов.

Учебно-методический комплекс включает в себя тематический план, программу курса, планы семинарских и лабораторно-практических занятий, задания для самостоятельной работы студентов, контрольные вопросы и задания по основным темам, вопросы для зачета, список основной и дополнительной литературы.

Курс изучается в течение первого семестра, его содержание отражено в тематическом плане, составленном в соответствии с учебным планом, включающим лекции, практические и лабораторных занятия в количестве часов, указанном в учебном плане каждого факультета.

По данному курсу предусмотрен зачет в первом семестре на математическом ф-те, ф-те ФФК и БЖ, ф-те иностранных языков, экзамен на ф-те информатики, зачет и экзамен на физическом ф-те, без формы контроля – на филологическом ф-те.

Цель изучения будущими педагогами дисциплины «Общая психология. История психологии» - усвоить общие закономерности психических явлений, характеризующие психику нормального взрослого человека, а также историю и основные этапы и направления развития психологии.

Дисциплина «Общая психология. История психологии» занимает важное место в структуре ООП ВПО, поскольку является базовым психологическим курсом в блоке общепрофессиональных учебных предметов.

В результате освоения данной дисциплины у студентов формируются следующие компетенции:

- владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения

(ОК-1);

- способность использовать систематизированные теоретические и практические знания при решении профессиональных задач (ОПК-2).

Компетенция (содержание и обозначение в соответствии с ФГОС ВПО и ООП) Знания, умения, навыки (ЗУН), обеспечивающие формирование компетенции (в соответствии с ФГОС ВПО и ООП)   Конкретизиро- ванные цели освоения дисциплины (знать, уметь, владеть), обеспечивающие формирование компетенции   Оценочные средства
1.Владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1).   1.Основные закономерности историко-культурного развития человека и человечества. Уметь: анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы Владеть: Технологиями приобретения использования и обновления гуманитарных, социальных и экономических знаний.   1.Знать: психологические закономерности протекания процессов восприятия, мышления, психологическую структуру деятельности Уметь: осуществлять психологические операции мышления. Владеть: навыками анализа, синтеза, сравнения, обобщения, целеполагания.     Тесты   Задания на оценку умений применять знания в различных ситуациях     Психологические задачи
2.Способен использовать систематизированные теоретические и практические знания при решении профессиональных задач (ОПК-2).   2. Уметь: использовать методы психологической и педагогической диагностики для решения различных профессиональных задач;   2.Знать: основные понятия, принципы и законы общей психологии; методы психологического исследования человека; закономерности исторического развития психологического знания; Уметь: использовать методы психологической диагностики для решения различных профессионально-личностных задач; дифференцировать различные психологические теории и концепции в контексте их исторического развития; Владеть: системой знаний о человеке как субъекте психической деятельности; базовыми умениями научного изучения психологических законов; методами исследования личности и индивидуальных различий; навыками анализа различных психологических теорий и концепций;   Тесто- вые задания   Задания на оценку умений применять знания в различных ситуациях   Психологические задачи  

МАТРИЦА СООТВЕТСТВИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ РАЗДЕЛАМ (МОДУЛЯМ) ДИСЦИПЛИНЫ



Компетенции Разделы (модули) дисциплины
ОК-1 + + +
ОПК-2   + +

2. Учебно-методическое и информационное обеспечениедисциплины

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Давыдов, В.В. Лекции по общей психологии / В.В. Давыдов. – М.: Академия, 2008. - 176 с.

2. Дмитриева, Н.Ю. Общая психология. Конспект лекций — Эксмо-Пресс, 2008. — 128 с.

3. Ждан, А.Н. История психологии: от античности до наших дней / А.Н. Ждан. – М.: Академический проект: Фонд «Мир», 2007. – 576 с.

4. Кирдяшкина, Т.А. Общая психология: краткий курс / Т.А. Кирдяшкина. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2008. – 246 с.

5. Маклаков, А.Г. Общая психология / А.Г.Маклаков. – СПб.: Питер, 2009. - 583 с.

6. Марцинковская, Т.Д. История психологии / Т.Д. Марцинковская. – М.: 4-е изд., – М.: Академия, 2004 - 544 с.

7. Нуркова, В. Психология: Учебник / В.Нуркова, Н. Березанская. – М.: Высшее образование, 2006. – 484 с.

8. Общая психология: Учебник (Образовательный стандарт ХХ1 в.) / Под ред. Турушева Р.Х., Гарбера Е.И. – М.: Изд-во ЭКСМО, 2007. – 560 с.

9. Сосновский, Б.А.Психология: учебник для педагогических ВУЗов. /Б.А. Сосновский, М.: Юрайт, 2010. – 660 с.

10. Щербатых, Ю.В. Общая психология в схемах и таблицах. – СПб.: Питер, 2008. – 272.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Абдурахманов, Р.А. История психологии: идеи, концепции, направления /Р.А. Абдурахманов. – 2-е изд. - М.: МПСИ, 2008. - 326 с.

2. Бурлачук, Л.Ф. Психодиагностика / Л.Ф. Бурлачук. – СПб.: Питер, 2006 - 351 с.

3. Валлон, А. От действия к мысли / А. Валлон. – М.: Директмедиа Паблишинг, 2008. – 416 с.

4. Гамезо, М.В. Общая психология / М.В. Гамезо. – М.: Ось-89, – 2007. – 352 с.

5. Гиппенрейтер, Ю.Б. Элементы практической психологии / Ю.Б. Гиппенрейтер, Р.М.Грановская. – М.: АСТ, 2008. – 352 c.

