Занятие «Удивительные джунгли»
Программное содержание
1. Развивать мимические и пантомимические способности детей.
2. Развивать понимание эмоциональных состояний «страха», «злости».
3. Упражнять детей в определении эмоционального значения фрагментов музыкальных произведений.
4. Развивать способность к вербализации экспрессивных признаков и ситуации возникновения «злости», «страха», «радости», «любопытства».
5. Обучать детей приемам саморасслабления.
I. Вводная часть
Детям предлагается нарисовать свое настроение «сейчас» или ту эмоцию, которую им хочется нарисовать. Потом короткое обсуждение: Разминка. Танец пяти движений.
Дети выходят на середину комнаты.
Педагог-психолог:Ребята, вы уже знаете, что музыка своими звуками передает различные настроения. Музыка помогает нам красиво двигаться.
Включается поочередно разная музыка, в соответствии с сюжетом, психолог показывает движения, дети повторяют.
• Течет прозрачная вода – мягко, плавно – выполняются «волны»: поочередно правой и левой руками, взмахи руками в центр круга, «волны» впереди себя.
• Идем через чащу резко, четко – дети маршируют, высоко поднимая колени и размахивая руками.
• Превращаемся в сломанную куклу – дети поднимают руки через стороны вверх. Последовательно расслабляют кисти рук, сгибают руки в локтях, свободно опускают руки вдоль корпуса, опускают голову. Затем наклоняют корпус, колени чуть согнуты.
• Летаем, как бабочки – легко, изящно – легкий бег на носках, кружение, кружение в парах.
• Отдыхаем – дети стоят без движений, взявшись за руки, глаза закрыты.
II. Основная часть
Мимическая гимнастика
Дети рассаживаются вокруг плаката, изображающего лица с выражением разных настроений. Психолог поочередно указывает на лица, дети называют настроение, стараясь передать интонацию радости, грусти, удивления и пр.; передают настроение с помощью мимики. Пауза.
Подвижная игра «Дракон кусает свой хвост»(М.И. Чистякова)
Играющие стоят друг за другом, держась за талию впереди стоящего. Первый ребенок – это голова дракона, последний – кончик хвоста. Под оживленную музыку первый играющий пытается схватить последнего – дракон ловит свой хвост. Остальные дети цепко держатся друг за друга. Игра проводится 2–3 раза под оживленную музыку.
Сюжетная игра «Тигр и обезьяна» (любопытство, злость, страх)
Психолог:Знаменитый индийский скульптор решил вылепить скульптурную группу, которая называется «Тигр и обезьяна». Он с большим интересом приступил к работе. (Дети изображают мимику любопытства: пристальный взгляд, нижняя губа закушена.) И вот скульптура почти готова: веселая обезьяна сидит на корточках с бананом в руках и не замечает, что за ее спиной стоит тигр и вот-вот на нее набросится! (Дети изображают угрожающую позу и гневную мимику тигра: брови сдвинуты, глаза прищурены, губы оттопырены.) Скульптор обходит вокруг своей работы, поправляет ее, показывает фигурам нужное настроение. Наконец он доволен и ложится отдохнуть рядом со своей скульптурой. С первыми звуками музыки скульптурная группа оживает: тигр догоняет перепуганную обезьянку. Покажите, как меняется ее настроение! (Мимика испуга: брови приподняты и сдвинуты, глаза расширены, рот раскрыт.) Как только заканчивается музыка, тигр и обезьяна застывают в прежних позах. Скульптор просыпается, любуется своей работой. Он и не знал, что скульптура оживала!
Распределяются роли, под музыку игру повторяют дважды.
В заключение психолог спрашивает детей о том, какое настроение было у скульптора, тигра, обезьянки, предлагает найти соответствующее изображение на плакате.
Релаксация «Факиры»(М.И. Чистякова)
Психолог предлагает детям превратиться в факиров. Дети садятся на ковер, скрестив ноги по-турецки, руки на коленях, голова опущена, глаза закрыты. Под музыку (релаксационную) 10 факиров отдыхают. Психолог рассказывает, что всем факирам снится один и тот же сон: они видят во сне то, что делали на занятии (указываются достижения каждого ребенка).
В конце занятия детям предлагается нарисовать свое настроение «сейчас». Потом в кругу все желающие делятся своим мнением о занятии, учатся выражать свое текущее эмоциональное состояние.
Подводится итог занятия.
Библиографический список
1. Карелина И.О. Эмоциональное развитие детей 5–10 лет / И.О. Карелина. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 144 с.
2. Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, врачей и специалистов, работающих с детьми / М.В. Киселева. – СПб.: Речь, 2006. – 160 с.
3. Малкина-Пых И.Г. Психосоматика: справочник практического психолога / И.Г. Малкина-Пых. – М.: ЭКСМО, 2005. – 992 с.
4. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество : учебник для вузов / В.С. Мухина. – М.: изд. центр «Академия», 2004. – 456с.
5. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе / Р.В. Овчарова. – М.: ТЦ «Сфера», 2005. – 240 с.
6. Практикум по возрастной психологии : учеб. пособие / под ред.
Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. – СПб.: Речь, 2002. – 694 с.
7. Рабочая книга школьного психолога / И.В. Дубровина, М.К. Акимова, Е.М. Борисова и др.; под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Просвещение, 1991. – 303 с.
8. Соколова Е.В. Предупреждение и коррекция поведенческих расстройств у детей : учебно-методич. пособие / Е.В. Соколова, К.Ю. Гуляева. – Новосибирск: Изд-во НГИ, 2003. – 78 с.
9. Столяренко Л.Д. Основы психологии : учеб. пособие / Л.Д. Столяренко. – Ростов н/Д: Феникс, 2003. – 672 с.
10. Шапарь В.Б. Новейший психологический словарь / В.Б. Шапарь,
В.Е. Россоха, О.В. Шапарь; под общ. ред. В.Б. Шапарь. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005. – 808 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 2
Психокоррекционная программа
«формирование адаптивного поведения
у учащихся средней школы»
Составители:студенты Л. Дмитриева, О. Савинова, К. Васина
Содержание работы
Пояснительная записка