Методы изучения высшей нервной деятельности детей
Для изучения индивидуальных и возрастных особенностей нередко используются психофизиологические и нейропсихологические методы. Среди них можно выделить несколько приемов, зарекомендовавших себя как наиболее авторитетные (однако редко применяющихся психологами общего профиля) [16, 20].
Условный рефлекс, основанный на глотательных движениях (аналог слюнного рефлекса у собак), был использован учеником И.П. Павлова Н.И. Красногорским для изучения детей первого и второго года жизни (поскольку традиционная техника регистрации слюноотделения требовала выведения наружу протока слюнной железы).
А.Г. Иванов-Смоленский в качестве индикатора условных рефлексов использовал хватательное движение руки младенца (в ответ на условный раздражитель ребенку предлагалась скользящая по баллону конфета). Им же была предложена методика исследования двигательных условных рефлексов на ориентировочном подкреплении (правильное нажатие на баллон сопровождалось появлением картинки) и методика, основанная на подкреплении словом (в ответ на условный раздражитель испытуемый нажимает на баллон при команде «нажми!», а затем — только на условный раздражитель, без словесного подкрепления командой)!
Для младенцев и детей раннего возраста являются адекватными методика исследования сосательных пищевых рефлексов и методика оборонительных защитных движений глаза, использующиеся Н.Л. Фигуриным и М.П. Денисовой.
О.П. Капустник использовала также замену непосредственною раздражителя его словесным обозначением, что имеет большое значение для изучения взаимоотношений первой и второй сигнальной систем [20].
Психогенетические методы
Эта группа методов направлена на выделение факторов среды и наследственности в индивидуальных вариациях психологических качеств [14].
Генеалогический метод— метод исследования семей, родословных, который использовался Ф. Гальтоном при написании книги «Наследственный гений». Посылкой для использования метода служит следующее положение: если некоторый признак является наследственным и кодируется в генах, то, чем ближе родство, тем выше сходство между людьми по этому признаку. Поэтому в генеалогическом методе обязательно используется информация о родственниках первой степени родства, образующих нуклеарную семью (это пары родитель—потомок и сиблинг—сиблинг). Только они имеют в среднем 50% общих генов. По мере уменьшения степени родства в (предположительно) наследуемых качествах должно проявляться меньше сходства.
Существуют определенные правила составления генеалогических древ, символы и обозначения. Человек, ради которого составляется древо, называется пробандом (нем. der Proband — испытуемый). Члены родословной располагаются по строкам, соответствующим поколениям, от ранних к более поздним; дети in, же располагаются внутри одной строки по порядку рождения.
Для задач психодиагностических и психотерапевтических иногда используют вариант генеалогического метода, называемый генограммой, в котором, наряду с отношениями родства, фиксируют отношения психологической близости (тесные — отдаленные), конфликтности, а также семейные сценарные установки.
Генограмма составляется по крайней мере для семьи в пределах трех поколений и позволяет уточнить психологический контекст жизни человека (в этом случае можно говорить уже и о социальной наследуемости).
Метод приемных детейсостоит в том, чтобы включить в исследование детей, максимально рано отданных на воспитание биологически чужим родителям-воспитателям, приемных и биологических родителей. Поскольку с биологическими родителями дети имеют 50% общих генов, но не имеют общих условий жизни, а с приемными, напротив, не имеют общих генов, но разделяют средовые характеристики жизни, то возможно разведение качеств, обусловленных наследственностью или средой. Интересующий признак изучается попарно (ребенок—биологический родитель, ребенок—приемный родитель). Мера сходства указывает на природу качества.
Наследуемость признака распознается по наличию корреляции между показателями биологических родителей и детей, а не по сходству абсолютного значения показателей. Предположим, что в результате исследований обнаружилось сходство между характеристиками темперамента биологических родителей и их отданных на усыновление детей. Скорее всего, в приемных семьях дети будут испытывать влияние общих и различающихся средовых условий, в результате чего по абсолютным показателям они станут также похожими и на приемных родителей. Однако корреляции отмечаться не будет.
