Занятие 7. Тренировка гибкости поведения
Необходимые материалы: бумага, цветные карандаши, фломастеры, магнитофон, кассета со спокойной инструментальной музыкой, талисман.
Ход занятия:
1. Ритуал приветствия (включение в работу).
2. Игра «Угaдaй, кто я» (для создания рабочей атмосферы, раскрепощения).Участники по очереди показывают пантомимы, изображая какое-то помещение в школе. Остальные должны догадаться, какое именно помещение загадано. Некоторые дети могут демонстрировать вербальную агрессию, которую необходимо пресекать в рамках установленных правил.
3. Игра «Школа для животных» (развитие гибкости поведения в ситуации урока).Каждый участник рисует себя в образе какого-нибудь животного. Характер животных обсуждается. Затем моделируется ситуация урока (учителем может быть кто-то из участников-лидеров). Учитель продолжает урок, а остальные ведут себя в соответствии со своей ролью (трясутся от страха, ни на что не обращают внимания
и т. д.). После этого рисунки произвольно перераспределяются, учитель сменяется (по жребию), каждый демонcтpиpyeт доставшееся ему поведение. Детям, испытывающим трудности в моделировании поведения, ведущий может оказать поддержку и помощь.
4. Упражнение «Mope» (для обучения навыкам саморегуляции).Релаксация с визуализацией (желательно под музыку).
5. Ритуал завершения занятия (ассимиляция опыта, выход из занятия).
Занятие 8. Закрепление позитивного отношения к школе
Необходимые материалы: магнитофон, кассета со спокойной инструментальной музыкой, бумага, цветные карандаши, фломастеры, скотч, талисман.
Ход занятия
1. Ритуал приветствия (включение в работу).
2. Игра «Замороженные» для создания рабочей атмосферы, позитивного настроения, для развития навыков эмоционального самоконтроля. Участники с помощью приема «Выбор кота Базилио» делятся на две группы, встают в два круга – внутренний и внешний. Во внутреннем круге стоят «замороженные». Их задача – не реагировать на попытки их рассмешить, предпринимаемые остальными участниками. «Замороженные» должны продержаться одну минуту, затем группы меняются ролями. Условие: до «замороженных» нельзя дотрагиваться. Проявления агрессии в адрес «замороженных» должно пресекаться согласно правилам.
3. Игра «Школа для людей» для формирования позитивной установки на школу. Разыгрывается урок ИЗО, на котором дети рисуют картинку – «что мне нравится в школе» (желательно под музыку). Учитель, выбранный по жребию, всех хвалит (важно, чтобы это был неагрессивный ребенок). Устраивается выставка рисунков, они комментируются авторами.
4. Упражнение «В лесу» (обучение приемам саморегуляции).Релаксация с визуализацией (желательно под музыку).
5. Ритуал завершения занятия (ассимиляция опыта, выход из занятия).
Занятие 9. Повышение самооценки участников группы
Необходимые материалы: ватман, маркер, талисман, магнитофон, кассета с релаксационной музыкой.
Ход занятия
1. Ритуал приветствия (включение в работу).
2. Игра «Встаньте те, кто...» (формирование рабочего настроя, установки на рефлексию). Ведущий произносит фразу «Встаньте те, кто...» И называет какое-нибудь качество. Все, кто считает, что у него есть это качество, встают и хором говорят: «Желаем всем хорошего настроения».
3. Упражнение «Кораблик успехов» (для повышения самооценки через самоанализ достоинств).Участникам предлагается нарисовать корабль (один на всех) с тем условием, чтобы каждая проведенная ребенком линия означала какое-то его положительное качество. Каждый по очереди рисует одну линию, называя вслух свою хорошую черточку. По завершении рисунок остается на стене комнаты, где проводятся занятия группы. В случае затруднений участнику игры можно предложить варианты положительных качеств или попросить помощи у позитивно настроенных к нему членов группы.
4. Упражнение «Буря» (для обучения приема саморегуляции, повышения самооценки).Релаксация и визуализация (желательно под музыку).
5. Ритуал завершения занятия (ассимиляция опыта, выход из занятия).
Занятие 10. Развитие коммуникативных навыков участников
Необходимые материалы: ватман, рулон обоев, цветные карандаши, фломастеры, скотч, талисман.
Ход занятия
1. Ритуал приветствия (включение в работу).
2. Игра «Гомеостат» (для создания рабочей атмосферы, установки на групповую работу).Участники выстраиваются в шеренгу. По сигналу ведущего можно прыгнуть, повернувшись в любую из четырех сторон. Задача – добиться того, чтобы вся группа смотрела в одну сторону.
3. Упражнение «Герб группы» (для развития навыков эффективного общения). Участникам предлагается на большом листе бумаги (обои) нарисовать общий рисунок – герб группы. Условие: в создании рисунка все дети должны принять равное участие. При обсуждении проговариваются и записываются на ватмане правила бесконфликтного взаимодействия. Общий рисунок и ватман с правилами остаются в комнате для занятий группы. В случае конфликтов необходимо обсуждение правил совместного рисования.
4. Ритуал завершения занятия (ассимиляция опыта, выход из занятия).
Занятие 11. Закрепление представлений
о бесконфликтном общении
Необходимые материалы: рулон обоев, цветные карандаши, фломастеры, скотч, талисман.
Ход занятия
1. Ритуал приветствия (включение в работу).
2. Игра «Рука» (для создания рабочей атмосферы, установки на групповую работу).Участники группы по сигналу ведущего должны «выбросить» одинаковое число пальцев.
3. Упражнение «Портрет группы», способствующее развитию навыков эффективного общения.На большом листе бумаги участники рисуют автопортреты с учетом выработанных правил (этот коллективный рисунок остается в комнате для занятий группы, висит на стене).
4. Ритуал завершения занятия (ассимиляция опыта, выход из занятия).