6. Гордеева, О.В. Измененные состояния сознания и культура. Хрестоматия. / О.В. Гордеева. – СПб.: Питер, 2009. – 336 с.

7. Дмитриева, Н.Ю. Общая психология. Конспект лекций/ Н.Ю. Дмитриева. – М.: Эксмо, 2007. – 128 с.

8. Евтух, Т.В. Сборник задач по общей и социальной психологии/ Т.В. Евтух. – М.: Флинта, 2008.

9. Козубовский, В.М. Общая психология: познавательные процессы / В.М. Козубовский. – 3-е изд. – Минск: Алмафея, 2008 – 368 с.

10. Лурия, А.Р. Общая психология /А.Р. Лурия. – М., 2007.

11. Лучинин, А.С. История психологии . Конспект лекций / А.С. Лучинин. – М. : Эксмо, 2008. – 160 с.

12. Макклелланд, Д. Мотивация человека / Д. Макклелланд. – СПб.: Питер, 2007. – 672 с.

13. Психологические тесты от Пси-Корпуса. – М.: Медиахауз, – 2006. – 1000 с.

14. Психология / Под ред. В.Н. Дружинина. – 2-е изд. – СПб.: Питер, 2009. – 656 с.

15. Психология: Учебник для педвузов / под ред. Б.А.Сосновского. – М., 2005.

16. Психология личности / Под ред. Ермакова П.Н., Лабунской В.А. М.: Эксмо, 2007. – 656 с.

17. Смит, Р. История психологии / Р. Смит. – М. : Академия , –2007. – 416 с.

18. Соколова, Е.Е. Введение в психологию / Е.Е. Соколова. – М.: Академия, 2005.

19. Солсо, Р. Когнитивная психология / Р. Солсо. – 6-е изд. – СПб.: Питер, 2006 – 589 с.

20. Сорокун, П.А. Основы психологии / П.А. Сорокун. – Псков: ПГПУ, 2005 – 312 с.

21. Степанов, С.С. Популярная психологическая энциклопедия / С.С. Степанов. – 2-е изд. - М.: Эксмо, 2005 – 672 с.

3. Образовательные технологии

При выполнении различных видов учебной работы используются следующие образовательные технологии. На ф-те информатики и частично на других ф-тах для изучения общей психологии успешно применяется модульно-рейтинговая система, при которой курс делится на отдельные модули, при прохождении которых студенты выполняют задания и набирают определенное количество баллов. Такой подход позволяет оценивать знания и компетенции в течение всего семестра.

Применяется также метод проектной деятельности, при котором студенты выбирают темы заданий и работают над ними в течение заданного времени, после чего сдают или защищают свои проекты.

Научно-исследовательская деятельность позволяет сформировать компетенции исследователя, необходимые для решения актуальных задач, возникающих в учебно-воспитательном процессе.

При чтении лекций, проведении семинарских занятий используются технологии проблемного обучения, дискуссионные формы, проигрывание и обсуждение ситуаций, деловые игры и многие другие методы.

4. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Материально-техническое обеспечение дисциплины включает в себя использование компьютерного класса (ф-ты информатики, математики, физики, ин. языков), раздаточный материал в виде заданий, тестов, бланков для ответов и т.д., диски с кинофильмами, презентациями.

5. Содержание курса

I. ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ

Предмет психологии

Специфика психологии как науки, ее проблемы и задачи. Научная, житейская и художественная психология. Значение психологических знаний для профессиональной деятельности современного педагога.

Развитие представлений о предмете психологии. Психика человека как предмет системного исследования. Понятие психики. Свойства психики. Три группы психических явлений (процессы, свойства, состояния).

Проблема генотипического, средового, биологического и социального в детерминации психического развития человека. Культурно - историческая концепция развития психики человека.

Физиологические основы психики. Психофизиологическая проблема: соотношение психических явлений с работой мозга. Развитие теории рефлекторной природы психики (Р.Декарт, И.М.Сеченов, И.П.Павлов, П.К.Анохин). Проблема локализации психических функций в мозге. Основные функциональные блоки мозга (по А.Р.Лурия), их связь с психическими процессами и роль в управлении поведением.

Развитие психики в филогенезе. Возникновение нервной системы и ее роль в развитии психики. Гипотеза А.Н. Леонтьева о стадиях и уровнях психического отражения у животных. Сенсорная, перцептивная, интеллектуальная психика. Появление и развитие сознания. Отличия сознательной психики человека от психики животных.

Понятие сознания. Сознание и психика. Природа человеческого сознания. Основные признаки и характеристики сознания. Роль речи в функционировании сознания.

Неосознаваемые психические явления. Проявление бессознательного в процессах, свойствах и состояниях психики. Бессознательное в личности человека. Характеристика бессознательных явлений. Виды бессознательных психических явлений.

Структура и методы современной психологии

Структура современной психологии, ее задачи и место в системе наук. Психология и философия. Связь психологии с социологией, историей, педагогикой. Психология и естественные науки. Понятие общей психологии, ее предмет и структура. Основные категории психологии: образ, действие, мотивация, общение, индивид-личность. Методологические основы современной психологии. Принципы психологии: принцип детерминизма, единства сознания и деятельности, принцип развития, принцип историзма.

Классификация методов психологического исследования: организационные, эмпирические, методы обработки и интерпретации данных. Характеристика основных методов психологии: наблюдения, опроса, эксперимента, теста, оценивания, анализа продуктов деятельности. Достоинства и недостатки каждого метода, оптимальные условия его применения на практике.

Наши рекомендации