Несмотря на многочисленные критические замечания по поводу операциональной валидности метода, в настоящее время он признан наиболее чистым в психогенетике.
Близнецовый методиспользовался Э. Торндайком, Р. Заззо, результаты его применения изложены в работах Д.Б. Эльконина. Среди близнецов выделяют монозиготных (развившихся из одной яйцеклетки и потому обладающих идентичными генными наборами) и дизиготных (по своему генному набору аналогичных обычным братьям и сестрам, с той только разницей, что родились одновременно).
1. Метод контрольных близнецов состоит в сравнении внутри-парно монозиготных и дизиготных близнецов.
2. Метод близнецовой пары заключается в изучении распределения ролей и функций внутри близнецовой пары, нередко образующей замкнутую социально-психологическую систему, включающую каждого из близнецов в качестве подсистемы, в силу чего близнецы образуют так называемую «совокупную личность».
3. Метод контрольного близнеца состоит в том, что на одного из близнецов оказывают формирующее воздействие, а на другого — нет, и фиксируют время появления навыка. Если в конечном счете навык проявляется одновременно, это может быть отнесено за счет фактора созревания. Подобные эксперименты в области приучения годовалых детей к горшку и выработки навыка хождения по лестнице описаны Т. Бауэром.
4. Метод разлученных монозиготных близнецов используется в условиях социальных катаклизмов, когда в силу обстоятельств близнецы оказываются в существенно разных средовых условиях. Сходство качеств связывается с фактором наследственности, различие — с фактором среды.
Исторические методы (методы анализа документов)
Исторические методы, представляющие собой вариант метода отдельного случая, предназначены для изучения жизненного пути человека, особенностей среды и наследственности, которые послужили импульсами для его духовного становления. Как правило эти методы выбирают своим объектом исторического индивида — человека, деятельность которого привела к появлению результата, обладающего культурной ценностью. Однако исторический метод может быть применен и для подробного изучения вполне ординарных людей. К этой группе относят биографические, дневниковые, автобиографические методы, их общей чертой является использование первоисточников или биографий.
Биографический метод— использование личной биографии выдающегося человека на протяжении длительного периода времени для составления его психологического портрета. В случае использования данных биографа трудность состоит в интерпретации точки зрения самого биографа, который нередко вместо фактов предоставляет выводы. Если психолог заинтересовался душевным устройством выдающегося человека, он может составить его жизнеописание и раньше официального биографа, сосредоточиваясь на психологических характеристиках; в этом случае он проводит «психографию». Вариантом биографического является также патографический метод, введенный П. Мебиусом (описание болезней выдающихся людей). В отечественной науке патографический метод использовался известным генетиком В.П. Эфроимсоном для изучения предпосылок гениальности [12,17].
Дневниковый метод— вариант биографического метода, обычно посвящен изучению жизни ординарного человека, содержит описание его развития и поведения, произведенное в течение длительного времени экспертом (родителями, воспитателем, коллегой). Дневниковый метод основан на наблюдении (в сущности, представляет собой протокол наблюдений). Этот метод признан в психологии развития весьма авторитетным — многие известные психологи прошлого, например, Ж. Пиаже, В. Штерн, Д.Б. Эльконин, Н.А. Менчинская, создали свои теории, основываясь почти исключительно на наблюдениях за собственными детьми и внуками [17,20].
Для того чтобы дневниковый метод сделать более валидным, необходимо, устанавливая контроль за побочными переменными, соблюдать технику ведения дневника: поддерживать неведение объекта наблюдения, фиксировать результат наблюдения возможно скорее после того как оно было осуществлено, разделять факты и толкования, описывать сопутствующие обстоятельства [17].
Автобиография— это жизнеописание, основанное на непосредственных впечатлениях и ретроспективном опыте. Научная ценность применения данного метода ограниченна: процессы личностной динамики (психологические защиты) могут приводить к существенным искажениям в изложении фактов. Новейшие методы фиксации фактов биографии связаны с возможностями видеозаписи, что делает результаты более достоверными.